![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реабилитация пожилых
НА ПРОИЗВОДСТВЕ1 Направление и характер развития современного производства, связанные с повышенной сложностью, многопрофильностью, автоматизацией его процессов, остро ставят вопрос реабилитации человека старшего возраста. В настоящее время в медицинских науках намечается системный подход к анализу содержания понятия «реабилитация» (А. Л. Решетюк, 1986). Вместе с тем очень важно в комплексном подходе к решению проблем реабилитации усиливать и развивать психологические аспекты реабилитации. В этой связи представляется актуальным использование в качестве реабилитационного базиса разных психологических уровней сохранности человека как индивида, личности и субъекта деятельности. В структурном взаимодействии этих уровней особое место принадлежит индивидным характеристикам человека. Как известно, основными классами первичных индивидных свойств являются индивидуально-типические и возрастно-поло-вые характеристики. Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств влияет на динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербалыю-логических) и структуру органических потребностей. Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, в задатках, с другой (Б. Г. Ананьев, 1977). Таким образом, индивидные характеристики человека включаются в общую систему потенциалов, в частности таких, как жизнеспособность, трудоспособность, специальные способности, одаренность (Б. Г. Ананьев, 1969). Жизнеспособность выступает в качестве общей естественной основы потенциалов человека и является, главным образом, предметом изучения 1 Геронтология и гериатрия. Ежегодник. / Отв. ред. В. В. Безруков. Киев, 1988. Л. Н. Кулешова и др. Психологическая реабилитация пожилых... 493 биологических и медицинских наук с точки зрения функционирования систем организма и состояния здоровья в целом. Следует подчеркнуть, что уже на уровне жизнеспособности включаются психологические характеристики, которые выполняют различные функции и являются компонентами общей жизнеспособности. Оценка психических компонентов жизнеспособности дает возможность прогнозировать возрастное развитие для целей реабилитации и повышения работоспособности. Являясь одним из уровней общей структуры потенциалов человека, жизнеспособность находится в сложных взаимодействиях с другими подсистемами этой организации. Обнаружена определенная взаимосвязь между одаренностью и жизнеспособностью в показателях активного долголетия (С. Пако, I960; Н. В. Иванова, 1984). Экспериментальные исследования интеллектуальных и физических характеристик на начальных этапах развития человека показали активирующую роль специальных физических упражнений для психического развития. Наибольший прирост в экспериментальных группах выявлен у мальчиков в развитии точности движений, а у девочек — в развитии оперативного мышления. Наименьший прирост у тех и других наблюдается в характеристиках памяти (В. В. Волков, 1976). Соматическое и интеллектуальное взаимодействие обнаруживается и в более зрелом возрасте человека. Экспериментальной моделью такого рода исследований являлись ситуации, объединенные общим термином «ситуации интеллектуально-эмоционального напряжения». В этих исследованиях были установлены биохимические, физиологические, энергетические корреляты интеллектуальной деятельности. Энергетические траты организма, производимые в состоянии умственной работы или в сложных актах поведения, связанных с приемом и переработкой информации, являются своеобразными эквивалентами интеллектуального напряжения (Б. Г. Ананьев, 1969). В сложных структурах связей между метаболическими, нейродинамическими, психомоторными, психовегетативными и интеллектуальными характеристиками человека показано значительное участие метаболизма и терморегуляции в целом (Б. Г. Ананьев, 1971). 494 ________________________ ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеж В пожилом возрасте эти констелляции обусловливают противоречивые связи между возрастно-половыми и индивидуально-типическими особенностями человека, что находит отражение в конвергентных и дивергентных типах старения (Б. Г. Ананьев, 1969). По данным Bitren (1983) и других авторов, в старости особенно проявляются индивидуально-типические различия в жизненном тонусе и умственной сохранности. Так, обнаружена отрицательная корреляционная связь между показателями формального мышления у испытуемых 40-79 лет и систолическим давлением крови, установлены определенные отношения между уровнями развития познавательных способностей и вероятностью выживания, низкие оценки по интеллектуальным системам оказались связанными с низкой жизнеспособностью. В связи с этим в психореабилитационной работе с пожилыми важное место принадлежит психологической организации физической подготовки с обязательным тестированием психических функций. Это позволит прогнозировать результативность соматических и физических тренировок организма пожилого человека. В выполненных нами экспериментальных исследованиях травматизма операторов холодного проката рассматривались 3 возрастные группы: 18-30 лет; 31-43 года; 44-57 лет, разделенные по количеству зарегистрированных у них травм на группу «травматогенных» и «нетравматогенных». Анализировался комплекс характеристик разного уровня организации (сенсорно-перцептивные, психомоторные, психофизиологические, познавательные, личностные, социальные). Установлено, что у первых объем памяти на отрицательные события вдвое выше, чем у вторых, и достоверно ниже уровень концентрации внимания (20, 4 балла). Вместе с тем не обнаружено существенных взаимосвязей травматизма с уровнем развития практического интеллекта. В реабилитационных мероприятиях следует особо подчеркнуть необходимость учета влияния специализации развития на сохранность психофизиологических и сенсорно-перцептивных характеристик. Так, у нетравматогенных операторов старшей возрастной группы обнаружена возрастная сохранность Л. Н. Кулешова и др. Психологическая реабилитация пожилых... 495 глазомерной функции (оценивание и отмеривание) и объемов полей зрения. У травматогенных операторов эти характеристики снижены. Одновременно элементарные сенсорные функции (вкусовая чувствительность, проприоцептивная чувствительность, отдельные показатели цветовой чувствительности) обнаруживают возрастную сохранность. Лица с низкой травматогенностью характеризуются заметными различиями в произвольных и непроизвольных реакциях. Так, нетравматогенные операторы отличаются замедленными реакциями на сильный (по интенсивности) и ускоренной реакцией на слабый раздражитель. Реакция на движущийся объект (РДО) в этой группе особенно быстрая при малой площади экстраполяции и в адаптации к новым условиям. К концу тренировочных опытов различия между группами снижаются, хотя остаются на высоком статистическом уровне значимости. При этом вариативность данных 1-й группы возрастает, а в травматогенной группе остается на прежнем уровне. Эти данные можно интерпретировать как проявление большого числа индивидуальных способов реагирования. Группа же травматогенных характеризуется однотипностью, шаблонностью реагирования. Корреляционные структуры подтверждают этот факт. Таким образом, в группе нетравмагогенных операторов с сохранной общей соматической организацией наблюдается возрастная сохранность специализированных сенсорно-перцептивных функций за счет включения адекватного резервного механизма. В группе травматогенных операторов специализированные функции оказались наиболее чувствительными к возрастным изменениям. Психологическая характеристика человека как личности играет роль фактора развития и усиления жизнеспособности, что особенно важно в период старения, когда изменяется структура и происходит ослабление этой системы в целом. В этой своей роли психологический фактор может быть направлен на отдельные психофизиологические функции или на образ жизни в целом. Во всех случаях личностный фактор играет организующую роль, касающуюся тренировок, режима, моторной активности и т. п. Роль самосознания и саморегуляции в период ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза старения чрезвычайно важна, поскольку для разработки программ и мер по оптимизации жизнедеятельности необходим прежде всего достаточно зрелый уровень развития личности и ее самооценки, определенная развитая система личностных отношений к социальной среде, а также к своим потенциальным возможностям. В этой связи основной проблемой является рассмотрение характера взаимоотношений личностных характеристик и процессов жизнедеятельности. В наблюдениях на рабочих точного приборостроения нами установлена существенная роль уровня и структуры саморегуляции личности в детерминации заболеваемости с временной утратой трудоспособности. С помощью методики УСК (уровень субъективного контроля: Е. Ф. Бажип, Е. А. Голынкин и соавт., 1984) определялся профиль самоконтроля в 4 возрастных группах рабочих от 19 до 59 лет с разделением их на подгруппы болевших и неболевших. Было обнаружено, что в зависимости от возраста обследованные рабочие проявляют разные установки контроля. Превалируют ситуационно-специфические установки над генерализованными установками. Рабочие старшей возрастной группы показали оптимальные по выборке показатели интернальности, что соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми событиями. Самые низкие показатели интернальности имели рабочие в возрасте 41-50 лет. Эта же возрастная группа имеет наибольшее по выборке количество дней нетрудоспособности. При рассмотрении профиля интернальности в старшей возрастной группе (51-59 лет) можно отметить высокую интернальность в области производственных отношений и очень низкие показатели интернальности в области межличностных отношений (неформальных отношений). Это свидетельствует о том, что рабочие этого возраста часто считают себя неспособными активно формировать свой круг общения. Группа рабочих с повышенной заболеваемостью имеет низкие показатели интернальности в области семейных и межличностных отношений и неудач. Таким образом, весь широкий комплекс личностных характеристик нужно включать в процесс реабилитации. Основные направления, по которым следует осуществлять психологическую реабилитацию, определяются прежде всего H. H. Сачук. Проблемы программированной подготовки... 497 спецификой труда и социальным статусом реабилитируемых. В зависимости от этого будут меняться содержание и соотношение реабилитационных мероприятий. Очень важно, чтобы психологическая реабилитация строилась на базе психодиагностики. Психодиагностика пожилых позволяет выявить недостаточно развитые и наиболее сохранные функции для опорной реабилитации, определить конкретные рекомендации для включения пожилого человека в новые формы профессиональной деятельности. Я. Я. Сачук ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ К ВЫХОДУ НА ПЕНСИЮ КАК МЕТОДА И СРЕДСТВА УДЛИНЕНИЯ АКТИВНОГО ПЕРИОДА ЖИЗНИ1 Выход на пенсию — критический, переломный момент в жизни стареющего человека, начало нового этапа, связанного с существенными переменами в его жизнедеятельности и окружающей микросреде. Наступающие изменения в жизни неработающего пенсионера в пенсионном периоде в значительной степени имеют характер потерь — прекращение трудовой деятельности, отрыв от прежнего коллектива, снижение дохода, более быстрое, чем прежде, ухудшение здоровья. Со временем, в связи с повышением вероятности смерти в пожилом и особенно в старческом возрасте, часто наступает овдовение, потеря друзей-ровесников. Положительные изменения: прибавка свободного времени и открывающиеся дополнительные возможности для удовлетворения физических и духовных потребностей, приобретение новых семейных ролей, в том числе роли бабушки или дедушки, 1 Геронтология и гериатрия // Ежегодник. Отв. ред. Чеботарев Д. Ф., Фроль-кисВ. В. Киев, 1985. ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза не могут, как правило, компенсировать негативные последствия перехода пожилых людей в нерабочее состояние. Результатом возникающей резкой жизненной перестройки при недостаточной готовности к ней пенсионеров, как показал ряд исследований (Н. В. Панина, 1979; Н. Н. Сачук, Н. В. Панина, Г. М. Москалец, 1981; В. Д. Шапиро, 1980), выполненных в рамках комплексной программы «Продление жизни», является наступление той или иной степени дезадаптации, сопровождающейся нередко болезненными проявлениями. В крайних случаях может возникнуть так называемая пенсионная болезнь. Как свидетельствуют материалы социологических исследований, проведенных в Институте геронтологии АМН СССР, дезадаптация «молодых» пенсионеров (первого пенсионного пятилетия) в таком крупном городе, как Киев, отмечается среди мужчин в 16, 3% (рабочие) и в 23, 4% (служащие) случаев, среди женщин — в 9, 2% и 14, 4% соответственно. Наиболее существенным лимитирующим фактором для формирования успешной адаптации неработающих пенсионеров является пассивный образ жизни и плохое здоровье. При активной жизненной позиции, вовлечении в общественную работу и коллективные формы досуга социальная адаптация в пенсионном периоде значительно повышается. Так, например, множественный корреляционный анализ показал высокую тесноту связи уровня социальной адаптации неработающих пенсионеров различных социально-демографических категорий с физической активностью (г= 0, 71-0, 79), совокупностью духовных интересов (г = 0, 69-0, 70), коллективными формами досуга (г = 0, 65-0, 46), общественной работой (г = 0, 55-0, 36). Прямая связь со здоровьем характеризовалась также высокими показателями (г = 0, 63-0, 65). В то же время резко отрицательное влияние на адаптацию оказывала перегруженность домашним трудом, особенно у женщин из числа рабочих (г = 0, 50-0, 49). В 50% случаев особую отрицательную роль в недостаточной адаптации играло отсутствие (на предпенсионном этапе) определенных пенсионных планов. Выявленная тесная связь между адаптацией, здоровьем и активностью образа жизни прекративших работу пенсионеров определила необходимость применения системного подхода в Я. Н. Сачук. Проблемы программированной подготовки... изучении их взаимодействия. Использование ряда новых, предложенных в лаборатории демографии и санитарной статистики агрегированных и интегральных показателей дало возможность установить множественные закономерные причинно-следственные зависимости между звеньями общих цепей изучаемых явлений и процессов и дать им количественную оценку. На первом этапе были рассмотрены связи в подсистеме «А»: отношение к здоровью < —> потребление герогигиенических знаний < —> физическая активность < --> уровень физического здоровья < --> социальная адаптация к старости. Иллюстрацией к полученным оценкам изучаемых связей могут служить данные таблицы 7.3. Во всех выделенных категориях пенсионеров отчетливо выступает зависимость состояния здоровья и адаптации от уровня физической активности как существенного элемента рациональности образа их жизни в целом. Поэтому внимание исследователей (H. H. Сачукисоавт., 1978; Н. В. Панина, 1978; Н. Н. Сачук, 1984; Н. Н. Сачук, Г. М. Мос-калец, Н. В. Панина, 1980, 1981) было сосредоточено на выявле- Таблица 7.3
|