Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разминка
Упражнение «Угадай цвет по жесту» Целы — развитие невербальной экспрессии. Необходимое время: 7 минут. Материалы: небольшие квадратики цветной бумаги. Процедура проведения. Желающий начать игру участник «Жить в мире с собой и другими» выходит за дверь, а группа в это время выбирает какой-нибудь цвет из числа разложенных на столе образцов. Вернувшийся участник должен будет отгадать, какой цвет выбрала группа. Для этого он может обратиться к любому из участников, и этот человек должен показать выбранный цвет движением. При этом нельзя использовать движения, имеющие непосредственную смысловую связь с цветом, или изображать предметы, имеющие определенную окраску (например, имея в виду голубой цвет, показывать на небо, или имитировать переливание воды). Отгадывающий может обращаться к разным участникам до тех пор, пока не сформулирует свою гипотезу.
Основное содержание занятия Упражнение «Карта нетерпимости» Цели: — показать, насколько широко распространена интоле-рантность в мире и как она опасна; — стимулировать у старшеклассников заинтересованность в поисках путей выхода из глобальных конфликтов. Необходимое время: 10 минут. Материалы: карта мира и флажки. Процедура проведения. Ведущий и участники перечисляют «горячие точки» планеты (например, Чечня, Югославия, Афганистан, страны Африки) и обозначают их на карте с помощью флажков. Обсуждение: — Можно ли оправдать конфликты, приводящие к человеческим жертвам? Занятие 7: Толерантность к другим: Разные миры 1 — Каковы основные причины конфликтов? — Какие вы могли бы предложить способы, помогающие избежать или не допустить возникновения «горячих точек»? Упражнение «Групповая картинка» Цели: — осознание стереотипов поведения различных групп; — активизация, повышение настроения у участников группы. Необходимое время: 10 минут. Процедура проведения. Группа делится на подгруппы из трех-четырех человек. Каждая подгруппа выбирает какую-то национальность, народ, этническую группу и придумывает, как ее изобразить так, чтобы остальные участники могли отгадать, что это за национальность. При изображении можно использовать мимику, жесты, возгласы, но нельзя использовать слова. Дается несколько минут на подготовку задания, затем подгруппы представляют свою пантомиму всей группе. Группа угадывает, какой народ изображает данная подгруппа. Упражнение «Паутина предрассудков» Цели: — показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков; — дать старшеклассникам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным. Необходимое время: 15 минут. Материалы: клубок ниток или моток веревки. Процедура проведения. Ведущий рассказывает о негативной роли предрассудков в отношениях между людьми. Опу- танный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным, лишенным права голоса. В отношении некоторых национальностей, этнических меньшинств ходит множество анекдотов, основанных на отрицательных стереотипах и ярлыках. Ведущий просит участников вспомнить и назвать какой-либо народ, который традиционно является объектом насмешек и анекдотов. Например, называют чукчу, «лиц кавказской национальности». Ведущий предлагает кому-то из участников сыграть роль выбранного народа. Этот участник садится в центр круга на стул, а остальные начинают рассказывать о названной национальности анекдоты, основанные на отрицательных стереотипах и предрассудках, или высказывать бытующие негативные представления. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, Занятие 7: Толерантность к другим Разные миры 1 представляющего «народ», веревкой, как бы опутывая «паутиной предрассудков», до тех пор, пока тот не сможет пошевелиться. Ведущий спрашивает «народ» о том, что он сейчас чувствует. «Народ» рассказывает о своем состоянии и своих чувствах. Затем ведущий задает участникам вопросы: «Какие у вас возникли чувства? Вы бы хотели оказаться в роли такого " народа"?» У членов группы возникает желание распутать «народ». Для этого ведущий предлагает всем вспомнить что-то хорошее об этом «народе», посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются, а ведущий в это время постепенно распутывает «паутину». Упражнение заканчивается, когда «народ» полностью освобожден от «паутины предрассудков». Игра «Карамбия» Цели: — предоставить подросткам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия межкультурного непонимания; — помочь осознать, что успешное общение с представителями другой культуры невозможно без знания ее норм и правил. Необходимое время: 35 минут. Материалы: письменные инструкции (Приложение 7.1). Процедура проведения. 1. Из числа участников выберите двух-трех членов группы, которые будут в этой игре выполнять роль «посланников». Не заостряя на этом внимания, ведущий должен так подобрать посланников, чтобы они различались между собой по значимым внешним признакам: например, мальчиков и девочек. «Посланники» удаляются в другую комнату. Там они получают инструкцию и на ее основе готовят вопросы для «Жить в мире с собой и другими» группы (время на подготовку — 10 минут). Каждый «посланник» готовит свой перечень вопросов самостоятельно. 2. Пока посланники выполняют задание, дайте всей группе следующую инструкцию: Мы — карамбийцы, представители страны Карамбия, имеющей богатое историческое прошлое, огромную территорию и неисчерпаемые природные ресурсы. К нам едут посланники из другой страны, чтобы узнать поближе нас и нашу культуру. Мы должны следовать трем правилам, которые действуют в нашей стране: • Мы, можем говорить только с человеком того же пола, что и мы сами (включая посланников). • В нашем словаре всего два слова — «да» и «нет». • Наш ответ на вопрос зависит от того, улыбается тот, кто нас спрашивает, или нет. Если человек улыбается, мы отвечаем «да», если не улыбается, отвечаем «нет». 3. Ведущий должен убедиться в том, что участники усвоили правила. 4. Начните игру, когда «посланники» готовы. Приглашайте их по одному, так, чтобы другие посланники не знали, какие вопросы задают его коллеги. 5. После опроса каждый из посланников представляет свой отчет о культуре Карамбии и ее жителях. Обсуждение и анализ: после того как эксперты завершат свои отчеты, предложите группе дискуссию, выбрав некоторые из следующих вопросов (можно записать их на доске): — Как карамбийцы приняли посланников: были ли они доброжелательны, дружелюбны, ориентированы на взаимодействие? — Заметили ли посланники какие-нибудь особенности поведения и общения у карамбийцев? — Какие чувства испытывали посланники во время контакта с карамбийцами? — Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испытывали сходные чувства? Попросите желающих рассказать об этом. — Что могут карамбийцы сказать про поведение посланников? — Как вы объясните возникавшие случаи непонимания? — Что полезного дала вам эта игра? После обсуждения вопросов «карамбийцы» могут рассказать посланникам о правилах поведения и общения, принятых в их культуре. В процессе обсуждения отметьте следующие ключевые моменты: • Представители разных культур часто объясняют одно и то же поведение по-разному. • Человек использует для оценки другой культуры ценности, ожидания и способы поведения, выработанные в собственной культуре, и действует в соответствии с ними. • Человек, попадая в другую культуру, часто не имеет практически никакой информации о ней, тем не менее, видит ее особенности в негативном свете. • Погружение в другую культуру часто вызывает у человека страх, одиночество и неуверенность. • Непонимание причин поведения представителей другой культуры порождает противодействие, раздражительность, агрессивность. • Люди часто думают, что их язык лучше других, и тот, кто говорит на их языке, умнее. • Одной из наилучших стратегий для понимания другой культуры является установление близкой дружбы с человеком из этой культуры, который может стать проводником и защитником. 'ГУ Солдатова
|