![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На основе имиджа (М. Херманн), или собирательные образы лидера. 1 страница
Первый собирательный образ лидера – это лидер-знаменосец. Его отличают собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Такой лидер определяет характер происходящего, темпы и способы преобразований. Для понимания данного типа лидерства важно знать личные черты лидера, средства его воздействия на своих сторонников. К лидерам-знаменосцам можно отнести М. Ганди, В. И. Ленина, М. Л. Кинга и др. Второй собирательный образ лидера – лидер-служитель. Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он – агент группы. На практике лидер-служитель руководствуется тем, что от него ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели. Примером такого типа лидеров можно назвать Л. И. Брежнева, К. У. Черненко, выражавших интересы партийной бюрократии. Третий образ – лидер-торговец. Существенная черта его заключается в способности убедить. Президент США Г. Трумэн заметил, что «суть власти президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что они должны делать без всякого убеждения». Признания со стороны своих сторонников он добивается знанием их потребностей, желанием их удовлетворить. Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлекает приверженцев в претворение своих планов. Образцом подобного типа лидера можно считать Р. Рейгана. Четвертый образ – лидер-пожарный. Его отличает быстрая реакция на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в современных обществах может быть отнесено именно к этому типу. Выделение четырех собирательных образов лидеров в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде такие типы встречаются редко. Чаще всего в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры сочетаются те или иные свойства каждого из перечисленных идеальных типов. Кроме того, выделяют следующие типы лидеров: · лидер-идеолог и лидер-прагматик; · лидер-«лев» и лидер-«лис»; · реалист, фанатик и романтик; · лидер-популист. Российский исследователь Н. Плешаков предложил типологию лидерства с точки зрения национально-эпических архетипов. Он считает, что Сталин – Георгий Победоносец, Хрущев – Иван-царевич, Брежнев – Емеля. Важнейшим аспектом исследования лидерства является анализ функций лидера. Функции лидера – это главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни населения, а также от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах. Среди общезначимых функций лидеров выделяют следующие: 1. Интегративную. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию. 2. Ориентационную. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов. 3. Инструментальную. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами. 4. Мобилизационную. Эта функция становится актуальной, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов. 5. Коммуникативную. Лидер стремится обеспечить устойчивую форму политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями. 6. Функцию социального арбитража и патронажа. Она развита в основном в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан. 7. Функцию легитимности политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и автолитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и часто проявляется в формах прямого обожествления личности лидера. Крайней, максимально завышенной оценкой функции и роли политического лидера, является культ личности. Он выступает закономерным следствием и одной из предпосылок тоталитарного строя, хотя встречается и в авторитарных, и в демократических государствах. Для того чтобы политические лидеры избежали культа личности, коррупции, деспотизма и иных пороков власти, нужны определенные гарантии. «Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно», – говорил английский историк Эктон. Условиями предотвращения превращения власти в деспотизм могут быть следующие: 1. Полная гласность, свобода слова. Отсутствие монополии какой-либо группы на средства массовой информации; наличие альтернативных органов СМИ; исключение преследования инакомыслящих. 2. Сильная оппозиция, политический плюрализм. 3. Последовательное проведение разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 4. Открытость лидеров и руководящих политических элит для рекрутирования и общения с массами. 5. Строгое соблюдение законности, демократических процедур. Таким образом, важнейшими условиями эффективного политического руководства обществом является качество элиты, совершенствование системы отбора лидеров и повышение политической активности масс. А в целом эти факторы являются залогом успешного функционирования политической системы и общества в целом.
2.13. Национальная политика
2.13.1. Национальные отношения и политика
Проблема национальных отношений является важнейшей политической проблемой. Под ее натиском прекратили существование федеративные государства в СССР и Югославии, национальный вопрос остается сложнейшей внутриполитической проблемой в Великобритании (Ольстер), в Бельгии (фламандско-валлонский конфликт), в Канаде (англо-канадский и франко-канадский конфликт), в США (негритянский, мексиканский, индейский вопросы). Начавшийся еще в XVIII в. процесс консолидации, например, американской нации не завершен и поныне. Если учесть, что на земном шаре более 2000 различных народов – Сам факт существования более чем 2000 национально-этнических общностей говорит о том, что между ними складываются определенные отношения, которые принято называть национальными (межнациональными). Национальные отношения – это отношения между субъектами национально-этнического развития – нациями, национальными группами и их государственными образованиями. Национальные отношения бывают: · равноправными; · отношения господства и подчинения; · попытки уничтожения других субъектов. Рассмотрение проблем национальных отношений чаще всего сводилось к анализу национальной политики, лишь недавно было проявлено внимание к этносу. Этнос (от греч. «этнос» – общество, группа, племя, народ) – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологии, а также осознанием своего единства и отличия от других образований. Другими словами, этнос – это относительно обособленный народ. Основными видами этноса являются: род – племя – народность – нация. В последние годы возникали такие понятия, как субэтнические и метаэтнические общности. Субэтнические общности – часть этноса, имеющая свои специфические черты свое самосознание, т. е. внутринациональные подразделения. Например: латгальцы – субэтнос латышей, темтяры и мешары – субэтнос татар, эрдзя и мокша – субэтнос мордвы и т. д. Метаэтнические общности – группы наций и народностей с общими историко-культурными чертами и элементами общего сознания. Например: американский народ, китайский народ, индийский народ. Санкт-Петербургский профессор Л. Н. Гумилев считает, что социально-этническая общность (этнос) как форма общественного развития проходит следующие стадии: · родоплеменная общность; · народность; · народ; · единое человечество. Насколько верна теория профессора Л. Н. Гумилева о развитии этноса, покажет будущее. В настоящее время вершиной развития социально-этнической общности является нация. Рассмотрим основные виды этноса. Род – группа кровных родственников, совокупность нескольких семей, ведущих происхождение от общего предка. Основные признаки рода: · наличие общего родового имени; · кровное родство; · общий предок. Бывают: · отцовский род – счет родства ведется по отцовской линии; · материнский род – когда родство ведется по линии матери. В настоящее время род сохранился у народов Азии, Африки; на территории России – у народов Севера, Северного Кавказа, Поволжья. Племя – тип этноса и социальной общности. Племя имеет следующие признаки: Племя имеет следующие признаки: · кровнородственная связь между его членами; · наличие племенной территории; · определенная экономическая общность соплеменников; · свой диалект какого-либо языка; · эндогамия – брак внутри племени; · общность обычаев и культов; · самоуправление (племенной совет, военный и гражданский вожди). Племена сохранились у народов Южной Америки, Африки, Средней Азии и Ближнего Востока (особенно у кочевых народов). Народность – вид этноса, промежуточный между племенем и нацией. Отличительные черты народности: · нечеткость языково-культурных связей; · относительная слабость экономических связей; · относительная общность культуры и языка. Народностями называют также современные этносы в России, Африке, Азии, утратившие черты племени, но не ставшие нацией. Нация – (от лат. «нацио» – племя, народ) – вид этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием. По В. О. Ключевскому, племя или группа племени становилась народом, когда к связям этнографическим присоединялась нравственная – сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов. Наконец, народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в связях политических, в единстве верховной власти и закона. Народ с национальным характером – это и есть нация[15]. Процесс складывания наций начался задолго до формирования буржуазного строя. Важнейшими факторами образования наций явились товарное производство и торговля. Внутри и между крупными городами шла торговля, возникал рынок, и люди на больших территориях общались на одном языке – так началось формирование наций. А универсализация буржуазных отношений, формирование мирового рынка товарно-денежных