![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разминка. Упражнение «Построиться по росту»
Упражнение «Построиться по росту» Цель: — повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе. Занятие 4; Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного... 43 Необходимое время: 5 минут. Процедура проведения. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту (другой вариант: встать по кругу). Группа может сделать несколько попыток. Упражнение «Аплодисменты» Цель: — повышение настроения и самооценки, активизация участников группы. Необходимое время: 5 минут. Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал. Основное содержание занятия Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день» Целы — развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; — развитие способности к самоанализу. Необходимое время: 20 минут. Материалы: бланки с табличками для каждого участника (см. Приложение 4.1). «Жить в мире с собой и другими» Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу, изображенную на бланках. Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том,, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должны записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону. «Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться. «Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области. Ведущий на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки. Заполненные памятки остаются у участников. Занятие 4: Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного... 45 Упражнение «Неуверенный—уверенный—самоуверенный» Цель: — дать опыт проживания психологических состояний неуверенности, самоуверенности, уверенности в себе; исследовать стили общения, соответствующие этим состояниям. Необходимое время: 20 минут. Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий дает следующую инструкцию: Иногда мы чувствуем свое превосходство над другими людьми и ведем себя крайне самоуверенно, а иногда мы бываем не уверены в себе и страдаем от этого. Но можно быть уверенным человеком, не являясь при этом высокомерным. Уверенный в себе человек всегда вызывает у окружающих доверие и симпатию. Сейчас мы попробуем почувствовать каждое из этих состояний. «Жить в мире с собой и другими» Ведущий разбивает участников на пары. Один из партнеров исполняет роль самоуверенного, а другой — неуверенного в себе человека. Каждый из них должен принять такую позу, чтобы всем было видно, кто какую роль исполняет. Тот, кто играет роль «самоуверенного», рассказывает своему партнеру о том, что ему дает ощущение превосходства: описывает позу, голос, манеру общаться, мысли, поступки, которые он может совершить. Например: «Я горд. У меня прямая спина. У меня громкий и четкий голос. Меня мало заботит мнение окружающих. Я привык, чтобы мне уступали дорогу, когда я иду. Я не выношу критики в свой адрес и всегда смогу поставить другого на место!» В свою очередь «неуверенный» рассказывает о себе по тому же плану. Например: «Я могу смотреть только в пол. Мои плечи опущены. Я говорю тихим голосом. Меня не за что любить, мне кажется, всем видно мое состояние. У меня не получается быть интересным, я не пользуюсь популярностью». Затем участники обмениваются ролями и повторяют процедуру вновь. После этого ведущий предлагает обоим партнерам попробовать почувствовать себя уверенными людьми, которые ни над кем не возносятся, но и не чувствуют себя хуже других. В заключение ведущий обращается к участникам с вопросами: — Чем отличается ваше поведение, когда вы уверены в себе? — Как вы себя при этом чувствуете? — Расскажите друг другу, что вам больше всего нравится в состоянии, когда вы «равны». Обсуждение и анализ: — Как общаются с другими неуверенные и самоуверенные люди? Какое они производят впечатление? Каковы основные характеристики уверенного в себе человека? Чем он отличается от самоуверенного? Ча- й сто ли вы встречали уверенных в себе людей? — Расскажите о своих чувствах в роли неуверенного, уверенного и самоуверенного человека. Упражнение «Нобелевская премия» Целы — повышение социальной компетентности подростков, переживание ситуации «ответственности перед человечеством», работа с мечтами и фантазиями о будущем. Необходимое время: 30 минут. Материалы: бумага, письменные принадлежности, карандаши, фломастеры, маркеры, скотч, кнопки, пластилин. Подготовка: написать на доске или ватмане пункты «нобелевского выступления». Процедура проведения. Ведущий рассказывает участникам о Нобелевской премии (Приложение 4.2), а затем предлагает игровую ситуацию: Никто не знает, какие сюрпризы преподнесет нам жизнь. Перенесемся в будущее. Представьте себе, что вы — известный ученый, писатель или общественный деятель. Нобелевский комитет принял решение о присуждении вам почетной премии. Торжественное вручение премии предполагает ответное выступление лауреатов — это является давней традицией. Через некоторое время желающие получат возможность выступить на церемонии вручения премии с ответной речью. Выберите номинацию, по которой вы хотели бы получить премию, и подготовьте выступление. Можете использовать следующую схему. Ведущий записывает на доске вопросы, на основе которых участники группы могут построить свое выступление. «Жить в мире с собой и другими» 1. Опишите сделанное открытие, научные достижения или литературное произведение. 2. Объясните, почему ваш вклад в науку, литературу или дело мира получил такую высокую оценку. 3. Выразите слова благодарности тем, кто помог вам добиться подобного результата в работе. 4. Раскажите о ваших планах на будущее. В процессе работы могут быть использованы карандаши, фломастеры, пластилин и т.п. для изображения таблиц, графиков и других наглядных пособий. Время на подготовку — 10 мин. Речь каждого лауреата вознаграждается аплодисментами. После выступления участники группы задают свои вопросы «лауреату». Члены группы, которые не успели представить свои достижения, могут кратко назвать свою номинацию и объяснить, за что они получают премию.
|