![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационная часть среды
Информационная среда (как часть общей среды) сложна и распределяется между собственно социальным окружением и рабочим местом. Член трудового коллектива находится в потоке оперативных деловых сообщений, сведений, как прицельно адресованных ему, так и общезначимых, которые важно замечать. " Прицельные" сообщения, информационные воздействия — требования руководителей, приказы, советы, а иной раз " давление" коллег, их более или менее настойчивые пожелания, просьбы, предложения. Ко всему этому человек не может оставаться безразличным, даже если внешне это и не у всякого заметно. Реальностью, влияющей на субъекта труда, являются средства внутреннего оформления производственного помещения: не только собственно художественного, эстетического (давно и многократно доказано, что в помещении " цвета грязи" работа идет менее продуктивно, чем в том случае, когда реализованы принципы " технической эстетики", или " дизайна"), но и наглядной агитации (общеполитической или по технике безопасности труда и т.д.). Сюда же можно отнести " неписаные законы" трудового сообщества, носителями которых являются его члены; эти законы так или иначе поддерживаются оперативными реакциями, поведением, наставлениями в связи с возникающими ситуациями. Все указанное выше существует и имеет свои " оптимумы" и " пессимумы". " Честно крутящийся" руководитель может так информационно " задергать" исполнителя работы постоянными сообщениями, напоминаниями, поторапливаниями, что, несмотря на совершенное техническое оборудование, ожидаемый (проектный) результат труда может быть, и не получен. Окружающие люди, даже если они преднамеренно не влияют на человека, тем не менее, фактически воздействуют на него, обнаруживая свои общую и профессиональную культуру, опыт, личностный облик, всю систему организации дел в профессиональной группе, о чем мы уже упоминали в другом контексте. Резюмируя сказанное, можно было бы дать следующий перечень информационных составляющих среды субъекта труда: • правила внутреннего распорядка, устав учреждения, предприятия. Эти правила — реальность, хотя и не вещь. Они — модель, частное выражение гражданских законов и подзаконных актов. Знания об установлениях указанного рода регулируют поведение людей там, где физических " оград" нет и, казалось бы, можно делать " все что угодно"; • " неписаные законы", традиции организации, своей группы, нормы отношения к людям, мнениям, информации; • правила личной и общественной безопасности (например, в химической лаборатории, на строительной площадке, в пожароопасном помещении, на дороге и т.п.) — тоже реальная общественная мудрость, полезная информация, с ней надо считаться; • средства наглядности, рекламы, бросающиеся в глаза; идеи (включая и вздор), выраженные в той или иной форме; • не только " безадресные", но и " прицельные" воздействия — требования, приказы, советы, пожелания, поручения, верные и ложные сообщения, скажем клевета, и пр. Витальная часть среды субъекта труда Целесообразно теоретически признать, что наше тело и его состояния (" сома", " соматические процессы") являются частью среды для того, что мы называем " психика", " Я". Во внутренних органах, в мышцах, сухожилиях, суставах имеются чувствительные нервные окончания (органы чувств), дающие сигналы о положении и состояниях тела (зрячий человек обычно может не глядя определить положение своих ног, пошевелить пальцами ступней, выполнить координированные движения руками, скажем, застегнуть пуговицу). Если нарушается двигательная чувствительность, то происходит и распад движений (" кинестетическая апраксия"), несмотря на структурную сохранность двигательного аппарата. Сигналы от тела сливаются в нашем сознании в переживание, обозначаемое как " общее самочувствие". Они являются чувственной опорой сознания " Я". При заболеваниях возникают тревожащие ощущения, боли, включая и так называемые " фантомные", когда болит, " чешется" то, чего нет (скажем, " палец" на ампутированной ноге), или не там, где расположен нездоровый орган. Человек, например, начитался о болезнях и ощущает боль там, где, как он полагает, " должно болеть" сообразно сложившемуся у него " мифу болезни". Изменяется и самосознание (" я не узнаю себя", " сам не свой", " раньше я был не таким" и пр.). Не только состояние тела влияет на психику, но есть и обратные влияния психики (полезные или болезнетворные) на внутреннюю среду организма: общеизвестно, что остро или длительно переживаемый эмоциональный конфликт может вызывать у одних людей заболевания сердечно-сосудистой системы, у иных — пищеварительного аппарата или дыхательной системы. Наоборот, такое психическое явление, как стремление человека " встать выше" своего физического недостатка или хронической болезни и максимально использовать и развивать имеющиеся возможности, позволяет ему быть успешным в подходящей для него работе, обеспечивать себе существование в житейском смысле и развитие. Чаще всего, говоря о среде субъекта труда, имеют в виду " предметную" часть ее — температуру, влажность, давление окружающего воздуха, разные виды лучистой энергии, пыль, шумы, вибрации, ультразвуки, ядовитые, " агрессивные" вещества, инфекции, интоксикации, вероятность травм, неизбежные динамические нагрузки, состояния невесомости и многое другое в этом роде. Такого рода факторы так или иначе отображаются в психических состояниях человека, иногда беспечно недооцениваются им, что в итоге сказывается на продуктивности, работоспособности его, в частности на сохранении ее в течение того или иного рабочего времени. Психолог здесь не может быть всезнайкой, но он должен иметь соответствующую обзорную ориентировку, чтобы правильно понимать физиологов, врачей, гигиенистов и продуктивно сотрудничать с ними в рамках своей компетенции. Сотрудничать при решении комплексных междисциплинарных задач рационализации труда и производства (пусть в контексте " эргономики" или время от времени " всплывающих на поверхность" движений НОТ — научной организации труда и иных подобных, сообразно моде на новые названия старых реальностей). В целом рассматриваемую группу " предметных" условий труда можно обобщенно упорядочить в виде такого перечня: • материальные условия работы (оборудование) и быта (жилище, одежда, предметы питания, собственности) — все это опредмеченный общественный опыт. Например, компьютер или токарный станок сделаны для людей, рассчитаны не только на размеры, силовые возможности нашего тела, но и на разрешенные, запрещенные движения, возможные ошибки, способности ума; • физико-химические, биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота воздуха и пр., что отмечалось несколько выше). Сведения об условиях этого рода детально и основательно разработаны в науке и практике охраны труда. Существуют объемистые пособия и справочники в этой области. Об этой-то категории факторов среды чаще всего и говорят в связи с " экологией" человека. Но в не меньшей степени нуждаются в улучшении и ранее рассмотренные части среды. Не случайно существует область знания и практики — " психоэкология" (или " экопсихология"), ориентированная на анализ и создание условий для психического, душевного благополучия, здоровья людей. Рабочее место, рабочая зона, выступая для человека как внешняя по отношению к нему среда, вместе с тем объединяют в себе множество ранее рассмотренных составляющих трудового поста. " Рабочее место есть такая часть производственного пространства, в которой осуществляется взаимодействие трех основных моментов труда — предмета труда, средств труда и человека, вкладывающего свой живой труд в процесс производства" [130: 44]. Важнейшее научное требование к построению рабочего места состоит в том, чтобы оно соответствовало особенностям человека — анатомическим, физиологическим, психическим и, в частности, предусматривало бы индивидуальную регулировку, " подгонку". Например, изменение высоты сиденья стула, положения его спинки, удаленности человека от рычагов, кнопок, педалей и других органов управления техническим объектом, освещенности приборов и т.д. Важными составляющими рабочего места как системы являются зоны активного сбора оперативной информации и управляющих воздействий на средство и предмет труда. Информация о текущих состояниях объекта, предмета труда может поступать не только от специально предусмотренных приборов, устройств, но и от естественных индикаторов. Например, таких, как рабочие шумы обслуживаемой машины, цвета побежалости на обрабатываемом металле, свойства сырья, продукции, воспринимаемые на ощупь, на вкус — одним словом, органолептически, и т.д. В связи с этим, соответственно, говорят об искусственной и естественной (или инструментальной и неинструментальной) индикации состояний соответствующего объекта. По мере того, как средство труда, " вклиниваясь" между человеком и объектом труда, создает ситуацию " дистанционного" взаимодействия человека с объектом труда, возрастает роль, значение и количество инструментальных индикаторов, отображающих состояния объекта. Так, дежурный диспетчер современного железнодорожного узла может находиться на расстоянии двух-трех или более километров от того, что пассажиры называют " станцией", и управлять движением поездов по станции, не видя при этом ни одного из них. Диспетчер сидит перед пультом управления, имеющим площадь несколько квадратных метров. На пульте условными средствами (светящимися точками на схеме железнодорожных путей, показаниями других приборов) отображено текущее состояние дел на железнодорожном узле. Отображено, какой поезд на каком пути стоит или движется, какие пункты прошел и т.п. И эта информация в известном смысле даже лучше, чем та, которую диспетчер попытался бы получить, глядя на местность " своими глазами". Дело в том, что площадь обозрения здесь очень велика и на ней много " лишних" объектов. И лучше иметь перед взором компактное и точное техническое схематизированное отображение ситуации. В распоряжении диспетчера также специальная телефонная связь (в принципе возможна и телевизионная) и множество органов управления, связывающих диспетчера со светофорами, стрелочными переводами и другими элементами железнодорожного узла. Приборы на пульте составляют систему средств отображения информации об объекте труда. Воспринимаемое человеком состояние этих средств отображения называют информационной моделью (предмета труда, объекта и даже самого средства труда, если оно сложное). Это название дается на том основании, что элементы системы средств отображения, их отношения соответствуют в той или иной степени элементам системы объекта, их отношениям. Модель — это нечто соответствующее, подобное чему-то (оригиналу). Опираясь на информационную модель объекта, диспетчер строит в сознании оперативный образ ситуации на железнодорожном узле. В результате он как бы мысленно видит в ситуации то существенное, что нужно для принятия решений. В публикациях по психологии такой субъективный образ часто называют " концептуальной моделью", что нельзя признать вполне удачным, поскольку в обычном словоупотреблении " концептуальный" понимается как " понятийный". Что касается субъективной — находящейся в сознании диспетчера — модели объекта, то она не обязательно только понятийная, но может содержать яркие конкретные представления невидимой работником ситуации (уже отмечалось, что слова " субъективный", " субъектный" не следует понимать в обесценивающем или тем более " ругательном" значении). Профессии, подобные описываемой здесь, связанные с дистанционным взаимодействием человека с объектом наблюдения и воздействия, принято называть " операторскими". Они типичны для труда с применением автоматизированных систем. Чтобы понять некоторые специфические особенности этого очень распространенного и перспективного вида труда (иногда говорят: " Оператор — профессия будущего"), обратимся к общепонятному примеру, не отягощенному техническими подробностями. Первым трудящимся-оператором был, несомненно, первобытный удильщик-рыболов. Здесь информационной моделью являются состояния поплавка, а " концептуальной" — представления человека о невидимой ситуации под водой: "...подошла рыбка... трогает... хочет меня обмануть... не выйдет это у нее... так... заглотила... подсекаю и тяну! " Кстати, в соответствии с космогоническим мифом древних германцев их бог Тор создал мир не иначе, как выудив его из морской воды. В только что приведенном примере труда обратим внимание на то, что информационная модель отнюдь не изображает, но кодирует интересующую человека ситуацию. В современном операторском труде это обычное явление. Поэтому прежде чем принимать решение и предпринимать практическое действие по управлению объектной ситуацией, нужно эту модель так или иначе истолковать и мысленно строить ситуацию, отображаемую ею. Таким образом, деятельность человека здесь нельзя понимать, как только сенсомоторную реакцию на сигнал. Человек не просто реагирует на сигнал, но, представив (или не представив, что есть неудача) себе ситуацию, разбирается в ней, оценивает ее и уж после этого принимает, то или иное решение. Это требует времени. Следующая особенность информационной модели, типичная для многих видов операторского труда, состоит в том, что она находится в постоянном изменении в соответствии с меняющейся предметной ситуацией. Часто это не " модель-фотография", но " модель-фильм", и в соответствии с этим в сознании оператора все время должен претерпевать изменения и субъективный образ предметной ситуации — " концептуальная модель". Рассогласования между указанными моделями становятся причиной ошибок. Наконец, приведенный пример указывает и на то, что оператор должен иметь содержательное знание о предметной области труда. И было бы большой ошибкой полагать, что все дело в своевременном реагировании на поступающие оператору сигналы (в тех случаях, когда это так, человека можно заменить техническим устройством). " Слепота" проектировщиков пультов управления техническими системами к охарактеризованному выше внутреннему, психологическому содержанию работы оператора может натолкнуть на идею, скажем, унификации пультов управления и построения в будущем " единой" профессии " кнопконажимателей"... Увы, оператор, чтобы работать, должен и знать, и любить свою предметную область. Пусть все кнопки похожи на разных пультах, но одно дело нажимать их на пульте кормоприготовительного агрегата в животноводстве, другое — на диспетчерском пульте аэропорта, третье — на установке искусственного сердца в хирургическом отделении клиники, четвертое — на пульте управления освещением театральной сцены. Отметим, что признак дистанционного разобщения человека и предмета его труда фактически наличествует иной раз там, где с чисто внешней стороны как раз имеется непосредственный контакт этих факторов. Пилот, совершая полет, сам летит, находясь, кстати, внутри средства передвижения. Вместе с тем о многих и существенных факторах, параметрах полета он узнает опосредствованно (на основании связи с наземными пунктами, показаний бортовых приборов, навигационных систем). Рабочие места операторов очень разнообразны по применяемым на них средствам отображения информации, органам управления, условиям существования человека. Существует множество принципов, правил, рекомендаций по проектированию, созданию и совершенствованию рабочих мест как операторов, так и многих других работников, например массового материального производства [395], [396], [357], [416], [397]. Все принципы, рекомендации этого рода направлены на то, чтобы рабочие места были удобны человеку и способствовали высокому уровню его работоспособности. Мы ограничимся здесь лишь одним общим и, надеемся, общепонятным правилом соответствующего рода. Оно, как полагаем, должно рассматриваться в качестве внутреннего средства деятельности специалиста, принимающего участие в проектировании, создании рабочих мест. Создавать рабочие места нужно так, как если бы мы это делали для своих собственных взрослых детей (и тогда многие полезные, гуманные идеи " сами собой" придут вам в голову). Упражнение Постарайтесь, возможно детальнее описать воображаемый вакантный трудовой пост, который Вы хотели бы занять в качестве субъекта труда (сейчас или через ряд лет, по Вашему усмотрению). Итак, среда сложна даже при обзорном рассмотрении обыденной, повседневной обстановки труда (а ведь есть еще и исторические, экономические, политические, а также общие природные условия региона, где мы живем, не говоря уже о воздействиях космического уровня). Множество регуляторов активности человека, существующего именно в его среде, — это сложнейшая система. Это множество и есть психика. Нельзя рассчитывать, что она сама сформируется в наилучшем варианте. Это еще один довод в пользу того, что мало полагаться на здравый смысл, но важно осваивать научные основы психологии труда. Упражнение Постарайтесь дополнительно привести несколько своих примеров элементов среды указанных ранее разновидностей. К числу семи основных структурных компонентов трудового поста выше (см. начало параграфа 1.6.) мы отнесли и такой, несколько " таинственный", как возможности и ограничения развития субъекта труда. Эту реальность " не потрогаешь", до нее надо специально дознаваться. И для нас она существует в форме соответствующих мысленных образов, представлений. Обсуждаемая составляющая трудового поста, с одной стороны, является неотъемлемой его (поста) особенностью. С другой стороны, она распределена между другими его составляющими. А именно, развивающее влияние на работника оказывают и типичные цели, и предмет, и средства, и условия деятельности. Все это не лежит на поверхности и может упускаться из вида на практике. Но следствия здесь могут быть более чем серьезными, поэтому уделим здесь некоторое внимание соответствующим вопросам. Примечание. Возможно, Вы хорошо знаете, что развитием системы считается не любое ее изменение. О развитии уместно говорить в случае, когда система накапливает, " помнит" предшествующие свои изменения, и это определяет направление, ход ее дальнейших изменений. В результате она с каждым шагом становится несколько другой. Важно учитывать, что развитие может быть не только ценным, прогрессивным, но и нежелательным. Развитие субъекта труда часто не подводится под понятие результата его деятельности, поскольку оно не очевидно. Но это теоретически неверно. Явления развития человека более явны в отношении образовательных систем. Например, среда учебного заведения, как каждый согласится, существенно и определенно развивает учащегося как субъекта деятельности. Среда профессионального учебного заведения — частный случай " образовательной среды" (см. [420]). Но и трудовой пост как форма существования профессии (и, понятно, соответствующая деятельность человека) — тоже фактор развития субъекта. К вопросам развития человека в связи с профессией мы не раз вернемся в последующем тексте.
♦ Вопросы и темы для размышления и разработки 1.Каково " устройство" среды у меня (у Вас) как субъекта деятельности? 2.Изменялась ли моя среда? Когда, как, в результате каких причинных обстоятельств? 3.Что ценное для себя или для окружающих мне удалось привнести в мою среду? 4. Как Вы представляете себе возможности и ограничения для развития субъекта на трудовых постах в знакомой Вам профессии? Тема 1. Система средств труда организатора производства. Тема 2. Система желательных средств труда психолога в роли преподавателя психологии в школе (можно фантазировать, построить эскизный проект, набросок лучшего будущего). Тема 3. Система желательных средств труда психолога в роли консультанта по выбору профессии (пофантазируйте; возможно, внесете лепту в прогресс нашей профессии). Тема 4. Ценные и нежелательные пути развития профессионала (разновидности профессионалов — по Вашему выбору).
О ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЯХ ТРУДА КАК ХАРАКТЕРИСТИКАХ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. До сих пор мы обсуждали внешние по отношению к субъекту условия труда. И это было оправдано, поскольку мы в предшествующих разделах условились иметь в виду, что трудовой пост может существовать и без работника (быть " вакантным"). Но сам субъект — тоже реальность, характеризующаяся свойствами, закономерностями, вполне " упрямыми" фактами. И это создает явления внутренних, присущих " вот этому" субъекту, и в частности психологических, условий труда, от которых в немалой мере зависит как успешность работы, так и удовлетворенность ею со стороны самого трудящегося. Если условиями считать здесь те реальности, от которых так или иначе зависит функционирование и развитие человека — субъекта труда, то правомерно признать, что в роли внутренних и именно психологических условий соответствующих явлений, процессов могут выступать все психические регуляторы и факторы труда. В этом необозримом множестве явлений практически целесообразно обращать внимание прежде всего на относительно устойчивые особенности человека. Организатор труда, производства, менеджер, " работодатель" не обязательно имеют психологическую подготовку. При этом они часто действуют в жестких рамках экономической реальности, в условиях лимита времени и могут быть не расположены заниматься чем-то " лишним", с их точки зрения, к разряду чего легко отнести свойства психики человека-" делателя" (другое дело — такие более явные вещи, как его руки-ноги, навыки, глаза, уши). Но человек как субъект деятельности — это система, в которой нельзя " выломать" или иметь в виду только непосредственно очевидные и " полезные" составляющие. Работа профессионала в основном и главном не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; профессионал — система, имеющая не только внешние, легко наблюдаемые функции (" отдачу"), но и необходимейшие и, как правило, сложные и многообразные внутренние, в частности психические, свойства, функции. К этим внутренним условиям, обстоятельствам относятся не только построение образа будущего результата деятельности и некоторое " вынашивание" представлений о путях и способах, вариантах достижения этого результата, но и многое другое. Это и эмоциональная преднастройка к работе, и все то, что психолог может назвать способностями, и общее сознание защищенности в обществе, уверенности в завтрашнем дне, и удовлетворенность ситуацией в семье, " дома", и стойкие особенности темперамента, и многое иное, включая и некоторый образ окружающего мира вообще. Недооценка подобных обстоятельств может вести к взаимонепониманию, конфликту организатора со специалистом-" де-лателем". Конфликты между профессионалом и " окружающими" потенциально всегда существуют, и это нормально, если ориентироваться на разумное их предупреждение и конструктивные исходы. Общая рекомендация из сказанного — следует уважительно и с вдумчивым доверием относиться к небанальности, индивидуальной неповторимости любого профессионала. В свете сказанного и профессионализм уместно понимать не просто как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека, включающую устойчивые разноуровневые особенности данного человека [233]. Упражнение Попытайтесь перечислить возможно подробнее те свои личные качества, свойства, состояния, особенности, которые именно в Вашей деятельности можно рассматривать как существенные условия успеха или неуспеха. Поскольку внутренние условия деятельности человека не стандартны (даже при стандартных внешних условиях), наиболее успешные результаты ее возможны тогда, когда система способов труда индивидуально своеобразна. Поэтому, например, неэффективно огульное распространение " передового опыта" (без учета индивидуальной неповторимости тех, кому его хотят " передать"). Освоение профессии — это не только " передача опыта человечества" отдельному человеку, но и " самостроительство" последнего и даже преобразование объектных условий работы, а не только приспособление к ним, что тоже важно иметь в виду. Понятно, что вся область более или менее различимых и устойчивых так называемых личных качеств, мотивов и операциональных возможностей человека (направленность, характер, умения, опыт, психодинамика, психосоматика) может быть вместе с тем и областью внутренних условий более или менее успешной деятельности профессионала. Упражнение В каких, по Вашему мнению, видах профессиональной деятельности такая особенность человека, как пониженная инициативность в установлении контактов с людьми, сдержанность в общении, будет благоприятным внутренним условием успеха? А в каких — неблагоприятным! Примерный набор профессий, который Вы можете по своему желанию и разумению изменить: чабан, проводник вагонов дальнего следования, осмотрщик вагонов, летчик—наблюдатель лесного хозяйства, экскурсовод. Разные по своим личным качествам работники могут успешно решать определенную (пусть в каждом случае частную) профессионально-трудовую задачу, но решают ее по-разному. Более того, по логике связи внутренних условий деятельности и ее способов они и должны решать ее по-разному, иначе она может стать для кого-то из них неразрешимой на должном уровне. Например, если навязывать человеку несвойственные ему, неудобные для него приемы, способы, режимы деятельности. В идеале важно научиться строить концепции отдельных казусов, когда стиль рассматривается достаточно полно в зависимости от нескольких внутренних условий. Соответствующие подходы в последние годы реализованы в работах [364], [365], [410], [411] по проблеме индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль формирующегося или относительно сложившегося профессионала может быть понят (в общем виде) как относительно устойчивая индивидуально-своеобразная организация деятельности (прежде всего ее приемов и способов), складывающаяся в результате усилий человека по наилучшему достижению целей в данных внешних и внутренних условиях. Поскольку и цели, и условия деятельности характеризуются в данной профессии у данного человека некоторой типичностью, определенностью, повторяемостью, это приводит к возникновению черт и общезначимости, и относительной устойчивости его индивидуального стиля как профессионала. Говоря об " относительной" устойчивости, мы имеем в виду, что стиль может изменяться. Упражнение Попытайтесь рассмотреть свой собственный стиль и стиль нескольких хорошо знакомых вам людей. Даже малое приращение в привычке анализировать стиль будет полезно. Программа анализа: 1. Проявления своеобразия работы • в протекании познавательной составляющей деятельности (развернутость или краткость ориентировки в среде; частый или редкий текущий контроль; преобладающая ориентация на предметную, социальную среду или на свои переживания); • в протекании исполнительной