отношений стали основой разрушения общин и фундаментом складывания наций. Среди ученых нет единства в подходе к определению нации. Она (нация) настолько сложна по содержанию и многогранна по конкретным проявлениям, что охватить ее общим, формальным определением, не искажая ее сущности, не оставляя в стороне многие сущностные характеристики и черты, невозможно. Рассмотрим некоторые подходы к определению нации. В СССР (и среди некоторых современных российских ученых) преобладала сталинская формулировка: это такая общность людей, которая имеет общий язык, общую территорию, общую культуру, единство экономических, социально-политических и духовных интересов. Однако подобное определение нации не соответствует действительности: 1. Вместо общности языка утвердилось, как минимум, двуязычие (в России нерусские знают родной и русский языки; в Германии вновь прибывшие немцы знают немецкий язык и язык своей родины; канадцы, как правило, владеют английским и французским языками и т. д.). В России (по переписи 1989 г.) проживает 81% русских. А родным языком русский назвали 85% населения. 2. Общность экономической жизни не характерна для нации. Так, в России 95% предприятий получают хотя бы одно комплектующее изделие из других бывших советских республик. Трансконтинентальные компании и монополии экономическими узами связывают множество народов и наций. Межнациональное, мировое разделение труда охватывает, практически, весь 3. Народы стали подвижными, проживают вне своей национальной территории. Например, большинство татар проживает вне территории Татарстана. В Казахстане казахи составляют только 42% населения. В Башкортостане проживает 22% башкир, 39% русских, 39% татар и других народов. Среди других народов большими массами расселились англичане, французы, мексиканцы, бразильцы, аргентинцы, народы Ближнего Востока, турки и др. 4. Радикально изменился культурный облик наций. Духовное богатство человека, к какой бы он нации не относился, зависит все больше от богатства межнациональных отношений, т. е. от степени освоения межнациональной культуры. Австрийский марксист Отто Бауэр (1882 – 1938) считает, что нация – это вся совокупность людей, связанных с общностью характера на почве общности судьбы. Русский философ Н. А. Бердяев (1874 – 1948) определял нацию как единство исторической судьбы и осознание этого единства и этой судьбы. Н. А. Бердяев считал, что государственность не является признаком нации, но всякая нация стремится образовать свое государство, укрепить и усилить его. Заметим попутно интересный взгляд Бердяева на сионизм. То, что еврейский народ постоянно скитался, изломало и искалечило душу еврейского народа, у него накопилось недоброе чувство против всех народов, обида за свою историческую судьбу. По Бердяеву, сионизм – это страстная мечта еврейства о своей государственности. Русский философ и социолог Питирим Сорокин (1889 – 1968) считал нацию искусственной конструкцией, сложное и разнородное социальное тело, подобное «бутерброду» в химии, которое распадается на ряд сомнительных элементов. Таким образом, нация является высшим видом этноса. Сможет ли нация развиваться во всемирном масштабе в мировую общность, покажет, видимо, не скорое будущее. Нация – вечно развивающийся субъект политики и истории. Помимо перечисленных этносов в Российской Федерации применяется понятие малых народов. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации общин коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»: Коренные и малые народы Севера, Сибири и Дальнего Востока – народы, проживающие в этих районах на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Общины малочисленных народов – формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. 2.13.2. Содержание национальной политики
Отношения между объектами этно-национального развития должны быть равноправными. Равноправие нации должно обеспечиваться проводимой национальной политикой. Национальная политика – это научно обоснованная система мер, направленная на реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. К сфере политики относятся следующие вопросы национальных отношений: · национальное самоопределение; · сочетание национальных и интернациональных интересов; · равноправие наций; · создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур; · подготовка и рекрутирование национальной элиты и др. К субъектам национальной политики относятся: · государство в лице его властных органов; · этносы в лице их представителей; · общественно-политические организации, партии; · личности – выдающиеся представители этносов. Решающим, определяющим субъектом национальной политики является государство. Проводимая им национальная политика должна опираться на следующие принципы: 1. Научный анализ и творческое осмысление опыта осуществления национальной политики. 2. Стабильность территориальных границ национально-государственных образований. 3. Учет взаимосвязи и взаимодействия всех сфер жизни общества (экономической, политической, духовной, национальной и др.). 4. Целостность национальной политики, учет взаимосвязи всех ее компонентов. 5. Оказание помощи малочисленным народам в развитии их экономики, культуры, 6. Формирование этики межнациональных отношений, полное исключение из сферы межнациональных отношений всех форм насилия, несправедливости. Таким образом, видно, что национальные отношения – это своеобразный сплав национального и политического. Национальная политика современной России проводится в соответствии с Конституцией национальной политики РФ и базируется на следующих принципах: · равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка; · запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам этнонациональной, расовой, языковой принадлежности; · сохранение и укрепление исторического единства многонационального народа Российской Федерации; · гарантии прав и этнонациональных перспектив русского и других народов, национальных меньшинств и малочисленных народов; · признание стержневой роли русской нации, русской культуры и русского языка в перспективе развития наций и национальных отношений, в реализации государственной национальной политики; · запрещение пропаганды и практических проявлений национальной вражды; · самобытное развитие культур, традиций и языков народов России; · мирное, правовое решение всех спорных межнациональных вопросов, недопущение этнополитического экстремизма и применения силы для решения проблем в сфере национальных отношений. Основным вопросом национальной политики и национальных отношений является национальный вопрос. Национальный вопрос – это вопрос о причинах возникновения недоверия, вражды и конфликтов: 1) между нациями и 2) между нациями и существующей системой власти, а также о формах, методах и условиях его решения в интересах мирного сожительства наций. Другими словами, национальный вопрос, это вопрос, могут ли нации жить вместе, без неприязни и вражды. Рассуждая логично, можно сказать, что вариантов ответа на национальный вопрос может быть лишь два: да или нет. В процессе разрешения национального вопроса необходимо учитывать тот факт, что национальные отношения в современном мире в целом подчинены действию двух взаимозависимых объективных тенденций, определяющих человеческий прогресс. Они родились еще на заре буржуазного развития в процессе формирования наций и национальных движений. По мнению В. И. Ленина, содержание двух тенденций в национальном вопросе сводится к следующему: 1. Происходит формирование и развитие наций, их консолидация, движение к равноправию и самостоятельности, суверенному государственному существованию. 2. С ростом интернационализации всех сфер жизни, расширением международных связей усиливаются интеграционные процессы, взаимное сотрудничество, межгосударственные границы получают все большую прозрачность. Действие двух тенденций в национальном вопросе можно проследить на примере распада СССР, Чехословакии, консолидационных процессов в Европе. На разрешение национального вопроса влияют проблемы: · экономические (размещение и использование промышленных предприятий, природные ресурсы и их использование, экологические проблемы и т. д.); · политические (власть, объем суверенитета, военные проблемы и т. д.); · территориальные; · культурные (примат культуры, культура – «мать» и т. д.); · языковые (государственный язык, язык межнационального общения, «унижение» или возвеличивание языка и т. д.); · религиозные; · бытовые и др. В широком смысле национальный вопрос – вопрос мировой, но в разных странах попытки его разрешения имеют свои особенности. В Великобритании проблемы культурно-исторической самобытности Шотландии и Уэльса разрешаются демократично, с учетом интересов населения этих местностей. Но особо стоит проблема Северной Ирландии. В Испании проблема равноправия и политического равенства получила разрешение в предоставлении автономии пяти ее провинциям. В Бельгии вопрос языковых взаимоотношений между валлонами и фламандцами реализуется на основе принципа федерализма. В Канаде культурно-языковые проблемы между англоязычными и франкоязычными общинами решаются на пути предоставления Квебеку политической самостоятельности. Национальный вопрос, как видим, может решаться различными путями, вплоть до полной реализации права народа на самоопределение. Национальное самоопределение – ключевой принцип национальной политики, закрепленный в Уставе ООН (ст. 1, п. 2) и расшифрованный Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» Принцип национального самоопределения не сводится исключительно к праву на отделение, сепаратизму. Он выступает в трех аспектах: 1. Самоопределение может привести к государственному отделению, созданию самостоятельного национального государства. Для многонациональных обществ и государств это может означать распад, расчленение. В современных условиях это происходит в самых крайних случаях, в империях, где царит гнет и насилие наций, где наглухо закрыты все пути и возможности демократического решения проблем межнациональных отношений. 