Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На основе имиджа (М. Херманн), или собирательные образы лидера. 4 страница






· Международный олимпийский комитет (МОК);

· Международные спортивные объединения (ФИФА, ФИДЕ, ФАИ и др.);

· Международный союз студентов и др.

3. Военно-политические организации:

· Североатлантический пакт (НАТО);

· Тихоокеанский пакт безопасности (АНЗЮС) – военно-политический блок Австралии, Новой Зеландии и США;

· Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ).

4. Экономические и финансовые организации:

· Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, «Общий рынок»);

· Международный валютный фонд (МВФ);

· Всемирная торговая организация (ВТО);

· Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

· Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);

· Парижский клуб и др.

 

5. Неправительственные группы и клубы:

· Бильдербергский клуб;

· Римский клуб;

· Пагуошское движение и др.

Рассмотрим наиболее крупные и влиятельные международные организации – субъекты международной политики.

Организация Объединенных Наций – создана 26 июня 1945 г. государствами-победителями во Второй мировой войне на учредительной конференции в Сан-Франциско.

Основные цели ООН:

· поддержание международного мира и безопасности;

· развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

· осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

· быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

В своей деятельности ООН руководствуется следующими принципами:

· суверенное равенство всех членов организации;

· добросовестное выполнение принятых на себя добровольных обязанностей согласно Уставу;

· решение всех споров только мирными средствами;

· воздержание всех членов ООН от угрозы силой или ее применения;

· всемерная помощь и содействие в действиях Организации и неоказание помощи и поддержки государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

· невмешательство во внутренние дела любого государства.

Членом ОНН может быть любое государство, признающее и выполняющее Устав организации. К концу 90-х гг. XX г. членами ООН являлись более 200 государств.

Основными органами ООН являются:

1. Генеральная Ассамблея. Состоит из всех членов организации, причем каждое государство имеет не более пяти представителей. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно на свои сессии.

2. Совет Безопасности (СБ). Состоит (по Уставу) из 15 членов, причем Китай, Франция, Россия, Великобритания и США являются его постоянными членами с правом «вето». Остальные страны-участницы избираются на два года.

В настоящее время идет процесс расширения как постоянных, так и непостоянных членов СБ.

3. Экономический и социальный совет. Избирается Генеральной Ассамблеей на три года и состоит из 54 членов ООН. Совет исследует экономические и социальные проблемы, вырабатывает рекомендации и предложения по этим проблемам для Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.

4. Совет по опеке. Призван изучать и представлять Совету Безопасности предложения и информацию о положении на территориях, народы которых не достигли еще полного самоуправления.

5. Международный суд. Состоит из коллегии независимых судей (15 членов), в составе которой не может быть двух граждан одного и того же государства. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и СБ сроком на девять лет. Сторонами по делам, разбираемым судом, могут быть только государства.

6. Секретариат. Состоит из Генерального Секретаря (с 2007 г. – Пан Ги Мун, уроженец Республики Корея) и необходимого персонала. Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом ООН.

Структуру ООН составляют также 16 специализированных учреждений и многочисленные вспомогательные органы, комитеты и комиссии. Наиболее важными и известными являются:

· организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

· организация ООН по промышленному развитию;

· экономические комиссии: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА);

· конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.

ООН имеет вооруженные силы («голубые каски») – многонациональные воинские формирования, создаваемые по решению Совета Безопасности ООН и выполняющие задачи по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Европейское экономическое сообщество – образовано в 1957 г. с целью создания общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и постепенного сближения экономической политики стран-участниц. В ее состав входят Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия. К вступлению в ЕЭС стремятся бывшие социалистические страны Восточной Европы и некоторые бывшие республики СССР.

Основными органами ЕЭС являются:

· Европейский Совет сообществ;

· Совет министров ЕС;

· Комиссия ЕС;

· Европейский парламент;

· Суд ЕС;

· Экономический и социальный комитеты.

При ЕЭС аккредитовано около 150 стран-наблюдателей.

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) – экономическое и политическое объединение европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор).

Страны-члены Евросоюза: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.

Органы управления ЕС:

1. Европейский совет.

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей – министров иностранных дел. Членом Европейского совета является также председатель Еврокомиссии.

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции – основная миссия Европейского совета.
Его заседания проходят не менее чем дважды в год – либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством председателя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

Решения совета обязательны для поддерживающих их государств.

Европейский совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. Европейский совет – формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придает принятому решению одновременно и значимость, и высокую легитимность.

2. Европейская комиссия.

Европейская комиссия – высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не в праве заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа Тасис).

Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий.

Штаб-квартира Европейской комиссии находится в Брюсселе.

3. Совет ЕС.

Совет Европейского союза, или, неофициально, «Совет Министров», наделен рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского союза.

Был создан в 1952 г. и призван был уравновесить Европейскую Комиссию. Однако компетенции этих органов четко поделены. Если Европейская комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство.

В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т. д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение. Президентство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в порядке, единогласно определяемом Советом (обычно ротация происходит по принципу большое – малое государство, основатель – новый член и т. д.). Ротация происходит раз в шесть месяцев.

4. Европейский парламент.

Европейский Парламент является собранием депутатов, напрямую избираемых гражданами-членами ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейскго парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Основная роль Европарламента – утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска.

Последние выборы в Европарламент проводились в 2009 г. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.

5. Европейский суд.

Европейский суд (официальное название – Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.

Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.

6. Суд аудиторов.

Суд аудиторов (The Court of Auditors) создан в 1975 г. для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Суд состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.

Штаб-квартира – Люксембург.

Органами ЕС являются также: Европейский Центробанк, Европейский инвестиционный банк, Европейский социально-экономический комитет, Комитет регионов, Институт Европейского омбудесмена и др.

Организация Североатлантического договора (НАТО) крупнейшая военно-политическая организация. Создана в 1949 г. Органами управления НАТО являются:

1. Сессия Совета НАТО – высший орган; проводится двараза в год на уровне министров иностранных дел.

2. Постоянный Совет – функционирует между сессиями Совета.

3. Международный Секретариат во главе с генеральным секретарем НАТО осуществляет текущую работу.

4. Военную организацию НАТО возглавляет сессия Комитета военного планирования, которому подчинены военный комитет и комитет ядерного планирования.

НАТО имеет четыре основных объединенных командования по географическому принципу:

· верховное командование объединенными вооруженными силами НАТО в Европе;

· верховное командование в Атлантике;

· верховное командование зоны пролива Ла-Манш;

· объединенное командование региональной группы стратегического планирования США-Канада.

Состав – 28 государств.

Вот таковы некоторые международные организации – субъекты международной политики.

Таким образом, внешняя политика является важнейшей функцией государства, а в международных отношениях основными субъектами считаются международные организации.

 


2.16. Геополитика

 

 

2.16.1. Сущность и содержание геополитики

 

Еще ученые Древнего мира заметили естественную связь политической деятельности (под которой они в первую очередь понимали деяния правителей) и пространства Земли, где эта деятельность разворачивалась. Действительно, разве можно планировать и тем более осуществлять политические мероприятия, не зная протяженности, площади, рельефа, растительности, климата, рек – как водных преград и путей сообщения, моря – как особого географического фактора в политике и т. д.? Возможно ли добиться победы в войне или даже в одном сражении, не зная и не используя хотя бы основные характеристики пространственного фактора и конкретной местности, на которой будут сражаться противостоящие армии, не владея информацией об экономической мощи страны и военной силе армии? Тем более нельзя рассчитывать удержать за собой захваченную территорию, не имея представления о ее населении – каковы его количество, плотность, другие демографические характеристики, свойства национального характера.

Таким образом, геополитика как детерминация успешности политической деятельности (мирной и военной) географическими, историческими, социально-психологическими, этнографическими, экономическими факторами, как взаимосвязь политического и пространственно-социального существует давно.

Геополитика в современных условиях понимается в двух значениях: как наука, и как деятельность государства на международной арене.

Геополитика как наука имеет предметом своего исследования глобальные и национальные интересы, приоритеты и методы внешней политики государств как субъектов международных отношений и мировой политики, опираясь на территориальные и демографические императивы, также силовые потенциалы различных стран.

Современная геополитика представляет собой науку, изучающую внешнюю политику государства посредством комплексного анализа ряда определяющих ее факторов.

Основными среди этих факторов считаются:

· территория;

· географическое положение, т. е. расположение государства на континенте;

· протяженность границ, их положение на естественных или искусственных рубежах;

· наличие рек как водных преград и путей сообщения;

· положение страны по отношению к морю, протяженность береговой линии и условия для судоходства;

· климат (холодный, умеренный, жаркий, засушливый и т. д.);

· почвы (насколько они благоприятствуют развитию сельского хозяйства, инфраструктуры, промышленности);

· недра, их богатства, способность обеспечивать экономический рост и социальные запросы населения;

· население, его численность, плотность, социальный состав и другие характеристики.

Основными функциями геополитики, как науки, выступают:

· теоретико-познавательная – накопление знаний о геополитических факторах, процессах и явлениях;

· прогностическая – разработка методологии, методики и моделей геостратегического прогнозирования внешней и мировой политики;

· аксиологическая (ценностная) – дает оценку характера геостратегических концепций и деятельности, смысла геополитических акций.

Геополитика (от греч. «геос» – земля) – это деятельность государства в мировой политике с учетом географического положения, климата, природных ресурсов, территории и населения.

Первым, кто употребил термин «геополитика», был шведский профессор истории и политических наук Гетеборга и Уппсалы Р. Челлен (1864 – 1922). Он полагал, что «это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве».

Геополитические подходы к международным проблемам существуют издавна.
Так, несколько тысяч лет назад некоторые мыслители Древнего мира уже задумывались над влиянием окружающей географической среды на политическое развитие и процессы. Например, Аристотель в «Политике» писал о том, что «жители холодных стран храбры … и дольше сохраняют свободу, а южные народы – глубокомысленны и изобретательны, но не энергичны, поэтому … подчинение является их естественным состоянием». Греки же, живущие в промежуточной области, по несколько спорной мысли Аристотеля, сочетают в себе лучшие качества тех и других.

Продолжателем подхода географического детерминизма в новое время французский историк и правовед Жан Боден, который в своей работе «Метод легко понять историю» заключал, что географическая среда действует на развитие человека через психику.
Он первым заметил, что сила и мощь многих суверенных государств прямо зависят от влияния окружающих их природно-географических условий и обстоятельств. Широко известен также трактат французского мыслителя и политолога Ш. Л. Монтескье «О духе законов», где достаточно обстоятельно рассматривается влияние климата, пространства, почвы, культуры и экономики в качестве факторов, формирующих историю, цивилизацию и политику соответствующих стран. Он обращал внимание на необходимость соответствия законов страны ее географическим условиям.

Отцами-основателями комплексного представления о геополитике как науке считаются немецкие исследователи Ф. Ратцель и К. Хаусхофер, шведский ученый Р. Челлен, английский политолог Х. Макиндер, американские геополитологи А. Мэхэн и Н. Спикмен.
В России создание геополитического направления в исследованиях связано с евроазийством (П. Савицкий и др.).

К. Риттер (1779 – 1859) – немецкий профессор, глава Берлинского географического общества – в середине XIX в. разработал систему регионального деления мира (на две полусферы, водную и сухопутную зоны: континентальный Север, в свою очередь, делится на Старый и Новый Свет и морской Юг) в рамках единого глобального пространства. К. Риттер ввел новое понятие «географического индивидуума», характеризующегося естественными границами и связью, присущей органической природной области. Позже это понятие было модернизировано и выступает в геополитике как закономерность географической индивидуализации государства.

Ф. Ратцель (1844 – 1904) – немецкий ученый, профессор географии в Мюнхенском и Лейпцигском институтах, автор книг «Антропогеография», «О законах пространственного роста государств» и «Политическая география», в которых он исследовал проблемы экспансии государств, ввел одно из исходных понятий геополитики – категорию «жизненного пространства», термины «жизненная сфера», «жизненная энергия» и др.

К. Хаусхофер (1869 – 1946) – немецкий ученый, издатель журнала «Геополитика».
Он продолжил разработку концепции «жизненного пространства», выступал за подготовку Германии как самой густонаселенной страны Европы к войне за расширение территориального (жизненного) пространства. Он также разработал теорию «континентального блока» – сотрудничества Германии, России и Японии в противовес англосаксонской геополитике.

Х. Макиндер (1861 – 1947), член Британского географического общества, автор книг «Географическая ось истории», «Демократические идеалы и реальность», является автором одной из первых глобальных геополитических моделей; ввел понятие «хартленда» – сухопутной основы могущества и геополитического влияния. В него он включил географическое пространство России, Восточной и Центральной Европы (на Западе), Тибет и Монголию (на Востоке). Хартленд опоясывается зоной береговых пространств евразийского континента. На основе анализа понятий «географическая ось истории», «хартленд» Макиндер сформулировал три географические максимы:

1) кто правит Восточной Европой, господствует над хартлендом;

2) кто правит хартлендом, господствует над Мировым океаном;

3) кто правит Мировым океаном, господствует над миром.

Интересны также геополитические идеи американского геополитолога Н. Спикмена, который подразделил мир на три сферы: хартленд, римленд (прибрежные к окаену зоны) и удаленные африканский и австралийский континенты. Корректируя идеи Макиндера, он полагал, что тот, кто контролирует римленд, господствует над Европой, а кто контролирует Евразию, тот контролирует судьбы мира. Он ввел понятие «срединного океана» – Атлантики, который выполняет роль внутреннего моря особого атлантического континента, в который входят Западная Европа и Восточное побережье США, и обосновал его грядущую роль в геополитике. Н. Спикмен выделил 10 критериев геополитического могущества:

1) поверхность территории;

2) природа границ;

3) объем населения;

4) наличие или отсутствие полезных ископаемых;

5) экономическое и технологическое развитие;

6) финансовая мощь;

7) этническая однородность;

8) уровень социальной интеграции;

9) политическая стабильность;

10) национальный дух.

Итак, при рассмотрении международных проблем следует учитывать такие важные понятия геополитики, как «теллурократия», «талассократия» (принцип «морского могущества») и «римленд». В этих концепциях и принципах рассматриваются геополитические законы дуализма стихий (Суша против Моря или наоборот), преимущества и слабые места государств в силу расположения или контроля ими соответствующих географических зон и сфер. Соответственно, геополитики акцентируют внимание на причины, обеспечивавшие историческое «выдвижение» на лидирующие позиции в мире сухопутных, морских или стран с обширным «римлендом».

В последнее десятилетие геополитологи наряду с политико-географическим анализом различных государств особое внимание уделяют процессам взаимодействия и противодействия между цивилизациями.

В целом геополитика устанавливает определенные закономерности. Среди них:

1. Контроль над пространством теряют те геополитические субъекты, которые не обладают необходимыми и достаточными возможностями для завоевания и удержания территории, не обладают нужными качествами самодостаточности; потеря контроля над пространством одним геополитическим субъектом всегда означает его приобретение другим.

2. Стабильность, устойчивость и безопасность геополитического субъекта достигается некоторым оптимумом подконтрольного пространства, так как чем шире пространство, тем труднее оно поддается управлению со стороны субъекта.

3. Иногда преимущества получает тот субъект, который контролирует ключевые (геостратегические) точки пространства, а сила или слабость геополитического пространства субъекта производна от степени его самодостаточности и контроля над ключевыми точками.

4. В современных условиях к традиционным направлениям геополитики следует обязательно относить проблему контроля над космическим пространством и коммуникационной сферой.

5. Геополитические позиции (уровни) государств во многом зависят от степени развития их экономического и военного потенциала, обладания ядерным оружием.

6. Геополитические линии «разлома» и разобщения стран и народов проходят между господствующими богатыми и зависимыми бедными экономиками по линии «Север – Юг»,
а также «Центр – Периферия», по которым происходит распределение власти и богатства.

7. Рассмотрение геополитических приоритетов и целей государств должно осуществляться в контексте не только странового, но и межцивилизационного анализа, поскольку различным странам, в принципе, легче достичь взаимопонимания в рамках региональной цивилизации («западной», «исламской», «восточной» и т. д.), чем за их «границами».

8. Количество населения, национальные черты и особенности народов обязательно рассматриваются в качестве важных геополитических факторов.

Основными геополитическими факторами выступают следующие:

· географические (пространственное по горизонтали) – положение государства в регионе и на планете в целом, которое (пространственное по вертикали) включает сушу, море, воздух и космос, состояние природных ресурсов (богатства) и др.;

· политические (политическое устройство общества, тип государства, характер его границ, политический режим, социальная структура, состояние прав и свобод человека и гражданина и др.);

· этнические (национально-территориальное устройство, соотношение между этносами, этническая ментальность, национальная идея и др.);

· экономические (уровень развития производительных сил, структура и характер экономики, характер труда, уровень жизни населения, инфраструктура, природные
ресурсы и др.);

· военные (уровень развития армии, военные традиции, участие в военных блоках, степень подготовки военных кадров и др.);

· демографические (численность и воспроизводство населения, уровень смертности и др.);

· культурные (характер образования, развития науки, здравоохранения, урбанизации, религии и др.);

· экологические (состояние ресурсов, взаимоотношение экологии и рождаемости, образа жизни населения и др.).

Ключевым понятием геополитики является понятие пространства – ведь ни одно государство не может существовать вне пространственного контекста. В связи с этим можно выделить следующие измерения пространства:

· территориально-географическое измерение пространства (размер территории, ее преимущественно континентальное или морское расположение, рельеф, численный и этнический состав населения страны, характер природных ресурсов, особенности климата);

· воздушно-космическое измерение пространства (воздушные границы, способность их контролировать, освоенность воздушных транспортных трасс, способность государства использовать космическое пространство, наличие воздушного и космического флота, способность контролировать околоземное пространство, потенциальная возможность межпланетной экспансии);

· политическое измерение пространства (политические и административные границы, в пределах которых ярко выражен контроль над определенной территорией и проживающим там населением);

· экономическое измерение пространства (экономическое влияние государства и национальных капиталов в ближнем и дальнем зарубежье, присутствие в экономике других стран, распространенность и конвертируемость национальной валюты за рубежом, количество прямых и портфельных инвестиций и собственности на недвижимость в других странах);

· культурно-информационное измерение пространства (расположение государства в «умах» людей, распространенность национального языка и культуры за пределами «своего» государства, возможность доносить свою точку зрения на происходящие в мире события, популярность достижений национальной культуры и ее влияние в ближнем и дальнем зарубежье, а также в интернете, присутствие в информационном пространстве других стран, присутствие органов государственной власти в виртуальном пространстве интернета).

Государственность «размещается», как правило, в рамках всех перечисленных измерений пространства.

Это означает, что суша как геополитический фактор включает в себя:

· размеры, площади территорий государств;

· их соотношение и взаимодействие с морем;

· климат (температуры, количество осадков, сезонность, другие характеристики);

· состояние почв с точки зрения их плодородности, произрастания тех или иных культур;

· природные ископаемые;

· запасы пресной воды;

· наличие рек как источников гидроэлектроэнергии, водных артерий как сил, поддерживающих природное равновесие.

Водная среда как вторая составляющая географического фактора политики:

· образует во взаимодействии с сушей определенные формы и очертания континентов, островов, побережий, придавая им геополитические выгоды или неудобства;

· включает в себя подводную среду с ее подводным миром, полезными ископаемыми, возможностями их освоения;

· создает удобство для рыболовства и рыбоводства, добычи и разведения морского зверя, моллюсков, жемчуга и др.;

· дает возможность судоходства, торговли, перевозки пассажиров, туризма и т. д.;

· ускоряет развитие так называемых «морских» наций.

Воздушная среда осваивалась человечеством в третью очередь, после освоения суши и моря. Она дает возможность:

· избегать препятствий в виде неровностей земной поверхности;

· быстро преодолевать морские просторы;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал