Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство как территория






Обязательным и неотъемлемым атрибутом каждого государства является терри­тория. Это — ключевой тезис для политической регионалистики, поскольку изуче­ние отношений между государством и его территорией следует считать ее важ­нейшей научной задачей.

Большую известность имеет концепция территориальности, автором ко­торой является Р. Сак. В его работах территориальность определяется как " попыт­ка индивида или социальной группы контролировать или оказать влияние на лю­дей, явления и взаимосвязи путем делимитации и контроля над географическим ареалом" [Sack, 1986, р. 19]. Территориальность в политике — это особая модель поведения тех или иных политических субъектов, целью которой является освое­ние пространства и контроль за этим пространством. Создание государства служит, таким образом, проявлением территориальности со стороны государствообразую-щих субъектов, которыми могут быть определенные социальные, этнические и иные группы, а также конкретные лидеры. По аналогии формирование политиче­ских регионов является результатом деятельности регионообразующих субъектов, к числу которых относится как государство в целом (точнее — политические субъ­екты общенационального уровня, позиции которых могут не совпадать), так и по­литические субъекты, имеющие локальную привязку.

1.1

Региональная структура государства

Территория государства может изучаться по трем основным направлениям:

неоднородность (гетерогенность) территории — качественные различия между территориальными объектами;

иерархичность территории — отношения соподчиненности между терри­ториальными объектами;

эволюция территории — меняющаяся во времени структура неоднородно­сти и (или) иерархичности.

Государство в политической регионалистике рассматривается как гетеро­генная и многоуровневая (иерархически устроенная) территория. Другими словами, оно представляет собой трехмерное пространство, в котором на двумерной плос­кости (на горизонтали) расположены различные объекты, а по вертикали вы­строены их иерархические отношения. Существует и четвертое измерение — вре­менное, связанное с эволюцией иерархической территориальной структуры.

Исследуя государство как территорию, мы оперируем территориальными объектами и явлениями. Каждое политическое явление представляется нам в его территориальной проекции. Поэтому необходимо определить общие теоретические основы описания территориальных объектов и явлений.

По мнению географов, " географическое пространство структурно как с точки зрения составляющих его компонентов (компонентная структура), так и в террито­риальном отношении (территориальная структура). Ему присущи такие качества, как системность, динамичность, размерность, кривизна, плотность, концентрация, поляризация, а также энтропийность (т.е. мера внутренней неупорядоченности)" [Гладкий, Чистобаев, 2000, с. 13].

Для изучения территориальной неоднородности следует использовать под­ходы, которые разработаны в теоретической географии.

Базовыми концептами, применяемыми при исследовании объектов в про­странстве, являются положение, направление и расстояние. Положение отражает статичную ситуацию, направление показывает ее динамику, а расстояние характе­ризует различия в положении двух и более объектов. С помощью расстояния гео­графическое положение данного объекта рассматривается относительно других объектов (т.е. других положений) и путей (направлений).

Крупнейший российский специалист в области теоретической географии Б. Родоман дает такое определение пространственного положения: " пространст­венное положение есть совокупность таких пространственных аспектов отноше­ний объекта к другим объектам, которые существенны для рассматриваемого объек­та" [Родоман, 1999, с. 77]. Важно отметить, что положение объекта — это не только и не столько его " абсолютное" положение в системе географических координат, сколько " относительное" положение, определяемое относительно других объектов. Крупнейший зарубежный географ В. Бунге предложил, например, говорить об ис-

Глава 1 Теория и методология политической регионалистики

тинных расстояниях, которые определяются через затраты при движении и не со­ответствуют простому километражу. Аналогично и направление в реальной жиз­ни не является обязательно прямой линией.

Б. Родоман известен как разработчик концепции позиционного принципа. В соответствии с этим принципом существенные свойства объектов зависят от их положения в пространстве. Данная зависимость отмечается в виде законов и пра­вил. Законы утверждают зависимость существенных свойств вещей от их прост­ранственного положения. Правила предлагают использовать эту зависимость в практических целях [Родоман, 1999, с. 76]. Позиционный принцип позволяет на более современном языке описывать зависимость политических особенностей тех или иных территорий от их географического положения.

В соответствии с географической теорией, выдвинутой Б. Родоманом, сле­дует говорить о глобальных и локальных территориальных оптимумах. По его мне­нию, существует сила, которая определяется как давление места, или позицион­ное давление. Эта сила возникает в том случае, если объект не находится в точке своего территориального оптимума [Там же], и принуждает объект к перемещению в пространстве, изменению пространственного положения и, соответственно, сис­темы связей с другими территориальными объектами. Примером, близким к поли­тической регионалистике, может быть перемещение столицы государства из од­ного города в другой.

Однако следует заметить, что территориальный оптимум не всегда задан зара­нее и тоже относителен. В политике оптимальность размещения территориального объекта, обладающего политическими характеристиками, ставится под сомнение в том случае, если возникает вопрос о его переносе. Например, речь может идти о переносе столицы или иного административного центра. Тогда необходимо рассмат­ривать давление места через факторы и стимулы возможного перемещения данно­го объекта.

В зарубежной географии принято выделять атрибуты территориального объекта:

размер, т.е. величина объекта, его количественные характеристики, оп­ределяемые мерами протяженности, расстояния, площади;

масштаб, т.е. размер объекта, соотнесенный с определенным условным эталоном, в связи с чем можно проводить исследование объектов разного масштаба;

положение в пространстве, как абсолютное (в системе географических ко­ординат), так и относительное (относительно других объектов);

территория, т.е. ограниченная площадь, которую занимает объект, уча­сток земной поверхности;

границы, которые отделяют территорию объекта от территорий других объектов;

иерархия, т.е. место объекта в системе отношений соподчиненности меж­ду объектами.

1.1

Региональная структура государства

Наконец, любое явление, которое имеет территориальную проекцию, мо­жет рассматриваться с помощью следующих понятий:

плотность, т.е. мера присутствия явления на территории, обычно — отно­шение его количественных характеристик к площади территории;

дисперсия, т.е. мера рассеивания явления в пространстве и отклонения его местных характеристик от среднестатистических;

паттерн, т.е. территориальный рисунок явления, в том числе его воз­можные геометрические формы.

Направление региональных исследований, связанное с иерархией террито­риальных объектов, предполагает изучение таких отношений между ними, кото­рые ведут к соподчиненности. Выше говорилось о том, что иерархия рассматрива­ется как один из атрибутов территориального объекта.

В политической сфере достаточно очевидной является административная иерархия регионов или населенных пунктов. Наряду с формальной администра­тивной иерархией существует и неформальная иерархия, определяемая большими или меньшими ролями регионов в политической жизни страны. Поэтому нередко говорят о " вторых столицах" и пр.

Изучение иерархии предполагает определение таксономии (от греч. taxis — расположение, строй, порядок и nomos — закон) в политическом пространстве и выделение таксонов различного уровня и масштаба1. Таксоны более высокого таксономического уровня (более высокой таксономической категории) делятся на таксоны более низкого уровня, те в свою очередь делятся на таксоны еще бо­лее низкого уровня и т.д.2

Государство — это таксономическая категория политического пространст­ва, причем не самая высокая (методологическое уточнение: если государство — это пример таксономической категории, то конкретные государства — это отдель­ные таксоны). Мировое политическое пространство представляет собой единую иерархически выстроенную территориальную структуру, которая делится на по­литические образования с разным статусом и уровнем автономии. Государство является одним из примеров такого политического образования.

Общая иерархия территориально-политических таксономических категорий и соответствующих им таксонов выглядит следующим образом.

Глобальный уровень (макроуровень), на котором существуют территори­
альные макроструктуры мирового масштаба, политические и географические бло-

1 Под таксонами принято понимать группы объектов, связанных общностью свойств и
признаков. Таксоны в зависимости от их уровня могут относиться к разным категориям.

2 Таксономия и таксономические категории активно используются в биологии и фи­
зической географии (ландшафтоведении), но, на наш взгляд, могут быть применены и в по­
литической регионалистике.

¶2 Зак. 624

33

Глава 1 Теория и методология политической регионалистики

ки (объединения) государств. На этом уровне исследованиями занимается не по­литическая регионалистика, а геополитика.

Национальный уровень (мезоуровень). Здесь в центре внимания находит­ся отдельное государство. Могут рассматриваться как геополитические аспекты отношений этого государства с внешним миром, так и основные внутригосудар­ственные, региональные аспекты. Мы предлагаем называть соответствующее этому уровню научное направление географическим государствоведением.

Субнациональные и локальные уровни (микроуровни) представляют глав­ный интерес для политической регионалистики. Их количество определяется раз­мерами и уровнем неоднородности территории конкретного государства.

Именно субнациональные политические структуры находятся в центре вни­мания политической регионалистики. Однако политическая регионалистика рас­сматривает и само государство как целостность, представляющую собой системное единство в региональном (субнациональном) многообразии.

Важно отметить, что количество субнациональных уровней в различных государствах может быть разным. Ясно, что сложность внутреннего строения каж­дого государства зависит от его размеров, а также от степени неоднородности его территории. На практике для обозначения территориального уровня того или иного явления используются как понятие " региональный", так и понятие " мест­ный" (" локальный"). Провести между ними жесткую границу нельзя, но при этом следует помнить об основных различиях.

Понятие " местный" (" локальный") обычно используется применительно к территориям и сообществам, которые отличаются наименьшими размерами, наи­большей компактностью и плотностью внутренних коммуникаций. Обычно ком­пактность этих территорий такова, что в их пределах можно легко перемещаться за короткое время. Как правило, местный уровень — это уровень населенных пунктов и их достаточно компактных агломераций. В границах локальных сообществ обычно протекает повседневная жизнь человека, с ними, как правило, связаны так назы­ваемые пространственно-временные призмы (понятие Т. Хегерстранда)3.

Понятие " региональный" чаще используется применительно к территориям большего масштаба. Плотность внутренних коммуникаций здесь значительно ниже, чем в локальном сообществе. Регион формируется как в связи с целенаправленны­ми действиями государства (в виде политико-административной единицы), так и за счет культурно-исторической и (или) социально-экономической близости ло-

' Согласно Т. Хегерстранду, каждый индивидуум существует в пределах собствен­ной пространственно-временной призмы. Ее пространственная составляющая включает " дом-базу" (home-base) — место жительства, набор определенных маршрутов, которыми ин­дивид постоянно пользуется (работа, магазины, развлечения). Временная составляющая — это промежутки времени, необходимые для преодоления расстояний.

Региональная структура государства

кальных сообществ. По отношению к региональному уровню местный (локаль­ный) уровень является субрегиональным.

В то же время в небольшом государстве понятия " региональный" и " мест­ный" практически сливаются. Действительно, административные единицы первого порядка здесь настолько малы, что по своим размерам они соответствуют локаль­ным сообществам. В крупном государстве, напротив, может быть несколько суб­национальных уровней. На самом деле количество субнациональных уровней опре­деляется в зависимости от того, какой генерализацией пользуется автор.

Представим идеально-типическое " большое" государство. В нем могут быть определены два-три региональных уровня, например:

• несколько самых крупных региональных структур (например, Север, Юг и т.п.);

• регионы, совпадающие с административными единицами;

• достаточно крупные части этих регионов в случае, если сами регионы ха­рактеризуются большими размерами и внутренней неоднородностью.

Локальный уровень тоже может быть неоднороден и в целях исследования рассматривается как совокупность нескольких локальных уровней. Локальное со­общество, или локалитет (locality), — это своеобразный атом политического про­странства4. Его условно признают неделимым, но можно провести более глубокое исследование и выявить наличие в нем частей и уровней:

" большое" локальное сообщество — населенный пункт или агломерация населенных пунктов;

" точечные" локальные сообщества — городские микрорайоны, городские и сельские улицы и кварталы, сельские хутора и т.п. (к этому уровню лучше всего применимо понятие " соседское сообщество" — neighbourhood);

" элементарные" локальные сообщества — отдельные жилые дома, в которых проживают семьи и, в городских условиях, более крупные соседские сообщества.

Минимальным структурным элементом политического пространства, строго говоря, является каждый индивид, вокруг которого складывается его личностное пространство. Однако индивид перемещается в пространстве, и потому личностное пространство имеет свою специфику, оно не вписывается в общую систему таксо­номических категорий и изучается своими методами, выходящими за рамки на­шего предмета5. Система динамичных личностных пространств, в сущности, и

4 Понятие " локалитет" является семантически подобным понятию " регион", обозна­
чая меньшую по размеру, более компактную и внутренне связную территорию. Понятие " ло­
кальное сообщество", как и родственное понятие " региональное сообщество", используется,
чтобы сделать акцент не просто на территории, как участке земной поверхности, а на свя­
занном с ней населении, составляющем данное сообщество (см. также ниже).

5 На этом уровне анализа исследуются геобиографии (география жизненного пути, т.е.
перемещение индивида по странам, регионам и локалитетам), пространственно-временные

2*

35

Глава I Теория и методология политической регионалистики

представляет собой локальное сообщество (индивиды плюс среда, в которой они перемешаются).

Рассматривая уровни политического пространства, следует все же помнить, что в реальности события происходят на " плоскости". Вертикальное измерение политического пространства условно, оно не представлено на местности. Пони­манием этого факта обусловлено появление теории места и его роли в политике, автором которой является Дж. Эгнью [Agnew, 1987]. В соответствии с этой теорией место (place) представляет собой арену, на которой одновременно и параллельно происходят политические процессы всех уровней от глобального до локального. Действительно, лондонский Сити может рассматриваться и как центр принятия политических явлений глобального масштаба (в силу нахождения там правитель­ственных учреждений Великобритании), и как локальное сообщество со своими жи­телями, решающими сугубо местные, бытовые проблемы. В современной западной литературе в этой связи появилось понятие " glocal" (" глокальный", от объедине­ния слов " global" и " local"), характеризующее смешение функций, относящихся к разным территориальным уровням политической деятельности, на одной терри­тории.

1.1.2

Регион и территориальная структура (геоструктура)

Наиболее общими понятиями в политической регионалистике являются " терри­тория" и " пространство".


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал