![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перечень эргатических функций
Полагаем, читатель уже отметил для себя, что новое средство деятельности возникает как результат осознания общественной потребности в повышении производительности, эффективности труда и что это средство, предъявляя те или иные требования к человеку, не может не оказывать влияние на его психическое развитие. Пример о каменном рубиле мы использовали в предшествующем разделе из дидактических (учебных) соображений (на простой модели легче начинать думать о сложных вещах). Но выделенный перечень эргатических функций может рассматриваться как исходная ориентировочная программа рассмотрения функций в любом труде — и оператора автоматизированной системы управления производством, и участника деловых переговоров, и артиста цирка. Нет концептуальных (понятийных, теоретических) ограничений и к применению этого перечня для анализа, скажем, организаторского, научного или художественного труда. Ведь в любом труде есть и субъект, и предмет, и средство, и среда, и, конечно, цель. В ходе применения указанного перечня к частным случаям творчески работающими специалистами он должен и неизбежно будет обогащаться, детализироваться, деформироваться. Его пункты могут получать соответствующее все более содержательное истолкование. С научной точки зрения применение единой программы для изучения разных видов труда является важным. И не в связи с культивированием огульного подхода к разным работникам, а в связи с тем, что применение такой программы может способствовать дифференцированному видению труда и трудящегося. Оно может способствовать выделению явлений мастерства, неповторимого стиля деятельности, может также способствовать отделению существенного от случайного при анализе разных трудовых процессов. Приведенный перечень эргатических функций, используемый в качестве основы программы изучения деятельности, поможет не упустить те ее стороны, которые, на первый взгляд, могут показаться в данной работе невыраженными. Это важно при рассмотрении малознакомой для психолога или руководителя деятельности, новой или относимой в порядке традиционного предрассудка к категории бессодержательного, " физического", " неинтересного" и пр. труда. Такого рода ситуации случаются в практике профконсультации, организации труда, расстановки кадров, улаживания трудовых конфликтов.
Упражнение. Ниже представлена последовательность этапов развития в нашей стране профессии тракториста [98; 95 — 98]. Опираясь на приведенный в данном разделе (табл. 1) перечень эргатических функций и Вашу общекультурную осведомленность, припишите каждому этапу развития профессии тракториста подходящие функции. О (" Нулевой этап"). С незапамятных времен до 20-х гг. XX в. существовали занятия — " профессии" — крестьянина-земледельца (хлебороба, плодоовощевода) и кузнеца. В 20-е гг. с появлением нескольких сотен тракторов возникли профессии тракториста рулевого и ремонтного рабочего-кузнеца (последняя — на базе сельского кузнеца). В 30-е гг. с увеличением тяговой мощности тракторов и ширины захвата прицепных машин (плугов, косилок и т.д.) возникла специальность (профессия) прицепщика. Тракторист — за рулем, прицепщик — на тракторном плуге, например; в этом случае прицепщика в просторечии называли " плугарь". В 40-е гг. профессия прицепщика преобразовалась в такие: комбайнер прицепного комбайна, прицепщик (обычный), сеяльщик, машинист свеклоуборочного комбайна, машинист картофелеуборочного комбайна, машинист силосоуборочного комбайна. С появлением значительного количества и колесных, и гусеничных тракторов профессия тракториста-рулевого расчленилась на две: тракторист колесного трактора и тракторист гусеничного трактора. А поскольку появилась потребность в тракторах-тягачах в промышленности, строительстве, возникла профессия тракториста-водителя. С усложнением устройства тракторов и возрастанием их количества как в сельском хозяйстве, так и в промышленности профессия ремонтного рабочего расчленилась на следующие: слесарь по ремонту ходовой части трактора, слесарь по ремонту системы питания, слесарь по ремонту электрооборудования, слесарь по ремонту гидравлической системы, электрогазосварщик, шлифовщик, токарь, кузнец. В 50-е гг. с появлением тракторов, оборудованных гидравлической системой для " навешивания" к трактору сельскохозяйственных машин (не прицепных, а навесных, управляемых из кабины тракториста), стала отмирать профессия прицепщика. Работу по управлению навесным орудием (плугом, культиватором и др.) стал исполнять тракторист, который стал вместе с тем трактористом-машинистом. Происходит и процесс слияния профессий тракториста колесных и тракториста гусеничных тракторов. Поскольку трактор с навесными орудиями позволяет фактически выполнять трактористу разные и многие функции (полеводческие, садоводческие, по заготовке кормов), профессия тракториста-машиниста преобразуется в профессию тракториста-машиниста широкого профиля. В 60-е и последующие годы в связи с усложнением техники появляется ряд профессий — мастер-наладчик, слесарь-наладчик, мастер—диагност сельскохозяйственной техники. Ведение работ на научной основе и интенсификация хозяйства привели к тому, что появились специализации трактористов: тракторист-машинист-полевод, тракторист-машинист овощевод, трактористмашинист-садовод.
|