Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология труда как профессия и как учебная дисциплина
Область приложения сил человека в роли специалиста по психологии труда может быть охарактеризована, прежде всего, перечнем трудовых постов, которые он может правомочно занимать, а также множеством задач в сфере организации, рационализации, оптимизации труда и профессионального образования, решение которых требует психологической компетенции, психологических подходов. Где и кем может с пользой для других работать человек, образованный в психологии труда? • В отделе (лаборатории, группе) научной организации труда предприятия, фирмы (названия подразделений могут быть разными). Возможные задачи перечисляются ниже. Участие в решении вопросов подбора, расстановки и оценки работников по их деловым, морально-политическим качествам. Психологический анализ рабочих мест с точки зрения их удобства для человека и в целях рационализации, а также проектирования более совершенных рабочих мест. Участие в анализе и создании факторов удовлетворенности трудом, отношения к труду, трудовому сообществу, коллективу, соответствующей малой группе, а также предприятию, отрасли хозяйства (в широком значении слова), профессии. Анализ психологических причин повышенной текучести кадров на определенном предприятии, в учреждении и поиск психологических условий, регуляторов стабилизации соответствующих процессов. Участие в анализе и создании психологических факторов безопасного труда. Анализ взаимоотношений в производственном коллективе в целях их улучшения с точки зрения продуктивности производства, социального развития производственного коллектива и личностного развития работников. Анализ мотивации трудовой деятельности и разработка рекомендаций по повышению ее уровня. Изучение и описание профессиональной деятельности в целях пропаганды профессий среди молодежи, в целях информационного обеспечения работы по профориентации, профконсультации, улучшения содержания профессионального воспитания и обучения, трудового воспитания и обучения, а также в целях профотбора кадров, рационализации трудовых процессов. Участие в разработке компьютеризованных баз профессиографических данных для информационной поддержки психологов-профконсультантов (по вопросам выбора профессии или вынужденной перемены труда в связи с явлениями безработицы), а также и самих оптантов (выбирающих профессии). Проведение психодиагностических исследований, обследований. Консультирование по вопросам адаптации к профессии (при смене человеком профессии, при внедрении новой техники, при вступлении человека в новый трудовой коллектив, при организационной модернизации производства). Работа по индивидуальной коррекции стиля деятельности работника, стиля межличностных отношений в деловой сфере; работа по проектированию и осуществлению условий и средств психологической разгрузки работников, занятых напряженным трудом. Организация и осуществление психотренажа. Психологическое просвещение кадров (дифференцированно в зависимости от возрастнополовых, профессиональных, статусных характеристик). Разработка рекомендаций руководству предприятия (по всем психологическим вопросам, связанным с рационализацией труда, его научной организацией, улучшением социального климата в коллективе, составлением планов его социального развития и т.д.). Все возможные задачи перечислить невозможно, так как они зависят от специфики предприятия, организации. Скажем, могут возникать задачи по рационализации компьютерных интерфейсов (с точки зрения удобства их восприятия пользователями и подобн.). • В отраслевой научно-практической, исследовательской лаборатории, группе (например, в системе железнодорожного транспорта, в химической промышленности, торговле, гражданской авиации и т.д.). Задачи, возникающие перед психологом, • В проектной организации, конструкторском бюро. Перечислим задачи дополнительно к указанным ранее и специфичные для данного случая: участие в эргономической, инженерно-психологической проработке проектов изделий, оценке опытных образцов, разработка рекомендаций в рамках эргономической службы, если таковая имеется (и, понятно, в пределах психологической компетенции). • В кабинете (центре, пункте) профориентации, профконсультации (школьном, межшкольном, городском, районноми др.). Основные задачи: информационно-профессиографическое и психодиагностическое обеспечение процессов профессионального самоопределения молодежи. Консультирование по вопросам профессиональных " стартов", проектирования личных жизненных (трудовых) путей. • В методическом кабинете системы профессионального образования, в составе так называемой психологической службы учреждений профессионального образования. Возможные задачи: изучение, анализ и распространение передового опыта и достижений науки, имеющих отношение к психологическим основам профессионального воспитания и обучения, профессиональной педагогики. • В методическом кабинете системы общего образования (вопросы трудового обучения, воспитания, профориентации, • На инженерно-педагогическом факультете высшего учебного заведения и в инженерно-педагогическом среднем специальном учебном заведении. Следует иметь в виду, что неуемный новаторский зуд некоторых деятелей приводит к возникновению малопонятных новых названий учебных заведений (" колледжей" и пр.), так что приходится вникать по существу, что кроется за модными вывесками. В обсуждаемом случае психолог может вести, прежде всего, преподавание профессионально профилированных курсов психологии. • В непсихологическом вузе (преподавание основ психологии Кроме указанных случаев дипломированный специалист-психолог труда может работать всюду, где могут работать и другие выпускники факультета психологии вуза. Следует учесть, что область приложения сил профессионала определяется и особенностями его личной подготовки (тем, что он реально умеет делать и к чему он может разумно приступить). Более полное представление по данному вопросу можно составить только после освоения предлагаемого пособия, соответствующей специальной литературы и практического опыта. И, добавим, это представление у развивающегося профессионала все время меняется, обогащается в ходе профессионального жизненного пути. Что следует сказать о профессиональной общности психологов труда? Она еще относительно малочисленна. Понятно, что она является органичной частью Российского психологического общества (РПО), организованного на рубеже 1994 и 1995 гг. [270]. Некоторой формой организации являются эпизодические контакты выпускников с соответствующими — " выпускающими" — кафедрами. Идеальная структура этой общности нам представляется такой. Основное ядро, основной массив ее составляют практикующие психологи, успешно адаптировавшиеся на производстве (понимаемом в широком значении слова). Например, кто-то организовал на предприятии " комнату" психологической разгрузки рабочих, занятых напряженным трудом. Дело, конечно, не в самой комнате как помещении, а в том, какие специальные процедуры в ней проводятся. Кто-то нашел себя в деле сенсорной тренировки профессионально важных качеств и сделал тем самым очевидной для трудового коллектива и его руководителей полезность психологии. Кто-то успешно занимается оптимизацией психологического климата на предприятии. Кто-то применяет психологические средства борьбы с ненормальной текучестью кадров. Кто-то успешно (то есть с очевидной для других пользой) занимается профотбором, профконсультацией, участвует в рационализации и проектировании новых рабочих мест. Кто-то умело консультирует руководителей фирм по вопросам организационного развития этих новообразований (которые, вообще говоря, проходят фазы развития и, в частности, могут и разваливаться, претерпевать крах). В зоне приложения сил этих психологов и рождается то, что можно назвать профессиональной культурой психологии труда в целом, а именно жизнеспособной культурой нашей профессии. И этой культуре (как совокупности достижений специалистов) должно, прежде всего, соответствовать содержание образования будущих психологов труда. Что касается соответствующих работников вузов, то это сравнительно небольшая группа людей. В чем состоит задача, призвание и оправдание их бытия? — Выявление, структурирование указанной профессиональной психологической культуры. Хранение и организация освоения ее другими, а также, в меру разумения и близости к практике, обогащение ее. В связи с этим — создание условий для образования и самообразования студентов, воспитания и самовоспитания их как будущих профессионалов. В современной ситуации некоторого отрыва психологического образования от практики сказанное означает и задачи определенной коррекции научных интересов работников вуза, их самообразования в области, в частности, психологического описания новых профессий. Кстати, плохо сознаваемый интеллигентский, " ученый" снобизм может быть внутренним препятствием для работы по изучению массовых рабочих профессий. Полезно указать также те профессиональные общности, которые наиболее родственны рассматриваемой. Существуют люди, имеющие психологическую подготовку в системе высшего и среднего специального образования (педагогического, технического, культурно-просветительного, библиотечного). Так, воспитатели дошкольных учреждений оканчивают педучилище (или иначе называемое ныне, но аналогичное по содержанию образования), где преподается, в частности, и психология. Она преподается ныне во многих учебных заведениях: в педагогических, инженерно-педагогических, медицинских, технических, в институтах художественной культуры, в учебных заведениях по подготовке и переподготовке государственных служащих и др. Соответствующие практические работники в состоянии уже на некоторой научно-психологической образовательной базе усваивать и строить полезное психологическое знание, обслуживающее профессиональные действия их и их коллег. Часто это знание остается достоянием индивидуального сознания, характеризует уникальный индивидуальный опыт соответствующих людей. Но все, же оно не является житейским в том значении слов, которое имеется в виду, когда говорят о неадекватных понятиях детей, противопоставляя их научным понятиям. Речь здесь может идти об истинном и полезном психологическом знании о труде и людях труда. Существуют, наконец, люди, пока не изучавшие собственно научную психологию, но, тем не менее, так или иначе производящие адекватное психологическое знание о трудящемся человеке, об обслуживаемом человеке и его поведении, деятельности. Так, например, способные руководители, мастера-наставники на производстве, работники отделов подготовки кадров предприятий, работники сферы обслуживания в ходе взаимодействия с людьми начинают хорошо " разбираться в людях", создают о них правдивое психологическое знание, позволяющее ориентироваться в текущей социальной обстановке и даже прогнозировать ее изменения. Соответственно этому они успешно строят свое профессиональное поведение, свою деятельность. Одна из возможных задач психолога труда как специалиста — научное изучение и систематизация этого ценного опыта, который обычно ускользает от " серьезной" науки. Существование и развитие психологии труда как науки во многом будет зависеть от того, насколько она сумеет внимательно отнестись ко всем источникам психологического знания о труде и трудящемся. В случае, если отрасль науки достаточно выражена (значительным числом публикаций, практическими операциями) и если стала очевидной необходимость ее культивирования, развития, рано или поздно организуется подготовка соответствующих специалистов. В связи с этим возникает вопрос о построении соответствующей учебной дисциплины, системы учебных предметов в профессиональной школе. Задача учебных дисциплин в данном случае — обеспечить улучшенное воспроизводство профессиональной культуры специалистов, занятых в психологии труда. Профессиональная культура — объект функциональный, а не вещественный. Она существует только до тех пор, пока существуют люди, овладевшие определенным опытом и мастерством. Разумеется, и опыт, и мастерство, профессионализм [233] объективируются в результатах труда, в книгах, в частности, в учебных пособиях, компьютеризованных базах данных и других носителях информации. Но все это — уже свидетельства, по которым можно, конечно, составить представление о профессиональной культуре, но не сама культура профессиональной деятельности, носителями которой могут быть только дееспособные профессионалы, живые люди. При этом не просто " отдельные", а образующие некоторую своеобразную общественную среду друг для друга, включающую разные поколения — от новичков до ветеранов. Вот почему в крупных центрах психологии уровень профессиональной культуры относительно высок и она, что называется, " неистребимее", чем в ситуациях " робинзонады" пусть и способных специалистов. Кстати, наличие новичков в профессиональном психологическом сообществе (каковым, в частности, является и факультет психологии вуза) не только просто стимулирует процессы трансляции обсуждаемой культуры от старших поколений к младшим, но и повышает качество этой трансляции. Почему? Здесь есть возможность, и даже необходимость, проговаривать, " оречевлять" опыт, а это важное условие и его упорядочения, и появления сносных публикаций. И в учебном учреждении наука обычно не хуже, чем в научно-исследовательском, где люди, казалось бы, только ею и заняты. Явления профессиональной культуры динамичны, сложны, требуют внимательного, заботливого изучения и бережного отношения. Они возникают, существуют, " расцветают", а могут и утрачиваться. Так, например, в течение многих десятилетий сильно развивались опросные методы исследований, обследований, что само по себе неплохо. Но относительно мало культивировались научное наблюдение, беседа; сильно преобладали методы рационализации трудовых процессов, адресованные " всем" работникам (" функциональная музыка" — одна для всех, разгрузочная гимнастика — для всех и пр.). И сравнительно мало уделялось внимания вопросам индивидуальной коррекции, индивидуального подхода к субъекту труда, преобладала рационализация трудовых процессов, проводимая " сверху", и мало разрабатывались подходы, рассчитанные на активизацию соответствующей самодеятельности, понимаемой в хорошем смысле, инициативы самих трудящихся в отношении этих процессов. В последнее время есть тенденция возрождения внимания к классическим методам психологии, к повышению их качества и уровня — наблюдению, биографическому методу, беседе [324], [186], а также к вопросам анализа индивидуального стиля работы и реализации индивидуального подхода к развивающемуся субъекту труда [185], [256], [364], [411]. Область явлений профессиональной культуры психологов труда должна быть предметом специального изучения, и это особый вопрос. Здесь нам важно отметить, что, во всяком случае, система учебных дисциплин психологии труда должна быть изоморфна (должна соответствовать) подлинной профессиональной культуре данной отрасли науки и соответствующей практики. Но профессиональная культура неотделима от ее " носителя" — человека, поэтому система учебных дисциплин должна быть ориентирована и на формирование определенного склада личности профессионала, характеризующегося единством типичных и индивидуальных особенностей, профессиональной направленностью, особыми чертами характера, ума, чувств. Основой построения системы учебных дисциплин, поэтому является " КХ" — квалификационная характеристика. Она может быть, например, такой (приводим примерный сокращенный вариант). * Назначение специалиста. Специалист должен быть подготовлен для научно-практической, преподавательской, научно-исследовательской, организационо-методической и информационно-библиографической деятельности в области психологии труда. Специалист предназначен для работы в подразделениях предприятий, учреждений, занятых вопросами оптимизации " человеческих факторов" производства, понимаемого в самом широком значении слова. А именно, понимаемого как производство и материальных, и духовных ценностей, и информации, и услуг, и упорядоченности социальных процессов. Специалист предназначен для работы в соответствующих системах отраслевых служб, лабораторий, кабинетов, центров. Например, таких, как служба научной организации труда, эргономическая, психологическая, профориентации и профконсультации, подготовки, расстановки кадров, профотбора, профподбор и т.д. Далее, для работы в системах просвещения, профессионального образования разных типов и уровней, трудоустройства населения. Специалист может быть также использован в медицинских, правоохранительных и научных учреждениях, проектных организациях, в системе средств массовой информации, выходящих на решение проблем оптимизации кадров, трудового воспитания, обучения, профориентации, профконсультации, проектирования технических средств труда, социально-трудовой реабилитации лиц с нарушениями трудоспособности. Специалист предназначен для работы в первичных должностях, предусмотренных типовыми номенклатурами должностей для замещения их лицами с высшим специальным образованием. • Общие требования к специалисту. Специалист должен иметь высокие гражданские, нравственные качества, устойчивое и положительное отношением к профессии. Он обязан ответственно относиться к порученному делу, стоять на страже общенародных интересов, быть готовым к защите Родины. Он должен быть убежденным патриотом и интернационалистом, ясно понимать и внутренне принимать задачи страны и той отрасли хозяйства, в которой занят. Должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки и направленность на его постоянное повышение. Должен характеризоваться широкой эрудицией и высокой культурой, быть достойным представителем общенародной интеллигенции, уважительно относиться к представителям других профессиональных общностей, активно проводить в жизнь ценности своей профессии. Специалист должен сочетать фундаментальную научную подготовку с основательной практической подготовкой. Должен владеть умениями по своей специальности, совершенствовать свои знания, умения, навыки, уточнять, расширять общественно-политический кругозор, применять принципы научной организации труда, ориентироваться в передовых методах управления трудовыми коллективами, иметь навыки просветительской работы среди трудящихся. • Специфические требования к специалисту. Работник в области психологии труда должен иметь выраженный интерес к человеку и его внутреннему миру, к тонким особенностям межлюдских отношений в сфере труда, профессионально положительное отношение к людям независимо от их социального, соматического и психического статуса, возрастно-половых и индивидуальных особенностей. Он должен иметь систему профессиональных убеждений (в центре которой находятся идеи о бесконечных возможностях положительного развития человека) в сочетании с готовностью приходить стороннему человеку как члену общества на помощь с соответствующими профессиональными средствами. Например, такими, как консультирование, психологическое просвещение, психотренинг, проектирование деятельности, ее внутренних средств, участие в проектировании внешних средств и условий труда, коррекция индивидуального стиля труда, активизация самопознания и саморегуляции человека как субъекта труда в целях продвижения его на все более высокие уровни профессионализма, мастерства. Специалист должен уметь. Входить в деловой контакт с людьми на основе научной методики социально-контактного взаимодействия, применять полученные знания и производить потребные знания для решения конкретных научно-практических, преподавательских, организацонно-методических, информационных исследовательских задач. Понятно, важны пользовательские навыки обращения с компьютерной техникой. Специалист должен пользоваться научными методами поиска и производства необходимых знаний (методами психологических исследований, построения научного знания). Важно владеть методами воспитательного воздействия на сознание подрастающего человека как субъекта продуктивной деятельности, методами психологически обоснованной коррекции трудовой деятельности, оценки ее внутренних и внешних средств. Важны готовность и умение участвовать в работе междисциплинарных групп, обращенных к вопросам труда. Важно уметь мобилизоваться для работы не только " по интересам", сложившимся в предшествующем своем развитии, но и " по заданию" и работать в группе разнопрофильных специалистов - непсихологов над решением задач по комплексной (например, эргономической, акмеологической) рационализации труда и производства. Важно уметь организовывать и проводить соответствующую работу по специальности, разрабатывать (и дорабатывать после коллективных обсуждений, эмпирической проверки) приемы, пути, методы, средства профессионального развития, совершенствования человека как субъекта труда, разбираясь в конкретных противоречиях его жизненной и трудовой ситуации; предлагать и корректно внедрять рекомендации по организации труда, отдыха и быта людей, учебной деятельности, по оптимизации процессов трудового воспитания, выбора профессии (построения личных профессиональных жизненных планов человека, проектирования будущего трудового пути), адаптации молодежи, " новичков" к труду. Важны умения вести сбор необходимых эмпирических материалов неэкспериментальными и экспериментальными методами. Умения обрабатывать современными методами полученные материалы, научно их интерпретировать и делать обоснованные заключения о конкретных ситуациях труда, личностного развития трудящихся. Важно уметь собирать и упорядоченно хранить научно-информационные материалы, составлять отчеты о работах, вести научную документацию, содействовать повышению эффективности и социального признания своего профессионального сообщества и своего трудового коллектива. Специалист должен уметь составлять психологические описания новых (вновь возникающих) профессий, оценивать личные качества и функциональные состояния человека, проявляющиеся в труде. Должен иметь готовность принимать участие в анализе и составлении планов социального развития трудовых коллективов, в работе по рационализации и проектированию рабочих мест. Специалист должен уметь самостоятельно находить зону приложения своих сил в качестве психолога-практика. Например, способствовать формированию профессиональных интересов молодежи, совершенствованию практики подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной их подготовки, личностного развития. Важно содействовать трудоустройству лиц с ограниченной трудоспособностью или в связи с внешними, вынужденными ограничениями в выборе профессии. Специалист должен уметь выявлять, анализировать, усваивать и распространять передовой опыт по своей специальности, хорошо ориентироваться в специальной литературе (по профилю подготовки и смежным вопросам), создавать свои и использовать типовые средства внешней памяти, в частности компьютеризованные базы данных. Должен использовать для разного рода профессиональных целей средства вычислительной техники, специальную литературу, учебное и научное лабораторное оборудование, технические средства обучения, научного эксперимента и практической работы. Должен уметь реферировать, редактировать, рецензировать и создавать тексты по специальности, подготавливать к публикации, вести контроль за внедрением научной психологии в практику. Специалист должен применять знания и навыки в области научной организации и охраны труда, организационного, социального развития трудовых коллективов. Он должен систематически повышать свою квалификацию, вести лекционную и пропагандистскую работу. • Специалист должен знать. Для обеспечения качества и уровня охарактеризованных выше умений важно иметь основы знаний в областях, перечисляемых ниже: общенаучные, философские, социально-экономические, общепсихологические, не- которые биологические дисциплины, общая психология, анатомия и физиология человека, социология труда, информатика и применение ЭВМ, педагогика и педагогическая психология, клиническая психология, материальная и духовная культура, история общества. Важно знать специальные дисциплины, раскрывающие методологические и прикладные вопросы психологии: социальная психология, организационная психология (в аспекте проблем труда), психология труда и инженерная психология, эргономика и научная организация труда, физиология и гигиена труда, основы современного производства, организационно-психологические основы руководства трудовыми коллективами и соответствующего психологического воздействия, методы диагностики, профилактики и коррекции функциональных состояний в труде, методы проведения психологических исследований индивидуальных и коллективных субъектов труда и соответствующих воспитательных воздействий. Важно знать дисциплины по узкой специализации, например, психологию профессий, основы профконсультации, психологические основы оценки, организации и проектирования рабочего места, историю психологии труда и инженерной психологии (исходя из предпосылки о достоинствах и ценности отечественной истории). Выше обозначен лишь примерный вариант квалификационной характеристики, поскольку этого рода документы должны постоянно совершенствоваться. Вообще говоря, официально утвержденная квалификационная характеристика (скажем, Министерством общего и профессионального образования