Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческое измерение






История – это память народов. Она является своеобразным зеркалом, в котором отражается образ народов. «Взор, обращенный в прошлое, – справедливо отмечает немецкий философ К. Ясперс, – погружает нас в тайну человеческого бытия. То, что у нас вообще есть история, что история сделала нас такими, какими мы кажемся сегодня... все это заставляет нас задать ряд вопросов. Откуда это? Куда это ведет? Что это означает?»[4].

Элементы исторического сознания включены в разные сферы духовной жизни общества, его культуры, являются составной частью идеологии, служат для обоснования политических программ.

Человек не может быть безразличен к прошлому, если желает выжить. В книге Ч. Айтматова «Буранный полустанок» есть поучительная легенда. Племя завоевателей подвергло своих пленников следующей процедуре: им начисто обрили головы, натянули на них кусок сырой верблюжьей шкуры и связанными оставили их на солнцепеке.
Те, кто выдерживал эту мучительную пытку (пытку потому, что голова пленника сжималась подобно железному обручу), становились манкурантами – лишенными памяти подобиями людей. Манкурант превращался в раба, не ведавшего страстей, чувств, любви. Он сохранял только покорность хозяину, а из радостей – насыщение.

Историческое беспамятство – вещь не менее страшная. Человек, лишенный исторической памяти, перестает быть человеком как таковым.

Тема манкурантов, нередко звучащая в публицистике, – это предупреждение обществу, продвижение вперед которого может и должно осуществляться на основе исторического знания о прошлом своей страны. Вне связи с предшествующими поколениями, напоившими своими потом и кровью землю, на которой мы живем, мы – никто и ничто, иваны, не помнящие родства; люди без роду и племени.

Историю как память о прошлом сопровождают нередко, искажая ее, разного рода наслоения, фальсификации и мифы. Они имеют огромную власть над сознанием людей, порой делая их неспособными воспринимать достоверную информацию, противоречащую неким догмам или стереотипам. И неудивительно, что одни и те же события разными народами могут восприниматься различным образом.

В исторической памяти каждого народа можно найти периоды амнезии[5].
Это относится, прежде всего, к событиям, не составляющим славы ни руководителям, ни народу. И тем не менее, люди читают книгу истории, узнавая правду о самих себе. И знание истории – это политическая проблема. История не просто связана, она подчас смыкается с политикой. Неудивительно, что происходящие в последние годы изменения в России потребовали серьезной перестройки всей системы изучения истории.

История дает уроки управления и руководства обществом. Политические лидеры строят свою деятельность с учетом исторической перспективы, опираясь на опыт предшествующего политического развития. При этом перед политическим сообществом неизбежно встает дилемма, связанная с выработкой отношения ко всему, что связано с прошлым: либо продолжать линию исторического развития, либо добиваться радикальной смены этой линии. Так, после Октябрьской революции 1917 г. большевики ставили задачу устранения всего, что было связано с политикой и символами царского режима в России. Подобное повторилось и в 1991 г., когда после августовских событий предпринимались попытки полного разрыва с коммунистическим прошлым. Правда, здравый смысл восторжествовал достаточно быстро, и в настоящее время проводится более взвешенная политика в отношении нашего исторического прошлого. Об этом наглядно свидетельствует факт принятия государственной символики: трехцветный флаг утвержден в качестве государственного, а красное полотнище стало военным знаменем; российский герб повторяет, по сути дела, герб царской России; сохранена музыка государственного гимна Советского Союза, изменены только слова гимна. Такое решение является компромиссом и одновременно подходом к восстановлению некой «связи времен» как практического выражения преемственности в историческом развитии.

История может и должна помогать делу просвещения политических руководителей и народов с тем, чтобы предотвращать саму возможность повторения ошибок прошлого.
Так, современный федерализм в Германии можно рассматривать как средство защиты от трагического по своим последствиям централизма Третьего рейха. Конституционные изменения, связанные с утверждением режима V Республики во Франции, были политическим ответом на слабость парламентского режима в этой стране после Второй мировой войны. Решение о создании федеральных округов в России продиктовано не только потребностью повышения уровня управляемости страной, но оно вписывается, по мнению многих специалистов и политических деятелей, в российские политические традиции и исторический опыт страны.

Особо следует сказать о том, что историческое прошлое позволяет конструировать будущее. Каждый народ, как известно, имеет «некую идею» о самом себе. Стремление подтвердить эту идею или идеал может иметь мощный стимул, позволяющий преодолевать, казалось бы, непреодолимые препятствия. Потребность в таких идеях или идеалах особенно велика в период трудных моментов исторического развития, например в период преодоления последствий стихийных бедствий или восстановления народного хозяйства в послевоенный период. Так, выдвинутая генералом де Голлем идея «величия Франции» определила содержание политического развития страны после 1958 г. Иногда народы стремятся возродить образы прошлого. Так, идеалы и мотивы старой Персии, опирающейся на религию, определили содержание исламской революции в Иране и наложили отпечаток на развитие страны после 1979 г. Память об империи ацтеков является своеобразной апелляцией к достоинству и величию народа Мексики. В этой связи, видимо, правомерно говорить о том, что, проводя преобразования в России в настоящее время, нам нельзя не учитывать как монархических настроений, так и памяти о недавнем коммунистическом прошлом нашей страны.

История, понимаемая как обращение к памяти, актуализируется через всякого рода акции увековечения. Это осуществляется с помощью установления или сохранения памятников, проведения праздников в честь памятных в истории страны дат и событий и т. п.

Нужно сказать, что правящие структуры любой страны всегда стремятся использовать историю в своих интересах. Власть стремится предстать в глазах населения в роли «наследника» славных периодов исторического развития и продолжателя дел выдающихся политиков прошлого.

История являет собой не только изложение прошлого народа, но она неизбежно является историей политических режимов и даже определенной политики. Видимо поэтому, она не является застывшей и неизменной. Она нуждается в постоянном развитии. Этого требует и сама политика.

Политика взаимодействует с историей с помощью философии истории. Вряд ли есть в мире народы, у которых история не имеет определенного, в том числе и политического, смысла. Именно на философию истории опираются все политические идеологии, которые, как известно, стремятся сформулировать смысл политического развития общества.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал