![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение статуса субъектов федерации
Россия относится к числу федераций, в которых все регионы имеют статус субъектов федерации. Здесь не предусмотрены столичные округа или аналоги союзных территорий, находящихся под централизованным управлением [Субъект Российской Федерации..., 1998]. Для современной России характерна поливариантная структура AT Д. В составе России находятся шесть разновидностей, или типов, субъектов федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономные области (на данный момент — в единственном числе) и автономные округа. В советский период наличие этих региональных типов предполагало статусные различия: • одни регионы имели статус национально-территориальной автономии, а другие его не имели; • национально-территориальные автономии имели различный статус, причем автономные области и округа находились на уровне внутрирегиональных автономий. В настоящее время в России сложилась противоречивая ситуация. Конституция 1993 г. предполагает равноправие всех субъектов федерации. Как гласит ст. 5, п. 1, " Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации". Принцип равноправия зафиксирован и в п. 4 этой статьи: " Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны". Равноправие субъектов федерации предполагает отсутствие существенных статусных различий. В то же время реальная ситуация такова, что Россия остается де-факто асимметричной федерацией. Причем элементы асимметрии присутствуют в той же самой Конституции 1993 г., которая впервые четко определила равноправие субъектов. ¶ Статусу российских регионов посвящена ст. 66 российской Конституции. В ней в частности говорится: • " Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики" (п. 1). • " Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации" (п. 2). Понятие " статус" применительно к субъекту федерации в России может пониматься по-разному. Если исходить из принципа равноправия субъектов, то все регионы имеют одинаковый статус. Но та же конституция фактически предполагает наличие субъектов с более высоким и более низким статусом. Она предусматривает изменение статуса. Статья 66, п. 5 гласит: " Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом". Если исходить из наличия шести наименований субъектов, то каждый из них по логике мог бы иметь свой статус. Однако статусные различия определяются не совсем так: например, различия между краями и областями сейчас сильно размыты. В действительности можно с оговорками говорить о регионах с более высоким фактическим статусом (республики) и регионах с более низким фактическим статусом (автономные округа, входящие в состав краев и областей). Фактически особый статус в составе федерации имеет еще один регион — город федерального значения Москва. Ее особое место в составе федерации обусловлено столичным статусом. Статья 70, п. 2 российской Конституции предполагает, что " статус столицы устанавливается федеральным законом". Федеральный закон " О статусе столицы Российской Федерации" был принят еще в апреле 1993 г. Примерно одинаковый статус имеют края, области, город федерального значения Санкт-Петербург, автономная область и единственный автономный округ, вышедший из состава области. В то же время рассматривается вопрос о передаче Санкт-Петербургу части столичных функций в части переноса в этот регион некоторых федеральных учреждений. 5.3.2
|