![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Х. Е. Трик
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА1 Цель данной работы — рассмотреть типичные методы, используемые для исследования креативности2. В самом общем виде понятие креативности включает в себя прошлые, сопутствующие и (или) последующие характеристики процесса, в результате которого человек (или группа людей) создает что-либо, не существовавшее прежде. Для ясности изложения можно выделить следующие четыре направления исследований: креативность как продукт, как процесс, как способность и как черта личности в целом. В первом направлении творчество изучается по его продуктам. Выделяются три основные характеристики творческого продукта: количество, качество и значимость. Сторонниками этого подхода являются Мак Ферсон3, К.Тейлор4, Д.Тейлор5 и др. Большинство исследователей понимают, однако, что продукт не может считаться единственным критерием творчества, тем более, что его оценка проводится экспертами и зависит от их индивидуальных вкусов и суждений. Как показали Тейлор, Смит и Гизелин8, среди большого числа выделяемых оценок творческого продукта лишь немногие имеют непосредственное отношение к творчеству, а остальные характеризуют общую продуктивность работы испытуемых.
2 Англ. «creativity» переводится далее буквально «креативность», поскольку данный 3 См. McPherson J.H. A proposal for establiching ultimate criteria for measuring creative 4 Cm. Taylor C.W. Introduction // Creativity: Progress and Potential. N.Y., 1964. 5 Cm. Taylor D.W. Variables related to creativity and productivity among men in two 6 Cm. Taylor C.W., Smith W. В., Ghiselin B. The creative and other contributions of one sample 78 Тема 8. Личность как индивидуальность...
Исследование стадий творческого процесса было начато Уоллесом1 и носило описательный характер. Известная схема Уоллеса2 претерпела впоследствии лишь незначительные модификации. Изучение уровней креативного процесса тесно связано с психоаналитическим направлением. Фрейд описывал творческий акт как результат сублимации либидозной энергии. В более поздних работах использовались прожективные методики (тест Роршаха и ТАТ), однако данные, полученные в этих исследованиях, не являются достаточно надежными и валидными. Наиболее распространенным в исследовании креативности как типа мышления является тест отдаленных ассоциаций (RAT), предложенный Медником3. RAT является вербальным тестом, созданным на основе развиваемой его автором ассоциативной теории творческого процесса. Последний рассматривается как переформирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче. Чем более удалены друг от друга элементы новой комбинации, тем более творческим является процесс решения. В своей современной форме тест состоит из 30 словесных «триад», где каждый элемент взят из взаимно удаленных ассоциативных областей. Испытуемый должен установить ассоциативную связь между ними, т.е. найти четвертое слово, которое объединяет независимые прежде элементы в единую систему. Например, слова-стимулы: крыса, голубой, коттедж; ответ — сыр4. Надежность данного теста является довольно высокой. Исследователи получили высокие корреляции между показателями RAT и экспертными оценками творчества испытуемых5. Обнаружена также корреляция между данными RAT и измерениями вербального интеллекта. Третье направление рассматривает креативность как способность. Одной из первых в этой области была работа Симпсона6, который определил креативность как способность человека отказываться от стереотип-
2 См. Вудвортс Р. Этапы творческого мышления // Хрестоматия по общей психологии. 3 См. Mednick SA. The associative basis of the creative process // Psychol. Rev. N.Y., * Обратите внимание, что «сыр» — это слово, присутствующее в выражениях «rat-cheese», «blue-cheese», «cottage cheese». Совершенно очевидно, что у теста существуют строгие культурные границы применения: в настоящей форме он применим только для представителей американской культуры. 5 См. Mednick SA., Halpern S. Ease of concept attainment rank // J. Exp. Psychol. N.Y., 1962. Vol. 6. e Cm. Simpson R.M. Creative imagination // Amer. J. Psychol. 1922. Vol. 33. ТрикХ.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества 79
Дж.Гилфорд понимает под креативностью систему качественно различных факторов (способностей), которые располагаются внутри его общей модели интеллекта3. Гилфорд выделяет 4 основных фактора креативности. 1. Оригинальность — способность продуцировать отдаленные ас 2. Семантическая гибкость — способность выделить функцию объек 3. Образная адаптивная гибкость — способность изменить форму сти 4. Семантическая спонтанная гибкость — способность продуци Тесты Гилфорда коротки (2—10 мин.), они могут применяться в больших группах и являются высокоспецифичными для измеряемых видов способностей. Гилфорд доказал валидность тестов, получив для каждого из них высокий вес соответствующего фактора и минимальную корреляцию с тестами, измеряющими другие факторы. Надежность тестов Гилфорда достаточно высока. Если Гилфорд понимает творческие способности как некоторые гипотетические структуры, которые обнаруживаются в форме интеркорреляций между шкалами тестов, то Торранс описывает эти способности как
2 Cm. Torrance E.P. Guiding creative talent. N.Y., 1962. 3 О трехмерной модели интеллекта см. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // 80 Тема 8. Личность как индивидуальность...
Креативностью Торранс называет способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии и т.д. Творческий акт включает в себя ощущение трудности, поиски решений, возникновение и формулирование гипотез относительно отсутствующих элементов, проверку и перепроверку этих гипотез, возможность их модификации и, наконец, сообщение результатов. Идеальным тестом на креативность будет для Торранса такой, который чувствителен к каждой из операций, входящих в это определение. Тесты Торранса1 можно разделить на два типа: вербальные и образные, причем для каждого типа имеются взаимозаменяемые варианты А и В. Креативность оценивается по показателям беглости, гибкости, оригинальности и совершенства; вводится также и обобщенная шкала творческих способностей. Приведем несколько примеров вербальных тестов (вариант А): 1. Тест «Спроси и догадайся» состоит из 3 частей: а) вопросы, 2. Тест «Совершенствование продуктов». Стимулом является рису 3. «Необычное употребление» (модификация теста Гилфорда по при 4. «Необычные вопросы». Стимул прежний. Испытуемый должен на 5. «Просто предположи». Стимулом является совершенно неправ Перечислим теперь три образных теста, на выполнение каждого из которых отводится 10 мин.
1рикХ.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества 81 1. 2. «Дополнение рисунков». В качестве стимула испытуемому пред 3. «Линии». Стимул — 30 пар вертикальных параллельных линий. Проверке валидности тестов Торранса посвящено много работ. Наибольшее количество данных, подтверждающих их валидность, содержат исследования, выделяющие эмоциональные и личностные характеристики, связанные с креативностью. Вайсберг и Спрингер1 провели ранжирование испытуемых по «психиатрическим интервью», сравнив эти данные с результатами теста Торранса. Оказалось, что испытуемые, высоко креативные по Торрансу, отличаются уверенностью в себе, чувством юмора, повышенным вниманием к своему Я. Лонг и Хендерсон (1964) установили на выборке из 327 школьников, что высококреативные испытуемые лучше переносят состояние неопределенности и способны отстаивать свое мнение при недостатке информации. Вейзер2 и Дау3 показали, что утверждения, с помощью которых характеризуют себя высококреативные испытуемые (любовь к приключениям, желание выделиться, соперничество, энергичность и т.п.), не разделяются испытуемыми с низкой креативностью. Исследования по валидности тестов Торранса не являются исчерпывающими, но они показывают, что эти тесты позволяют на статистическом уровне значимости выявить характерные особенности творческого мышления. Трудности связаны с отсутствием единого объективного критерия креативности, по которому можно было бы проверять валидность тестов. Четвертое основное направление в изучении креативности ориентируется на исследование личности. Гольдштейн4, Роджерс5 и Маслоу6 связывали творческий процесс с «самоактуализацией». Один из теоретиков
2 Cm. Weiser J.S. A study of college of education students divided decording to creative 3 См. Dauw D.E. С. Life experience, vocational needs and choices of original thinkcers * Cm. Goldstein K. The organism. N.Y., 1939. 5 Cm. Rogers C.R. Toward a theory of creativity // Creativity and its cultivation. N.Y., 1959. * Cm. MaslowA.H. Creativity in self-actualizing people // Creativity and its cultivation.
|