№ п/п
| Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП**)
| Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции
(в соответствии с ФГОС ВПО и ООП**)
| Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции
|
| ОК-1
способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности
| знать:
– актуальные технологии обучения, в том числе информационные, лиц с ОВЗ; содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида;
уметь:
– использовать в своей профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии для решения разного класса профессиональных задач при работе с лицами с ОВЗ;
– работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
– участвовать в деятельности методических групп и объединений;
владеть:
– навыками межличностных отношений;
– дистанционными технологиями в специальном образовании;
– основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности;
| знать:
– теорию специальной психологии;
– основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной психологии, ее место в структуре психологического знания;
─ предметные области специальной психологии и ее связь с другими науками;
─ историю развития специальной психологии как системынаучных знаний.
уметь:
– анализировать структуру дефекта;
владеть:
– классификацией специальных образовательных учреждений для лиц с различными отклонениями в развитии.
|
| ОК-2
способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем
| знать:
– философские основы научного познания, историю и тенденции современного развития философского знания;
уметь:
– анализировать и оценивать социально и личностно значимую информацию, политические события, экономические процессы, социокультурные явления;
владеть:
– основными методами социальных, гуманитарных и экономических наук
| знать:
– закономерности психического развития детей с ОВЗ и в норме;
– научные основы специальной психологии: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические.
уметь:
– формулировать задачи психологической помощи в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья.
владеть:
– навыками анализа психики ребенка на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения.
|
| ОПК-1
способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ
| знать:
– теорию и историю общей и специальной педагогики и психологии;
– медико-биологические и лингвистические основы специальной педагогики и специальной психологии.
уметь:
– применять полученные теоретические общепрофессиональные знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки;
– работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
владеть:
– навыками межличностных отношений;
– основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности;
– приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья.
| знать:
– теоретическое и практическое значение специальной психологии на современном этапе;
– научные основы специальной психологии: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические.
уметь:
– применять полученные теоретические знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки;
владеть:
– корректным и адекватным восприятием лиц с ОВЗ.
|
| ПК-3
способен к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования
| знать:
– сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические технологии и инновационные процессы в сфере общего и специального образования;
–современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ОВЗ;
уметь:
– проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования методов психолого-педагогической диагностики, теории педагогического проектирования;
владеть:
– приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья;
– навыками оценки психофизиологического статуса ребенка и оказания доврачебной помощи.
| знать:
– специфику деятельности как дошкольных образовательных учреждений, так и учреждений комбинированного и компенсирующего видов.
уметь:
– анализировать структуру дефекта.
владеть:
– классификацией специальных образовательных учреждений для лиц с различными отклонениями в развитии.
|
| ПК-4
готов к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья
| знать:
– сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические технологии и инновационные процессы в сфере общего и специального образования;
– закономерности психического развития;
– основы законодательства в области медико-социальной защиты лиц с ОВЗ;
уметь:
– определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с ОВЗ;
владеть:
– навыками межличностных отношений;
– основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности.
| знать:
– сущность профессиональной деятельности специалиста системы специального образования;
уметь:
– осуществлять дифференцированный подход к диагностике и коррекции развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений;
владеть:
– навыками психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
|
| ПК-13
готов к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями
| знать:
– теорию и историю общей и специальной педагогики и психологии;
– разнообразие методов медико-психолого-педагогической реабилитации лиц с ОВЗ;
уметь:
– проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования методов психолого-педагогической диагностики, теории педагогического проектирования;
владеть:
– основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности.
| знать:
– структурные компоненты личности с ограниченными возможностями здоровья (способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация).
уметь:
– понимать общие закономерности поведения и деятельности человека с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах;
владеть:
– навыками анализа психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения.
|
| ПК-14
способен осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения
| знать:
– сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические технологии и инновационные процессы в сфере общего и специального образования;
– закономерности психического развития;
– основы законодательства в области медико-социальной защиты лиц с ОВЗ;
уметь:
– определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с ОВЗ;
владеть:
– навыками межличностных отношений;
– основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности.
| знать:
– основы фундаментальных наук о ребенке дошкольного возраста с ОВЗ, о возрастных и специфических закономерностях его развития.
уметь:
– анализировать информацию и самостоятельно работать с источниками в рамках специальной социально-психологической проблематики.
владеть:
– навыками анализа основополагающих исследований в области специальной психологии.
|
| СК-1
готов к организации и проведению психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с ОВЗ.
| знать:
– методы проведения дифференциальной психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с ОВЗ с целью выбора необходимых условий, содержания и технологий коррекционно-педагогической работы;
– закономерности психического развития детей дошкольного возраста;
уметь:
– проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;
– определять диагностические и прогностические показатели речевого и психофизического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ;
владеть:
– приёмами и методами психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с ОВЗ.
| знать:
– современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с ОВЗ.
уметь:
– осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений;
владеть:
– навыками анализа психики ребенка дошкольного возраста с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения.
|