Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурный анализ






Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, которые луч­ше всего проводить в специальных психотерапевтических группах, обна­руживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. По­веденческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У ка­ждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с опреде­ленным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании раз­личных состояний Я2.

На языке психологии состояние Я можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-ви­димому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограничен­ным репертуаром состояний своего Я, которые суть не роли, а психологи­ческая реальность. Репертуар этих состояний мы попытались разбить на следующие категории: 1) состояния Я, сходные с образами родителей; 2) со­стояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности; 3) состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем дет­стве и представляющие собой архаические пережитки. Неформально про­явления этих состояний Я называются Родитель, Взрослый и Ребенок. В дальнейшем мы будем использовать именно эту терминологию.

1 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс,
1988. С. 16-25, 37-46.

2 В оригинале книги автор использует терминологию 3. Фрейда, обозначая Я-концеп-
цию — Эго. В советской психологии Я-концепция определяется как относительно устой­
чивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая сис­
тема представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимодей­
ствия с другими людьми и относится к себе.


Берн Э. Анализ игр 477

Мы считаем, что человек в социальной группе в каждый момент вре­мени обнаруживает одно из состояний Я — Родителя, Взрослого или Ре­бенка. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое.

На основе этих наблюдений можно прийти к некоторым диагно­стическим выводам. Высказывание «Это ваш Родитель» означает: «Вы сейчас рассуждаете так же, как обычно рассуждал один из ваших роди­телей (или тот, кто его заменял). Вы реагируете так, как прореагировал бы он — теми же позами, жестами, словами, чувствами и т.д.». Слова «Это ваш Взрослый» означают: «Вы только что самостоятельно и объ­ективно оценили ситуацию и теперь в непредвзятой манере излагаете ход ваших размышлений, формулируете свои проблемы и выводы, к ко­торым Вы пришли». Выражение «Это ваш Ребенок» означает: «Вы реа­гируете так же и с той же целью, как это сделал бы маленький ребенок». Смысл этих высказываний можно пояснить подробнее.

1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и
он хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния Я его роди­
телей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния Я при не­
которых обстоятельствах начинают активизироваться. Следовательно, уп­
рощая это понятие, можно сказать: «Каждый носит в себе Родителя».

2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную перера­
ботку информации при условии, что активизированы соответствующие со­
стояния их Я. На обыденном языке это звучит так: «В каждом челове­
ке есть Взрослый».

3. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он не­
сет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных услови­
ях могут активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе ма­
ленького мальчика или девочку».

Здесь нам хотелось бы поместить структурную диаграмму (схема 1а), отражающую все компоненты личности, выявленные на данном этапе ана­лиза. Диаграмма включает состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Они четко отделены друг от друга. Неопытный наблюдатель может и не заме­тить их отличий, но человеку, взявшему на себя труд изучения структурной диагностики, отличия вскоре покажутся весьма впечатляющими и содер­жательными.

Из соображений удобства мы будем впредь называть конкретных людей родителями, взрослыми или детьми (со строчной буквы). В тех же случаях, когда будем говорить о состояниях Я, то те же слова будут на­писаны с заглавной буквы: Родитель (Р), Взрослый (В), Ребенок (Ре). На схеме 16 дан упрощенный вид структурной диаграммы. Считаем необ­ходимым упомянуть о некоторых особенностях используемой нами тер­минологии.

1. Мы никогда не употребляем слово «ребяческий», так как это по­нятие содержит негативный оттенок, поэтому от него следует избавляться.



Тема 13. Строение личности


 
 

Состояние' Я Родителя

а) Структурная б) Упрощенный вид диаграмма структурной диаграммы

Схема 1. Структурная диаграмма

Описывая Ребенка, мы будем употреблять слово «детский». Оно зву­чит более объективно и может быть использовано в биологическом смыс­ле. Во многих отношениях Ребенок — одна из наиболее ценных состав­ляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование.

Если Ребенок нездоров и беспокоен, то последствия могут быть са­мыми неблагоприятными. Однако определенные меры для улучшения си­туации могут и должны быть приняты.

2. Все вышесказанное касается и слов «зрелый» и «незрелый». Мы
не считаем, что существуют так называемые «незрелые личности». Есть
люди, в которых Ребенок совершенно некстати и неумело берет на себя
управление всей личностью, но в тоже время у них есть и хорошо струк­
турированный Взрослый, которого нужно только обнаружить и привести
в действие. У так называемых «зрелых людей», наоборот, контроль за по­
ведением почти все время осуществляет Взрослый, но и у них, как и у
всех остальных, Ребенок может прорваться к власти, и тогда появляются
обескураживающие результаты.

3. Следует отметить, что Родитель может проявляться двояким об­
разом — прямо или косвенно: как активное состояние Я или как влия­
ние Родителя. В первом, активном, случае человек реагирует так, как реа­
гировали в подобных случаях его отец или мать («Делай, как я»). Если
же речь идет о косвенном влиянии, то обычно реакция человека бывает
такой, какой от него ждали («Не делай, как я; делай то, что я говорю»).
В первом случае он подражает одному из родителей, во втором — при­
спосабливается к их требованиям.

4. Ребенок тоже может проявлять себя двумя способами: как приспо­
собившийся Ребенок и как естественный Ребенок. Приспособившийся Ре-


Берн Э. Анализ игр 479

бенок изменяет свое поведение под влиянием Родителя. Он ведет себя так, как этого хотели бы отец или мать: например, очень зависимо от них или не по годам самостоятельно. Нытье или «уход в себя» — это тоже способы адаптации. Таким образом, влияние Родителя выступает как причина, а приспособившийся Ребенок — как следствие. В то же время естественный Ребенок проявляет себя в спонтанном поведении: например, в непослуша­нии, бунте или в проявлении творческого порыва.

Состояния Я — это нормальные физиологические феномены. Челове­ческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояний Я. Некоторые работы амери­канских ученых содержат конкретные факты, подтверждающие эту точку зрения. На разных уровнях существуют и другие упорядочивающие систе­мы, такие, например, как память на факты. Однако естественным образом опыт запечатлевается в меняющихся состояниях сознания. Каждый тип со­стояний по-своему жизненно важен для человеческого организма.

Ребенок — это источник интуиции, творчества, спонтанных побуж­дений и радости.

Состояние «Взрослый» необходимо для жизни. Человек перерабаты­вает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Ему знакомы соб­ственные неудачи и удовольствия. Например, при переходе улицы с силь­ным движением необходимо произвести сложные оценки скоростей. Че­ловек начинает действовать только тогда, когда оценит степень безопаснос­ти перехода улицы. Удовольствия, которые люди испытывают в результате такого рода успешных оценок, на наш взгляд, объясняют любовь к таким видам спорта, как горные лыжи, авиационный и парусный спорт.

Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, является по­средником между ними.

Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых, благода­ря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Важность этой функции подчеркивается тем фактом, что люди, остав­шиеся сиротами в раннем детстве, испытывают гораздо большие трудно­сти при воспитании собственных детей, чем те, которые росли в полных семьях вплоть до подросткового возраста. Во-вторых, благодаря Родите­лю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают только потому, что «так принято делать». Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, ос­тавляя обыденные вопросы на усмотрение Родителя.

Следовательно, все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие.



Тема 13. Строение личности


В обычной ситуации каждый из них — Родитель, Взрослый и Ребенок — заслуживает одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал