Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социал-реформистская и коммунистическая идеологии.






Эти идеологии исходят из одного теоретического источника – классического марксизма.

Общее для этих идеологий следующее:

1. Будущее принадлежит справедливому и солидарному обществу, в котором трудящиеся живут хорошо.

2. Материалистическая трактовка общественной жизни.

3. Социально-классовый подход к общественным явлениям.

4. Гуманистический характер конечных целей.

5. Социальный коллективизм.

6. Исторический оптимизм.

Несмотря на один источник – марксизм, годы столкновений и взаимного отталкивания в политической борьбе сделали социал-реформизм и коммунизм разными школами идеологии. Рассмотрим эти различия.

1. Путь к достижению лучшего общественного устройства социал-реформисты видят в последовательной цепи реформ, а коммунисты – в революции.

2. Социал-реформизм постепенно «трансформирует» капитализм, коммунизм –полностью порывает с капитализмом, отрицая его.

3. Переход к новой общественной организации социал-реформаторы осуществляют на базе существующего права и законности, коммунисты – отвергают буржуазное право.

4. Партия, по мнению социал-реформаторов, это ассоциация сторонников социализма; коммунисты традиционно делали упор на строгую организованность и жесткую дисциплину.

Однако следует заметить, что к 60-м гг. XX в. наметилось определенное сближение позиций социал-реформистской и коммунистической идеологий, и прежде всего, в такой области, как сведение до минимума насилия в достижении своих целей.

Современная идейно-политическая жизнь не сводится к функционированию только основных идеологий. В ней существуют и идейно-политические течения.

Рассмотрим наиболее значительные из них.

Радикализм (от лат. «радикалис» – коренной) – идейно-политическое течение, требующее решительного и глубокого, коренного изменения основных политических институтов и ценностей общества.

В теоретической сфере радикализм выступает антиподом консерватизма, а в сфере практически-политических действий – антиподом организованной институциональной демократии с ее правилами уважения закона и прав личности.

Привлекательность радикализма в том, что он отвечает глубокой человеческой потребности находить в тяжелой ситуации быстрые, ясные, простые, окончательные решения. А у радикализма всегда есть в запасе набор таких простых решений, а то, что они страдают упрощенчеством, отвлеченным от жизни рационализмом, может обнаружиться лишь потом.

Популизм (от лат. «популюс» – народ) – идейно-политическое течение, для которого характерна демагогическая апелляция к народу для достижения собственных целей.

Для популистских течений характерна идеологическая неразвитость, отсутствие теоретических программ, ориентированность на текущие политические задачи.

Политический экстремизм (от лат. «экстремус» – крайний) – идейно-политическое течение, проповедующее приверженность в политике к крайним взглядам и действиям.

Политический экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, как правило, силовыми методами.

Традиционно экстремизм делится на «левый» и «правый». Левый экстремизм обычно вдохновляется идеями немедленной революции обездоленных. («Фракция Красной армии» в Германии, «Красные бригады» в Италии, «Сантендеро луминосо» в Перу, полпотовцы в Камбодже и т. д.).

Правые экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эгоизм, потребительство и т. д. («эскадроны смерти» в странах Латинской Америки, «Итальянское социальное движение», Республиканская и Национально-демократическая партии в Германии и т. д.).

Фашизм (от лат. «фашио» – пучок, связка, объединение) – идейно-политическое течение правоэкстремистского толка.

Для фашизма характерен иррационализм (неверие в силы человеческого разума), крайний национализм и расизм – идея «высшей расы», а также культ силы и личной власти, пропаганда войны как естественного состояния общества, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и частной жизни людей.

Среди так называемых «альтернативных» идей особое место занимает «зеленая» идеология. (Идеологией, впрочем, ее назвать можно лишь условно, так как общим во всех ее весьма различных направлениях является, пожалуй, лишь система ценностей).

«Зеленая» идеология как школа мысли основана на осознании всего масштаба экологической угрозы. Согласно позициям «зеленых», и капиталистическая, и социалистическая модели общества – лишь разные формы цивилизации «индустриализма», которые относятся к природе и человеку как объектам эксплуатации.

Таким образом, идеология и политика тесно взаимосвязаны, а политические идеологии и идейно-политические течения играют важную роль в жизни человека и общества.

 

 

2.5. Политическая система

 

 

2.5.1. Сущность и структура политической системы

 

Политические организации общества представляют собой систему, которая обеспечивает обществу целостность и упорядоченность.

Система (от греч. «система» – целое, составленное из частей, соединение) – это множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. п.), представляющих собой определенное целостное образование, единство.

Использование системного подхода позволяет выделить политическую жизнь из общественной жизни как самостоятельную часть или подсистему.

Человеческое общество представляет собой совокупность социальной, экономической, политической, этнической, правовой, культурной систем.

В политической науке существуют различные подходы к определению политической системы. Анализируя основные определения, теории и концепции, можно попытаться определить, что такое политическая система.

Политическая система – совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

Современная политологическая наука выделяет различные концепции политических систем. Словарь Уэбстера упоминает до двух десятков определений политической системы.

Одни ученые представляют политическую систему как комплекс идей, лежащих в основе политики; другие – как систему взаимодействий; третьи – как совокупность определенных элементов, субъектов политики и т. д. Всем этим определениям присуще стремление к универсальному истолкованию политической жизни, независимость ее от истории, социальной ситуации.

В основе современных теорий политических систем лежит представление о политике как некой самостоятельной целостности. Наряду с экономикой, моралью, религией политика является особой формой человеческой деятельности. Политическая деятельность осуществляется в рамках определенной политической системы.

Изучая общество, американский социолог Толкотт Парсонс (1902 – 1979) выделил такие достаточно самостоятельные системы, как духовная, экономическая и политическая, различающиеся по своим функциям.

По Парсонсу:

· экономическая система служит для адаптации общества к окружающей среде;

· духовная система поддерживает устоявшиеся образы жизни, воспитывает, развивает общественное сознание, разрешает конфликты;

· политическая система обеспечивает интеграцию общества, эффективность общей деятельности и реализацию общих целей.

Первым политологом, описавшим политическую жизнь с системных позиций, был американский ученый Дэвид Истон. В работах «Политическая система» (1953), «Предел политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) он заложил основы теории политической системы.

По мнению Д. Истона, политическая система – развивающийся и саморегулирующийся организм, который состоит из многих частей, образующих единое целое. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы – требования или импульсы – поддержка.
На выходе системы – политические решения, на основе которых осуществляются политические действия.

Политическая система может реагировать по-разному на требования, идущие от населения. Если демократическая система использует их для улучшения работы, то тоталитарная – подавляет, создавая образ могучей и непогрешимой власти.

Недостатками модели политической системы по Истону являются:

· чрезмерная зависимость от «требований-поддержки» населения и недооценка ее самостоятельности;

· некоторый консерватизм, ориентирующий на сохранение стабильности, неизменности системы;

· недостаточный учет психологических, личностных аспектов политических взаимодействий.

Используя теорию Истона, Г. Паэлл и М. Каплан создали теорию внешнеполитических систем, К. Дойг применил кибернетический подход, уподобляя политическую систему кибернетической машине.

Дальнейшее развитие теории политических систем пошло по линии преодоления некоторых недостатков модели Д. Истона.

Особое место занимает марксистская трактовка политической системы. Эта особенность объясняется желанием советской политической науки дистанцироваться от западной политологии, идти своим особым путем.

В качестве основ марксистского подхода к пониманию политической системы выступают следующие положения:

· существование и функционирование политической системы обусловлено классовым обществом;

· по мере развития классового общества в бесклассовое отомрет политическая система;

· в эксплуататорском обществе политическая система выражает и защищает волю и интересы господствующего класса, а в социалистическом обществе – всего народа;

· характер политической системы определяется экономикой;

· политическая система эксплуататорского общества состоит из противостоящих друг другу элементов.

Многообразен подход ученых-политологов к структуре политической системы. Однако существуют определенные элементы, выделяемые представителями различных теорий. Попытаемся рассмотреть структуру политической системы с позиций объектности.

В политической системе можно выделить следующие подсистемы (элементы):

1. Политическая власть.

