![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инвестиционная Теория Креативности
Вызов толпе: покупая по бросовой цене, продавай по высокой Согласно инвестиционной теории креативности2, творчески мыслящие личности подобны хорошим инвесторам: они покупают товар по бросовой цене, а продают по дорогой. Однако если инвесторы проделывают это в финансовой сфере, то творческие личности осуществляют свои «сделки» в мире идей. Если конкретно, то они генерируют идеи, стоимость которых сравнима с продаваемыми ниже своей стоимости акциями, т.е. есть акциями, продажная стоимость которых ниже их цены. Эти идеи, подобно бросо-
2 См. Sternberg R.J., Lubart T.I. Defying the crowd: Cultivating creativity in a culture СтернбергР., Григоренко Е. [Инвестиционная теория креативности...] 85
Творческие идеи являются, по определению, новшеством и одновременно с этим обладают некой ценностью. Почему же тогда их отвергают? Потому что творчески мыслящий новатор бросает вызов толпе, противостоя чьим-то кровным интересам. Соответственно, те люди, интересы которых затронуты, чувствуя угрозу, активно сопротивляются новым идеям. Те же, кто принадлежит большинству, отвергают творческие взгляды беззлобно и без всякой цели. Скорее, они просто не осознают (а часто просто не хотят тратить свою интеллектуальную энергию на оценку новых идей), что предложенные идеи представляют собой обоснованный, альтернативный способ мышления, превосходящий их собственный. Тем не менее, толпа, не «тратясь» на оценку идей, осознает, что творческие личности стремятся быть чем-то вроде оппозиционеров, находит это поведение раздражающим или даже оскорбительным, и часто агрессивно реагирует на вызов творческой личности. Свидетельств тому, что творческие идеи в момент своей первой публичной презентации, в большинстве своем, толпой не принимаются, а часто агрессивно отторгаются, более чем достаточно1. К примеру, многие главные работы в литературе и искусстве в момент их появления часто встречаются критикой отрицательно. Некоторые величайшие научные труды прежде, чем их в конце концов опубликовали, не были приняты к публикации не одним, а сразу несколькими ведущими журналами. Зато впоследствии их приветствовали как классические образцы. К примеру, какими только словами не награждали выдающегося биопсихолога Джона Гарсия, когда, отвергнутый всеми, он впервые предположил, что формирование классического условного рефлекса может быть осуществлено в ходе одной учебной попытки (trial learning)2. Итак, с точки зрения инвестиций, творческая личность покупает по бросовой цене, т.е., предлагает идею, которая, скорее всего, будет отвергнута и осмеяна. Затем этот человек пытается убедить других в ценности этой идеи (т.е. повысить ценность инвестиции). Убедив других в ценности идеи, творческая личность продает ее по высокой цене — оставляет ее другим и берется за следующую непопулярную идею. Для того чтобы воспитать творческое начало, нам надо поощрять людей покупать по бросовой цене, а продавать по высокой — иными словами, пренебрегать мнением толпы. Заметим, что с этих позиций креатив-
2 См. Garcia < /., KoeUing RA. The Relation of Cue to Consequence in Avoidance Learning 86 Тема 8. Личность как индивидуальность...
|