Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Беглые заметки
*
Работы на выставке принимают с каждым днем все более лихорадочный характер, - суета и шум возрастают, количество рабочих увеличивается, распорядители и устроители носятся с места на место каким-то особенным беглым шагом, физиономии возбуждены и озабочены, голоса хриплы, речь быстра и энергична - но несмотря на все это, ко дню открытия, по словам сведущих людей, будут готовы только казенные отделы, да и то едва ли все. В числе массы причин; задерживающих правильное и быстрое течение работ, немалую роль играет излишняя, как нам кажется, забота об эстетике. Бесспорно - стремление показать товар лицом вполне законно, но не надо забывать и чувства меры. А с ним не считаются или считаются, но плохо. (...) Со всех сторон вас окружают разные архитектурные деликатесы, всюду много стиля, много красоты, из хаоса то и дело возрождаются различные возбуждающие изумление диковинки, - а между ними, на той же самой земле, на которой стоят и они, вздымая свои красивые купола к небу, - согнувшись в три погибели, грязные и облитые потом рабочие возят на деревянных тачках и носят на «хребтах» десятипудовые ящики с экспонатами. Это слишком резко бьет в глаза. Рельсы для четырехколесных тачек проложены далеко не всюду, во многих частях выставки их нет, и это ведет за собой ряд очень печальных последствий. Во-первых, рельсы, будь их больше, экономизировали бы мускульную энергию и сильно ускоряли устройство выставки, так как тот же самый десятипудовый ящик, для перевозки которого рабочим на одноколесной тачке затрачивается четверть часа, мог бы быть перевезен по рельсам в пять минут и с затратой рабочей энергии несравненно меньшей, чем в первом случае, а во-вторых, неприятно видеть на художественно-промышленной выставке - выставку изнурительного поденного труда чернорабочих. Это портит общий ансамбль праздника промышленности и даже как бы иронизирует над праздником. Не эстетично, знаете ли, видеть у подножия архитектурных шедевров, гордо поднимающих свои разноцветные кружевные купола к небесам, - к небесам же обращенную в три дуги согнутую спину, пышущую испарениями далеко не ароматными, покрытую грязными лохмотьями и, кажется, даже тихонько поскрипывающую с натуги. Скажут - без этого нельзя. Всеконечно. (...) «Нижегородский листок», № 138 от 21 мая 1896 года; Горький А. М. Собр. соч., т. 23. М., 1953, с. 141-143.
Павильон товарищества Нобель - прежде всего самое стильное здание на выставке в смысле своей архитектурной законченности. Все, что построено на выставке «в стиле», грешит многими отступлениями от него, неточностями и невыдержанностью. Так, например, «жемчужина русского строительного искусства», - как назвал царский павильон один любезный финн в гельсингфорсской газете, - несмотря на столь лестный отзыв о «жемчужине», заставляет все-таки отнестись с сомнением к чистоте ее национальности. Воздушность и изящество этого здания, его склонность к готике, выражающаяся в непобедимом стремлении к небу, и общий его вычурный ансамбль - едва ли имеет много общего с духом приземистых великорусских изб, классические образцы которых и до сей поры еще сохранились в Новгородской и Псковской, а также Владимирской губерниях. Мавританский стиль павильона Средней Азии - помимо того, что он в Средней Азии не совсем у места, ибо она выработала и имеет свою архитектуру, - еще и не выдержан, о чем свидетельствуют его арки, лишенные характерного изгиба и выпрямленные, а также и утрированная пестрота здания. Стильных построек вообще на выставке не много, на ней преобладает стиль «рококо - знай наших!» или винегрет из разных стилей, спутанных и перепутанных фантазией наших архитекторов в нечто сильно поражающее зрение, едва ли красивое. Тем лучше на общем фоне свободного творчества строителей выделяется павильон Нобеля своей художественной красотой и точностью. Он так и кажется выхваченным из какого-нибудь испанского калифата и при входе в него - если не смотреть направо - иллюзия продолжается. Волшебная путаница рисунка по стенам так и брызжет знойной фантазией мавров - и ах, как неприятно видеть среди этих пестрых красок востока модель буровой скважины со всеми подробностями работ по бурению! С точностью и поучительностью, заслуживающей полного подражания, показано, как машины приводят в движение бур, как он входит в почву, как устанавливаются трубы для прохода нефти и вынимается из скважины грунт. Далее вы видите образцы труб и бура, встретившего слишком твердый грунт и смятого в скважине, десятипудовое долото для бурения, расширитель скважин, «башмак» для резания смятых и застрявших в скважине труб, труборезку, - громадный прибор, опять-таки употребляемый для очищения засоренных испортившейся трубой скважин, вилку - клещи пудов в пятнадцать, назначенные для захватывания труб, смятых в скважине, ножницы, которыми и Геркулес едва ли в состоянии был бы отстричь что-либо, ввиду их величины и тяжести. Во время бурения, встречая твердые грунты, трубы и самые аппараты для бурения, со страшной силой вгоняемые машиной в почву, часто мнутся, как тесто или замазка, - и вот вы видите и образцы этих сжатых давлением, исковерканных труб, и все приборы для очищения засоренных испортившимися аппаратами буровых скважин. Вообще техника дела нефтедобывания пред- ставлена в павильоне Нобеля замечательно наглядно и ясно. Перед вами в миниатюре все, что есть и что делается в закопченной дымом стране «нефтяного короля». Модели его пристаней и флотилий, образцы нефти и ее производных, виды топок, керосиновых ламп, образцы почвы, цезарин, озокерит, минеральные масла, нефть и даже двадцатифунтовые камни, поднятые ею из недр земли и выброшенные на воздух через вышки вместе с черной, густой струей этой неведомо как рожденной жидкости, породившей громадные состояния, целые фабричные города, флотилии судов для ее перевозки, заводы для производства аппаратов эксплоатации жидкости, которая играет в промышленности нашего времени такую видную роль, из которой пробовали делать даже сахар, оказавшийся слишком сладким, и которая сделала жизнь Баку очень горькой, пропитав своим жиром и ароматом весь город. «Черный городок» представлен в павильоне Нобеля целиком в прекрасной панораме Шильдера, вызывающей всеобщий восторг публики своим художественным и реальным исполнением; эта панорама оставляет далеко за собой пестрое «Покорение Кавказа» профессора Рубо (...) Картина Шильдера настолько хороша, иллюзия, вызываемая ею, так полна, что прямо-таки хочется пойти по песчаным, пропитанным нефтью, застроенным кубообразными зданиями улицам этого даже чересчур черного города. Пред вами развертывается во все стороны скучное, жаркое, выпачканное нефтью поселение странной мрачной архитектуры..! Редкие прохожие в восточных костюмах идут по улицам. Длинной цепью тянется караван верблюдов, рядом с ними, утопая в песке, шагают погонщики, истомленные африканской жарой. Вам кажется, что вы слышите тяжелые вздохи работающего пара, чувствуете запах нефти, слышите плеск голубого моря, уходящего вдаль, позлащенного солнцем. Там, далеко на горизонте, рисуется туманное пятно Апшеронского полуострова, желтоватое и скучное. Против него - бухта, вся голубая, и по берегу ее раскинулся Баку, город без клочка зелени, издали кажущийся грудой развалин, скучный, жаркий, шумный, пахучий. За ним, на горизонте желтоватые, горы. Песок, песок... И над всем этим - знойное, расслабляющее солнце... Скучно и тошно от созерцания этой стороны, считающей нефть сотнями миллионов пудов и деньги миллионами рублей. Сколько в ней богатств, и так она бедна, так забыта богом... А как скверно живется людям в этой Калифорнии Нобеля и Ротшильдов! Как антисанитарен и классически грязен этот город обетованной страны нефтяников, - не раз доказывала холера, как зверски-грубы его нравы, ежедневно доказывает издающаяся в нем газета «Каспий». Это - город, стоящий у «золотого дна» и не имеющий себе равного по бедности жизни и природы. (...) Нельзя пожаловаться на то, что публика плохо посещает этот интересный павильон: до 29 июля в нем перебывало 16 250 человек. Его внешний вид, импонирующий своей важной, стиль- ной красотой, поневоле заставляет заглянуть в него. А в нем бросаются в глаза эти чудные арки мавров и рисунок на стенах, заставляющий вспоминать о картинах и гравюрах Альгамбры; наконец, вся эта техника нефтепромышленности, такая оригинальная и так наглядно представленная, сопровождаемая объяснениями, способна надолго удержать внимание публики и дает ей полную картину добычи нефти. Хорошо бы также для сравнения и Баку - городу - показать на выставке кусочек своей культуры в виде хотя бы очерка деятельности его самоуправления и двух-трех диаграмм, поясняющих санитарное состояние города, положение в нем начального образования, рассказать о том, как в него возят воду в цистернах по железной дороге и как давно говорят об устройстве в нем более удобного и нормального водоснабжения, а также показать процент смертности его населения и прочее в этом духе. Сопоставив культуру города с оглушающими цифрами доходов его граждан-нефтяников, публика вынесла бы из павильона впечатление более определенное и широкое, чем то, с которым она уходит из павильона теперь. С одной стороны, солидно звучали бы сотни миллионов пудов и десятки миллионов рублей - с другой, развернулась бы поразительная картина грязи, дичи и всякой скверны, обязанной своим существованием главным образом тому, что богачи - граждане города слишком глубоко погружены в нефть и не могут уделить городу ничего... ни времени, по недостатку его, ни денег, по недостатку щедрости у денежных людей. «Нижегородский листок», № 212 от 3 августа 1896 года; Сборник материалов к изучению истории русской журналистики, вып. 3. М., 1956, с. 263-265.
|