Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая система в современной России 1 страница






Политическая система современной России представляет собой совокупность субъектов политики, сознательно взаимодействующих на основе политической культуры по поводу политической власти.

К субъектам политики, реально действующим в современной России, можно отнести государство, политические партии, личности, а политическую систему можно представить в следующем виде (рис. 2.1):

 

 

Рис. 2.1. Структура политической системы современной России

 

В политической системе современной России выделяются:

1. Политическая власть как ядро политической системы.

2. Государство как основа политической системы.

3. Личность как начальный субъект политики.

4. Политические партии.

5. Политическая культура как основа политического поведения.

6. Политические отношения как проявление взаимодействия субъектов политики.

7. Политическое сознание как совокупность теорий, идей, взглядов, представлений, присущих политическим субъектам.

Политическая система современной России является формирующейся, развивающейся политической системой.


2.5.2. Политические режимы

 

Понятие политического режима является одним из ключевых властнообразующих категорий политологии, характеризующих политическую систему общества, методы установления и способы применения политической власти.

Политический режим (от лат. «режим» – порядок управления) – это совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти.

Основными характеристиками политического режима являются:

· приемы и методы осуществления политической власти;

· степень реализации демократических прав и свобод личности;

· степень развития права;

· отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности;

· мера соответствия официальных норм и реалий политической жизни.

Политология выделяет четыре основных политических режима: тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Характеристика политических режимов

 

Критерии Режимы
Демократический Тоталитарный Авторитарный
Законодательство Развитая система демократических законов Система законов минимальна Система законов мало разработана
Полномочия главы государства Строго ограничены законом Фактически не ограничены Практически не ограничены
Представительные органы Имеют широкий круг полномочий Марионеточны Марионеточны или отсутствуют
Принцип разделения власти Реализован Формально признается Отвергается
Полномочия местных органов власти Максимальные Формально широкие Минимальные
Партии Многопартийность Правящая партия огосударствленна Одна массовая политическая партия
Идеология Политический плюрализм Господство одной идеологии Одна официальная идеология
Права и свободы Разрешено все, что не запрещено законом Запрещено все, что не разрешено законом Разрешено все, что не имеет отношения к политике
Карательные органы Строго регламентированы законом Осуществляют массовые политические репрессии Осуществляют тайный политический сыск
Оппозиция Действует легально Запрещена Отрицается

 

Либеральный и демократический режимы похожи, поэтому в таблице дана характеристика лишь демократического режима. Принципиальная разница заключается в том, что либеральная власть позволяет обществу и социальным группам влиять на принимаемые решения, а демократическое общество само выбирает носителей власти.

Таким образом, политическая система представляет целостное образование, выполняет специфические функции по обеспечению и регулированию политической жизни общества и организации политической власти. Политический режим характеризует приемы и методы использования политической власти.

 

 

2.6. Политическая власть

 

 

2.6.1. Сущность политической власти

Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.

Великий древнегреческий философ Аристотель Стагирит (384 – 322 гг. до н. э.) в своей работе «Политика» утверждал, что «Существует много разновидностей властвующих и подчиненных, однако, чем выше стоят подчиненные, тем более совершенная сама власть над ними; так, например, власть над человеком более совершенна, чем власть над животным. Ведь чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая им работа…

Во всяком живом существе прежде всего можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями – как государственный муж».

Во все времена политическая наука считала неразрывными политику и власть. Власть есть основной инструмент и цель политики в обществе. Общество потому и является обществом, что объединяющими факторами являются взаимодействие людей, обмен и власть. «Тот, кто участвует в политике, тот обязательно борется за власть», – известная формула М. Вебера.

Существует множество определений власти. Приведем некоторые из них.

Власть – это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.

Власть – это политическое господство над людьми.

Власть – это система государственных органов.

Власть – это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Власть – это способность или потенциальная возможность принимать и приводить в исполнение решения, оказывающие воздействие на поведение и действия людей.

Американский политолог Г. Саймон определяет власть таким образом: «А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В».

Фрейд З. объясняет стремление к власти и обладание ею, как компенсацию на подавленное либидо (половое влечение).

Большинство ученых согласны в том, что понятие власти в социально-политических науках играет столь же фундаментальную роль, как и, например, понятие энергии в физике. Однако во взглядах на природу и сущность власти все еще не достигнута та степень согласия, которая необходима для устойчивого основания теории власти на собственной понятийной основе.

Тем не менее в настоящий момент уже достаточно четко обозначились два основных теоретических подхода к пониманию власти. Согласно первому из них, традиции которого идут еще от Т. Гоббса, власть есть некоторое индивидуальное свойство, способность одних индивидов добиваться своих целей, воздействуя специфическим образом на других индивидов. По классическому определению М. Вебера, власть представляет собой «возможность индивида проводить внутри данных общественных отношений свою волю, даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основывается». Этот подход можно назвать «казуальным» (от лат. «казуалис» – случайный, единичный).

Согласно второму подходу, который сейчас все чаще применяется и который можно назвать «системным» (Т. Парсонс, Х. Арендт, М. Фуко и др.), власть не есть свойство отдельных индивидов.

Она представляет собой некое системное свойство, существующее лишь внутри группы или общества в целом и существующее в них лишь до тех пор, пока эта группа действует согласованно.

Самым общим и абстрактным определением власти может быть ее определение как зависимость человека от чего-либо.

В таком случае, по субъекту власти, над человеком могут быть только три принципиально различных типа власти: власть вещей, власть людей и власть идей.

По объекту же, может быть только два типа власти: власть над вещами (включая и животных) и власть над людьми. Власти же над идеями быть не может. Говоря словами Вольтера, мы так же не властны в течении наших мыслей, как и в обращении нашей крови.

Власть вещей над человеком проявляется просто: человек либо страшится их, либо желает. Проявление такой власти вещей над человеком называется потребностью.

Власть человека над человеком более сложна. Она проявляется в двух планах: физическом и психическом.

Во-первых, человек может страшиться или желать (вожделеть) другого человека как физическое существо.

Во-вторых, он может страшиться или желать его как индивида, обладающего определенными знаниями, умениями и чувствами (отношением к нему). Такова, например, власть родителей над детьми, старших над младшими, опытных над неискушенными, умных над глупыми, талантливых над бездарными, профессионалов над профанами и т. д. Однако все такого рода межличностные властвования-зависимости находятся, очевидно, целиком еще в рамках природного, или естественного, отношения между людьми. Ничего специфически политического в них еще нет.

Третий вид власти над человеком – это власть идей. Э. Тоффлер развивает свою теорию трех типов власти – власти силы, власти богатства и власти знаний («информации»). Все эти три типа власти Тоффлера относятся к вышеуказанным природным зависимостям людей. Власть силы – это физическая зависимость людей от более сильных, лучше вооруженных или более многочисленных и организованных других людей. Власть богатства – это власть вещей, контролируемых другими людьми. И власть знаний – это также природная власть более сведущих, более умелых и т. д.

Однако предметом политики является не всякая власть, а только власть в публичном смысле слова. Еще Аристотель стремился отделить авторитет политического лидера в ассоциации (полисе) от других форм власти: хозяина над рабом, мужа над женой, родителей над детьми.

Вебером М. сформулирована позитивистско-социологическая концепция определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность отношений между политическими субъектами в обществе. В связи с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С.

Таким образом, можно определить политическую власть как способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие влияние на действия и поведение субъектов политики.

Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения.

Принуждение – это характерный признак и функция любой политической власти.
Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах.

В Конституции Российской Федерации утверждается, что «...Россия есть демократическое федеральное правовое государство...». Задача правового государства – строго выдерживать меру между позитивными стимулами и принуждением. Это и есть политика властвовать, политика миротворчества, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными движущими силами и социальными интересами.

Современная политологическая наука знает несколько подходов к исследованию проблем власти. Главным в этих концепциях является вопрос об источниках или основаниях власти, поиск модели воспроизводства и концентрирования власти.

Системное направление современных концепций политической власти:

· ориентировано на поиски тайны власти в общественных структурах;

· основу властеотношений видит в противоречии или несимметричности функций как выражении общественной системы;

· потребность власти видит в противоречиях между запросами, интересами, ожиданиями и возможностями;

· определяет власть как производную от статуса субъекта способность действовать, ставить условия.

Бихевиористское направление концепций политической власти включает в себя:

· ролевые (реляционистские) теории;

· поведенческие теории;

· теорию обмена ресурсов и др.

Основные положения бихевиористского направления:

· основа властеотношений – контроль одного субъекта над другим;

· некоторые исследователи видят исходное начало власти в воле, как естественном свойстве человека, в его агрессивности и стремлении к большему и лучшему;

· власть проявляется в силе, способностях (руководителя), и люди жаждут быть в услужении (подчинении), стремятся присоединиться к воле кого-либо;

· человек – первоисточник власти;

· критическое отношение к особой роли государства в упорядочении отношений между людьми.

Марксистско-ленинское направление понимает политическую власть как волю класса, как господство одних над другими, как подчинение организованной силе. Акцент делается на классовом господстве-подчинении, а политическая власть видится исключительно сквозь призму понятий диктатуры пролетариата и диктатуры буржуазии. Но такой подход может отражать реальные отношения только в обществе с устойчивыми классовыми размежеваниями. Марксизм абсолютизировал зависимость власти от классовых отношений.

В чем же заключается необходимость политической власти?

Во-первых, политическая власть инклюзивна (от лат. «инклюзере» – включать), проникает и функционирует во всех сферах общественной жизни.

Во-вторых, политическая власть регулирует общественные отношения (между государством и партиями, между группами людей и т. д.).

В-третьих, политическая власть необходима для организации общественного производства.

В-четвертых, политическая власть подчиняет всех членов общества (государства) единой воле.

В-пятых, поддерживает целостность и единство общества как социального образования.

В-шестых, политическая власть выполняет роль связующей компоненты людей и социальных групп внутри общества.

Характерные признаки политической власти:

· доминирование властной воли;

· наличие особого аппарата управления;

· суверенитет органов власти;

· монополия на регламентацию жизни общества;

· возможность легального принуждения в отношении общества и личности;

· моноцентричность – наличие единого центра принятия решений;

· многообразие ресурсов;

· публичность – всеобщность и безличность, адресованность всем гражданам от имени всего общества с помощью права.

Политическая власть, ее характер определяется источником.

Источником власти в демократическом государстве является народ.

Конституция Российской Федерации (ст. 3) определяет, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Народ, как источник власти, осуществляет ее:

· непосредственно через выборы и референдумы, участвуя в выборах и реферндумах;

· через органы государственной власти;

· через органы местного самоуправления.

В качестве атрибутов политической власти выступают:

· экстенсивность – число объектов, широта воздействия власти.

· обширность – число сфер, в которых осуществляется власть.

· интенсивность – мера воздействия власти на ее объект.

Воздействие власти на объект осуществляется в различных формах. Основными формами осуществления власти являются:

· господство;

· руководство;

· управление;

· координация;

· организация;

· контроль.

Политическая власть использует различные средства своего осуществления.
К основным из них можно отнести:

· право;

· авторитет;

· убеждение;

· традиции;

· манипуляции;

· принуждение;

· насилие.

Власть, как общественное явление, выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции. В системном виде можно выделить также следующие основные функции власти:

· анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций;

· определение собственной стратегии и частных, тактических задач;

· репрессивная функция – надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения;

· присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными – воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т. д.);

· распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т. п.);

· преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики.

Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на основных уровнях его социальной структуры: общественном, публичном, групповом, личном.

Это дает основание рассмотреть структуру политической власти как следующие функционально действующие уровни:

1. Макрополитическая система высших инстанций (правительство и его органы, высшие партийные органы и т. п.).

2. Мезовласть – власть среднего звена.

3. Микроуровень власти – власть внутри малых групп; самоуправление.

Анализ видов, форм и функций власти позволяет построить ее определенную классификацию, или типологию. По проблеме типологии власти существует множество мнений и концепций. С учебной точки зрения попробуем типологию власти рассмотреть многосторонне. Это важно для оценки облика власти, ее роли в обществе, перспективности и процесса функционирования.

Типология политической власти по следующим признакам:

По степени институциализации власть различают:

· Институционно организованная власть в форме различных учреждений со структурами руководящих и подчиненных уровней, иерархий типа: распоряжение-подчинение. Это президентская власть, правительственная, муниципальная и т. п.

· Неинституционная, неформальная власть – власть в малых неформальных группах.

По объему прерогатив власти различают:

· международная власть всемирных организаций;

· международная власть союзов, блоков стран;

· власть государства во внешнеполитических отношениях;

· государственная власть;

· ассоциативная власть (партийная, групповая, местной администрации).

По субъекту власти:

· личная (царская, королевская, президентская и т. п.);

· коллективная (партийная, власть группы, клана, класса и т. п.);

· парламентская;

· правительственная;

· судебная.

По структуре правящего субъекта власть различается:

· единоличная (монарх, диктатор)

· единоначальная (президент, премьер-министр);

· полиархическая (группа власти, олигархия).

По применяемым методам выделяются:

· власть-господство;

· власть-насилие;

· власть-авторитет;

· харизматическая власть и др.

По режиму правления:

· демократическая;

· авторитарная;

· деспотическая;

· тоталитарная;

· бюрократическая и др.

По социальному типу:

· рабовладельческая;

· феодальная;

· капиталистическая;

· социалистическая.

Политическая власть осуществляется особым слоем людей, составляющих аппарат власти, управляющей обществом (бюрократия). Этот аппарат подчиняет все слои общества своей воле (воле правителя, парламентского большинства, политической элиты и т. д.), управляет на основе организованного принуждения вплоть до возможности физического насилия в отношении социальных групп и отдельных людей.

Аппарат политической власти – это особый социальный слой, не совпадающий с обществом в целом, особый разряд людей, профессионально занимающихся управлением, в частности путем принуждения. Он существует и функционирует за счет налогов с населения, которые устанавливаются и взимаются либо по праву – когда налогоплательщики являются свободными собственниками, либо произвольно, силой – когда они несвободны.
В последнем случае это уже не налоги в собственном смысле, а дань или подати.

Аппарат политической власти, и прежде всего его руководители, выражает интересы общества так, как он их понимает:

· при демократии аппарат больше выражает реальные общественные интересы (интересы социальных групп);

· при авторитаризме правители сами определяют, в чем состоят интересы общества.

В силу относительной независимости аппарата власти от общества корпоративные интересы аппарата и отдельных правителей могут и не совпадать с интересами большинства других социальных групп. Аппарат власти и правители всегда стремятся выдавать свои интересы за интересы общества в целом, а их интересы в первую очередь заключаются в сохранении и упрочении власти, в сохранении власти именно в их руках.

Аппарат политической власти как организация включает в себя:

· законодателя (им может быть и парламент, и единоличный правитель);

· правительственно-административные органы;

· финансовые органы;

· полицию;

· вооруженные силы;

· суд;

· карательные учреждения.

Все высшие полномочия политической власти могут быть соединены в одном лице или органе власти, но могут быть и разделены. В узком смысле аппарат власти, или аппарат управления, государственный аппарат – это совокупность органов власти и должностных лиц, исключая выборных членов законодательного собрания (органов народного представительства) и судей.

Аппарат политической власти государства обладает монополией на принуждение вплоть до насилия на всей подвластной территории и в отношении всего населения. Никакая другая социальная власть не может конкурировать с публичной политической властью и применять силу без ее разрешения. Это означает суверенитет политической власти государства, т. е. ее верховенство на подвластной территории и независимость от организаций власти, действующих за пределами этой территории. Только аппарат политической власти может издавать законы и другие общеобязательные акты.

Таким образом, политическая власть государства характеризуется следующими формальными признаками:

· объединяет подвластных (народ, население страны) по территориальному признаку, создает территориальную организацию подвластных, политическую ассоциацию, интегрируемую публично-властными отношениями и институтами;

· осуществляется специальным аппаратом, не совпадающим со всеми членами общества и существующим за счет налогов, организацией, управляющей обществом на основе принуждения вплоть до насилия;

· обладает суверенитетом и прерогативой законотворчества.

Организация политической власти и ее функционирование могут быть регламентированы законами. При этом реальные политические публично-властные отношения могут более или менее существенно отклоняться от того, что установлено законом. Власть может осуществляться по закону и независимо от закона, по воле правителя.

Наконец, политическая власть государства может быть разной по содержанию, а именно возможны два принципиально противоположных типа:

· либо власть существует ради свободы подвластных, защищает их свободу и ограничена свободой подвластных;

· либо она уничтожает свободу подвластных и является неограниченной.

