![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зак. 835. 98 Тема 8. Личность как индивидуальность.,.
98 Тема 8. Личность как индивидуальность.,.
6. Поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему. Еще одним способом поощрения творческого мышления уча-! щихся является предоставление им возможности самим определять и формулировать темы для письменных работ и устных докладов. Кроме того, в рамках точных наук, сформулировав проблему, учитель может предложить ученику найти свой собственный способ ее решения. При этом ученик должен понимать, что он отвечает за сделанный выбор, и, сделав его, ему будет нелегко (но не невозможно!) убедить учителя в необходимости изменения принятого решения. Само собой разумеется, что сказанное выше вовсе не следует понимать так, что учащиеся всегда должны выбирать все сами. Дирижером процесса обучения всегда должен оставаться учитель. Если он считает, что существует какая-то тема, рассуждения на которую важны для каждого из его учеников, он, без всякого сомнения, должен задать им эту тему. Однако умение делать выбор — это навык, которым тоже надо овладевать, и если ученикам не предоставлять возможности выбора, они так и не смогут научиться этого делать. В ходе создания творческих продуктов как детям, так и взрослым свойственно допускать ошибки или выбирать неадекватные средства достижения цели. Как мы уже отмечали выше, важной частью креативности является ее аналитическая составляющая, т.е. умение найти и опознать тот момент в творческом процессе, когда была допущена ошибка. Для того, чтобы студенты научились понимать, что они сделали ошибочный выбор, у них должна быть возможность этот выбор сделать. Обучение креативности должно проходить в атмосфере понимания того, что ошибки неизбежны, но что за ошибки надо платить. Студенты учатся творчеству, имея разрешение на ошибки и, таким образом, имея возможность овладеть навыком нахождения и признания своих ошибок. Однако нахождение ошибки не является заключительным этапом процесса креативности. Напротив, найдя ошибку, студент должен переопределить проблему и сформулировать свои цели та- СтернбергР., Григоренко Е. [Инвестиционная теория креативности...] 99
7. Поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности. Недостаточно только говорить о ценности креативности. Видя проявления творческости, учителя должны вознаграждать своих студентов. К сожалению, в рамках современной образовательной системы, используемой в развитых странах, студенты быстро привыкают к тому, что часто их учителя говорят одно, а делают другое. Учащиеся исключительно чувствительны к тому, что ценят учителя, когда дело доходит до главного, а именно до выставления отметок и прочих оценочных комментариев. Если учитель не подтверждает в жизни то, чему учит, если учитель не изменяет систему выставления оценок, основываясь на проповедуемой им идеологии обучения, то ученики это быстро понимают и игнорируют пустые призывы к креативности и оригинальности, ориентируясь только на то, какие критерии используются учителем при выставлении оценок. Учитель, пытающийся научить своих детей мыслить творчески, должен недвусмысленно поощрять творческие усилия. Например, давая задание студентам, он ждет от них проявления знания основ предмета, демонстрации аналитических способностей и хорошей техники выполнения работы (творческое мышление не должно идти вразрез с овладением грамматики). Вместе с тем, студентам надо говорить о том, что в их работах должны быть элементы творчества, и что эти элементы будут поощряться. Студенты должны быть уверены в том, что несмотря на согласие или несогласие учителя с их идеями, он будет обращать внимание на то, идут ли они дальше услышанного или прочитанного, предложат ли новые идеи, в основе которых будет лежать их собственный образ мыслей. Важно донести до сведения учащегося тот факт, что творческость, которую пытается развить в них их учитель, прежде всего касается самих студентов, а не изучаемой области наук или искусства. Иными словами, студенты не должны опасаться того, что они изобретут велосипед. Напротив, субъективное изобретение велосипеда и сопровождающее его переживание творческого процесса являются крайне важными при развитии творческости у учащихся. Учащийся должен не опасаться того, что он предлагает идею, которая уже была высказана кем-то, если эта идея воистину его идея. Учитель не должен ожидать сенсационных открытий. Обучая креативности, надо прежде всего научить студентов переживать свои открытия как открытия творческие, развивать в них вкус к творчеству и потребность в нем. Часто учителя жалуются на то, что они не могут оценивать творческие ответы с той степенью объективности, возможной в ситуациях, когда ученик должен дать однозначный ответ на конкретный вопрос. В некоторой степени они, конечно, правы. Развивая креативность, приходится час- 100 Тема 8. Личность как индивидуальность...
8. Предоставлять время для творческого мышления. Многие об Дело в том, что вопреки популярным мифам, в большинстве случаев творческая проницательность не является озарением3. Даже самым великим людям требовалось время на то, чтобы понять проблему и пропустить ее через свою голову. Если учитель просит своих студентов мыслить творчески, то он должен щедро отпустить время на этот процесс. Перенасыщая экзамен вопросами, задавая большое число заданий на дом, учитель не выделяет детям достаточно времени, необходимого для творческой мысли. К сожалению, во многих странах учителя находятся в условиях постоянного цейтнота. Образовательные системы развитого мира возлагают на них очень большие требования, давая им в распоряжение минимум времени. В результате страдают как учителя, так и ученики, поскольку у первых не хватает времени на то, чтобы обдумать и спланировать происходящее у них на уроках, а вторые должны столько всего выучить и запомнить, что времени на размышления просто не остается. Если преподаватели хотят, чтобы их ученики развивали в себе способности творческого мышления, преподаватели в планах уроков должны найти для этого возможность. Творчество — процесс удивительно вялотекущий, процесс, требующий времени и мысленных усилий. 9. Поощрять терпимость к неопределенному и непонятному. Осо
2 См. Sternberg R.J. Implicit Theories of Intelligence, Creativity and Wisdom // Journal 3 Cm. Gruber H. Darwin on Man: A Psychological Study of Scientific Creativity (2-nd СтернбергР., Григоренко Е. [Инвестиционная теория креативности...] 101
Творческое мышление требует много времени еще и потому, что процесс развития творческой идеи фрагментарен. Кроме того, в большинстве случаев эмоционально процесс творчества достаточно неприятен. В основном люди хотят получить решение сию минуту, либо когда проблема только сформулирована или когда дело сделано лишь наполовину. Если у творящего не хватает времени или способности «перетерпеть» период неопределенности, то возникающие идеи обычно преждевременны и неоптимальны. Нобелевский лауреат Линус Паулинг не был удостоен признания за открытие структуры ДНК именно потому, что не смог вынести неопределенность. Он опубликовал свою структуру — спиралевидную — и его взгляды оказались тем недостающим звеном, которое было использовано Франсисом Криком и Джеймсом Уотсоном для завершения их работы и нахождения правильной модели структуры ДНК. Подобным же образом компании часто объявляют о выпуске нового продукта прежде, чем он окончательно получен и готов к производству, давая тем самым возможность другой компании тут же выступить с той же идеей, но уже усовершенствованной, и добиться успехов в ее коммерческой реализации. Необходимость мириться с неопределенностью — дело весьма неприятное. Когда учащийся почти подобрал правильную тему для своей работы или научного проекта, почти нашел верное решение трудной математической задачи, то ему так и хочется послать все к черту, поставить точку над «и» и закончить период интеллектуальных мучений. Учитель должен воспитать у своих учеников понимание того, что творчество характеризуется наличием периода, когда идеи не сходятся в одну точку. Для того, чтобы идеи сошлись в одной точке, творящий должен иметь достаточно времени. 10. Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творческие личности всегда сталкиваются с препятствиями. Такова уж природа творческой деятельности. Если человек пренебрегает мнением толпы, то он не может ожидать, что это понравится толпе. Творческая мысль почти с неизбежностью вызывает сопротивление. Вопрос заключается не в том, вызовет ли оригинальная мысль сопротивление и неприятие, а в том, найдет ли в себе силы творчески мыслящая личность, чтобы встретить сопротивление и добиться своего. Творчество — это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться. Учитель, обучающий творчеству, берет на себя грандиозную задачу не только научить приемам творческого мышления, но и выработать у своих учеников способность верить в свои собственные идеи и не сдаваться под натиском толпы. Ученики должны усвоить, что по-настоящему творчески мыслящие люди —
11. Стимулировать дальнейшее развитие. Если однажды у челове Нам как преподавателям нужно понимать, что мы подвержены опасности стать жертвами своего профессионального роста. Мы привыкаем к своим старым способам мышления, не осознавая того, что приемы, которые работали на нас в прошлом, совсем не обязательно будут работать на нас в будущем. Являться творческой личностью — значит быть готовым выйти из угла, в который человека загоняет успех и карьерные достижения, и сделать это надо прежде, чем он потеряет способность критически относиться к своему положению. Учитель должен донести до своих учеников эту незамысловатую идею: у творчества нет конца. Начавшись, творческое мышление бесконечно развивается, меняя свои очертания и формы, иначе оно просто не является творческим мышлением. 12. Найти соответствие между творческой личностью и средой. Как часто мы наблюдаем ситуацию, в которой человек, считаемый окружающими творческим с точки зрения администрации учреждения, в котором он работает, не соответствует занимаемой должности? На удив-
СтернбергР.. Григоренко Е. [Инвестиционная теория креативности...] 103
* * * Позиция, в рамках которой написана эта статья, заключается в том, что современные развитые общества предъявляют к своим гражданам требования овладения навыками творческого мышления. Творчество перестает быть уделом единиц. И школа должна прореагировать на эти изменяющиеся социальные условия — мы должны начать обучать учеников креативности, точно так же как мы обучаем их чтению или математике. Переориентация школ на обучение творческости — задача чрезвычайно трудоемкая. И, что самое главное, выполнимая только самими учителями. В данной работе мы предложили двенадцать основополагающих принципов, которые могут быть положены в основу обучения творческому мышлению в школе. Основывая обучение школьным предметам на этих принципах, учитель не только сможет увеличить вероятность раскрытия творческого потенциала своих учеников, но и усилить творческое начало в самом себе. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание. Индивидуальный стиль деятельности В.Д.Небылицын ТЕМПЕРАМЕНТ1 Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт; от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений. Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими («содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом. К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй — двигательный, или мотор-
Небылицын 6.Д. Темперамент 105
Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др. Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, — кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Соотношение этих 106 Тема 8. Личность как индивидуальность...
В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизирована впервые немецким философом И. Кантом («Антропология», 1789), допустившим, однако, в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови, т.е. разделял позицию сторонников гуморальных теорий. Близко к гуморальным теориям темперамента стоит сформулированная П.Ф.Лесгафтом идея о том, что в основе проявлений темперамента в конечном счете лежат свойства системы кровообращения, в частности толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т.д. При этом малому просвету и толстым стенкам сосудов соответствует холерический темперамент, малому просвету и тонким стенкам — сангвинический, большому просвету и толстым стенкам — меланхолический и, наконец, большому просвету и тонким стенкам — флегматический. Калибром сосудов и толщиной их стенок определяются, согласно теории Лесгафта, быстрота и сила кровотока, затем (как производное) скорость обмена веществ при питании и, наконец, сама индивидуальная характеристика темперамента как меры возбудимости организма и продолжительности его реакций при действии внешних и внутренних стимулов. Большое влияние на формирование современных буржуазных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала теория темперамента, выдвинутая Э. Кречмером. Анализируя совокупности морфологических признаков, Кречмер выделяет на основе разработанных им критериев основные конституционные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через эти типы морфологических конституций. Например, астеническому типу конституции, характеризующемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует, по Кречмеру, шизоидный (шизо-тимический) темперамент, которому свойственны индивидуальные особенности, располагающиеся в основном вдоль «психоэстетической» шкалы, — от чрезмерной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, «деревянного» равнодушия. Для шизоидов Небылицын В.Д- Темперамент 107
Другому основному конституциональному типу — пикническому, характеризующемуся широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает, по Кречмеру, циклоидный (циклотимический) темперамент, которому свойственны прежде всего индивидуальные особенности, идущие вдоль «диатетической» шкалы, т.е. от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов. Для циклоидов характерны также соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и плавность движений. Э.Кречмер ошибочно определил роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности. Его теория неизбежно приводит к порочной идее фатального предрасположения индивида к тому психологическому складу, который уготован ему наследственно заданным телесным обликом, и носит по существу реакционный характер. К морфологическим теориям темперамента относится и концепция американского психолога У.Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа, по его мнению, характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Мезоморфный тип характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент, с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфно-му типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью. Шелдон, так же как и Кречмер, проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой. Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами. Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И.П.Павлова о типологических свойствах нервной системы
Советские психологи (Б.М.Теплов и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И.П.Павлова заключается в выяснении основной роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. На современном этапе развития науки сделать окончательные научные выводы относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, еще не представляется возможным. Исследования советских ученых показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И.П.Павловым. Однако для практического (в том числе психолого-педагогического) изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая характеристика могут служить достаточно хорошей основой. В соответствии с этим следует отметить, что для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности. Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоцио-генных обстоятельствах. Небылицын В.Д. Темперамент 109
Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают. Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка. Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента. Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться
Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.
|