Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О возведении патриарха на престол
Возведение на престол патриарха происходит следующим образом. Если он уже рукоположен в архиерея, то после производства прибыв в Великий храм Премудрости Божией, помолившись и сотворив поминовение, о чём мы уже упоминали, он уходит. Потом, по наступлении воскресного дня, когда все соберутся, опять приходит, облачается в архиерейские одежды с саккосом и начинает литургию, а митрополиты, по обычаю поклонившись, облачаются в священные одежды в отведённом месте и приглашаются, как всегда, во время входа. После входа многолетие совершается не внизу, но, как при рукоположении архиерея, на сопрестолии. После Трисвятого и молитвы раздают свечи: зажигается множество свечей ради благодати Духа, обновляющейся в иерархе к устроению кафолической Церкви и к управлению ею, через священное возведение его на божественный патриаршеский престол. Ибо должно верить, что в нём обитает высшая благодать, дабы укрепить его на высшее дело служения Богу в святой Церкви Его. Ибо высшее просвещение, и благодать, и сила сообщаются каждому соответственно с его служением. «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, говорит апостол, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры, имеешь ли служение, пребывай в служении» (Рим. 12: 6, 7) – и прочее. Посему и патриарх, хотя он также является епископом, но по мере служения своего получает большую благодать, особенно во время поставления. Итак, по возжжении свечей, когда все станут на своих местах по чину, он возводится двумя первыми архиереями, которые подхватывают его с обеих сторон и сажают на святительском престоле, и восклицают: «Достоин», – и это поётся трижды и внутри алтаря всеми священнослужителями, и вне – певцами и клириками. Потом его во второй раз поднимают и сажают, восклицая: «Достоин», – и опять это поётся трижды и внутри, и вне. Подобным же образом и в третий раз сажают его, и достоин произносится и поётся трижды священнослужителями в алтаре и певцами вне его. Затем многолетствуют, что является священнодействием от Христа, победившего Крестом и смертью, Воскресшего плотью и Вознесшегося, и привлекшего мир к вере Своей: «Ибо... сия есть победа, победившая мир, вера наша»(1Ин. 5: 4), как говорит возлюбленный ученик Христов. Эта победа, через архиереев Христовых, подчинила Христу царство, прежде гнавшее Христа. Посему величаются и цари благочестивые, но не неверные и не инославные, и поётся им многая лета для всегдашнего их пребывания, так как царствию Христову не будет конца. Вместе с царской властью величается и архиерейство, потому что и архиерейство подчинило царство Христу, и им держится царство христианское, и Христово архиерейство вечно. «Ты священник», говорится, «вовек», т. е. всегда, «по чину Мелхиседека»(Евр. 5: 6), а не по закону. Когда диакон возгласит: «Премудрость, вонмем», – патриарх говорит: «Мир всем». При этом, как мы сказали, всем надобно быть внимательными. Архиереи и священники должны стоять и отвечать ему: «И духови твоему», – и по том садиться. И народ также, приняв мир, должен говорить: «И духови твоему». Это – наследие и дар нам от Спасителя, последняя молитва Его, да будем одно с Ним. Это – и первые слова Его после Воскресения: «Мир вам». Потому и сажают патриарха на сопрестолии столь торжественно, чтобы, воссев, как Спаситель на Небесах, он оттуда даровал и проповедовал всем мир; оттуда он и благословляет трикирием, как бы с Небесного престола, даруя благодать и озарение Троицы через Спасителя. Последующее происходит, как на всех литургиях. Так совершается возведение на престол патриарха, если он был архиереем.
|