![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для чего на главу рукополагаемого полагается Евангелие
И тотчас открывается Евангелие, которое есть как бы Сам Христос и через Него – Церковь Его. Открытое, оно полагается на главе и шее рукополагаемого. Это действие означает, что он, сделавшись главой Церкви, своей главой имеет Христа. И это ему должно знать и иметь всякое ведение Его, насколько возможно. Потому-то Евангелие и полагается на главе его – господствующей части, чтобы просвещать и устраивать и ум, и слово, и чувства по Христу, а шею склонять под лёгкое иго Христово и не делать ничего вопреки воле Его. Ибо рукополагаемый через Евангелие принимает на главу и шею саму Церковь Христову. Итак, когда открытое Евангелие положено и священные письмена возлежат на главе посвящаемого, архиерей произносит первую молитву: чтобы Владыка и Господь Бог наш, поставивший в Церкви, во-первых, апостолов, во-вторых, пророков и, в третьих, учителей и призвавший посвящаемого к сану архиерейскому, рукой посвящающего архиерея и прочих соепископов, наитием, и силой, и благодатью Святого Духа укрепил рукополагаемого, как укрепил апостолов и пророков, которых и помазал как царей, и освятил как архиереев; чтобы Господь, сохранив непорочным его архиерейство и украсив всяческим благочестием, явил его самого святым, дабы он мог молиться о потребном для спасения людей и дабы Бог услышал его, что является поистине величайшим даром. И подлинно, сия священная молитва сообщает величайшие дары, облекая рукополагаемого силою апостолов и пророков, поэтому архиереи и имеют дарования апостольские и пророческие. Помажи его, говорит молитва, яко царей, потому что и цари были помазываемы елеем и Духом, и ныне помазываются Церковью; потому что архиереи помазываются благодатью по власти от Духа и будучи водительствуемы Им. Поставиши их, говорит молитва, начальствующими на земли и освяти его, яко архиереев, как ветхозаветных Мелхиседека, Аарона и Самуила и как апостолов и иерархов новозаветной благодати. Так ставится посвящаемый выше закона, дабы он входил в высшее святилище, приносил в жертву живого Агнца и умилостивлял Бога за всех и дабы он был освящён так, чтобы мог входить во святое святых, и поистине совершать святые Таинства, и сам пребывать непорочным иереем Божиим, и чтобы был украшен всяческим благочестием и, наконец, явился святым, исполненным святости и благодати Божией. 174. Почему архиерея называют «владыка святый» Потому архиерея так называют и усвояют ему большую святость, что, хотя и прочим иереям как освящаемым в Духе благодати принадлежит священство, но ему – преимущественно, как рукополагаемому во Святом Духе. Архиерей, помазывая царя, также называет его святым и называет ради помазания святым миром, которым помазываются и все верующие, а потому именуются святыми. Апостол Павел говорит: «братия святые, участники в небесном звании» (Евр. 3: 1.). Об архиерее рукополагающий говорит прося Бога: «покажи его святым», – и таким образом молитвами рукополагает его во святого. Помазываемые миром миряне не имеют даров священства или дарований апостолов, пророков и учителей, а потому именуются святыми только по причине помазывания миром. Архиерей же, вместе с этими дарованиями, через молитвы рукоположения, получает дар святости и, что ещё больше, право быть услышанным Богом, о чём он просит во имя спасения людей. Сказав: «покажи его святым», – рукополагающий архиерей возглашает: «Яко свято имя Твое и препрославлено Царство Твое», – потому что един Бог по естеству и препрославлен, потому что Он – освящающий и прославляющий как единый Царь и Архиерей. После возгласа рукополагающий славословит Троицу, Которая всё совершает и от Которой исходят сии дары. Призывание Троицы, как и при крещении, совершается и здесь, равно как и при всех священных Таинствах. Затем первые из сослужащих архиереев читают обычные прошения: о вышнем мире и спасении всех, об архиепископе как совершителе божественного дела, о деле рук его (то есть о рукоположении и самом рукополагаемом), о благочестивых царях и о всех верующих. Прочие же архиереи отвечают: «Господи, помилуй» (Кирие, елеисон). Этим они свидетельствуют, что иерарх посвящается всеми, что они согласны с рукополагающим архиепископом, что вместе с ним молятся и рукополагают, равно и сопричисляют к себе принимающего рукоположение. Это совершается только при рукоположении епископа, потому что при таком величайшем даре и наитии Божественного Духа должно вспоминать о всех верующих, чтобы они получили милость, и спасение, и благодать. Архиепископ, держа руку на главе рукополагаемого – что знаменует собой покровительствующую и промыслительную благодать Божию, наитие, действие и осенение Святого Духа, или, лучше сказать, вселение благодати в рукополагаемого, – тотчас же после первой молитвы произносит вторую. Рука его постоянно на главе посвящаемого – это означает, что о чём бы тот ни стал молиться, всё совершится и всё он получит. И как удивительна молитва архиепископа: «Господи Боже, ради немощи человеческого естества, не могущего вынести явления Божества, поставивший Домостроительством Твоим подобострастных6) нам учителей, обдержащих7) престол Твой!» О таинство! Человек получает власть и силу Божию и удостаивается воссесть на престол Самого Бога. О чудо! Поскольку, просит молитва, человеческое естество не может вынести естества Божественного – снизойди. Ибо только тогда плоть наша всецело соединилась с Богом, когда была принята Словом. И только Дева, Матерь Его, приняла во чрево Само Ипостасное Слово воплотившееся, когда рождала Его. Посему Она есть честнейшая всех после Бога. И мы – тем же страшным устроением – удостоились столь величайшего дара – архиерейства Христа Бога нашего. Сам, говорит молитва, соверши и сего, соделавшегося строителем архиерейской благодати. Вот он называется строителем величайшего дела, а потому должен быть и верным, и мудрым в должной степени. Сотвори подражателем Твоего истинного Пастыря Христа, полагающего душу за овец Твоих. Вот и пастырем называется, или, точнее, должен быть пастырем, подобным Иисусу Христу, и все силы отдавать попечению о словесной пастве Его. О великий дар! Но великая и обязанность! Пастырь обязан не щадить жизни своей за овец Христовых как поставленный через рукоположение подражателем Его и пастырем, подобным Ему, как могущий совершать все Таинства Его через Него во Святом Духе. Далее в молитве говорится: руководителем слепых, т. е. руководителем неверных к вере; наставником неразумных, т. е. одержимых неразумием ересей, дабы привести их к православию или согрешающих – к покаянию. И да будет он тем, кто наказывает непокорных и дерзких. И – учителем юношей истинному ведению, светом в мире, подобно апостолам, которые были светом мира и названы так Христом, были живым светом, или, по выражению святого Павла, светом в мире, содержащим слово жизни. И наконец, произносится: дабы, вверенные ему души хорошо управив (ибо это главное), спасению их споспешествовал и содействовал. Итак, если ему вверены души, то велика и его обязанность. Но и Бог подаст величайшую благодать подвизающимся и удостоит их великой награды. Ибо разве не видишь, насколько выше всякой другой награды за дело Божие награда за дело архиерейства? Какая же это? Которую уготовал Ты, – говорится, – подвизающимся в проповеди Евангелия Твоего. Вот и долг подвига, и притом в проповеди Евангелия, и подвизающиеся в этом суть как бы подвижники. Кто же подвизался в сем подвиге? Во-первых, Сам Спаситель, свидетельствовавший об истине и исповедавший доброе исповедание, что Бог есть Отец Его, а Он – Сын Отца. Затем, подвизались апостолы Его. Поэтому архиерей как благоподвизающийся за Евангелие – в подвигах ли и трудах, или кровью, или в искушениях, гонениях, или будучи оскорбляем, или ревностью о вере, или милосердием, или другими божественными делами – будет вместе с апостолами и со Христом как получивший Его и их благодать и как должный с ними спрославиться. Окончив молитву, иерарх возглашает и славословит державу и милость Самого воплотившегося ради нас Сына, Отца Его и Духа, призыванием Троицы утверждая сказанное и возводя рукополагаемого к совершенству. Потому при этих словах запечатлевает главу его в знак совершенства. Затем, подняв святое Евангелие, полагает его на престол, потому что рукоположенный уже получил и имеет благодать Божию и весь есть Евангелие и божественное орудие Евангелия Христова.
|