2. Политическая организация.

3. Политические отношения.

4. Политическая культура.

5. Политические и общественные организации.

Власть можно считать центральным элементом политической системы, в первую очередь потому, что она, власть, регламентирует поведение людей в обществе и политике и взаимодействие политических субъектов.

Сущность и роль политической власти мы рассмотрим позже. Можно лишь заметить, что с появлением политической системы управление обществом приобрело политический характер. В современных политических системах регламентация поведения людей от отношений диктата и господства все больше переходит к отношениям социального партнерства.

Под политической организацией понимается, в первую очередь, государство.
Оно является ведущим политическим институтом, сосредоточившим в себе максимальную политическую власть.

Некоторые политологи к политической организации относят средства массовой информации, церковь. По мнению политологов-марксистов, к политической организации относятся и трудовые коллективы. Они считают, что трудовые коллективы все больше расширяют воздействие на политическую жизнь общества. Трудовой коллектив становится политическим субъектом, потому что:

· может самостоятельно принимать решения;

· имеет средства и возможности эти средства реализовать;

· отвечает за свои действия.

Видимо, наделение трудовых коллективов политическими функциями возможно лишь в условиях плановой, социалистической экономики. В рыночных условиях политическая активность в рабочее время неизменно входит в противоречие с экономическим интересом (на время политических акций останавливаются станки, не выполняется норма и т. д.).
Да и главное назначение трудового коллектива – труд, а политической деятельностью его члены могут заниматься в нерабочее время.

Политические отношения – как элемент политической системы складываются в обществе по мере формирования политической системы и зарождения политической жизни.

Выделяют следующие политические отношения:

· между субъектами политики;

· между властными органами (по вертикали и горизонтали);

· между властными органами и общественными организациями и движениями.

Политическая культура складывается под влиянием конкретной политической и социальной практики.

Политическая культура:

· дает знание законов и механизмов осуществления политики;

· формирует отношение человека к политической жизни и окружающей среде;

· способствует пониманию целей и содержания политики.

Политические общественные организации и движения как элементы политической системы, в первую очередь, это партии. Партии играют важную роль в функционировании политической системы, общества в целом. Большинство стран являются многопартийными, на планете «беспартийных» обществ не наблюдается и двух десятков.

Общественные организации и движения, как правило, непосредственно не несут политической нагрузки, но косвенно участвуют в политической жизни. Это профессиональные, молодежные, творческие, антивоенные и другие добровольные объединения граждан.

Помимо рассмотренной структуры политической системы существует и подход, при котором выделяются институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная подсистемы.

1. Институциональная подсистема включает в себя государство, партии, общественные организации и движения.

О государстве и партиях мы говорили ранее, особая роль отводится общественным организациям и движениям. Эта особенность объясняется двумя факторами.

С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляя своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. Они оказывают влияние на формирование государственных структур, участвуют в корректировке политического курса.

С другой стороны, не имея сугубо политического характера, эти организации решают неполитические и политические задачи. В них идет процесс социального творчества, вырабатываются новые формы общественной жизни.

2. Нормативная подсистема включает в себя правовые, моральные, религиозные и корпоративные нормы, политические традиции, которые регулируют политическую жизнь.

3. Функциональная подсистема выражается:

· в формах и направлениях политической деятельности;

· в политических процессах;

· в способе и методах осуществления власти.

Обобщенное выражение это находит в понятии «политический режим».

4. Коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политической, духовной, социальной и экономической системами, а также между политической системой одной страны и других стран.

Интересен подход индийского политолога П. Шарана, который выделяет следующие элементы политической системы:

1. Власть – распределение ресурсов среди конкурирующих групп, которые могут влиять на решения.

2. Интересы – совокупность целей, преследуя которые, отдельные лица или группы становятся участниками политического процесса.

3. Политика – общественный результат взаимодействия между властью и интересами, обычно выраженный в форме государственного законодательства.

4. Политическая культура – субъективная ориентация людей на политическую систему.

Политическая система характеризуется функциями.

Функционирование политической системы отражает ее динамику, процессы и связано с вопросами власти (кто правит и каким образом).

Функции политических систем могут определяться различными способами, но, в сущности, классическое определение функций принадлежит Г. Алмонду («Политика развивающихся регионов»).

Он выделяет:

· входные функции – политическая социализация, политическое рекрутирование, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация;

· выходные функции – нормотворчество; применение правил и норм; контроль за выполнением (соблюдением) правильности.

Рассмотрим эти функции.

1. Входные функции

Политическая социализация – приобщение членов общества к политической деятельности.

Политическое рекрутирование – заполнение индивидами свободных ячеек в политической системе.

Артикуляция (выражение) интересов – предъявление требований тем, кто вырабатывает политические решения.

Агрегирование интересов – обобщение и согласование претензий и требований, превращение их в определенную политическую позицию, придание им вида политической платформы, политического заявления, программы.

Политическая коммуникация – взаимодействие (в том числе на информационном уровне) между различными элементами политической системы, а также между политической системой и окружающей средой.

2. Выходные функции

Нормотворчество – разработка законов и правил, регулирующих поведение. Применение правил и норм, введение их в действие и выполнение.

Контроль за соблюдением правил – истолкование законов, пресечение противоправных действий, урегулирование конфликтов, наложение наказаний.

Существуют и другие подходы к типологии функций политических систем. Так, на основе целевого подхода к политике выделяют следующие функции:

· определение целей, задач, программ деятельности;

· мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;

· интеграция общества;

· распределение ценностей;

· легитимация.

Важная роль в понимании сущности политических систем принадлежит их типологии, классификации. В этой области существует несколько подходов.

Типология систем, созданная на основе марксистского подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры.

Исходя из этих критериев, выделяются следующие политические системы:

· рабовладельческая;

· феодальная;

· буржуазная;

· социалистическая.

Основанная на классовой теории, данная типология политических систем указывает не только формационный тип системы, но и правящий класс – рабовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.

В соответствии с социальной основой выделяются:

· военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные);

· гражданская;

· национально-демократическая система;

· буржуазно-демократическая политическая система.

Военное правление является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднением военных структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием нового законодательства.

 

На основе характера политического режима выделяют политические системы:

· демократические;

· либеральные;

· тоталитарные;

· авторитарные.

Широко распространено деление политических систем на:

1. Традиционные – в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.

2. Модернизированные – имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

Французский политолог Ж. Блондель делит политические системы на пять категорий.

1. Либеральная демократия – при принятии политических решений опираются на либерализм.

2. Радикально-авторитарная, или коммунистическая – основана на равенстве в распределении социальных благ.

3. Традиционная – отличается господством олигархии и консерватизмом в защите социального неравенства.

4. Популистская – стремление к большему равенству в распределении благ с помощью авторитарных средств.

5. Авторитарно-консервативная – проводится активная политика по сохранению сложившегося неравенства, противодействие широкому политическому участию.

Г. Алмонд выделяет следующие типы политических систем:

· англо-американская;

· континентально-европейская;

· доиндустриальная и частично индустриальная;

· тоталитарная.

На основе участия в политическом процессе выделяют политические системы:

· либеральная демократия – для нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия;

· коммунистическая система – с высокой степенью принудительной партиципации;

· развивающиеся – характеризуются низкой степенью политического участия.

Политические системы подразделяют также:

· на открытые, имеющие динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой;

· на закрытые, имеющие жестко фиксированную структуру и минимальные связи со средой.

Менее распространенными классификациями политических систем являются следующие:

· завершенные и незавершенные;

· централизованные и децентрализованные;

· микроскопические, локальные, макроскопические, глобальные;

· инструментальные и идеологические;

· с высоким, средним, низким уровнем автономизации.

Многообразие типологий политических систем свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности его анализа с позиций самых разных критериев.
С этой точки зрения каждая реальная система, существующая в той или иной стране, может характеризоваться с помощью различных показателей и иметь различные определения и классификации.

Использование вышеупомянутых критериев и типологий в анализе конкретной политической системы, конкретной страны помогает сделать этот анализ более объемным, глубже постичь сущность исследуемых явлений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал