Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разминка. Упражнение «На какого сказочного героя я похож?»
Упражнение «На какого сказочного героя я похож?» Цель: — возможность самовыражения и самораскрытия в метафорической форме, получение обратной связи от участников группы, формирование навыков точного межличностного восприятия. Необходимое время: 10 минут. Материалы: мяч. Процедура проведения. Ведущий предлагает одному из присутствующих выбрать среди участников группы человека, вызывающего у него ассоциации с каким-нибудь персонажем из сказки или героем мультфильма, и бросить ему мяч. При этом нужно сказать, кого именно напоминает ему данный участник (например: «Аня, мне кажется, ты похожа на русалочку», «Витя, мне кажется, что ты похож на кота Бегемота из «Мастера и Маргариты»). Участник ловит мяч и бросает его 4 Г. У. Солдатова «Жить в мире с собой и другими» другому, называя персонаж, с которым ассоциируется этот человек, и так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Попросите членов группы запоминать, от кого они получают мяч и что им при этом говорят. Последний участник, к которому попал мяч, должен бросить его человеку, от которого мяч только что был получен и высказать свое мнение относительно его ассоциации (например: «Витя, ты сказал, что я похож на крокодила Гену, а на самом деле я чувствую себя Чеширским Котом»). Цепочка продолжает, таким образом, раскручиваться в обратном направлении. Основное содержание занятия Упражнение «Пять добрых слов» Цель: — получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку. Необходимое время: 15 минут. Материалы: принадлежности для рисования. Процедура проведения. Участники разбиваются на подгруппы по пять человек (произвольно). „^ Инструкция: Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Занятие 5: Я и группа.- толерантность к себе и к другим. Самопознание Упражнение можно продолжить. Когда все надписи будут сделаны, ведущий собирает рисунки и зачитывает «комплименты», а группа должна догадаться, кому они предназначаются. В конце упражнения участники забирают листы со своими ладошками, еще одну памятку на «черный день». Обсуждение: — Какие чувства ты испытывал, когда читал надписи на " •своей «руке»? — Все ли твои достоинства, о которых написали другие, были тебе известны? Упражнение «Что моя вещь знает обо мне» Цели: — самораскрытие, самопознание; — повышение внутригруппового доверия. Необходимое время: 20 минут. «Жить в мире с собой и другими» Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Один из участников берет в руки какой-то из своих предметов и от лица этого предмета рассказывает о своем хозяине. Например: «Я — Катина булавка, я знаю ее не так давно, но могу рассказать о ней...». Таким же образом рассказывают о себе все участники группы. При обсуждении ведущий подчеркивает, что умение раскрыться перед другими — важнейшее личностное качество, способствующее установлению близких отношений с людьми. Если человек предпочитает не рассказывать о своих переживаниях и надеждах, промахах и неудачах, это создает у других впечатление его благополучия и успешности, но платой за это становится невозможность построения искренних отношений, неумение попросить о помощи. Упражнение «Какой Я?» Цель: — дать возможность подростку осознать себя и увидеть, насколько соответствует его Я-образ тому, каким его видят окружающие. Необходимое время: 30 минут. Процедура проведения. Каждый получает лист бумаги и делит его на четыре части (см. Приложение 5.1). В первой части участник дает 5 ответов на вопрос «Какой Я?». Во второй части— 5 ответов на вопрос: «Какой Я в глазах близкого человека?». В третьей части каждый участник записывает ответы на вопрос «Какой Я по мнению моего соседа слева?» Записи должны быть сделаны достаточно быстро. Затем участники сворачивают свои листы так, чтобы их ответов не было видно, и передают их соседу слева. Таким образом каждый участник получает лист от соседа справа. На оставшейся части листа он должен дать ему 5 характеристик. После этого ведущий собирает листы и пе- ремешивает их. По очереди зачитываются характеристики из последнего столбика, а группа должна угадать, о ком идет речь. Затем обсуждается, насколько группа согласна с этим портретом. Наконец, листы возвращаются участникам, и они сравнивают все четыре набора ответов, самостоятельно анализируя их сходство и различия.
|