Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На основе имиджа (М. Херманн), или собирательные образы лидера. 1 страница






Первый собирательный образ лидера – это лидер-знаменосец. Его отличают собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Такой лидер определяет характер происходящего, темпы и способы преобразований. Для понимания данного типа лидерства важно знать личные черты лидера, средства его воздействия на своих сторонников. К лидерам-знаменосцам можно отнести М. Ганди, В. И. Ленина, М. Л. Кинга и др.

Второй собирательный образ лидера – лидер-служитель. Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он – агент группы. На практике лидер-служитель руководствуется тем, что от него ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели. Примером такого типа лидеров можно назвать Л. И. Брежнева, К. У. Черненко, выражавших интересы партийной бюрократии.

Третий образ – лидер-торговец. Существенная черта его заключается в способности убедить. Президент США Г. Трумэн заметил, что «суть власти президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что они должны делать без всякого убеждения». Признания со стороны своих сторонников он добивается знанием их потребностей, желанием их удовлетворить. Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлекает приверженцев в претворение своих планов. Образцом подобного типа лидера можно считать Р. Рейгана.

Четвертый образ – лидер-пожарный. Его отличает быстрая реакция на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в современных обществах может быть отнесено именно к этому типу.

Выделение четырех собирательных образов лидеров в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде такие типы встречаются редко. Чаще всего в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры сочетаются те или иные свойства каждого из перечисленных идеальных типов.

Кроме того, выделяют следующие типы лидеров:

· лидер-идеолог и лидер-прагматик;

· лидер-«лев» и лидер-«лис»;

· реалист, фанатик и романтик;

· лидер-популист.

Российский исследователь Н. Плешаков предложил типологию лидерства с точки зрения национально-эпических архетипов. Он считает, что Сталин – Георгий Победоносец, Хрущев – Иван-царевич, Брежнев – Емеля.

Важнейшим аспектом исследования лидерства является анализ функций лидера.

Функции лидера – это главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни населения, а также от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.

Среди общезначимых функций лидеров выделяют следующие:

1. Интегративную. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.

2. Ориентационную. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.

3. Инструментальную. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.

4. Мобилизационную. Эта функция становится актуальной, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.

5. Коммуникативную. Лидер стремится обеспечить устойчивую форму политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями.

6. Функцию социального арбитража и патронажа. Она развита в основном в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

7. Функцию легитимности политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и автолитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и часто проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.

Крайней, максимально завышенной оценкой функции и роли политического лидера, является культ личности. Он выступает закономерным следствием и одной из предпосылок тоталитарного строя, хотя встречается и в авторитарных, и в демократических государствах.

Для того чтобы политические лидеры избежали культа личности, коррупции, деспотизма и иных пороков власти, нужны определенные гарантии. «Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно», – говорил английский историк Эктон.

Условиями предотвращения превращения власти в деспотизм могут быть следующие:

1. Полная гласность, свобода слова. Отсутствие монополии какой-либо группы на средства массовой информации; наличие альтернативных органов СМИ; исключение преследования инакомыслящих.

2. Сильная оппозиция, политический плюрализм.

3. Последовательное проведение разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

4. Открытость лидеров и руководящих политических элит для рекрутирования и общения с массами.

5. Строгое соблюдение законности, демократических процедур.

Таким образом, важнейшими условиями эффективного политического руководства обществом является качество элиты, совершенствование системы отбора лидеров и повышение политической активности масс. А в целом эти факторы являются залогом успешного функционирования политической системы и общества в целом.

 

 

2.13. Национальная политика

 

 

2.13.1. Национальные отношения и политика

 

Проблема национальных отношений является важнейшей политической проблемой.

Под ее натиском прекратили существование федеративные государства в СССР и Югославии, национальный вопрос остается сложнейшей внутриполитической проблемой в Великобритании (Ольстер), в Бельгии (фламандско-валлонский конфликт), в Канаде (англо-канадский и франко-канадский конфликт), в США (негритянский, мексиканский, индейский вопросы). Начавшийся еще в XVIII в. процесс консолидации, например, американской нации не завершен и поныне. Если учесть, что на земном шаре более 2000 различных народов –
от мелких племен до многомиллионных наций, что 90% наций и народностей входят в состав многонациональных государств (на планете – около 200 государств), что только 327 народов и национальных групп являются многочисленными (они насчитывают более 1 млрд человек из 6 млрд проживающих на планете), то становится понятным, что национальный вопрос является одним из самых сложных. Всплеск этнического сознания, произошедший во второй половине XX в., обусловлен еще и тем, что именно в то время на мировой арене начинается самоутверждение культур народов, ранее считавшихся отсталыми и обретшими свою государственную независимость относительно недавно. Рост национального самосознания происходит так быстро, что ученые назвали этот процесс этническим ренессансом, этническим парадоксом современности.

Сам факт существования более чем 2000 национально-этнических общностей говорит о том, что между ними складываются определенные отношения, которые принято называть национальными (межнациональными).

Национальные отношения – это отношения между субъектами национально-этнического развития – нациями, национальными группами и их государственными образованиями.

Национальные отношения бывают:

· равноправными;

· отношения господства и подчинения;

· попытки уничтожения других субъектов.

Рассмотрение проблем национальных отношений чаще всего сводилось к анализу национальной политики, лишь недавно было проявлено внимание к этносу.

Этнос (от греч. «этнос» – общество, группа, племя, народ) – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологии, а также осознанием своего единства и отличия от других образований.

Другими словами, этнос – это относительно обособленный народ.

Основными видами этноса являются: род – племя – народность – нация.

В последние годы возникали такие понятия, как субэтнические и метаэтнические общности.

Субэтнические общности – часть этноса, имеющая свои специфические черты свое самосознание, т. е. внутринациональные подразделения.

Например: латгальцы – субэтнос латышей, темтяры и мешары – субэтнос татар, эрдзя и мокша – субэтнос мордвы и т. д.

Метаэтнические общности – группы наций и народностей с общими историко-культурными чертами и элементами общего сознания.

Например: американский народ, китайский народ, индийский народ.

Санкт-Петербургский профессор Л. Н. Гумилев считает, что социально-этническая общность (этнос) как форма общественного развития проходит следующие стадии:

· родоплеменная общность;

· народность;

· народ;

· единое человечество.

Насколько верна теория профессора Л. Н. Гумилева о развитии этноса, покажет будущее. В настоящее время вершиной развития социально-этнической общности является нация.

Рассмотрим основные виды этноса.

Род – группа кровных родственников, совокупность нескольких семей, ведущих происхождение от общего предка.

Основные признаки рода:

· наличие общего родового имени;

· кровное родство;

· общий предок.

Бывают:

· отцовский род – счет родства ведется по отцовской линии;

· материнский род – когда родство ведется по линии матери.

В настоящее время род сохранился у народов Азии, Африки; на территории России – у народов Севера, Северного Кавказа, Поволжья.

Племя – тип этноса и социальной общности. Племя имеет следующие признаки:

Племя имеет следующие признаки:

· кровнородственная связь между его членами;

· наличие племенной территории;

· определенная экономическая общность соплеменников;

· свой диалект какого-либо языка;

· эндогамия – брак внутри племени;

· общность обычаев и культов;

· самоуправление (племенной совет, военный и гражданский вожди).

Племена сохранились у народов Южной Америки, Африки, Средней Азии и Ближнего Востока (особенно у кочевых народов).

Народность – вид этноса, промежуточный между племенем и нацией.

Отличительные черты народности:

· нечеткость языково-культурных связей;

· относительная слабость экономических связей;

· относительная общность культуры и языка.

Народностями называют также современные этносы в России, Африке, Азии, утратившие черты племени, но не ставшие нацией.

Нация – (от лат. «нацио» – племя, народ) – вид этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием.

По В. О. Ключевскому, племя или группа племени становилась народом, когда к связям этнографическим присоединялась нравственная – сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов.

Наконец, народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в связях политических, в единстве верховной власти и закона.
В государстве народ становится не только политической, но и исторической личностью с более или менее ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения.

Народ с национальным характером – это и есть нация[15].

Процесс складывания наций начался задолго до формирования буржуазного строя. Важнейшими факторами образования наций явились товарное производство и торговля. Внутри и между крупными городами шла торговля, возникал рынок, и люди на больших территориях общались на одном языке – так началось формирование наций.

А универсализация буржуазных отношений, формирование мирового рынка товарно-денежных отношений стали основой разрушения общин и фундаментом складывания наций.

Среди ученых нет единства в подходе к определению нации. Она (нация) настолько сложна по содержанию и многогранна по конкретным проявлениям, что охватить ее общим, формальным определением, не искажая ее сущности, не оставляя в стороне многие сущностные характеристики и черты, невозможно.

Рассмотрим некоторые подходы к определению нации.

В СССР (и среди некоторых современных российских ученых) преобладала сталинская формулировка: это такая общность людей, которая имеет общий язык, общую территорию, общую культуру, единство экономических, социально-политических и духовных интересов.

Однако подобное определение нации не соответствует действительности:

1. Вместо общности языка утвердилось, как минимум, двуязычие (в России нерусские знают родной и русский языки; в Германии вновь прибывшие немцы знают немецкий язык и язык своей родины; канадцы, как правило, владеют английским и французским языками и т. д.).

В России (по переписи 1989 г.) проживает 81% русских. А родным языком русский назвали 85% населения.

2. Общность экономической жизни не характерна для нации. Так, в России 95% предприятий получают хотя бы одно комплектующее изделие из других бывших советских республик.

Трансконтинентальные компании и монополии экономическими узами связывают множество народов и наций.

Межнациональное, мировое разделение труда охватывает, практически, весь
земной шар.

3. Народы стали подвижными, проживают вне своей национальной территории.

Например, большинство татар проживает вне территории Татарстана. В Казахстане казахи составляют только 42% населения. В Башкортостане проживает 22% башкир, 39% русских, 39% татар и других народов.

Среди других народов большими массами расселились англичане, французы, мексиканцы, бразильцы, аргентинцы, народы Ближнего Востока, турки и др.

4. Радикально изменился культурный облик наций.

Духовное богатство человека, к какой бы он нации не относился, зависит все больше от богатства межнациональных отношений, т. е. от степени освоения межнациональной культуры.

Австрийский марксист Отто Бауэр (1882 – 1938) считает, что нация – это вся совокупность людей, связанных с общностью характера на почве общности судьбы.

Русский философ Н. А. Бердяев (1874 – 1948) определял нацию как единство исторической судьбы и осознание этого единства и этой судьбы. Н. А. Бердяев считал, что государственность не является признаком нации, но всякая нация стремится образовать свое государство, укрепить и усилить его.

Заметим попутно интересный взгляд Бердяева на сионизм. То, что еврейский народ постоянно скитался, изломало и искалечило душу еврейского народа, у него накопилось недоброе чувство против всех народов, обида за свою историческую судьбу. По Бердяеву, сионизм – это страстная мечта еврейства о своей государственности.

Русский философ и социолог Питирим Сорокин (1889 – 1968) считал нацию искусственной конструкцией, сложное и разнородное социальное тело, подобное «бутерброду» в химии, которое распадается на ряд сомнительных элементов.

Таким образом, нация является высшим видом этноса. Сможет ли нация развиваться во всемирном масштабе в мировую общность, покажет, видимо, не скорое будущее. Нация – вечно развивающийся субъект политики и истории.

Помимо перечисленных этносов в Российской Федерации применяется понятие малых народов. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации общин коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»:

Коренные и малые народы Севера, Сибири и Дальнего Востока – народы, проживающие в этих районах на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Общины малочисленных народов – формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

2.13.2. Содержание национальной политики

 

Отношения между объектами этно-национального развития должны быть равноправными. Равноправие нации должно обеспечиваться проводимой национальной политикой.

Национальная политика – это научно обоснованная система мер, направленная на реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.

К сфере политики относятся следующие вопросы национальных отношений:

· национальное самоопределение;

· сочетание национальных и интернациональных интересов;

· равноправие наций;

· создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур;

· подготовка и рекрутирование национальной элиты и др.

К субъектам национальной политики относятся:

· государство в лице его властных органов;

· этносы в лице их представителей;

· общественно-политические организации, партии;

· личности – выдающиеся представители этносов.

Решающим, определяющим субъектом национальной политики является государство. Проводимая им национальная политика должна опираться на следующие принципы:

1. Научный анализ и творческое осмысление опыта осуществления национальной политики.

2. Стабильность территориальных границ национально-государственных образований.

3. Учет взаимосвязи и взаимодействия всех сфер жизни общества (экономической, политической, духовной, национальной и др.).

4. Целостность национальной политики, учет взаимосвязи всех ее компонентов.

5. Оказание помощи малочисленным народам в развитии их экономики, культуры,
в сохранении среды обитания.

6. Формирование этики межнациональных отношений, полное исключение из сферы межнациональных отношений всех форм насилия, несправедливости.

Таким образом, видно, что национальные отношения – это своеобразный сплав национального и политического.

Национальная политика современной России проводится в соответствии с Конституцией национальной политики РФ и базируется на следующих принципах:

· равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка;

· запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам этнонациональной, расовой, языковой принадлежности;

· сохранение и укрепление исторического единства многонационального народа Российской Федерации;

· гарантии прав и этнонациональных перспектив русского и других народов, национальных меньшинств и малочисленных народов;

· признание стержневой роли русской нации, русской культуры и русского языка в перспективе развития наций и национальных отношений, в реализации государственной национальной политики;

· запрещение пропаганды и практических проявлений национальной вражды;

· самобытное развитие культур, традиций и языков народов России;

· мирное, правовое решение всех спорных межнациональных вопросов, недопущение этнополитического экстремизма и применения силы для решения проблем в сфере национальных отношений.

Основным вопросом национальной политики и национальных отношений является национальный вопрос.

Национальный вопрос – это вопрос о причинах возникновения недоверия, вражды и конфликтов: 1) между нациями и 2) между нациями и существующей системой власти, а также о формах, методах и условиях его решения в интересах мирного сожительства наций.

Другими словами, национальный вопрос, это вопрос, могут ли нации жить вместе, без неприязни и вражды.

Рассуждая логично, можно сказать, что вариантов ответа на национальный вопрос может быть лишь два: да или нет.

В процессе разрешения национального вопроса необходимо учитывать тот факт, что национальные отношения в современном мире в целом подчинены действию двух взаимозависимых объективных тенденций, определяющих человеческий прогресс.

Они родились еще на заре буржуазного развития в процессе формирования наций и национальных движений. По мнению В. И. Ленина, содержание двух тенденций в национальном вопросе сводится к следующему:

1. Происходит формирование и развитие наций, их консолидация, движение к равноправию и самостоятельности, суверенному государственному существованию.

2. С ростом интернационализации всех сфер жизни, расширением международных связей усиливаются интеграционные процессы, взаимное сотрудничество, межгосударственные границы получают все большую прозрачность.

Действие двух тенденций в национальном вопросе можно проследить на примере распада СССР, Чехословакии, консолидационных процессов в Европе.

На разрешение национального вопроса влияют проблемы:

· экономические (размещение и использование промышленных предприятий, природные ресурсы и их использование, экологические проблемы и т. д.);

· политические (власть, объем суверенитета, военные проблемы и т. д.);

· территориальные;

· культурные (примат культуры, культура – «мать» и т. д.);

· языковые (государственный язык, язык межнационального общения, «унижение» или возвеличивание языка и т. д.);

· религиозные;

· бытовые и др.

В широком смысле национальный вопрос – вопрос мировой, но в разных странах попытки его разрешения имеют свои особенности.

В Великобритании проблемы культурно-исторической самобытности Шотландии и Уэльса разрешаются демократично, с учетом интересов населения этих местностей. Но особо стоит проблема Северной Ирландии.

В Испании проблема равноправия и политического равенства получила разрешение в предоставлении автономии пяти ее провинциям.

В Бельгии вопрос языковых взаимоотношений между валлонами и фламандцами реализуется на основе принципа федерализма.

В Канаде культурно-языковые проблемы между англоязычными и франкоязычными общинами решаются на пути предоставления Квебеку политической самостоятельности.

Национальный вопрос, как видим, может решаться различными путями, вплоть до полной реализации права народа на самоопределение.

Национальное самоопределение – ключевой принцип национальной политики, закрепленный в Уставе ООН (ст. 1, п. 2) и расшифрованный Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие»
(ст. 1, п. 1).

Принцип национального самоопределения не сводится исключительно к праву на отделение, сепаратизму. Он выступает в трех аспектах:

1. Самоопределение может привести к государственному отделению, созданию самостоятельного национального государства. Для многонациональных обществ и государств это может означать распад, расчленение.

В современных условиях это происходит в самых крайних случаях, в империях, где царит гнет и насилие наций, где наглухо закрыты все пути и возможности демократического решения проблем межнациональных отношений.

2. Самоопределение может привести к созданию федеративных многонациональных государств.

Это происходит на основе демократического выражения воли народа, добровольно и свободно.

3. Самоопределение может происходить в виде интеграции давно живущих самостоятельной жизнью национальных государств в крупные образования.

В таких образованиях совмещаются, согласуются национальный суверенитет с процессами интернационализации, не ущемляется государственный суверенитет наций.
Эти образования лучше отвечают интересам национального прогресса.

В решении задач национальной политики важную роль играет национализм.

Национализм –это идеология, психология и политика, основанные на проповеди национальной исключительности и превосходства.

Основной идеей национализма является представление о нации как высшей внеисторической и надклассовой форме общественного единства. В современной науке отмечается многоликость этого явления, присутствие у него как положительных, так и отрицательных сторон.

C одной стороны, в определенные исторические периоды национализм играл положительную роль, объединяя нацию в ее освободительной войне. Именно он способствует развитию национального самосознания; национальной гордости; национального стыда, дающего возможность самоочищения; порождает стремление к национальному саморазвитию, равноправию.

Однако, с другой стороны, именно национализм зачастую выступает как великодержавный шовинизм, им оправдывается политика насильственной ассимиляции малых народов. Именно на его основе в людях развиваются признание собственной национальной исключительности, противопоставление другим нациям; стремление обеспечить превосходство своей нации за счет интересов других народов; национальный нигилизм; поиск виновных в жизненных трудностях, неурядицах (в «мигрантах»,
«жидо-масонах», «иноверцах» и др.).

Особую опасность для общества представляет воинствующий национализм, проявления которого связаны с насилием, войнами, террором. Грань, отделяющая этнический патриотизм от национализма, очень размыта и подвижна. Небольшое изменение акцентов позволяет зачастую преодолеть эту грань и создать благоприятную для этнополитического конфликта интеллектуальную и духовную среду. Так, например, тенденцию перерастания в национализм имеет этноцентризм.

Это свойство этнического самосознания, при котором все жизненные явления воспринимаются и оцениваются через призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона. Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что в условиях разрушенных социальных связей усиливается роль национальности как традиционно значимого канала социальной идентификации.

Различные течения этноцентризма, включая разновидности национализма и крайнего шовинизма, превращаются в особые формы преодоления комплекса неполноценности, присущего маргинальным слоям. Национализм может служить своеобразной приманкой, с помощью которой социальные низы вовлекаются в орбиту влияния политических партий, решающих задачи политической мобилизации населения.

Следовательно, политические движения, стимулируемые национальными идеологиями (национализмом), в одних странах могут способствовать разрешению межнациональных конфликтов, усилению культурной однородности и, стало быть, интеграции общества (Швейцария, страны Бенилюкса и др.). В других, создавая очаги сепаратизма и этнического гегемонизма, национализм может подрывать целостность общества и стабильность политического правления (движение басков в Испании, сербов в Боснии и т. д.). Национальные идеологии могут стать источником укрепления межгосударственных отношений (так, в большинстве стран Западной Европы отстаивание национальных интересов связывается с усилением враждебности к другим государствам), а могут создавать острые противоречия между государствами, особенно в связи с проведением политики по отношению к своим национальным землячествам на чужих территориях (например, между Боснией и Сербией, Россией и Латвией).

В ряде случаев национализм используется в качестве прикрытия для решения проблем, не связанных с условиями существования того или иного этноса. Например, в конце
80 – начале 90-х гг. ХХ в. прибалтийские республики под флагом защиты интересов коренных национальностей пытались решить весь комплекс проблем с бывшим союзным государством (в частности, вопросы хозяйственных взаимоотношений, усиления экономической самостоятельности, обеспечения оптимальных условий роста уровня жизни граждан и т. д.).

Все эти негативы и составляют в национальном националистическое.

На сегодняшнем этапе человеческого развития национализм уничтожить нельзя.
Это значило бы просто уничтожить всех его носителей. Однако с ним нельзя и мириться, так как он не только ведет к обострению конфликта народами, но и к саморазрушению собственной нации. Тактика борьбы с национализмом должна носить постепенный, последовательный характер: сначала надо носителей национализма переориентировать с националистических на национальные идеи, а уже затем формировать интернационалистическое мировоззрение. Ф. Энгельс подчеркивал, что «подлинно национальные идеи … в то же время всегда являются и подлинно интернациональными идеями».

Проблема национализма и его последствий не обошла стороной и Россию.
Это обусловлено тем, что Российская Федерация – также многонациональное, полиэтническое государство. Ее население составляют: 83% русских, 3, 8% татар,
3% украинцев, 1, 2% чувашей, 0, 9% башкир. На остальные 5% приходится 113 народов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал