![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О том, что после Преображения Христос, как бы рукоположив двенадцать и семьдесят учеников, послал их проповедовать перед лицом Своим
Потом Христос вместе с ними избрал и других. Ибо после Преображения, как говорит Лука, Спаситель – единый Архиерей, всё содержащий в Себе и всем сделавшийся ради нас, поставил первых иерархами, а вторых – иереями и послал их проповедовать перед лицом Своим. И наконец, принёс в жертву Сам Себя, и даровал Таинства, и, став жертвой за нас на Кресте, умерев и воскреснув, примирил нас с Отцом, и дуновением сообщил начатки Духа. По Вознесении окончательно рукоположил учеников посредством разделенных Им огненных языков Духа. Тех языков, которые и почили на каждом из учеников порознь, почему и прияли все равную благодать, и все исполнились Святого Духа. Ибо ученики вначале избраны были, и посланы к овцам погибшим, и получили дар, и повелено им было раздавать дар. Но они ещё не были совершенны, потому что ещё не было принесено Отцу умилостивление, и вольное за всех заклание, и нескверная жертва – Сам ставший жертвой за нас Благой Бог наш, Который, воплотившись нас ради, сделался начатком естества нашего. Как скоро по благоутробию соединился Он с нами, тотчас даровал нам и дары благодати. И прежде всего Святую Деву, Матерь Свою, Он наитием Духа сделал способной к чревоношению, исполнив Её благодатных даров Своих и дав силу, благодаря которой Она смогла во чреве носить Его, неизреченно воплотившегося из Неё. Он хранил Её как Деву и до Рождества, и в Рождестве, и чистой – по Рождестве. Потом даровал Он, по благодати, познать таинство Рождества Иосифу. Затем открыл Себя посредством звезды волхвам, находившимся далеко и жившим в язычестве и беззаконно. Он лежал в вертепе и яслях и так явился Ангелам и простым пастырям в знак одинаковости положения: потому что Сам (несмотря на то что Он Господь душ и словесных овец), являясь Творцом и Пастыреначальником их, сделался пастырем и, являясь Попечителем и неусыпным ради нас Промыслителем, сделался стражем, потому что Он бессмертен. После этого Он предвозвещен был Симеону, поскольку тот был праведником, явился Младенцем и познан был как Бог; так же и Анне пророчице. Яснее же дано было познание о Нём Иоанну Крестителю, возлюбленному предвестнику и Предтече во всём, даже и в смерти. И ещё очевиднее – ученикам Его, которых Он, готовя к апостольству и всемирной ловитве, называл ловцами человеков, светом миру, солью, судиями и пастырями, и прочее. Постепенно даруя им, насколько могли они вместить, благодать, Он, наконец, принёс Себя в жертву за всех. Низложив вражду, поправ смерть, вознесясь к Отцу и вознеся Ему Жертву, Он превознёс Божескою честью человеческое естество и послал нам, Собою примирив нас с Отцом, благодать совершеннейшую. И между нами явился Источник дарований – Утешитель, не отступавший и прежде, потому что Он – везде, как всё животворящий и содержащий, но теперь явивший Себя, и очищенным и преобразованным через Сына, по благоволению Отца и при Его собственном содействии, явственнее открывшийся, как соестественный и содетельный Им, и всецело благодатью вселяющийся и разделяемый в каждом из нас, и в то же время остающийся неразделимым и тем же. Мы сказали, что Он вселяется благодатью, а не ипостасью, хотя по существу Своему Он присутствует везде и не ограничен ничем, ибо Он не воплощается ипостасью и не пребывает между нами, так же как и Отец, но вселяется, пребывает между нами и действует, как и Отец, благодатью. Благодатью вселяется Он, а не ипостасью, хотя по существу Он присутствует везде и не ограничен ничем, потому что Он не воплощается ипостасью и не пребывает между нами, как и Отец, но вселяется, пребывает и действует благодатью. Воплотился один лишь Сын; но ипостасно и Он обитает не в нас, а только в воспринятой плоти (π ρ ο ς λ ή μ μ α τ ι), так что мы от Начатка нашего, как от источника, родственным путём получаем благодать и через Него становимся законными чадами Отцу. Он – Сын по естеству, а мы – по усыновлению и благодати. Видишь таинство? С нами Бог – Еммануил, чтобы обожились и мы. Однако Сам Он – Бог и Сын по природе, а мы – боги по усыновлению и по благодати. Посему Отец есть и Отец Его, но по естеству, и Отец наш, но по благодати, подобно тому, как Он – Бог Его ради восприятия Им от нас плоти, а Бог наш – как Творец. И это Он изрек по Воскресении: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему»(Ин. 20: 17). Клирик: – Сказанное – возвышенно и божественно, и многое прояснило для нас своим светом. Архиерей: – Это – дело Божией благодати, а благодать Его – просвещение, потому что Он – «Свет истинный» (Ин. 1: 9). Благодать в Нём просвещает и меня и вас, подобно тому, как свет в лампаде освещает и того, кто держит её, и стоящих около. Итак, благодарение Богу, сподобившему нас, смиренных, возвестить братиям (дела) Его! Теперь скажем о прочих рукоположениях. Клирик: – Да, владыка, потому что стоит узнать и обо всех. Научи же нас, какие они. 205. О различных рукоположениях вне алтаря – настоятелей и чинов церковных и, в первую очередь, о рукоположении великого иконома Архиерей: – Это – рукоположения протопресвитеров, архидиаконов, настоятелей и прочих, находящихся в различных служениях, называемых чинами (ο φ φ ί κ ι ο ν), которые отправляют церковные службы и имеют попечение о разном роде имущества, доходах и расходах. Потому что и об этом нужно заботиться для общей пользы и для благоустройства церковного имущества. Тому свидетельство – икономия Стефана и прочих диаконов, которые служили и учению, и проповеди, как Стефан и Филипп, притом и нуждам, и общим трапезам братий. 206. О великом сакелларии и великом сосудохранителе – скевофилаксе Первый заботится только о священных местах, наблюдает за находящимися в них вещами и, насколько возможно, исследует их (состояние). А второй бережёт сосуды, печётся о священных местах и наблюдает за тем, что относится к песнопению и храму. Ему же вверено попечение о святительских одеждах и о всех других священных облачениях.
|