![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зак. 8J5
В рамках этого направления активные эмпирические исследования креативности проводятся Институтом по диагностике и изучению личности при Калифорнийском университете. Баррон в сотрудничестве с Вель-шем сконструировал тест, с помощью которого можно исследовать различия в предпочтении сложных и простых объектов. Стимулом в этом тесте является набор черно-белых чернильных рисунков; испытуемый должен указать, какие из них ему больше нравятся. Предпочтение сложных рисунков (неправильных, асимметричных, нечетких) обнаружилось у художников, талантливых научных исследователей, архитекторов, писателей. Баррон2 показал, что такое предпочтение положительно коррелирует с рядом черт, характерных для творческой личности: беглостью речи, импульсивностью, независимостью суждений, оригинальностью и широтой интересов. Особое место занимают исследования мотивационных характеристик творчества (Кэттел3; Голлан4; Мак Киннон5; Мадди6). Они подчеркивают необходимость исследования индивидуальных различий в мотивации испытуемых при выполнении тестов на креативность. В заключение укажем одну из наиболее важных проблем, возникающих при исследовании креативности. Торндайк7, Воллах и Коган8 сформулировали ее так: действительно ли тесты на креативность и тесты на IQ имеют дело с различными сферами познавательных процессов? На основе анализа тестов Гилфорда, Торранса и других Воллах и Коган отвечают на этот вопрос отрицательно. Они утверждают, что благодаря прямому перенесению тех тестовых моделей, которые успешно применялись для исследования интеллекта, классические тесты на креативность не выявляют ничего большего, чем тесты на IQ. В связи с этим они протестуют против использования единственного критерия для правильного от-
2 Cm. Barron F. Discovering of creative personality // The Behavioral sciences and 3 Cm. Cattell R.B. Personality and motivation of the researcher from measurements of * Cm. Gollann S.E. The creativity motive // J. Pers. 1962. 6 Cm. MacKinnon D.W. Personality and the realization of creative potential // Amer. e Cm. Maddi S.R. Motivational aspects of creativity // J. Pers. N.Y., 1965. Vol. 33. 7 Cm. Thorndike R.L. Some methodological issues in the study of creativity // Proseedings 8 Cm. Wallach M.S., Kogan N. A new look at the creativity-intelligence distinction // ГрикХ.Е Основные направления экспериментального изучения творчества 83
Воллах и Коган попытались исправить некоторые из указанных недостатков. При изучении креативности у 151 школьника они предоставляли испытуемым столько времени, сколько им потребуется для полного ответа на каждый вопрос; тестирование проводилось в форме игры, в ходе которой соревнование между испытуемыми сводились к минимуму. При этих условиях корреляция между показателями интеллекта и креативности оказалась почти нулевой. Таким образом, для того чтобы тесты на креативность затрагивали собственно творчество, условия их выполнения должны приближаться к реальным «внетестовым» ситуациям. Экспериментальное изучение творчества является сравнительно новой областью психологии, и поэтому несколько пессимистичное заключение о современном состоянии дел не мешает нам смотреть в ее будущее с оптимизмом. Р.Стернберг, Е.Григоренко [ИНВЕСТИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ КРЕАТИВНОСТИ:
|