Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рефлексия занятия. — Какое влияние оказывают стереотипы на поведение человека?
— Какое влияние оказывают стереотипы на поведение человека? — Какие чувства могут возникать у людей, испытывающих на себе нетерпимое отношение со стороны окружающих? ЗАНЯТИЕ 8 ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ДРУГИМ: РАЗНЫЕ МИРЫ (ЧАСТЬ 2) Цели: см. занятие 7. Игра «Неведомые миры» Необходимое время: около 2 часов. Полный вариант рассчитан на два занятия, возможно проведение только двух первых этапов из трех (70 минут). Материалы: принадлежности для рисования (писчая бумага и бумага для черчения, карандаши, фломастеры, маркеры, лист ватмана, цветная бумага), клей, пластилин, скотч, ножницы. Процедура проведения. Минимальное вмешательство со стороны ведущего, творческий, исследовательский характер игры позволяет подросткам в полной мере ощутить особенности взаимодействия между представителями разных групп, существенно различающихся между собой в культурном, социальном, идеологическом плане. Перед началом игры все участники разбиваются на 2 команды. Это можно сделать с помощью жеребьевки или процедуры «На первый-второй рассчитайся». Возможен также следующий способ. Ведущий предлагает выйти на середину двум «добровольцам». Каждый из «добровольцев» должен пригласить к себе в команду человека, отличающегося от него по какому-нибудь признаку (например, по цвету Занятие 8; Толерантность к другим: Р азные миры 2 волос, полу, нелюбви к отечественной эстраде, и т.п.). Затем выбранный член группы таким же образом приглашает в команду следующего человека и т.д. Выбор участников осуществляется представителями обеих команд по очереди. Когда команды окончательно сформированы, можно начинать игру. Игра состоит из трех этапов. Этап 1. «Создание миров» Необходимое время: 30 минут. Участникам объявляется, что каждая из подгрупп — это неведомая инопланетная цивилизация, которая должна быть создана усилиями всех членов команды. Группы получают от ведущего все необходимое для работы: «план» создания цивилизаций (см. Приложение 8.1) и канцелярские принадлежности (ватман, маркеры, цветные карандаши и др.). В обсуждении ключевых характеристик «цивилизации» должны, по возможности, принимать участие все члены команды. Группы занимают в комнате места, максимально удаленные друг от друга, или, еще лучше, расходятся по разным комнатам. По истечении заранее оговоренного времени работа по созданию «миров» должна быть завершена. Этап 2. «Встреча» Необходимое время: 40 минут. Команды собираются в одной комнате. Ведущий игры произносит речь (см. Приложение 8.2), в которой описывается ситуация встречи между представителями цивилизаций и обосновывается необходимость более близкого знакомства между ними. Далее происходит поочередная презентация «миров». Презентации лучше проводить по определенному плану. Сначала «хозяева» сообщают название своего мира, учат гос- тей принятому в их цивилизации приветствию, показывают портрет обитателя и рассказывают о нем, знакомят гостей со своим законодательством. В заключение гостей угощают блюдами инопланетной кухни, обучают «национальному» танцу. Обсуждение: — Чем похожи и чем различаются обитатели обоих миров? — Проанализируйте нормы и правила, которыми руководствуются представители разных цивилизаций. Этап 3. «Принятие общих законов» Необходимое время: 45 минут. На этом этапе командам предстоит договориться между собой об определенных правилах взаимодействия на неизвестной планете и распределении имеющихся ресурсов полезных ископаемых (см. речь ведущего — Приложение 8.3). Получив необходимые инструкции, команды удаляются на некоторое время для обсуждения законов, которые, с их точки зрения, необходимо принять (каждая команда формулирует не больше четырех законов). Далее обе команды садятся за «стол переговоров». Перед ними лежит ватман, на котором будут записываться принятые законы. Законы выдвигаются командами по очереди. Каждый из предложенных законов сначала обсуждается (если необходимо, в него вносятся поправки), потом ставится на общее голосование (например, поднятый вверх палец— «за», опущенный вниз — «против»). Закон принимается, если за него проголосовало большинство участников. В конце все участники ставят под «законодательством» свои подписи, после этого ватман прикрепляется на стену. Обсуждение: — Какие из принимаемых «законов» вызвали наибольшее разногласие и с чем это связано? — Что могло бы сделать процесс переговоров более успешным?
|