Если хотя бы часть подвластных свободна по отношению к власти, то это значит, что они политически свободны и участвуют в государственно-правовом общении, обладают правами по отношению к аппарату власти, а поэтому участвуют в формировании и осуществлении политической власти.

Противоположный тип называется деспотией – «таким устройством, при котором уничтожается всякая свобода подданных, не имеющих в таком случае никаких прав» (И. Кант).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что политическая власть существует в каждом обществе в той или иной форме, органически пронизывает все общественные сферы.

 

 

2.6.2. Легитимность политической власти

 

Легитимность (от лат. «легитимность» – законный) политической властиэто законность власти, ее общественное признание и одобрение.

Термин «легитимность» возник в начале XIX в. во Франции и выражал стремление восстановить власть короля, как единственно законную, легитимную в отличие от узурпированной власти Б. Наполеона. (Кстати, в те времена в России Наполеона называли узурпатором).

Требование легитимности власти, возникшее как реакция против насильственной смены власти и насильственной перекройки государственных границ, в наши дня является обязательным признаком цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности.

Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим людям. Но легитимность не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, анархисты.

Легитимность не означает также, что все граждане поддерживают данную власть.
В обществе всегда есть критики власти, несогласное меньшинство.

Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества. Такое возможно при согласии с данной властью и при развитой культуре законопослушания.

Что может служить первичным критерием легитимности?

Существуют два подхода к определению первичного критерия легитимности.

1. Либерально-демократический. Сторонники этой позиции считают легитимной только власть, сформированную в результате демократических процедур.

2. Прагматический, или политического реализма. Представители этого подхода считают, что главное не только в выборности власти, но и в ее способности овладеть сложной ситуацией в обществе и поддерживать стабильность. Если в результате революции или переворота устанавливается власть, способная поддерживать порядок, стабильность, то такую власть можно признать, считают сторонники политического реализма. Так было в СССР после Октябрьской революции, с хунтой Пиночета в Чили и т. п.

Признаками легитимности власти служат следующие:

· убеждение народа, подданных, граждан в правомерности данной власти, данного строя;

· свобода выражения гражданами своей воли.

История человечества знает несколько типов легитимности власти. Познакомимся с некоторыми из них.

1. Тип легитимности, когда власть основана на праве наследования престола. Такая легитимность соответствовала нормам традиционного общества, но эта традиционность, в свою очередь, определяла ограниченность власти монарха. Ведь политические, экономические и другие акции монарха, не популярные в народе, могли выполняться только с применением насилия (в истории России это Иван Грозный, Петр I).

2. Харизматический тип легитимности власти.

Этот тип легитимности разработан М. Вебером, который считал, что харизма – это,
по сути, сверхчеловек, выделяющийся из массы своими особыми качествами.

Образцы харизмы Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, Соломоне, Александре Македонском, Цезаре, Наполеоне.

В XX в. сформировалась плеяда лидеров, обладающих качествами харизмы: Мао Цзедун, Гитлер, Ш. де Голль, Сталин, Тито, Черчилль, Рузвельт, Неру и др.

3. Либерально-демократический, или конституционалистский тип легитимности.

Этот тип легитимности основан на следующих положениях:

· возможность для граждан свободного волеизъявления;

· выборность народом всех центральных органов власти;

· конституционная ограниченность сферы деятельности государства;

· равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона.

4. Этнический тип легитимности власти.

В этом случае формирование властных структур, политической и экономической элиты осуществляется по национальному признаку.

Формирование этого типа легитимности характерно для некоторых стран, составлявших СССР, африканских, азиатских государств.

Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности или одного клана, манипуляции идеей национального государства, при пассивности лиц некоренного населения или других кланов.

Видимо, можно с уверенностью предположить, что этнический тип легитимности не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового развития является установление конституционного типа легитимности.

С легитимностью политической власти тесно связана проблема распределения властных полномочий между носителями власти. Это распределение властных полномочий называется разделением властей.

Идея разделения властей, появившаяся в Новое время в европейской политической мысли (Дж. Локк, Ш. Монтескье), впервые нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах Великой французской революции, реализовавшись в политической практике целого ряда стран. Политический опыт этих стран свидетельствует о целесообразности разделения властей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал