Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политическая система в современной России 3 страница
· но конфедерации недолговечны. Они распадаются по достижении общих целей либо превращаются в федерации. В настоящее время конфедераций не существует. Кроме того, по типу политического режима государства бывают демократическими, тоталитарными, авторитарными. Об этом мы говорили ранее. Государства можно подразделять по устойчивости политической жизни, ее непрерывности и преемственности. Здесь выделяются неустойчивые и стабильные государства. Неустойчивые отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов. Так, на латиноамериканском континенте за последние 150 лет произошло 535 государственных переворотов. Государства могут быть типологизированы по приоритетным, преимущественным функциям. Можно выделить военное, или полицейское, государство, социальное, правовое. Военное, или полицейское, государство характеризуется гипертрофированным развитием структур государственного насилия – армии, полиции, служб безопасности. Правовое государство имеет основное предназначение в развитии структур, обеспечении защиты прав всех членов общества. Граждане подчиняются праву как высшей силе. Гарантировано равноправие всех граждан и правителей перед законом. Правовому государству присущи следующие признаки: · верховенство закона во всех сферах жизни; · разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; · эффективные формы контроля и надзора за соблюдением законности; · разделение государственных и негосударственных политических институтов; · взаимная ответственность государства и личности. Социальное государство сосредотачивает основные усилия на проведении активной социальной политики, содействует смягчению и предупреждению социальных конфликтов. Имеются также и другие критерии для типологии государств. По отношению к религии государства могут быть светскими и религиозными. Религиозные государства управляются, как правило, духовными лицами. Господствующая религия признается основой правления. Подобные структуры, например, в исламских государствах приобретают большую значимость (Исламская республика Иран, Пакистан). Особое место в типологии государств занимает советское государство. С самого начала оно создавалось в оппозиции теории правового государства: не взирая на глубокие российские традиции, эта теория была отвергнута и объявлена буржуазной, а значит, вредной. Была утверждена идея диктатуры пролетариата как надзаконной власти, использующей закон для решения своих задач. Были разрушены формировавшиеся веками государственные органы. Буквально с нуля началось складываться новое законодательство. Граждане, принадлежавшие ранее к привилегированным слоям, были объявлены вне демократии. Вместе с тем советское государство изначально создавалось как социальное: здравоохранение и образование финансировались государством и были бесплатны для граждан. Однако отсутствие негосударственных социальных систем, монопольное положение государства в социальной сфере негативно отразилось на его развитии. Видимо, можно сказать, что России, как правопреемнице СССР, еще предстоит стать и правовым, и социальным государством. Бывшие союзные республики СССР, а ныне самостоятельные независимые государства, в соответствии с организацией высшей власти типологизируются следующим образом: 1. Президентские республики – Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан. 2. Парламентские республики – Молдова, Эстония. 3. Смешанные (полупрезидентские) республики – Армения, Латвия, Литва, Россия, Таджикистан, Украина. Таким образом, наряду с политикой и властью государство является субъектом общественной жизни и объектом изучения политологической науки. Государственный аппарат, как институт политической власти, имеет много типов, но функционирует на основе общих законов и закономерностей.
2.8. Гражданское общество
2.8.1. Гражданское общество и его происхождение
Политическая власть с целью своего упрочения создает политическую систему и ее основу – государство. История развития государства четко выделяет две тенденции: · государство демократическое, правовое; · государство тоталитарное, авторитарное. Каким путем пойдет развитие государства – во многом зависит от уровня развитости гражданского общества. Постараемся же разобраться с сущностью гражданского общества, историей его возникновения и ролью, которое гражданское общество играет в политической жизни страны. Гражданское общество – это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений, организаций. Идея гражданского общества возникла в середине XVII в. Впервые термин «гражданское общество» был употреблен Г. Лейбницем (1646 – 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права и общественного договора. Человек, как личность, стремится к свободе и реализации своих естественных прав. Характеризуя гражданское общество, И. Кант главными считал следующие идеи: · человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; · столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; · гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства. Кант делает вывод о том, что «для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества». Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское общество – это своеобразная стадия в диалектическом движении от семьи к государству. «Гражданское общество, – писал он, – есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства». Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей». Государство, представляющее собой сферу всеобщих интересов, Гегель считал более высокой ступенью развития, нежели гражданское общество. Государство, объединяя индивидов, организации, сословия, поднимается над обществом, разрешает его противоречия, примиряет противоположные интересы. Гражданское общество по Гегелю – результат разложения кровнородственных связей и объединения людей на иной – обменной – основе в народ, в нацию. Нация, хотя и сохраняет для большинства входящих в нее индивидов общность происхождения, вместе с тем объединяет множество «посторонних» людей, имеющих других предков. Это стало возможным лишь вследствие изменения основы коллективных связей. Теперь ее образуют «общие потребности и взаимодействие в их удовлетворении», которые не зависят от рода и племени, входящих в социальную общность субъектов. По Гегелю, гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы и политические институты и составляет комплекс частных лиц; деятельность гражданского общества регулируется правом и само оно прямо не зависит от государства. Особый подход к проблеме гражданского общества у К. Маркса. Он рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения. По Марксу, гражданское общество – это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют производительным силам общества и образуют базис государства. В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей. Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества. Одни видят зачатки общества уже на первобытно-общинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины. Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса. Третьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы. Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества: · социальные образования (сословие, социальная группа, класс); · общество как совокупность граждан страны; · мировое сообщество граждан. Зачатки гражданского общества формируются путем возникновения простейших, немногочисленных неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, изготовления предметов быта и одежды, защиты от врагов и диких зверей. Со временем, в связи с развитием производственной сферы жизнедеятельности, объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными, устойчивыми. Формируются общины, и люди понимают, что в рамках общины они могут обеспечить удовлетворение своих потребностей, а труд на пользу общины дает право участвовать в решении общинных дел. Гражданское общество, по существу, совпадает с общиной. На определенной стадии своего развития гражданское общество создает государство для защиты своих интересов, содержит государственный аппарат, в определенной мере контролирует его, чему государство активно сопротивляется. Пока гражданское общество пребывает в аморфном состоянии, государство, набирая силы, в определенной мере поглощает его и становится единым вершителем судеб всех граждан. («Все могут короли … и судьбы всей земли вершат они порой …»). Но именно потому, что незрело гражданское общество, государство само не отличается стабильностью. С прошествием времени гражданское общество добивается законодательного упорядочения и урегулирования отношений между ним и государством, вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленных, устанавливать и поддерживать некоторый консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека. В условиях развитых капиталистических отношений гражданское общество вновь, как и на заре своего развития, расширяет свои рамки до масштабов всего общества, до масштабов всей страны. Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина Характерные признаки современного гражданского общества: · высокое гражданское сознание людей; · наличие в обществе свободных владельцев средств производства; · развитость и разветвленность демократии; · политический плюрализм; · правовая защищенность граждан; · определенный уровень политической культуры; · широкие связи между членами общества; · наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители – всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества; · децентрализация власти; · передача части власти органам самоуправления; · согласование позиций вместо конфликтов; · развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации; · личность гражданского общества – это человек, ориентированный на созидание, духовность; · наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Рассмотрим структуру гражданского общества. Основными ее элементами являются: 1. Политические партии. 2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.). 3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды. 4. Научные и культурные организации, спортивные общества. 5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы. К основным функциям гражданского общества можно отнести: · защита частных сфер жизни человека и гражданина; · организация общественного самоуправления; · защита граждан и их объединений от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти; · обеспечение реальных гарантий прав и свобод человека, равного доступа к участию в государственных делах; · обеспечение социального контроля по отношению к своим членам; · организация коммуникационных связей – информирование государства о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства; · стабилизирующая функция. В России гражданское общество имеет свои особенности становления. Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину. В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие: 1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США. В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 г., реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II. Реформа местного самоуправления: · создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах; · выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами; · часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления. Судебная реформа: · устанавливалось равенство всех перед законом; · вводилось разделение судебной и административной властей; · устанавливалась несменяемость судей; · вводились независимые адвокатуры; · вводился суд присяжных. 2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало XX в. – также позднее, чем в странах Западной Европы и США. 3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества. 4. Установившийся после октября 1917 г. тоталитарный режим ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства. 5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР. В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества: · политические партии и движения; · массовые общественные организации; · общественная палата; · ассоциации производителей и общества потребителей; · конфессиональные общности; · этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры; · творческие и научные союзы и организации; · спортивные объединения. Из ранее изложенного можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития.
2.8.2. Социокультурные процессы политической жизни
Развитие современной цивилизации, экономики, науки, техники предъявляет необычно высокие требования к профессионализму во всех сферах человеческой деятельности. Профессионализм подразумевает компетентность, высокую квалификацию человека не только в конкретной, узкой сфере деятельности, но и в смежных областях; другими словами, его высокую профессиональную культуру. А подлинная культура личности невозможна без политической культуры. Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. Термин «политическая культура» впервые был использован в западной литературе в 1956 г. американским политологом Г. Алмондом. В совместной с С. Вербой в работе «Культура гражданина» он так определяет сущность политической культуры: «Политическая культура нации есть особое распределение образцов ориентации в отношении политических объектов среди представителей данной нации». А по мнению политолога М. Башира, политическая культура – это «тип верований, превалирующий среди членов общества, а также образцы, по которым эти верования формируются, будучи функционально взаимосвязанными в интегральные системы». Характерные черты политической культуры: 1. Фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет положительные стороны политического опыта. 2. Является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества. 3. Имеет тотальный характер, политические отношения «пронизаны, насыщены, пропитаны» политической культурой. 4. Характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур. Политическая культура находит свое выражение в деятельности государства, политических партий и политических движений, общественных организаций, отдельных граждан. Структурно политическая культура представляет собой единство политического сознания, политического поведения, культуры функционирования политических институтов. Структура политической культуры: 1. Культура политического сознания, которая включает в себя: · политические представления и убеждения; · политические ценности, традиции, обычаи, нормы; · политические установки. 2. Культура политического поведения: · культура политического участия; · культура политической деятельности. 3. Культура функционирования политических институтов – это: · культура электорального процесса; · культура принятия и реализации политических решений; · культура восприятия и урегулирования социально-политических конфликтов. Рассмотрим подробнее составные части политической культуры. Политическое сознание. Исходным элементом его формирования являются систематизированные теоретические знания. Они составляют научный фундамент преобразующей деятельности людей. Но сами по себе знания не дают нового качества сознания. Они проходят сложный путь превращения в убеждения и через убеждения в поступки и дела людей, в их осознанное отношение к политике, государству, политическим организациям, политико-идеологическим концепциям. Политическое сознание включает в себя идеологию и правовое сознание. Сущность и содержание идеологии мы рассматривали ранее. Можно лишь добавить, что с помощью идеологии теоретически осознанные интересы воплощаются в идеалах общественного развития, в практической политике государств и политических партий. Идеологический компонент должен обязательно присутствовать в политической культуре. Правовое сознание, как элемент политического сознания, представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, политических партий к праву, законности и правосудию, а также их представления о том, что является правомерным или неправомерным. Основой правового сознания являются правовые знания. Известно, что право – мера политическая. Правовая норма превращает политические отношения в обязательные для исполнения государственными органами и гражданами, оформляя их в виде закона. Политическое поведение. Поведенческий элемент политической культуры предполагает осознанное участие граждан: · в обсуждении проектов государственных документов; · в референдумах и плебисцитах; · в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; · в работе различных государственных и общественных органов и организаций; · в других различных общественно-политических кампаниях и мероприятиях. Культура функционирования политических институтов включает в себя: · законную и справедливую организацию выборов субъектов власти; · функциональное разведение всех элементов политической системы и строгое следование своим функциям; · систему выработки, принятия и реализации политических решений всеми элементами политической системы; · способность и возможность регулировать отношения между различными группами людей в обществе (недопущение или позитивное разрешение социально-политических конфликтов). Политическая культура – явление не однородное, ее можно классифицировать по следующим основаниям: По уровню общности: 1. Общая политическая культура – наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения. 2. Субкультуры – совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, характерная для определенных социальных групп и регионов и отличающаяся от доминирующей в обществе. Обычно выделяют следующие субкультуры: · социально-классовые; · национально-этнические; · религиозно-политические; · региональные. По отношению к власти: 1. Господствующая. 2. Контркультура. В процессе формирования политической культуры сформировались и развиваются ее функции. Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт человеческого общества. Именно с помощью функций она становится реально осязаемой, понятной, а, следовательно, практически значимой и достижимой. Основные функции политической культуры: Познавательная. Политическая культура вооружает людей знаниями, необходимыми для формирования каждым человеком своего собственного, компетентного мнения по вопросам политики и политической жизни, успешной деятельности в сфере политики. Познавательная функция является основой остальных функций политической культуры, ибо всякая функция начинается с овладения определенными знаниями. Особое значение здесь имеют знания политических и правовых норм, законов страны, политических принципов, способов политического управления обществом, структуры и функций политической системы и т. д. Воспитательная. Эта функция предусматривает: · формирование и развитие у людей политического сознания, умения осмысливать полученные знания; · привитие навыков практического участия в политической жизни; · формирование умений грамотно анализировать политические и социальные процессы, происходящие в обществе; · формирование умного, непредвзятого, неистеричного отношения к политическим лидерам, к политическим партиям. Регулятивная. Регулятивная функция обеспечивает компетентное воздействие граждан на политический процесс индивидуально и через политические и гражданские ассоциации. От уровня и состояния политической культуры зависит – воспримет или не воспримет население страны определенные политические и социальные решения государственных органов; согласится ли оно с этими решениями добровольно по внутреннему убеждению или по принуждению, воспримет их активно или пассивно с одобрением или возмущением, примет на веру или потребует доказательств правильности политических решений. Коммуникативная. Политическая культура передается через политические традиции, стереотипы политического мышления и поведения, через социально-политические теории и концепции. Все это усваивается новыми поколениями, используется на практике. Здесь важно использовать опыт других стран, изучать и применять социально-политические учения прошлого. Нормативно-ценностная. Эта функция политической культуры закрепляет необходимые явления, установки, мотивы, оценки, нормы, цели, ценность которых доказана или подтверждена законами страны. Они становятся теми ориентирами, на которых и с помощью которых строится политическая жизнь данного общества. Как правило, ценности политической культуры поддерживаются идеологией, общественным мнением, моралью и правом. Интегративная. Политическая культура способствует объединению народов страны, граждан страны на примерно единой политической основе. Это, в свою очередь, дает возможность более эффективной интеграции в экономической, социальной, духовной сферах. Политическая культура всегда служит опорой существующей политической системе, и наличие высокого уровня политической культуры у граждан страны объективно интегрирует этих граждан в единое общество путем формирования широкой социальной базы существующей системы власти, существующего политического режима. Защитная (охранная). Политическая культура способствует охране от разрушения политических традиций и ценностей, существующего общественно-политического строя, который является выбором большинства народа. Эта функция политической культуры выглядит как защита экономической, социальной, политической и духовной сфер нашего общества от самих себя, от нашей политической серости, от нашего политического и общего бескультурья. Политическое бескультурье опаснее внешнего нашествия. Подлинная политическая культура защищает от разрушения государственные структуры, демократические институты, право, нравственность. Прогностическая. Наличие политической культуры способствует определению возможных путей развития общества, политической системы, помогает прогнозировать будущее. Чтобы каждый гражданин стал политически культурным, он должен обладать следующими видами знаний: · знание существующих в стране политических отношений, происходящих событий и явлений в политической жизни общества в целом, его отдельных регионов; · знание сущности, структуры и функций органов государственной власти, политических партий, общественных организаций и проводимой ими политики; · знание норм, принципов, идей, лежащих в основе управления политическими, экономическими, социальными, духовными процессами в обществе; · знание Конституции страны, действующих норм права, правового статуса гражданина (совокупность прав, свобод и обязанностей); · знание форм и способов участия граждан в управлении обществом и государством, в решении многочисленных политических проблем; · знание и понимание правильного сочетания общественных, государственных, коллективных и личных интересов, что является одной из коренных проблем политической жизни; · знание внешней политики страны и сложившихся международных отношений, понимание тесной взаимосвязи внутренней и внешней политики, проблем безопасности страны. В качестве основных направлений формирования политической культуры можно выделить следующие: · систематизированное изучение политической науки (политологии), социально-политических учений прошлого и современных, политических документов государства, Конституции и других законов в других формах организованной учебы, а также методом самообразования; · использование и творческая переработка в сознании политических и других материалов средств массовой информации;
|