Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разминка. Упражнение «Превращения»
Упражнение «Превращения» Цель: — самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств. Необходимое время: 10 минут. Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: «Если бы я был книгой, то я был бы...(словарем, томиком стихов...)»; «Если бы я был едой, то я был бы... (кашей, пирожком, картошкой)»; «Если бы я был взрослым, то я был бы...» (другие варианты — песней или музыкой, явлением природы, видом транспорта...). Все отвечают по кругу. «Жить в мире с собой и другими» Занятие 3: Толерантная личность
Основное содержание занятия Упражнение «Черты толерантной личности» Цели: — ознакомить участников с основными чертами толерантной личности; — дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности. Необходимое время: 15 минут. Материалы: бланки опросника для каждого участника (см. Приложение 3.1). Подготовка: бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену. Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности. Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: < < +» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. На заполнение опросника дается 3—5 минут. Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы). Участники получают возможность: 1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением. 2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным груп- | пой. ■ i ' Лекция «Чем отличается толерантная личность ' от интолерантной» 4 Цель: — ознакомление с представлениями психологов о толерантной личности. Необходимое время: 20 минут. 4 Процедура проведения. Ведущий читает лекцию об основных отличиях толерантной личности от интолерантной (подготовленную на основе Приложения 3.2). Упражнение «Волшебная лавка» Цель: — дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми. Необходимое время: 20 минут. Процедура проведения. Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске. Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но Занятие 3: Толерантная личность отмечены «О» в колонке А опросника этого участника, т.е. слабо выражены у него.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.
|