![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь эргономических терминов⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, исследующая психологические вопросы летной деятельности; результаты А.п. используются для повышения эффективности и безопасности труда в авиации, а также для улучшения отбора кандидатов в авиационные специалисты. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ - характеризуются качественно новой организацией информационных процессов, интегрированным характером всей системы информации, автоматическим планированием решения задач, органическим единством средств, методов и организации решения задач управления. На основе автоматизации информационных процессов возможно использование наиболее совершенных моделей математических и методов решения задач оптимизации планирования, проектирования и управления. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНОЙ - процесс обмена сообщениями между человеком и вычислительной машиной, обусловленный необходимостью последовательного и/или параллельного выполнения человеком и машиной действий по совместному решению какой-либо задачи. Выделяют следующие основные виде систем " человек - ЭВМ", обладающие определенными особенностями их математической эксплуатации: " заказчик - программист - оператор - машина'', " заказчик - оператор - машина - консультант", " заказчик-машина" и др. Режим прямой связи для постановщика задачи реализуется благодаря тому, что появились развитые системы автоматизации программирования и операционные системы, упростилась связь с машиной в результате введения индивидуальных удобных пультов (типа пишущих машинок, пультов на базе электронно-лучевой трубки) и, кроме того, в результате передачи заказчику ряда пока еще не автоматизированных функций программиста и оператора. Эффективность различных форм В. ч. с в. м. определяется качеством, временем и стоимостью решения задач (последние два показателя определяются не только стоимостью и количеством машинного времени, но и временем, затрачиваемым человеком на решение всей задачи, а также стоимость» его труда). Она зависит и от взаимопонимания человека и ВМ, психологической готовности человека к решению своих задач с помощью ВМ, доступности ВМ для человека, удобства связи с ВМ и быстроты реакции ВМ на сообщение, введенное человеком. ВРАБАТЫВАНИЕ - динамика функционального состояния человека в начальный период работы. В. характеризуется поиском такого режима труда, при котором достигается стабильный оптимальный ритм, интенсивность и точность рабочих движений, оптимальный уровень энерготрат, высокая эффективность и производительность труда при минимальном расходе физиологических резервов. Длительность В. зависит от тренированности человека, его исходного состояния, а также от сложности деятельности. ВРЕМЯ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА - время от начала подачи сигнала до ответной реакции организма. Делится на 3 фазы: время прохождения нервных импульсов от рецептора до коры головного мозга; время, необходимое для переработки нервных импульсов и организации ответной реакции в центральной нервной системе; время ответного действия организма. ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ - состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА - процесс достижения поставленных перед СЧМ целей, состоящий из упорядоченной совокупности действий человека-оператора. ИНДИКАТОР СЧМ - средство отображения информации СЧМ, предназначенное для постоянного предъявления человеку-оператору сведений об отдельных характеристиках в комплексах характеристик состояния предмета труда, СЧМ, внешней среды и способе воздействия на них. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - одна из специальных дисциплин психологии, изучающая деятельность человека в системах управления и контроля, его информационное взаимодействие с техническими средствами этих систем. Предметом исследования И.п. является деятельность человека в названных системах с физическими моделями.управления, заместителями реальных управляемых объектов. ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ - множество упорядоченных в соответствии с определенной системой правил сигналов, генерируемых средствами отображения информации и несущих информацию об объекте управления (контроля), внешней среде и самой системе управления. На основе восприятия И.м. у оператора формируется образ (концептуальная модель) реальной обстановки. Воспринимая И.м., оператор производит анализ и оценку сложившейся ситуации, планирует управляющие воздействия, наблюдает и оценивает результаты их реализации. И.м. должны удовлетворять трем важнейшим требованиям: по содержанию они должны адекватно и с необходимой полнотой отображать объекты управления (контроля) и окружающую среду; по количеству информации - обеспечивать оптимальный информационный баланс между человеком и средствами автоматизации и не приводить к таким явлениям, как дефицит информации или перегрузка информацией; наконец, по форме и композиции они должны соответствовать задачам и возможностям оператора по управлению. Всесторонний учет этих требований обеспечивает необходимую оперативность деятельности человека по приему, переработке информации, принятию решений и осуществлению управляющих воздействий и, в конечном счете, оперативное и точное выполнение системой предназначенных ей функций. Классы, виды и разновидности И.м., используемых в современных системах контроля и управления, весьма разнообразны. Процесс приема и переработки информации оператором при работе с каждым из них имеет специфические характеристики, которые необходимо учитывать при оценке эффективности средств отображения информации, генерирующих ту или иную И.м. И.м. различаются по виду используемых элементов, т.е. по способу кодирования информации, по способу их организации и отношению к объекту отображения. Основными классами И.м. являются: наглядные (картинные) модели - изображения (фотография, кино- и телеизображение и т.п.), абстрактные знаковые модели (печатный текст, знаковое табло, формуляр и т.п.), графические модели (график, диаграмма, чертеж, блок схема) и комбинированные модели (мнемосхема, карта и пр.). ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС – состояние повышенной психической напряженности оператора с явлениями дезадаптации, с отрицательными эмоциональными переживаниями, с нарушениями работоспособности в результате влияния экстремальных факторов информационного взаимодействия человека с техникой. (Бодров В.А., Обознов А.А., Турзин П.С. Информационный стресс в операторской деятельности. // Психологический журнал, 1998, № 5.) КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - раздел психологии, изучающий воздействие специфических условий и факторов космического полета на психологические аспекты деятельности космонавта. Основное содержание К. п. составляют экспериментально – психологические исследования, связанные с отбором и подготовкой космонавтов, повышением эффективности их деятельности. К. п. вырабатывает рекомендации по оптимальным режимам физическим и умственного труда, а также отдыха космонавтов. Особое значение в К. п. приобретают вопросы взаимодействия космонавтов, коллективной организации их труда и отдыха, проблема прогноза эффективности деятельности экипажа, а также проблемы взаимоотношений и общения членов коллектива, психологической совместимости, формирования группового настроения и т. п. МАШИНА – совокупность технических средств, посредством которых человек работает. НАВЫК (двигательный) - приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления) с заданной точностью и скоростью. Н. - это хорошо сформированное действие, в динамическую структуру которого входят когнитивные компоненты; сенсомоторный образ рабочего пространства, образ исполнительного акта, программа действия и контроль (текущий и конечный) за его совершением, а также исполнительные (моторные) компоненты, включая коррекционные процессы. Взаимоотношения между перечисленными компонентами подвижны. Между ними возможен обмен временем и функциями, что обеспечивает точное и своевременное выполнение действия при достаточно широком диапазоне внешних обстоятельств и внутренних условий его осуществления. НАДЕЖНОСТЬ – способность к сохранению требуемых рабочих качеств в условиях возможного усложнения обстановки, сохраняемость или устойчивость оптимальных рабочих параметров. (Бодров В.А. Проблема профессиональной и функциональной надежности оператора. // Психологический журнал, т. 10, №4, 1989) НАПРЯЖЕННОСТЬ - широко распространенный в эргономике термин, имеющий полифункциональное значение. Используется как для характеристики самого процесса трудовой деятельности, так и для обозначения специфических состояний, возникающих в ходе ее выполнения. В русле этого подхода разрабатывается понятие Н. как ведущего функционального состояния, сопровождающего любую целенаправленную деятельность и характеризующего степень соответствия условий деятельности функциональным возможностям человека. ОБНАРУЖЕНИЕ - выделение объекта (стимула) в поле восприятия. Психологическое содержание процесса 0. определяется его местом в структуре конкретной деятельности субъекта. 0. может быть либо начальной операцией информационного поиска, протекающей на уровне рецепторных полей, в случае, когда выступает в виде ориентировочной реакции на новый сигнал; либо операцией, являющейся промежуточным условием решения какой-либо задачи (например, задачи опознания); наконец, оно может представить собой цель информационного поиска, в згой случае оно происходит лишь при реализации всех операций, входящих в состав восприятия. Предметное содержание процесса 0. также разнообразно; оно варьирует от обнаружения вспышки на темном фоне (в самом простом случае) до обнаружения ситуации, состоящей из множества изображений (в самом сложном). ОБРАЗНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ - совокупность знаний, представлений и образов, формирующихся у оператора СЧМ, о предметном содержании деятельности, о реальной и прогнозируемой обстановке, в которой функционирует СЧМ, о состоянии самой системы управления, а также о потенциальных и актуальных проблемных ситуациях, возникающих в процессе функционирования СЧМ. Образы и представления, включенные в содержание О.- к. м., не являются только отображением обстановки в СЧМ, они играют роль обобщенных схем, используемых при принятии решения и при осуществлении исполнительных действий. Различаются постоянные О.-к. м., характеризующиеся огромной информационной избыточностью, и оперативные О.- к.м., в которых актуализируются и осознаются в тот или иной момент лишь образы и схемы действий, связанные с непосредственно решаемыми задачами. О.- к.м. - динамическое образование, которое в процессе деятельности трансформируется в проблемную модель ситуации, представляющую собой поле для принятия решения. В О.- к.м. помимо априорных (полученных в процессе обучения) и преобразованных (полученных в процессе анализа информационной модели) данных содержится целый ряд не формализуемых, но необходимых для достижения конечной цели функционирования СЧМ чисто субъективных данных. К ним относятся более широкое представление о задачах СЧМ, мотивы, знание и последствий правильных и ошибочных действий, готовность к маловероятным исходам, ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - деятельность по решению практических задач в быстроменяющихся условиях, которая осуществляется на основе динамического моделирования человеком состояний объектов трудовой деятельности и приводит к формированию в конкретной ситуации схем действий управления реальными объектами и процессами. ОПЕРАТОР (ЧЕЛОВЕК-ОПЕРАТОР) - термин, выражающий одно из основных понятий эргономики. Употребляется для обозначения ролевой позиции человека, выполняющего определенные функции и (или) деятельность определенного вида в системе " человек -машина". Степень этой определенности и, соответственно, объем понятия 0. существенно изменялись в процессе развития эргономики, причем по-разному в ее основных направлениях, а до сих пор окончательно не устоялись. Это связано как с постоянным расширением области эмпирического материала эргономики (особенно в связи с появлением автоматизированных систем нового типа), так и с динамикой ее внутреннего становления. В эргономике еще нет общепринятой трактовки понятия 0., и спектр используемых определений чрезвычайно широк: от весьма общих (когда 0. именуют любого члена персонала автоматизированной системы) до весьма частных (когда 0. является, например, тот, кто осуществляет функцию дистанционного управления объектом). В отечественной литературе по эргономике можно выделить по крайней мере семь типовых определений 0.: I) 0. является подсистемой замкнутого контура регулирования, и содержание его деятельности состоит в получении, переработке и отправлении информации; 2) 0. - человек, выполняющий некоторую (любую) функцию в СЧМ; 3) 0. - человек, осуществляющий в автоматизированной системе функцию принятия решений; 4) О. - человек, работающий с помощью специального орудия «машины»; 5) 0. – человек, использующий в качестве средств труда различные технические (автоматические) устройства и выполняющий стандартные действия управления каким-либо процессом 6) О. – это тот, кто своевременно, надежно, ответственно, творчески, с высокой готовностью к экстренным действиям в условиях гипокинезии, а часто и в условиях дефицита времени взаимодействует с информационной моделью вдали управляемого объекта; 7) O. - это тот, кто осуществляет деятельность не с peaльными объектами управления, а с их информационными моделями. Специфика деятельности 0. в этих определениях задается по разным основаниям: в одних случаях путем указания только на средства, используемые человеком в деятельности (например, достаточно быть членом персонала автоматизированной системы), в других - на функцию, реализуемую человеком, в третьих – на то и другое. ОШИБКА ЧИЮВЕКА-ОПЕРАТОРА - вид отказа человека, не связанный с прекращением деятельности или изменением ее цели. Отказ и его разновидность - ошибка могут быть определены только в отношении предписанных действий, для которых задан уровень качества достижения целей. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, направленные на решение разнообразных перцептивных задач - таких, как обнаружение, различение, идентификация, формирование образа, опознание. П. д. - активный, динамичный, регулируемый задачами деятельности процесс, обладающий механизмами обратной связи и предвосхищения и подчиняющийся особенностям обследуемого объекта. П. д. осуществляются посредством поисковых, установочных движений рецепторных аппаратов, а также посредством собственно гностических движений. П. д. - существенный компонент деятельности оператора-наблюдателя. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ – формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования некоторой исходной информации. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА - свойство человека-оператора, определяемое совокупностью специальных знаний, умений и навыков, обусловливающее его способность выполнять определенную деятельность с определенным качеством. ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ СЧМ - элемент рабочего места человека-оператора, на котором размещены средства отображения информации и органы управления СЧМ. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - ОПЕРАТОРА - свойство человека-оператора, определяемое состоянием физиологических и психических функций и характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени. РАБОЧЕЕ МЕСТО - зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая; деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию. РАСПОЗНАВАНИЕ (ОПОЗНАНИЕ) - процесс сличения наличного стимула с записанными в памяти эталонами, отнесение стимула к определенной категории. 3 опознавательном процессе участвуют зафиксированные в памяти образы знакомку объектов или классов объектов. Их актуализация происходит избирательно и обусловливается стоящей перед человеком задачей, его представлением о вероятностных характеристиках объектов, о значимости последних в жизни и деятельности человека. В последующем сложном процессе взаимодействия между хранимыми в памяти образами и поступающей информацией анализатор получает какой-то показатель соответствия или несоответствия между ними. В первом случае говорят о положительном Р., во втором - об отрицательном. Если полученный отрицательный результат не отвечает на стоящий перед человеком вопрос, актуализируются вовне следа, выдвигаются новые гипотезы. Эффективность процесса Р. определяется рядом факторов, среди которых основными являются следующие: длина ряда альтернативных объектов, мерность стимулов (или число параметров, по которым они различаются), неопределенность реакции, вероятность появления стимулов, стратегия распознающего поиска. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И МАШИНОЙ - определение операций (и действий), которые должны выполняться человеком или машиной для обеспечения требуемой эффективности системы. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА (ССБТ). - Разрабатывается по решению ВЦСПС и Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР. ССБГ включает: основополагающие государственные стандарт государственные стандарты общих требований я норм по виден опасных и вредных производственных факторов; стандарта общих требований безопасности к производственному оборудованию; стандарты общих требований безопасности к производи венным процессам; стандарты требований безопасности к средствам защиты работающих. В стандарты безопасности труда вес шире включаются требования эргономики. СИСТЕМА " ЧЕЛОВЕК - МАШИНА" (СЧМ) - система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. СИСТЕМЫ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ - совокупность технических средств, обеспечивающих представление данных для людей - oпeраторов, а также подачу операторами команд при контроле и управлении. Чаще всего данные воспроизводятся в визуальной форме, и соответственно в состав С.о.и. входят индикаторы информации и устройства отображения информации. Основной целью разработки современных С.о.и. является отображение данных в видах, удобных для восприятия и переработки их человеком. СРЕДСТВО ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ - элемент рабочего места человека-оператора, предназначенный для формирования информационной модели. СРЕДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ – совокупность физических, химических, биологических и социальных факторов, которые воздействуют на оператора. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧШВЕКА-ОПЕРАТОРА – пространственно - временная организация выполнения алгоритма деятельности человека-оператора. ТИПЫ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - качественно различные формы трудовой деятельности оператора, выделяемые в зависимости от основной выполняемой функции и двух видов соотношения: сравнительного удельного веса образного, понятийного и моторного компонентов в человеческой деятельности, а также доли труда человека и машины. I. Оператор-технолог. Непосредственно включен в технологический процесс, работает в основном в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь четко регламентирующими действия инструкциями, содержащими, как правило, полный набор ситуаций и решений. Это - операторы технологических процессов, автоматических линий, операторы, выполняющие функции формального перекодирования и передачи информации. II. Оператор-манипулятор. Основную роль в его деятельности играют механизмы сенсомоторной регуляции и в меньшей степени - понятийного и образного мышления. К числу функций оператора-манипулятора относится управление манипуляторами, роботами, машинами, усилителями мышечной энергии. III. Оператор-наблюдатель, контролер. Это классический тип оператора (оператор слежения радиолокационной станции, диспетчер транспортной системы). Для данного типа деятельности характерен больший вес информационных и концептуальных моделей. Соответственно и у оператора несколько редуцированы кашки управления (по сравнению с первыми двумя типами деятельности). Он может работать в режиме как немедленного, так и отсроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для операторов технических систем, работающих в реальном масштабе времени. IV. Оператор-исследователь. В значительно большей степени в его деятельности используются аппарат понятийного мышления и опыт, заложенный в образно-концептуальных моделях. Органа управления играют для него еще меньшую роль, а вес информационных моделей, напротив, существенно увеличивается. К этой категории операторов относятся исследователи любого профиля: пользователи вычислительных систем, дешифровщики объектов (изображений) и т.д. V. Оператор-руководитель. Он управляет не техническими компонентами система или машины, а другими людьми. Управление осуществляется как непосредственно, так и непосредственно через технические средства и каналы связи, К этой категории операторов относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения, обладающие соответствующими знаниями, опытом, тактом, волей, навыками принятия решения и интуицией. Операторы - руководители в своей деятельности должны учитывать не только возможности и ограничения машинных компонентов системы, но и в полной мере особенности подчиненных - их возможности и ограничения, состояния и настроения. Основной режим деятельности оператора-руководителя - оперативное мышление. Выделение Т.о.д. намечает общие пути согласования внешних и внутренних средств деятельности для существующих видов операторских профессий. Системное изучение структуры каждого Т.о.д. создает возможность проектировать ряд закономерностей будущих, только еще создаваемых видов трудовой деятельности. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА - положительное, эмоционально окрашенное отношение к работе, которое обусловлено соответствием актуальных мотивов человека-оператора (отвечающих общественной направленности, познавательным, материальным интересам, психофизиологическим возможностям) и условий, содержания и результатов трудовой деятельности. УТОМЛЕНИЕ - совокупность изменений в физическом и психическом состоянии человека, развивающихся в результате деятельности и ведущих к временному снижению ее эффективности. Субъективное ощущение У. называется усталостью. В зависимости от вида выполняемой работы выделяют умственное и физическое У., при котором учитывают отклонения энергетических показателей обмена, например изменение температура тела, биоэлектрических потенциалов. В связи с тем что обнаружилась принципиальная общность физического и умственного У., приобретает большое распространение классификация, основанная на преимущественной локализации У. в звеньях нервной системы, обеспечивающей деятельность человека. Борьба с У. осуществляется внедрением рациональных режимов труда и отдыха, улучшением условий обитаемости, внедрением эргономических рекомендаций по организации рабочего места, панелей и пультов управления, рациональным распределением функций между человеком и машиной. Мощное средство борьбы с У. - тренировка, которая предусматривает формирование оптимальных функциональных систем, обеспечивающих минимальное расходование физиологических резервов при заданной интенсивности, упрочение навыков, правильное распределение микропауз и перерывов в работе. Серьезное значение имеет эмоциональное и мотивационное содержание деятельности. Чем значимее мотивы труда, тем позже наступает У., особенно при мотивах высокого социального значения, имеющих соревновательный характер. Они обусловливают интерес к работе, творческое отношение к ней. Положительные эмоции обеспечивают быстрое включение в ритмику труда, длительное сохранение оптимальной работоспособности, способствует долее полной мобилизации физиологических резервов организма. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОПЕРАТОРА - интегральный комплекс наличных характеристик тех функций в качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают осуществление деятельности. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (в технике) - характеристики человека (или группы людей) и машины (или технической системы), проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия в системе " человек - машина", функционирование которой определяется достижением поставленной цели. Ч.ф. имеют отношение прежде всего к тому аспекту этого взаимодействия, который определяется деятельностью человека. Правильное сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность систем " человек - машина" и обусловливает оптимальное использование человеком технических средств в соответствии с их назначением. Учет Ч.ф. является неотъемлемой частью проектирования, создания и эксплуатации машин и технических систем, необходимым условием повышения производительности труда и качества продукции. Наиболее полно такой учет осуществляется при проектировании деятельности человека в системах " человек - машина". Проектирование конкретного вида деятельности предусматривает доследование внутренних средств деятельности человека (его опыта, знаний, навыков, восприятия, мышления, памяти и т.д.) и согласования их о внешними средствами деятельности (документами, алгоритмами, инструментами, органами ручного управления и т.д.) в соответствии с основной целью функционирования создаваемой системы. На основе разработанного проекта формируют требования к техническим средствам системы, которые используется человеком для осуществления этого вида деятельности. Различают понятия " Ч.ф." и " личный фактор". В отличие от Ч.ф., понятие " личный фактор" (введенное в связи с изучением ошибочных действий человека, влекущих за собой аварии на производстве и транспорте} вклепает индивидуальные характеристики человека безотносительно к характеристикам технических средств, с которыми он взаимодействует. Ч.ф. - сравнительно новое понятие, возникшее Б связи с изучением и проектированием систем " человек— машина" как функционального целого. ЭРГОНОМИКА - научная дисциплина, комплексно изучавшая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве. Э. возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в современной производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, синтезированием в ней многих трудовых функций. Э. сформировалась на стыке наук - психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. В условиях научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и «цена» ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно Заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. При решении такого рода задач необходимо согласовать между собой отдельные рекомендаций психологии, физиологии, гигиены труда, социальной психологии и т.п., соотнести их и увязать в единую систему требования к тому или иному виду трудовой деятельности человека. Человек, машина и окружающая среда рассматриваются в эргономических исследованиях как сложная система. Основной объект исследования Э. - система " человек и машина"; Э. изучает характеристики человека, машины и среды, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия (см. Человеческие факторы), разрабатывает методы учета этих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, изучает проблемы целесообразного распределения функций между человеком и машиной, функционирования человеко-машинных систем, определения критериев оптимизации таких систем о учетом возможностей и особенностей работающего человека (группы людей) и т.д. Ряд эргономических проблем связан с задачами производства технически сложных товаров широкого потребления, а также с проектированием рабочих мест и условий трудовой деятельности для лиц с пониженной трудоспособностью. Э. не только изучает, но и проектирует целесообразные варианты конкретных видов человеческой деятельности, связанных с использованием новой техники. Методологическую базу Э. составляет системный подход. Он позволяет использовать в эргономическом исследовании в том или ином сочетании методы различных наук, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения систем " человек и машина". Э. опирается на комплекс наук, предметом исследования которых является человек, и развивается в тесном взаимодействии с инженерной психологией, кибернетикой, системотехникой, исследованием операций, технической эстетикой, а также с научной организацией труда и охраной труда. Э. органически связана с художественным конструированием. Проблемы Э. разрабатываются коллективами специалистов, в состав которых, в зависимости от характера решаемых задач, могут входить психологи, физиологи, гигиенисты, антропологи, социологи, экономисты, математики, дизайнеры, архитекторы, инженеры. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ " ЧЕЛОВЕК - МАШИНА" (СЧМ) - способность СЧМ достигать поставленную цель в заданных условиях и с определенным качеством.
|