Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зависимость между рациональностью образа жизни неработающих пенсионеров и некоторыми объективными⇐ ПредыдущаяСтр 61 из 61
и субъективными факторами (на 100 лиц соответствующей категории)
ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза Следует, однако, подчеркнуть, что рациональность образа жизни в целом определяется вооруженностью пожилых людей достаточным арсеналом соответствующих гигиенических знаний (в области подходящего для их возраста питания, режима дня, двигательной активности, а также личной гигиены). Так, например, мужчины-рабочие с высоким уровнем санитарной грамотности ведут здоровый образ жизни в 63% случаев, среди них осложненные формы хронических заболеваний отмечаются только у 30% человек, в то время как при низком уровне герогигиенических знаний эти показатели равны 0% и 84%. Обобщение статистических закономерностей, выявленных в серии комплексных социологических исследований, позволило установить ключевые факторы, лимитирующие рациональность образа жизни стареющих людей, которая, в свою очередь, в значительной степени детерминирует состояние их здоровья и удовлетворенность положением пенсионера. К таким факторам, как свидетельствуют накопленные данные, следует отнести сознательность отношения к здоровью, с одной стороны, и активность в планировании свободного времени — с другой, зависящие прежде всего от наличия герогигиенических знаний и широты общественных и культурных интересов. Относительно низкие, даже в условиях крупных городов, показатели рациональности образа жизни неработающих пенсионеров (на киевской выборке высокий его уровень наблюдается только в 20%), социальной адаптации (35-40% среди служащих и 23-27% среди рабочих), наличия пенсионных планов (25%), санитарной грамотности (55% у служащих и 20% у рабочих), совокупности активных форм удовлетворения духовных интересов (18%) на фоне прочного стереотипа в поведении пенсионеров (свыше 80% из них продолжают допенсионный стиль жизни), а также выдвинутая нами гипотеза о возможности контроля выявленных факторов, формирующих названные показатели, послужили научным основанием для постановки и разработки проблемы планирования подготовки к выходу на пенсию. <...> Под подготовкой к выходу на пенсию (к пенсионному периоду) подразумевается целенаправленное формирование в H. H. Сачук. Проблемы программированной подготовки... 503 сознании стареющего человека положительного отношения к активному, здоровому образу жизни в пенсионном периоде и воспитание у него представлений и практических навыков соответствующего поведения. Подготовка к выходу на пенсию отличается от санитарной пропаганды в области геронтологии тем, что она не ограничивается санитарно-просветительной работой, а включает также подпрограммы лечебно-оздоровительных и герогигиенических мероприятий, социально-психологическую и юридическую подготовку. Основной целью социально-гигиенического и социально-психологического направления подготовки к выходу на пенсию является удлинение активного периода жизни стареющих людей и повышение их адаптации к изменяющимся условиям и статусу пенсионера. Для успешного достижения этой цели предстоит решить ряд важных и довольно сложных задач, среди которых следует выделить воздействие путем обучения и целенаправленной пропаганды на формирование более сознательного отношения к своему здоровью, потребности в получении и использовании герогигиенических знаний; более высокого уровня физической активности; более широкого кругозора и духовных интересов; потребности в общественной и культурной активности, в расширении социальных контактов. Поэтому в проекте разработанной комплексной подготовки предпенсионеров и пенсионеров в указанных аспектах планируется параллельное использование как уже существующих организационных форм группового характера с соответствующей корректировкой действующих программ пропаганды, обучения и активизации, так и создание новых целенаправленных программ, еще мало используемых для этих целей, но имеющих значительные преимущества по своей массовости, доступности и эмоциональному воздействию средств распространения соответствующей информации и знаний. В первом случае имеются в виду кабинеты санитарного просвещения, гериатрические кабинеты, группы здоровья, народные университеты, клубы ветеранов, центры обучения взрослых и другое. Во втором — специальные теле- и радиопередачи, серии тематических научно-популярных публикаций в перио- ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза дике. В перспективе это должно быть, по всей вероятности, соответствующие учебные фильмы, комплекты пластинок, варианты пособий, альбомов и т. п. Целевой характер названных выше научно-практических программ потребовал выработки соответствующих критериев эффективности их реализации. В качестве таких критериев предлагается определение (с помощью анкетирования пенсионеров, охваченных подготовкой) наступающих изменений, а именно: увеличение источников и объема информации, потребляемой в порядке самообразования, в том числе в области здоровья, положительная перестройка режима дня, увеличение элементов физической, культурной и общественной активности, расширение дружеских и социальных контактов, включение в коллективные формы досуга, повышение уровня жизненной удовлетворенности.<...>
|