2. Самоопределение может привести к созданию федеративных многонациональных государств. Это происходит на основе демократического выражения воли народа, добровольно и свободно. 3. Самоопределение может происходить в виде интеграции давно живущих самостоятельной жизнью национальных государств в крупные образования. В таких образованиях совмещаются, согласуются национальный суверенитет с процессами интернационализации, не ущемляется государственный суверенитет наций. В решении задач национальной политики важную роль играет национализм. Национализм –это идеология, психология и политика, основанные на проповеди национальной исключительности и превосходства. Основной идеей национализма является представление о нации как высшей внеисторической и надклассовой форме общественного единства. В современной науке отмечается многоликость этого явления, присутствие у него как положительных, так и отрицательных сторон. C одной стороны, в определенные исторические периоды национализм играл положительную роль, объединяя нацию в ее освободительной войне. Именно он способствует развитию национального самосознания; национальной гордости; национального стыда, дающего возможность самоочищения; порождает стремление к национальному саморазвитию, равноправию. Однако, с другой стороны, именно национализм зачастую выступает как великодержавный шовинизм, им оправдывается политика насильственной ассимиляции малых народов. Именно на его основе в людях развиваются признание собственной национальной исключительности, противопоставление другим нациям; стремление обеспечить превосходство своей нации за счет интересов других народов; национальный нигилизм; поиск виновных в жизненных трудностях, неурядицах (в «мигрантах», Особую опасность для общества представляет воинствующий национализм, проявления которого связаны с насилием, войнами, террором. Грань, отделяющая этнический патриотизм от национализма, очень размыта и подвижна. Небольшое изменение акцентов позволяет зачастую преодолеть эту грань и создать благоприятную для этнополитического конфликта интеллектуальную и духовную среду. Так, например, тенденцию перерастания в национализм имеет этноцентризм. Это свойство этнического самосознания, при котором все жизненные явления воспринимаются и оцениваются через призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона. Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что в условиях разрушенных социальных связей усиливается роль национальности как традиционно значимого канала социальной идентификации. Различные течения этноцентризма, включая разновидности национализма и крайнего шовинизма, превращаются в особые формы преодоления комплекса неполноценности, присущего маргинальным слоям. Национализм может служить своеобразной приманкой, с помощью которой социальные низы вовлекаются в орбиту влияния политических партий, решающих задачи политической мобилизации населения. Следовательно, политические движения, стимулируемые национальными идеологиями (национализмом), в одних странах могут способствовать разрешению межнациональных конфликтов, усилению культурной однородности и, стало быть, интеграции общества (Швейцария, страны Бенилюкса и др.). В других, создавая очаги сепаратизма и этнического гегемонизма, национализм может подрывать целостность общества и стабильность политического правления (движение басков в Испании, сербов в Боснии и т. д.). Национальные идеологии могут стать источником укрепления межгосударственных отношений (так, в большинстве стран Западной Европы отстаивание национальных интересов связывается с усилением враждебности к другим государствам), а могут создавать острые противоречия между государствами, особенно в связи с проведением политики по отношению к своим национальным землячествам на чужих территориях (например, между Боснией и Сербией, Россией и Латвией). В ряде случаев национализм используется в качестве прикрытия для решения проблем, не связанных с условиями существования того или иного этноса. Например, в конце Все эти негативы и составляют в национальном националистическое. На сегодняшнем этапе человеческого развития национализм уничтожить нельзя. Проблема национализма и его последствий не обошла стороной и Россию.
|