Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декларация правительства Союза ССР об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и другими социалистическими странами






30 октября 1956 г.

Незыблемой основой внешних отношений Союза Совет­ских Социалистических Республик была и остается поли­тика мирного сосуществования, дружбы и сотрудничества между всеми государствами.

Наиболее глубокое и последовательное выражение эта политика находит во взаимоотношениях между социалисти­ческими странами. Будучи объединены общими идеалами построения социалистического общества и принципами про­летарского интернационализма, страны великого содру­жества социалистических наций могут строить свои взаимо­отношения только на принципах полного равноправия, уважения территориальной целостности, государственной независимости и суверенитета, невмешательства во внутрен­ние дела друг друга. Это не только не исключает, но, напро­тив того, предполагает тесное братское сотрудничество и взаимопомощь стран социалистического содружества в эко­номической, политической и культурной областях.

На этой основе после второй мировой войны и разгрома фашизма сложился, окреп и показал свою великую жизненную силу строй народной демократии в ряде стран Европы и Азии.

В процессе становления нового строя и глубоких рево­люционных преобразований общественных отношений было немало трудностей, нерешенных задач и прямых ошибок, в том числе и во взаимоотношениях между социалистиче­скими странами, нарушений и ошибок, которые умаляли принцип равноправия в отношениях между социалистиче­скими государствами.

XX съезд Коммунистической партии Советского Союза со всей решительностью осудил эти нарушения и ошибки и по­ставил задачу последовательного осуществления Советским Союзом в своих взаимоотношениях с другими социалистиче­скими странами ленинских принципов равноправия народов. Он провозгласил необходимость полного учета исторического прошлого и особенностей каждой страны, вставшей на путь строительства новой жизни.

Советское Правительство последовательно проводит в жизнь эти исторические решения XX съезда, которые создают условия для дальнейшего укрепления дружбы и сотрудниче­ства между социалистическими странами на незыблемой основе соблюдения полного суверенитета каждого социали­стического государства.

Как показали события последнего времени, возникла не­обходимость сделать соответствующее заявление о позиции Советского Союза во взаимоотношениях СССР с другими социалистическими странами, прежде всего в экономической и в военной областях.

Советское Правительство готово обсудить совместно с правительствами других социалистических государств меры, обеспечивающие дальнейшее развитие и укрепление эконо­мических связей между социалистическими странами с тем, чтобы устранить какие бы то ни было возможности, нару­шения принципа национального суверенитета, взаимной вы­годы и равноправия в экономических отношениях.

Этот принцип должен быть распространен и на советни­ков. Известно, что в первый период формирования нового общественного строя Советский Союз по просьбе прави­тельств стран народной демократии направлял в эти страны некоторое количество своих специалистов — инженеров, агро­номов, научных работников, военных советников. За послед­ний период Советское Правительство неоднократно ставило перед социалистическими государствами вопрос об отзыве своих советников.

В связи с тем, что к настоящему времени в странах на­родной демократии сложились свои квалифицированные национальные кадры во всех областях хозяйственного и военного строительства, Советское правительство считает неотложным рассмотреть совместно с другими социалистическими государствами вопрос о целесообразности дальней­шего пребывания в этих странах советников СССР.

В военной области важной основой взаимоотношений между Советским Союзом и странами народной демократии является Варшавский договор, по которому его участники взяли на себя соответствующие политические и военные обя­зательства, в том числе обязательство принимать «согласо­ванные меры, необходимые для укрепления их обороноспо­собности, с тем, чтобы оградить мирный труд их народов, гарантировать неприкосновенность их границ и территорий и обеспечить защиту от возможной агрессии».

Известно, что в соответствии с Варшавским договором и правительственными соглашениями советские части нахо­дятся в Венгерской и Румынской республиках. В Польской республике советские воинские части находятся на основа­нии Потсдамского соглашения четырех держав и Варшав­ского договора. В других странах народной демократии советских воинских частей нет.

В целях обеспечения взаимной безопасности социалисти­ческих стран Советское Правительство готово рассмотреть с другими социалистическими странами — участниками Вар­шавского договора вопрос о советских войсках, находящихся на территориях указанных выше стран. При этом Советское Правительство исходит из того общего принципа, что разме­щение войск того или иного государства — участника Вар­шавского договора на территории другого государства — участника Варшавского договора производится по дого­воренности между всеми его участниками и только с согласия того государства, на территории которого по его просьбе размещены или имеется в виду разместить эти войска... (36. Т.3. С. 100-102)

 

Югославия во второй половине 1940-х гг.

1. Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Югославией 11 апреля 1945 г.

Статья 1. Каждая из Высоких Договаривающихся Сто­рон будет продолжать борьбу совместно с другой Сто­роной и со всеми Объединенными нациями против Германии до окончательной победы. Высокие Договаривающиеся Сто­роны обязуются оказывать друг другу военную и другую помощь в этой борьбе всеми имеющимися в их распоряжении средствами.

Статья 2. Если одна из Высоких Договаривающихся Сторон оказалась бы в послевоенный период вовлеченной в военные действия с Германией, которая возобновила бы свою агрессивную политику, или с каким-либо государством, которое объединилось бы с Германией непосредственно или в какой-либо иной форме в такой войне, другая Высокая Договаривающаяся Сторона немедленно окажет Договари­вающейся Стороне, вовлеченной в военные действия, военную и другую помощь и поддержку всеми средствами, имеющи­мися в ее распоряжении.

Статья 3. Высокие Договаривающиеся Стороны заяв­ляют, что будут участвовать, вдухе самого искреннего со­трудничества, во всех международных действиях, направлен­ных к тому, чтобы обеспечить мир и безопасность народов, и будут полностью вносить свою долю в дело осуществления этих высоких целей.

Высокие Договаривающиеся Стороны заявляют, что при­менение настоящего договора будет находиться в соответ­ствии с международными принципами, в принятии которых они участвовали.

Статья 4. Каждая из Высоких Договаривающихся Сто­рон обязуется не заключать какого-либо союза и не прини­мать участия в какой-либо коалиции, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны,

Статья 5. Высокие Договаривающиеся Стороны заяв­ляют, что я после окончания настоящей войны они будут действовать в духе дружбы и сотрудничества, в целях даль­нейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между народами обеих стран. (36. Т.2. С. 485-586)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал