![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Территориально-государственное строительство
Важнейшим объектом исследований в политической регионалистике является государство. Оно рассматривается в качестве территориально-политической системы и характеризуется наличием региональной структуры. Применительно к государству политическая регионалистика использует системный и структурно-функциональный подходы, которые сочетаются с компаративным анализом, использованием географического моделирования и районирования. Государство в политической регионалистике представляется в виде трехмерного образования. Структурный подход позволяет говорить о двух видах регионального каркаса государства: ¶ • формально-правовой каркас представляет собой административно-территориальное деление по горизонтали и иерархию территориальных управленческих уровней по вертикали. • неформальный каркас включает региональные структуры и уровни, которые обычно определяются исследователями. Например, это может быть районирование территории по тем или иным признакам или выделение фактических уровней, существующих в неформальной иерархии (система центров и периферий). Важнейшей задачей политической регионалистики является разработка научных основ для управления региональными процессами и отношениями. Так, формализованный трехмерный каркас государственности нуждается в оптимизации. Процессы регионализации относятся к числу управляемых процессов. Точнее существуют многочисленные попытки управления этими процессами со стороны различных политических институтов, действующих в своих интересах. Все эти попытки можно рассматривать как вектора управления процессами регионализации, у которых в каждый момент времени есть своя равнодействующая. Ее выявление позволяет говорить о том, в каком общем направлении и с какой скоростью развиваются процессы регионализации в данном государстве в данный момент времени. Анализ управления процессами регионализации выводит исследователя на исследование региональной политики, которая целенаправленно проводится государством. Ключевым понятием, с помощью которого можно изучать процессы направленной (управляемой) регионализации, является территориально-государственное строительство. Под территориально-государственным строительством понимается процесс направленного формирования отношений между центром и регионами. Субъектами этого процесса являются все властные органы непосредственно, а также иные политические институты и группы, которые обычно действуют опосредованно, пытаясь влиять на властные органы. Понятие " территориально-государственное строительство" является родственным понятию " территориально-государственное устройство", но между ними есть некоторые различия. Территориально-государственное устройство означает сложившуюся систему отношений между центром и регионами, включая всю систему административно-территориального деления. Отличие между этими понятиями заключается в том, что территориально-государственное устройство статично. Территориально-государственное строительство представляет собой деятельность, в ходе которой меняется территориально-государственное устройство, и результат этой деятельности. В этой деятельности участвуют ее субъекты — " строители" в лице властных органов, политических лидеров и групп. В соответствии с физико-географическими характеристиками пространства, культурно-историческими предпосылками, принятыми политическими моделями и экономическими факторами каждое государство вырабатывает и применяет модель территориально-государственного строительства, которая должна соответствовать ¶ Глава 1 Теория и методология политической регионалистики его актуальному состоянию и (или) идеологически окрашенному образу. Изучение территориально-государственного строительства проводится по двум направлениям: • поиск закономерностей, определяющих влияние на модель территориально-государственного строительства данного государства этнокультурных, социально-экономических и природно-географических характеристик; • компаративный анализ модели территориально-государственного строительства данного государства в сопоставлении с аналогами и эталонами других государств. Системный подход рассматривает трехмерное государство в качестве целостного образования, в котором все элементы взаимосвязаны и находятся в состоянии динамического равновесия. Большую операциональную ценность имеет концепция баланса отношений, складывающегося между элементами этой системы: • баланс отношений между иерархическими уровнями, в том числе важнейший для государства баланс общенационального и регионального начала; • баланс отношений между региональными ячейками. Таким образом, в основе изучения государства как территориально-политической системы находится концепция баланса отношений " центр — регионы" [Туровский, 2003, 2004]. 1.3.2 Регион в балансе отношений " центр — регионы" Уровень (потенциал) региональных интересов в балансе отношений с центром зависит от следующих параметров. 1. Качественные показатели. К их числу относятся политико-культурная идентичность и геополитическая роль территории. Эти параметры определяют интересы и амбиции региона. 2. Количественные показатели. Здесь речь идет об экономическом и демографическом значении территории. В этой связи можно говорить о том весе, который регион имеет в рамках национальной территориально-политической системы. 3. Физико-географические показатели. К их числу относится обособленность региона, вызванная его удаленностью, островным положением, особыми природными условиями. Замкнутость территориального контура (например, в случае островного положения) нередко является предпосылкой для развития обособленности. Таким образом, уровень региональных интересов определяется разнородными параметрами значимости и обособленности (уникальности) региона. На их основе может быть разработана синтетическая оценка индекса регионализма для каждого региона. ¶ 70 ¶ ■ г* ¶ Актуализация регионального интереса может быть очень разной и не всегда соответствует его потенциалу. Происходят артикуляция и агрегирование конкретного регионального интереса, которые зависят не только от уровня регионализма (он определяет потенциал, задает " планку" развития региональных политических интересов), но и от активности (пассивности) местного сообщества, а значит, от политической культуры, от особенностей местной политической элиты. В этой связи можно, в частности, определять зависимость между активностью выражения и отстаивания региональных интересов и развитием гражданского общества. Содержание регионального интереса составляет прежде всего интерес региона к политической автономии. В соответствии с уровнем развития своих интересов (уровнем регионализма) и особенностями их актуализации регион стремится к освоению определенной компетенции (полномочий), требует определенное число " степеней свободы". Причем речь обычно идет не об абстрактном требовании большей автономии, а о конкретных полномочиях в сфере экономики, культуры и др., которые, по мнению регионального сообщества, позволяют реализовать его уникальность и значимость. Формы реализации регионального интереса выглядят следующим образом. • Субнациональные формы государственности и суверенитета, ограниченная " внутренняя государственность" второго уровня (тип развитой и автономной субнациональной территориально-политической системы, которая стремится к национальному уровню). Это — наиболее радикальная форма реализации регионального интереса, которая в " чистом виде" встречается достаточно редко и свойственна для некоторых федераций. Она включает ограниченные формы суверенитета, государственной символики, властных органов, напоминающих таковые независимых государств, даже — гражданства. • Автономная региональная власть. Происходит развитие институтов региональной власти и их автономии от центра (в частности через институт всенародных выборов). Важным критерием автономии является легитимность региональной власти, источником которой является сам регион. Наиболее яркой формой такой легитимности являются всенародные выборы региональной власти. Одновременно происходит становление местных элит со своими артикулированными интересами. Эти элиты ищут и находят поддержку местного населения, стремясь выражать общерегиональные, а не только регионально-групповые интересы. Происходит персонификация региональной власти, в условиях автономии и выборности возникает лучше выраженный феномен регионального политического лидерства. • Региональная компетенция и связанное с ней нормотворчество. Регион добивается определенных полномочий, реализацией которых занимаются его властные органы. Главный интерес обычно представляет финансово-экономическая компетенция. Одновременно происходит развитие регионального нормотворчества (которым занимается региональная власть) в рамках соответствующей компетенции, нередко отмечается борьба за расширение компетенции. ¶ Глава 1 Теория и методология политической регионалистики • Региональное вмешательство (участие^1) на общенациональном уровне. В отношениях с центром регионы заинтересованы в обеспечении представительства и защиты своих интересов. Совокупность политических институтов и практик, позволяющих регионам воздействовать на общенациональный уровень, можно назвать региональным вмешательством, или региональным участием (в его основе — представленность и активная защита региональных интересов на общенациональном уровне). Региональное участие может быть формальным и неформальным. К первому относятся органы власти, обеспечивающие региональное представительство в общенациональной власти (пример " палаты регионов" в национальном парламенте в федеративном государстве), органы коллективного управления страной, предполагающие региональные квоты и гарантии регионального представительства. В этом же контексте могут рассматриваться региональные по происхождению и особенностям представляемых ими интересов партии, если они становятся значимыми субъектами общенационального политического процесса. В результате возникает эффект дуализма центральной власти, если в государстве существуют институты регионального участия и регионы получают возможность прямого участия в деятельности центральной власти. Неформальные способы регионального участия можно свести к региональному лоббизму и оценке его эффективности для различных территорий. Интересным объектом исследований является география власти — представительство различных региональных групп в общенациональных властных структурах. Исследуя географию власти, можно определить доминирование или повышенное представительство региональных групп (лобби) на общегосударственном уровне, связанные с этим возможные дисбалансы. Само по себе повышенное представительство тех или иных региональных групп может еще не означать региональный дисбаланс в проводимой государством политике. Здесь все зависит от стратегии и тактики этих групп, от того, в какой мере они учитывают интересы своих регионов, интересы других регионов и интересы государства в целом в своей политике. В этой связи при исследованиях географии власти следует различать формальный и реальный дисбаланс. Последний выявляется на основе исследований практической деятельности региональных групп, представленных в общенациональных властных структурах. 1.3.3 Центр в балансе отношений " центр — регионы" Прежде всего, необходимо провести различение понятий " центр" и " государство". Государство мы рассматриваем в качестве единой территориально-политической 17 Региональное участие — термин, который можно использовать по аналогии с политическим участием. Региональное вмешательство — антоним централизованного контроля и федерального вмешательства. ¶ 72 ¶ п ¶ системы, которая по вертикали делится на уровни. Самым верхним дЬормальным уровнем национальной территориально-политической системы является центр. Строго говоря это — общенациональный политико-административный центр. В этом значении понятие " центр" и рассматривается при анализе отношений " центр — регионы". Во избежание путаницы при использовании теории " центр — периферия" для обозначения неформальных инновационных или управленческих центров может быть использован синоним " ядро" (core), который, кстати, широко применяется в западной литературе. Уровень (потенциал) " центрального" интереса (интереса центра) и его актуализация определяются следующими параметрами. • Государственная идеология и существующие традиции. Каждое государство сознательно использует определенную модель территориально-государственного строительства, основные характеристики которой становятся частью государственной идеологии. Эта идеология включает в себя отношение к процессам регионализации и региональной политической эмансипации, которое может рассматриваться по шкале " жесткое подавление — либеральное отношение — сознательная поддержка региональной самостоятельности". Нередко в государстве, в правящей национальной элите существует давно сложившееся традиционное отношение к этим процессам. Возможна несимметричная ситуация, связанная, например, с жестким подавлением самостоятельности одних (например, иноэтнических регионов с тенденцией к сепаратизму) и лояльным отношением к автономии других. Также возможна идеологическая борьба между сторонниками различных концепций территориально-государственного строительства на общенациональном уровне. Смена власти в пользу сторонников иной концепции приводит к изменению государственной идеологии в интересах централизации или регионализма. • Общенациональные приоритеты и характеристика государственной стабильности. В существующей политической конъюнктуре центр принимает решение о целесообразности содействия региональной политической эмансипации в зависимости от расстановки приоритетов в своей политике. Например, общая политическая нестабильность может привести к попыткам ужесточения политики центра и ограничения региональной самостоятельности. Аналогичные последствия могут иметь политические решения о консолидации нации в случае ухудшения геополитического положения или необходимости концентрации сил для геополитического прорыва. Содержание " центрального" интереса можно свести к двум основным направлениям. • Поддержание определенной субординации по вертикали, обеспечение доми ¶ Глава 1 Теория и методология политической регионалистики • Обеспечение общенационального интереса и продвижение наиболее важных и принципиальных политических решений, принимаемых на центральном уровне, на всей территории государства. Здесь можно говорить и о внедрении инноваций, например проведении общенациональных реформ. Формы реализации " центрального" интереса следует связать с положением государства в глобальной иерархии территориально-политических систем. Эти формы можно поделить на две группы: одни связаны с более высоким системным уровнем, другие — с субнациональным уровнем политики. Реализация " центрального" интереса на глобальном уровне (т.е. геополитического и геостратегического интереса) прямо не является предметом политической регионалистики. Однако решаемые государством геополитические задачи могут влиять на отношения между центром и регионами. Например, борьба за усиление позиций государства в глобальных процессах может требовать концентрации сил и приводить к подавлению регионального начала. Задача по сохранению геополитической субъектности, если таковая оказывается под угрозой, также обычно определяет более жесткую политику государства в отношении своих регионов. Геополитические причины обусловливают особый, адресный подход государства к отдельным регионам, которые являются зонами геополитического риска (эксклавы и анклавы1, регионы с развитым сепаратизмом и ирредентизмом[9, претензиями других государств, пограничными спорами). Реализация " центрального" интереса на субнациональном уровне может быть сведена к двум направлениям. 1. Горизонтальное направление: поддержание баланса на субнациональном уровне, где главными целями являются межрегиональная стабильность и ограниченная контрастность. Межрегиональная стабильность понимается как отсутствие крупных конфликтов между регионами. Ограниченная контрастность предполагает отсутствие чрезмерных различий между регионами по политическим и социально-экономическим параметрам. В то же время политика ограничения контрастности не означает стремления к полному равенству регионов, приведения их к общему знаменателю. Ясно, что добиться равенства регионов в социально-экономической сфере практически невозможно, да и политические режимы в регионах пусть немного, но будут отличаться, хотя бы в зависимости от того, кто находится у власти в регионе. Поэтому государство определяет допустимую амплитуду колебаний, а пределы до- 18 Эксклавом называется географически отдельная часть территории данного регио 19 Под сепаратизмом понимается стремление региона создать новое государство, под ¶ пустимости — это отдельная методологическая проблема. Методологически непросто определить, какова мера неоднородности, угрожающая территориальной целостности государства. Но в любом случае центр разрабатывает систему политических институтов и технологий (практик) для снижения контрастности и укрепления единства территории. Как правило, речь идет о политике перераспределения компетенции и средств, в том числе в режиме " тонкой настройки" (небольших текущих изменений). 2. Вертикальное направление: укрепление вертикали власти (т.е. иерархических начал в организации властных отношений между уровнями), централизованный контроль над политическими институтами и процессами регионального уровня. Очевидной целью является поддержание и, при необходимости, усиление субординации властных уровней с целью сохранения единства всей национальной территориально-политической системы. Для этого используются такие формы, как назначение представителей региональной власти, санкции в отношении региональной власти, специальные контрольные инстанции и др. 1.3.4 Концептуализация баланса " центр — регионы" В каждой национальной территориально-политической системе складывается свой баланс отношений " центр — регионы". Системный подход к отношениям " центр — регионы" позволяет анализировать состояние и динамику в балансе отношений между уровнями. Центр представляет собой подсистему общегосударственного контроля и управления. У этой подсистемы есть свои ролевые функции — целостность территории государства, обеспечение единой общегосударственной политики. Она стремится создать управленческую вертикаль, пронизывающую все управленческие уровни и обеспечивающую их субординацию. При этом " жесткость" вертикали может различаться самым принципиальным образом в разных странах. В свою очередь регион — это подсистема обеспечения регионального (локального) интереса. Ее ролевая функция — самостоятельное решение местных вопросов. Для этого она стремится создать управленческую автономию, собственное политическое подпространство, независимое по определенным параметрам от центра. Баланс отношений между центром и территорией определяет текущее состояние государства. Сохранение субординации при самой широкой автономии регионов позволяет обеспечить единство и само существование государства. Его сила как субъекта мировой политики определяется не тем, насколько оно децентрализовано (что иной раз ошибочно воспринимается как аморфность), а тем, насколько эффективно оно смогло обеспечить баланс между интересами центра и регионов и, соответственно, насколько его " отвлекают" внутренние проблемы. Не развитие региона- ¶ лизма, а дисбаланс общенациональных и региональных процессов влекут за собой распад государства или потерю им определенной территории. Минимальным требованием для современного демократического государства в обеспечении баланса его отношений с регионами является развитие местного самоуправления. Локальный уровень территориально-политических систем обязательно должен иметь политические свободы, поскольку именно здесь получают развитие непосредственные интересы граждан, объединенных в местные сообщества. Поэтому модель современного унитарного государства предполагает, что традиционный централизованный контроль сочетается с развитым местным самоуправлением. Регион, понимаемый как административная единица первого порядка, может иметь разную степень самоуправления или не иметь ее вообще (когда региональная власть целиком формируется из общенационального центра). Хотя принципиально важной тенденцией является развитие самоуправления по принципу " снизу вверх", когда оно захватывает не только локальные сообщества, но и регионы первого порядка, где идет осознание общерегиональных интересов, наряду с сугубо локальными. Центр и регион находятся в постоянном взаимодействии. Для анализа этого взаимодействия используется концепция баланса отношений (в других, но близких терминах — баланса сил, баланса интересов) между центром и регионами. В рамках этой концепции изучается не только баланс отношений, но и балансы интересов, балансы сил и балансы угроз20. • Баланс отношений является наиболее общим понятием, он предполагает баланс интересов и сил. • Когда мы говорим о балансе интересов между центром и регионами, то исследуем, насколько артикулированы эти интересы, в какой степени они увязаны друг с другом и учитываются сторонами, в чем заключаются компромиссы между этими интересами. • Баланс сил предполагает акцент на анализе ресурсной базы центра и регионов и сопоставимости ресурсов. Политические и экономические ресурсы при таком подходе анализируются как показатель силы центра или региона. • При росте конфликтности в отношениях между центром и регионами можно использовать понятие " баланс угроз". При таком подходе используется терминология, принятая в некоторых концепциях исследований международных отношений [Walt, 1987]. В ситуации конфликта стороны используют тактику взаимного сдерживания, когда угроза не дает одной из сторон выступить против другой. Изучение баланса предполагает анализ политических ресурсов и возможностей (т.е. сил), которыми обладает та и другая сторона. Нормально функционирую- 20 Возможна аналогия с теорией международных отношений, где используются те же понятия. ¶ 1.3 Государство как территориально-политическая система щая система " центр — регионы" предполагает взаимозависимость институтов центральной и региональной власти, наличие сдержек и противовесов по вертикали (по аналогии с системой сдержек и противовесов в отношениях между ветвями власти, известной из теории демократии). Можно также говорить о взаимопроникновении центральной и региональной власти в связи с развитием институтов регионального участия и централизованного контроля. В самом общем виде речь идет о балансе централизованного контроля над территорией и регионального самоуправления. Ключевыми характеристиками баланса отношений " центр — регионы" являются: • соотношение объемов полномочий (компетенции), определенное конституцией и национальными законами или индивидуальными договорами и соглашениями (предназначенными для отдельных регионов); • возможности и ограничения централизованного контроля на региональном уровне и, с другой стороны, регионального участия на национальном уровне. Баланс отношений " центр — регионы" необходимо рассматривать в исторической динамике. В таком случае общенациональная трехмерная территориально-политическая система, соответствующая отдельному государству, выглядит не статичной, а развивающейся во времени и пространстве. Предлагаемая концепция позволяет изучать политический процесс в контексте регионализации (децентрализации) и, напротив, централизации, определяя: • в какую сторону — центра или регионов — и в какой степени идет смещение баланса; • имеет ли это смещение компенсаторный характер (когда сохраняется " нормальное" динамическое равновесие, т.е. усиление одной стороны хотя бы частично сочетается с усилением другой стороны21) или же оно чревато разрушительными процессами для государства в целом (резкий сдвиг в сторону регионов) или для его территорий (жесткая централизация). Динамику в балансе отношений " центр — регионы" удобно показывать в виде колебаний маятника. Причем этот маятник вряд ли можно зафиксировать " раз и навсегда", особенно в крупном и неоднородном государстве. Распространено представление об отношениях между центром и регионами как о своеобразном торге, политических сделках. Например, регионы добиваются от центра большей автономии, демонстрируя взамен большую политическую лояльность и отказываясь от проявлений сепаратизма. Категория торга часто используется в политической региона-листике для описания баланса отношений " центр — регионы". Динамика баланса также анализируется через анализ конфликтов и процессов их разрешения, т.е. колебания в сторону большей или меньшей конфликтности, напряженности отношений между центром и регионами. 21 Возможная аналогия — " игра с ненулевой суммой". ¶ Глава 1 Теория и методология политической региопалистики Д. Элейзер в своих работах дает еще одно представление о балансе — между сотрудничеством и конкуренцией [Элейзер, 1995, с. 113]. В этом случае подразумевается баланс принципов взаимодействия между центром и регионами. Действительно, описывая состояние и развитие баланса, необходимо иметь представление о политических принципах поддержания баланса. Полезной и здесь является теория многосоставного общества А. Лейпхарта. Эта теория, в частности, дает представление о принципах функционирования сообшественной демократии в связи с необходимостью обеспечения баланса интересов между сегментами. А. Лейп-харт выделяет следующие принципы, которые, на наш взгляд, актуальны для отношений " центр — регионы" и взаимодействия территориальных сегментов в общенациональной системе: • большая коалиция, включающая представителей конкурирующих сегментов; • взаимное вето, предполагающее формальное право сегментов на блокирование решений, принимаемых другими сегментами; • пропорциональность сегментов, т.е. недопущение их абсолютного доминирования; • автономия сегментов, наделяющая стороны собственными независимыми компетенциями [Лейпхарт, 1997, с. 78]. 1.3.5 Функционалистский подход к изучению баланса отношений " центр — регионы" В теории политической регионалистики используется еще один способ, с помощью которого можно изучать баланс отношений " центр — регионы". Это — теория центробежных и центростремительных сил, которая рассматривает баланс между этими силами, складывающийся в рамках национальной территориально-политической системы. Эта теория также называется функционализмом. Хотя функционализм создавался географами, он перекликается с системным и структурно-функциональным подходом, используемым в политической регионалистике. Функционализм рассматривает территориальное единство государства, понимая государство как интегрированное сообщество регионов, консолидированную территориально-политическую систему. Основная исследовательская задача видится в поиске факторов консолидации и способов поддержания территориальной стабильности и целостности. Один из основателей функционализма Жан Готтман рассматривал политическое дробление мира как результат взаимодействия двух факторов, один из них он назвал движением (movement), другой — иконографией [Gottmann, 1952]. ¶ Фактор движения означает происходящее в мире взаимодействие любого рода, обмен идеями, людьми, товарами как внутри государства, так и в его отношениях с внешним миром. Этот динамичный фактор провоцирует нестабильность государств и их границ, делает границы подвижными, отношения между территориями — неустойчивыми и меняющимися. Иконография, в свою очередь, выступает как консервативный фактор, способствующий консолидации в системе. Она связана с системой символов, государственной идеологией, которые устанавливают стабильный порядок, делают государственную территорию устойчивой, границы государства — общепризнанными. В результате взаимодействия " подвижных" и консервативных факторов в каждый момент времени в мире складывается определенная система государств с их территориями и границами. Другим ведущим автором функционалистской теории стал американский географ Ричард Хартшорн. Он рассматривал государство как комплексную интегрированную систему, обеспечивающую собственное единство через вертикальную интеграцию социальных групп и горизонтальную интеграцию территориальных сообществ. Его взгляды на географическую природу государства называют теорией территориальной интеграции. Как и Ж. Готтман, он анализировал территориальную интеграцию в контексте взаимодействия двух противоположных сил — центробежной и центростремительной [Hartshorne, 1950]. Главной центробежной силой в теории территориальной интеграции считается фактор разнообразия. При этом разнообразие понимается в самом широком смысле этого слова, как и " движение" Ж. Готтмана. Дезинтеграцию подпитывают любые внутригосударственные различия от этнической пестроты до природного разнообразия и различий в уровне жизни. Наиболее значимыми являются этноконфессио-нальное разнообразие, социально-экономические контрасты, фрагментированное распределение территории. Все эти факторы усиливают регионализм. Следует подчеркнуть, что исследование центробежных и центростремительных сил должно быть свободным от ценностных суждений, таких, например, как представление центробежных сил в качестве негативного явления. Как следует из теории функционализма, центробежные силы всегда в достаточной мере присутствуют в любой территориально-политической системе, являясь ее неотъемлемой характеристикой. Главной центростремительной силой признается государственная идея. Этот тезис перекликается с предложением Ж. Готтмана считать консервативным фактором иконографию, т.е. систему общенациональных символов и ценностей. В любом государстве существует проблема национальной идентичности и, соответственно, солидарности различных этнических, конфессиональных, территориальных и социальных групп, признающих легитимность данного государства в данных границах. Наиболее популярной идеей, сплотившей многие современные государства, в прошлом был национализм. Были также попытки создать наднациональные государст- ¶ Глава 1 Теория и методология политической регионалистики венные образования с помощью других государственных идей — монархической (Австро-Венгрия, Российская империя), конфессиональной (собирание русских земель в XIV—XVI вв.), коммунистической (СССР) и др. Евразийское движение в русской эмиграции обосновывало необходимость государственного объединения территорий Евразии не только историческими, но и физико-географическими причинами. Государственное единство может поддерживаться в наиболее сложных случаях не только идеологией, но и с помощью: • военной силы (извечный " ultima ratio" центра в отношениях с " непокорным" регионом); • экономических проектов, выгодных зонам геополитического риска, где развит сепаратизм; • политических уступок — автономизации территорий, повышения их представительства в общенациональной правящей элите. Все это тоже относится к разряду центростремительных сил и факторов. В каждый момент времени наличная государственная территория отражает баланс центробежных и центростремительных сил в пользу последних. Отделение определенной территории является индикатором того, что центробежные силы на этой территории оказались превосходящими в отношении центростремительных сил. Возможно пограничное состояние, когда территория формально остается в составе государства и не признана никем или почти никем в качестве независимого государства. Однако центр утратил за этой территорией фактический контроль. 1.3.6 Понятие " региональная политика" Регионализация является управляемым процессом. Как уже говорилось, центр, как правило, выступает в качестве активного субъекта в отношениях " центр — регионы", создавая и меняя состояние баланса в системе (тогда как регионы далеко не всегда являются столь активными субъектами). Управленческие аспекты в политической регионалистике связаны с понятием " региональная политика". Проводя региональную политику, центр стремится управлять региональной структурой, преследуя свои цели, такие, как сохранение общего контура региональной структуры (т.е. границ государства) и определение допустимых параметров региональной фрагментации. Если следовать теории функционализма, центр стремится управлять центростремительными силами, обеспечивая их превосходство над центробежными на всей территории государства. Региональную политику необходимо отличать от региональной политической ситуации и регионального политического процесса. Последние характеризуют состояние дел на горизонтальных уровнях, в собственно региональных сообществах. ¶ Региональная политика является частью отношений вертикальной иерархии в отношениях " центр — регионы", ее субъектом является центр, который ее вырабатывает и проводит. Таким образом, региональная политика представляет собой субъект-объектные отношения между центром и регионами (в других терминах — инновационным центром и перифериями), центральный уровень является ее субъектом, региональный уровень — объектом. Важно отметить, что региональную политику проводит именно центр, представляющий собой ее активный субъект. Действия самих регионов и политические процессы на собственно региональном уровне не являются региональной политикой в строгом смысле этого слова. Субъектами региональной политики являются или могут быть практически любые властные структуры в центре, которые хоть как-то занимаются региональной проблематикой. При этом возможны специализированные структуры или подразделения крупных структур, для которых региональная политика является главным направлением. Региональная политика — одно из важнейших направлений внутренней политики государства, наряду с экономической политикой, социальной политикой, национальной политикой и т.д. Региональная политика представляет собой систему мер, с помощью которых происходит регулирование отношений между центральными властями (государством в целом) и территориями (регионами). Главное содержание региональной политики — это разработка и реализация мер по регулированию регионального развития, как политического, так и экономического, в соответствии с определенными на общенациональном уровне политическими целями. В англоязычной литературе понятию " региональная политика" в его более распространенном варианте лучше соответствует понятие " regional policy", поскольку речь идет о политике, как о мерах, действиях определенных политических акторов. В то же время необходимо и использование понятия " regional politics", с помощью которого можно обозначать всю сложную систему политических действий, имеющих региональный эффект, характерную для данного государства. Если " regional policy" обычно связана с определенными акторами, то " regional politics" — с общей ситуацией в государстве (в срезе " центр — регионы") и ее основными трендами. В соответствии с концепцией баланса отношений " центр — регионы" региональная политика представляет собой участие общегосударственных структур в создании и изменении этого баланса. Предмет региональной политики, область регулирования, — это " наполнение" территории, т.е. ее политический статус, полномочия, экономический потенциал и его реализация. Под региональной политикой обычно понимается государственная региональная политика, т.е. деятельность общенациональных властных структур. При таком подходе собственно политика понимается в узком смысле, а именно как государственное управление. ¶ Глава 1 Теория и методология политической регионалистики Возможно более широкое понимание региональной политики, определяемое вектором ее направленности. Вектор региональной политики всегда направлен от центра к регионам, а содержание связано с управлением, осуществляемым по вертикали. В широком понимании региональная политика представляет собой систему управленческих решений любых политических структур общенационального уровня в отношении своих региональных составляющих. Тогда государственная региональная политика — это деятельность центра в отношении региональных и местных властей. Возможны частные и ведомственные примеры региональной политики — отдельных властных органов общенационального уровня, центральных структур политических партий и т.п. При таком подходе государственная региональная политика — это частный случай региональной политики. Также следует различать имплицитную и эксплицитную региональную политику. Нередко под региональной политикой понимается только ее эксплицитная форма. Речь идет о случаях, когда действия властей официально идентифицируются в качестве региональной политики в документах, нормативных актах. В то же время региональное содержание есть практически в любой общегосударственной политике. Даже внешняя политика может прямо влиять на регионы, например, способствуя развитию отдельных регионов за счет экспортных связей, решая пограничные споры, организуя приграничное сотрудничество, снимая международную напряженность вокруг зон геополитического риска. Имплицитная региональная политика включает все случаи, когда общенациональная политика любого типа производит значимый региональный (территориальный) эффект. Региональный эффект может распространяться или на все регионы сразу, или на отдельные территории. В этой связи также говорят о региональных последствиях " нерегиональных" решений. Исследование баланса отношений " центр — регионы" просто невозможно без подробного изучения имплицитных форм региональной политики. В противном случае установленный нами баланс будет неполным и неправильным. Очевидно, что управленческие решения, направленные на изменение баланса " центр — регионы", могут приниматься самыми разными властными институтами. Нередко они не учитывают территориальный эффект. Кроме того, в небольших государствах региональной политики в ее эксплицитной форме может не быть вообще: вся региональная политика как бы растворена в других направлениях внутренней политики, которые входят в классический " обязательный" набор. Региональная политика как отдельное, самостоятельное направление появляется в эксплицитных формах только в крупных и разнородных государствах. Но все это не означает, что в принимаемых решениях нет элементов региональной политики, даже если речь идет о самом маленьком государстве. Другое дело, что самостоятельная региональная политика представляет собой специально разработанную систему мер, а не простую сумму решений, имеющих территориальный эффект. ¶ При этом политическая регионалистика все же уделяет главное внимание государственной региональной политике, рассматривая при этом как эксплицитные, так и имплицитные ее формы. Региональная политика при таком подходе понимается как одно из направлений внутренней политики, которую проводит центральная власть в отношении регионов. Частные (партийные, отраслевые, ведомственные) проявления региональной политики рассматриваются в специальных исследованиях. Квинтэссенцией региональной политики является региональная стратегия государства. Региональная стратегия — это система наиболее значимых целей и решений государства, позволяющих обеспечить баланс отношений " центр — регионы" на обозримую перспективу, стимулировать развитие на всех уровнях территориально-политической иерархии и снизить конфликтность как по вертикали (между центром и регионами), так и по горизонтали (между территориальными сегментами). Другими словами, региональная стратегия — это основы теории и практики региональной политики, проводимой центральными властями. Региональная стратегия нередко является элементом национальной идеологии. В отличие от внешнеполитических и военных стратегий региональная стратегия почти никогда не представляет собой официальный документ. Скорее она выявляется экспертным путем на основе исследований текущей региональной политики (когда становятся ясными долгосрочные цели центральной власти) или же формулируется самими экспертами, стремящимися повлиять на ее развитие. Различные политические силы могут предлагать свои варианты региональной стратегии, и борьба за эти варианты может стать элементом общей политической борьбы. В отсутствие региональной стратегии в любом ее виде баланс " центр — регионы" становится имманентно неустойчивым, а региональная политика сводится к набору частных, имплицитных тенденций отраслевого и ведомственного характера. В условиях территориально неоднородного государства такая ситуация представляет угрозу его национальной безопасности. 1.3.7 Содержание региональной политики Региональная политика неизбежно пересекается с другими направлениями внутренней политики. Вычленение региональной политики в качестве отдельного направления обычно происходит в территориально неоднородных странах, где сложная региональная структура вынуждает центр разрабатывать комплекс специальных мер. При этом по своему содержанию региональная политика может совпадать с другими направлениями внутренней политики, т.е. ее " множество" пересекается с целым рядом других " множеств". Например, регулирование вопросов экономического раз- ¶ Глава 1 Теория и методология политической регионалистики вития регионов сближает ее с экономической политикой, управление миграционными процессами — с демографической политикой и т.п. Региональная политика определяется не по " отраслевому" содержанию применяемых ею мер, а по целям, связанным с регулированием баланса " центр — регионы". Регулирование же баланса может проводиться самыми разными методами. В региональной политике и ее исследованиях широко распространен экономический, или экономико-географический, подход. Он связан с традиционной практикой рассмотрения региона как социально-экономического комплекса и понимания регионального развития в категориях социально-экономического развития. В отечественной практике экономический подход восходит еще к советским временам, когда об автономном политическом развитии регионов не могло быть и речи, и регулирование регионального экономического развития составляло практически все содержание государственной региональной политики, по крайней мере, в ее эксплицитной форме. В таком традиционном понимании предметом региональной политики является размещение производительных сил. Вот одно из характерных определений: " главным направлением региональной политики Советского государства является планомерное развитие экономического потенциала всей системы регионов, отвечающее экономическим и политическим задачам страны в целом с учетом интересов каждой союзной республики" [Некрасов, 1978, с. 3]. Хотя классики отечественной географии еще в советское время понимали региональную политику гораздо шире. Наибольший интерес представляет определение региональной политики, которое дает Э. Алаев в словаре, вышедшем в 1983 г. Региональная политика определяется здесь как " сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой" [Алаев, 1983]. Важной заслугой Э. Алаева является выделение нескольких конкретных направлений региональной политики: • соотношение и взаимодействие движущих сил регионального развития; • соотношение национального (общегосударственного) и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой; • отношение к задаче подъема экономики отсталых районов, освоение новых районов и ресурсов; • отношение к национально-этническим вопросам (в условиях многонационального государства). Хотя вопросы экономического характера занимают большую часть в этом определении, тем не менее становится ясным, что региональная политика не сводится только к экономике. Так, наряду с экономической политикой в этом определении присутствует национальная политика. Проблематика регионального развития, ¶84 ¶ п ¶ если рассматривать ее вне рамок марксистского подхода, который преобладал на том этапе, также не является чисто экономической и может быть выведена на более общие проблемы политической децентрализации. Причины " экономического" перегиба в актуальной региональной политике и ее определениях, характерных для советского периода, понятны. Региональная политика осуществлялась в условиях плановой экономики и жесткой вертикали власти. Тезис о политическом единстве страны не позволял рассуждать в категориях политической децентрализации, хотя СССР активно пользовался институтом национально-территориальной автономии. Во времена Советского Союза региональная политика понималась прежде всего как принятие целевых решений, а не как обеспечение баланса " центр — регионы". В постсоветской России привычное понимание региональной политики трансформировалось в государственное регулирование регионального развития и сглаживание региональных различий. Получилось, что советские традиции понимания региональной политики были дополнены тезисом о сбалансированности региональных различий, заимствованным из западного опыта развития региональной политики в странах с рыночной экономикой. В результате редуцирования понятия " региональная политика" последняя нередко превращается всего лишь в территориальную проекцию государственной экономической политики и теряет самостоятельность. Действительно, если ставить перед региональной политикой задачу оптимизации социально-экономического развития неоднородной территории, то это просто одна из задач экономической политики. При таком подходе региональную политику нельзя считать особым, самостоятельным направлением внутренней политики. Поэтому в современных работах встречаются и другие определения региональной политики. Например, коренным отличием региональной политики в некоторых источниках признается комплексность. Авторы такого подхода считают задачей региональной политики комплексное решение региональных проблем различного происхождения, что, по их мнению, отличает региональную политику от региональных аспектов других государственных политик. Б. Штульберг и В. Введенский, следуя этому подходу, определяют региональную политику как " деятельность органов государственной власти и управления по обеспечению оптимального развития субъектов Федерации и решению территориальных проблем межрегионального и государственного характера" [Штульберг, Введенский, 2000, с. 17]. В то же время многие авторы, давая современные определения региональной политики, отличающиеся от потерявших актуальность " советских" и (или) экономико-центрических определений, считают региональные проблемы и региональное развитие вопросами экономического характера. Экономика воспринимается как основа региональной политики, а не как один из ее рычагов. Например, Ю. Глад-
¶ Глава / Теория и методология политической регионалистики кий и А. Чистобаев называют сердцевиной региональной политики реализацию экономических целей и задач государственной власти [Гладкий, Чистобаев, 1998]. На наш взгляд, теория региональной политики не может базироваться на экономическом основании. Региональная политика — это прежде всего политика, она предполагает принятие политических решений. Ее цели имеют чисто политический характер. Как уже говорилось, это — оптимизация отношений " центр — регионы" в целостной национальной территориально-политической системе, решение задач централизованного контроля и ограничения контрастности, определение рамок региональной автономии и регионального участия. Политическое содержание региональной политики определяется по нескольким направлениям. 1. Сохранение территориально-политической системы. Это — главный императив региональной политики. Его условно можно назвать геополитическим императивом (поскольку он обеспечивает геополитическую субъектность государства как целостной системы, входящей в глобальную систему более высокого ранга). В духе теории функционализма можно говорить о политике, направленной на обеспечение преобладания центростремительных сил над центробежными на всей территории государства. В этой связи региональная политика направлена на сохранение территориальной целостности государства. Это, в частности, предполагает определение регионов, представляющих собой зоны геополитического риска (сепаратистские, пограничные, спорные территории), и поиск способов их удержания. 2. Контроль и баланс. Также региональная политика решает проблему централизованного контроля за регионами и одновременно — эффективного баланса полномочий и ресурсной базы центральных и региональных властей. Здесь перед разработчиками региональной политики вновь ставится задача найти модель, которая обеспечивала бы преобладание центростремительных сил (что нужно для обеспечения территориальной целостности, т.е. решения геополитических проблем). И одновременно эта модель должна обеспечить социально-экономическое развитие регионов и политическую стабильность региональных сообществ, что невозможно без должной меры самостоятельности и распоряжения своими ресурсами. 3. Амплитуда неоднородности. Наконец, содержание региональной политики составляет гармонизация отношений по горизонтали, между регионами (в других терминах — территориальными сегментами), что является задачей общегосударственного уровня. Речь идет о снижении амплитуды межрегиональных различий и подъеме отсталых территорий за счет целевых решений государства. Конечная цель — выравнивание, а точнее — сглаживание межрегиональных различий. В этой ситуации особенно актуальна постановка вопроса о допустимой региональной контрастности в сферах политики и экономики. Возвращаясь к экономической сфере, следует признать, что экономические решения, безусловно, играют важнейшую роль в региональной политике. Баланс сил ¶ 1.3 Государство как территориально-политическая система между центром и регионами определяется их ресурсной базой, которая включает в себя финансово-экономический потенциал и возможности по его реализации. Компетенция уровней власти также в значительной степени относится к социально-экономической сфере. Принимая экономические решения, центр может очень эффективно регулировать баланс сил в системе " центр — регионы" как в целом, так и в режиме текущей " тонкой настройки". Экономическая (вернее — социальная и экономическая11) региональная политика, безусловно, является одним из главных, притом действительно хорошо разработанных, направлений региональной политики. В то же время решения, принимаемые центром с целью регулирования баланса " центр — регионы", могут относиться к другим направлениям и иметь иное содержание, например: • собственно управленческие аспекты региональной политики: создание и развитие властных органов в центре и на местах; • административно-территориальные аспекты региональной политики: изменение административно-территориального деления; • демографические аспекты региональной политики: управление миграционными процессами, которое влияет на численность и структуру населения в регионах в соответствии с поставленными государством целями; • внешнеполитические аспекты региональной политики: воздействие на характер и направленность внешних связей регионов, снижение связанной с некоторыми регионами геополитической напряженности внутреннего или внешнего происхождения. Исходя из такого системного (а не просто комплексного) видения региональной политики ее следует понимать как систему действий общегосударственного центра, направленных на регулирование политических отношений с регионами и на собственно региональном уровне. Региональная политика всегда зависит от особенностей региональной структуры: • культурно-исторических особенностей государства; • его физической географии и природных условий; • экономического состояния и его динамики; • внешних геополитических вызовов. Нередко региональная политика конкретного государства в значительной степени посвящена решению частных проблем, имеющих в то же время огромное значение для общегосударственного развития. Например, это может быть интегра- 22 Социальное и экономическое направления региональной политики неразрывно связаны одно с другим, и их лучше рассматривать вместе. ¶ Глава 1 Теория и методология политической регионалистики ция этнических периферий, которые в противном случае могут превратиться в зоны политической нестабильности и сепаратизма. Или это освоение труднодоступных, удаленных, но богатых ресурсами территорий. Либо речь идет о преимущественном освоении спорных территорий, которые государство таким путем стремится плотнее интегрировать в своем составе. Ключевой задачей региональной политики может быть и развитие эксклавов, по определению находящихся в сложном геополитическом положении. 1.3.8 Подходы в региональной политике Основные подходы в региональной политике были разработаны в рамках экономической концепции. Однако они имеют значение и для региональной политики в ее более широком и целостном — системно-политическом понимании. По крайней мере, исходя из уже принятых подходов, можно разработать их более общую систему. 1. Адресный, или селективный, или индивидуальный, подход. Этот подход предполагает акцент на развитии (или подавлении) конкретных территорий. Он может быть прямым (прямая помощь, содействие, вмешательство, принятие адресных решений по данному региону) или косвенным (создание институционально-правовых условий для развития региона). В экономической региональной политике этому подходу соответствуют концепции адресной помощи, полюсов роста, специальных экономических зон, экспериментальных площадок для проведения реформ. Смысл подхода состоит в определении (селекции) территорий, в отношении которых центр принимает адресные (индивидуальные) решения. 2. Комплексный подход. Этот подход развивается на общенациональном уровне с учетом территориального эффекта принимаемых решений. Центр создает механизмы и структуры общенационального уровня и характера, учитывая при этом региональные интересы и особенности регионализации (в частности, последствия, ведущие к ее ослаблению или усилению). В экономической региональной политике примером может служить концепция перераспределения. Речь идет о такой политике, в рамках которой происходит " первичное" (общенациональное по своему формату) распределение средств между уровнями территориально-политической системы и их " вторичное" перераспределение центром (или субнациональными центрами) в пользу более бедных территорий. 3. Автономный подход. Данный подход предполагает наделение регионов определенной автономией, которая дает им возможности для самостоятельного развития в рамках предо- ¶ ставленных им полномочий. В отличие от адресного подхода, который также оперирует конкретными регионами, речь идет не о помощи или вмешательстве центра, а о противоположном действии — предоставлении автономии и невмешательстве. Наряду с указанными выше принципиальными подходами необходимо определить основные способы воздействия региональной политики на региональную среду. По этому признаку в некоторых источниках выделяются следующие виды региональной политики: • стимулирующая; • компенсирующая; • адаптирующая; • противодействующая [Грицай и др., 1991, с. 111]. 1.3.9
|