страны, Учебно-методическим объединением группы вузов, Ученым советом вуза или факультета) является в свою очередь документом, которым обязаны руководствоваться подчиненные системы, ответственные за подготовку специалистов. И сообразно этому нужно совершенствовать учебные планы, программы, учебные пособия, " живой" учебно-воспитательный процесс по специальности. Аналогичным образом и содержание психологии труда как учебной дисциплины не является " окаменелостью", оно совершенствуется. В некотором приближении о нем можно судить по содержанию данной книги и работ, приведенных в списке литературы. Если психология труда как наука — это сфера производства новых и полезных умений, знаний, навыков, то соответствующая учебная дисциплина — система средств доставки их определенной категории потребителей. Доставки до тех пор, пока они не окажутся сами в состоянии пойти путем непрерывного самообразования и трудового участия в рассматриваемой области деятельности.
Упражнение Ниже приведены фрагменты текстов, отображающие психологические знания о труде. Распределите их по четырем категориям в зависимости от того, характеризуют ли они: 1) ненаучную область знания; 2) отрасль науки как производство психологических знаний; 3) учебную дисциплину как изложение знаний и, наконец, 4) практическую область приложения сил психолога. а) " Любое исследование в психологии труда, какие бы задачи — теоретические или прикладные — перед ним ни стояли, начинается с изучения конкретной профессиональной деятельности. Для ряда массовых профессий уже разработаны профессиограммы — описания социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма — характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека". б) " Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках строительный камень, задали один и тот же вопрос: — Что вы делаете? Первый ответил через плотно стиснутые зубы: — Таскаю тяжелые тачки с этим проклятым камнем, будь он неладен! Вон, какие мозоли на руках набил! Второй сказал добродушно: — Как это — что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей жене и двум маленьким дочуркам. А третий распрямился, отер со лба крупные капли пота, широко улыбнулся и сказал: — Я строю Шартрский собор! " в) " Стимулы — это средства, побуждающие человека к труду. г) Наблюдение охватывало как трудовые операции каждого члена бригады, так и все внешние формы их (членов бригады) взаимоотношений. В таблице (протоколе) фиксировались соответственно двумя рядами трудовые операции каждого члена бригады и все акты, относящиеся к сфере взаимоотношений (по ходу работы). Запись велась в кодированной форме, предусматривающей определенную классификацию всех актов поведения испытуемых (наблюдаемых). Так, взаимоотношения в связи с предстоящими или текущими операциями делились на следующие категории: затруднение; вопрос; мнение; предложение; информация; приказ; доброжелательное поручение; согласие; несогласие; проявление напряженности, антагонизма; действие, направленное к смягчению напряжения. В результате получены, в частности, следующие данные:
д) «Вот какой вопрос: мы распространяем в цехе передовой опыт рабочих приемов. Делаем так — внимательно изучаем работу передовых работниц, выбираем у каждой те приемы, которые она выполняет быстрее всех; после объединяем все эти отобранные лучшие приемы в одном описании и, опираясь на него, учим этим единым лучшим приемам всех работниц. И не получается. е) Юра Г., завершивший неполное среднее общее образование, говорит о выбранной, облюбованной им профессии (механика по торговому оборудованию): " Работа там — ерунда, ходи, смотри; будешь завом, делать ничего не надо... все делать будут слесари". ж) Дошкольник Вова (в ответ на вопрос " Что делает доктор? "): " Спрашивает у мамы, как я кашляю". з) " Подобает живописцу быть смиренну, кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице... Наипаче же хранить чистоту душевную, телесную со всяким опасением". ♦ Вопросы и темы для размышления и разработки 1. Как бы Вы улучшили процесс подготовки психолога труда в вузе (набросайте реализуемый проект исправления хода дел)? 2. Стремиться ли к единственному образцу психолога-профессионала или рациональны разные варианты таких образцов (" единобожие" или " многобожие" в нашем деле)? 3. Знать или уметь? И каким быть психологу труда? 4. Зачем психологу-практику теоретическая подготовка? 5. " Практика исследований" — что этому выражению соответствует? Не шутка ли это? 6. Должен ли что-то уметь психолог-исследователь? Тема 1. Научное описание трудовой деятельности практикующих психологов (для целей профпросвещения школьников). Тема 2. Научное описание трудовой деятельности психологов-исследователей (для целей профориентации школьников). Тема 3. Система профессиональных умений психолога (варианты: психолог-преподаватель, практик, исследователь). Тема 4. Множество психологических специализаций, ориентированных на труд, и их возможная классификация. Тема 5. Психология труда и акмеология. Тема 6. " Самостроительство" студента как будущего специалиста.
|