![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема II.4 Понятие о дефекте и компенсации (4 часа)
Изучаемые вопросы: 1. Структура дефекта при различных вариантах отклоняющегося развития. 2. Биологические и социальные факторы компенсации. Формы самостоятельной работы: 1. Анализ разделов учебников, отражающих механизмы формирования вторичных отклонений в развитии детей с ОВЗ (с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, нарушениями эмоционально-волевой сферы). 2. Конспектирование параграфа учебника «Компенсация, коррекция и реабилитация как категории специальной психологии» (Сорокин, В.М.Специальная психология: учеб. пособие / В.М. Сорокин; под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003.- с. 164-176). 3. Контрольная работа: составление схемы структуры дефекта (по одному варианту отклоняющегося развития). Методическое обеспечение: [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 11; 13; 19; 20; 24; 45] Форма отчетности: 1. Схемы «Структура дефекта при различных вариантах дизонтогенеза». 2. Конспект «Биологические и социальные факторы компенсации». 3. Выступление на семинаре (коллоквиум). Контрольные вопросы и задания по модулю 1. Что является источником наших знаний о причинах отклонений в развитии? 2. Какие факторы способны опосредовать влияние патогенного воздействия? 3. Что представляют собой эндогенные и экзогенные причины отклонений в развитии? 4. Можно ли рассматривать отклонения в развитии как форму заболевания и почему? 5. Чем характеризуется процесс психического развития и каковы его основные свойства? 6. Почему представления о сущности процесса психического развития важны для теории и практики специальной психологии? 7. В чем состоят основные подходы в решении проблемы «нормы - патологии»? 8. Каковы основные трудности сущностного определения феномена нарушенного развития? 9. В связи с этим «норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях? 10. Чем объясняется многообразие форм отклонений в развитии? 11. В чем состоит отличие теоретических и эмпирических классификаций? 12. Каковы основные принципы классификаций разных форм отклонений в развитии? 13. В чем достоинства и недостатки классификации В. В. Лебединского? 14. Чем определяются возможности создания новых классификаций? 15. Каковы основные компоненты нарушенного развития? 16. Что представляют собой первичные нарушения? 17. Чем характеризуются вторичные нарушения? 18. Какова роль социальных факторов в возникновении отклонений в психическом развитии? 19. В чем состоит сущность фактора хроногенности? 20. Каково соотношение спонтанного и направленного развития в условиях дизонтогенеза? 21. Почему в условиях дизонтогенеза возрастает роль обучения? 22. Что представляют собой компенсаторные процессы? 23. Какова уровневая организация компенсаторных процессов? 24. Охарактеризуйте основные фазы компенсаторного процесса.
|