деятельности (торопливость, медлительность; частые пробы и поправки или направленность на осмотрительность и точность; рывкообразность, плавность и другие особенности, доставляемые наблюдением); • в области результатов деятельности (много продукта при умеренном качестве или, наоборот, мало, но при высоком качестве; другие варианты); 2. Предполагаемые причины наблюдаемого стиля • в области внутренних условий (стойкие особенности психического склада, осведомленность, опыт, наличие навыков, приемов саморегуляции); • в области внешних предметных условий (наличие или отсутствие хороших образцов продукта, инструментов, материалов); • в области внешних социальных условий (имеются или отсутствуют традиции обмена опытом, сплочена или разобщена группа участников работы, коллег, особенности межличностных взаимоотношений). 3. Проекты рекомендаций по улучшению стиля (узнать о приемах саморегуляции, о требованиях к продукту, лучше узнать Примечание. Будьте осторожны с выдачей рекомендаций, советов. Не все любят, когда их " учат жить". Рекомендации могут быть в виде вопросов: " А почему бы не...", " А что если...".
♦ Вопросы и темы для размышления и разработки 1.Если внутренние условия деятельности у каждого уникальны, то возможен ли здесь научный подход (ведь дело науки выявлять общее, закономерное)? 2.Практикующий психолог: работник науки или искусства? 3.Что закономерно в области внутренних условий труда? Тема 1. " Матч" между индивидуальным стилем и передовым опытом работы (что уместно распространять среди других). Тема 2. Пути коррекции индивидуального стиля труда. Тема 3. Индивидуальный стиль саморегуляции работника.
" ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО" ПСИХОЛОГИИ ТРУДА. Генеральная практическая задача в области самоорганизации и организации любого труда, а вместе с тем и центральная проблема человековедческих областей знания, обслуживающих решение этой задачи, могут быть охарактеризованы следующими ключевыми словами, выражениями: установление наилучшего взаимного соответствия — взаимосообразности — человека как субъекта труда, с одной стороны, и объективных требований социально фиксированного трудового поста — с другой. Эта идея о сообразности человека и заданного ему дела возникает сама по себе настолько легко, что приоритет ее генерирования нельзя приписать никому из психологов, мыслителей. Существуют разные авторские вербальные ее формулировки, но автор идеи, конечно, народ. И она в необходимых ситуациях воспроизводится у людей, даже у детей, спонтанно, без всякой научной, " психолого-трудовой", " инженерно-психологической", " эргономической" и тому подобной подготовки. Вот фрагмент протокола наблюдения за бригадой восьмиклассников, совместно делающих табуретку в школьной мастерской. —...И правда, ребята, давайте распределимся, как положено... —Ножки всего труднее делать, поэтому надо поручить эту работу тем, кто хорошо строгает под угольник. —А что же, проножки можно плохо строгать? —Да хватит вам рассуждать, другие вон уже работают, а вы все спорите! —Ну, давайте так договоримся. Я, Юрка, Андрей и Сергей будем ножки делать, а остальные распределяйтесь по желанию. Нам-то все же труднее — все ножки надо одинаковые делать, — сказал бригадир. —А царги не одинаковые? —Вот чудной, ты же все их один будешь делать. —А у меня вот не получаются все одинаковые, лучше уж я крышку сделаю, она только одна. —Нет, уж ты постарайся и сделаешь. А то что же мы Женьке дадим? Он ведь не сделает проножки или царги. —Ну, идет, только ты мне поможешь разметить. —Ладно. Все приступили к работе (по [366]). Как видно из протокола, дети исходят из предпосылки, что выполняемое задание и его исполнитель должны взаимосоответствовать, и ищут приемлемые пути установления такого соответствия. Так, они сознают уровень некоторых своих возможностей и возможностей друг друга в связи с предполагаемым видом работы. Из реплик реконструируется их знание о том, что один из членов бригады не пригоден для выполнения определенной работы, не удовлетворяет предъявляемым ею требованиям, а другой пригоден при условии, если ему помогут разметить заготовки. Более того, здесь (в вопросе " А что мы Женьке дадим? " и в принятии решения по этому вопросу) обнаруживается еще одна идея. И вместе с ней важный моральный регулятор взаимоотношений участников совместной работы — мысль о возможном пути установления взаимосоответствия человека и работы. А именно, не " выгнать Женьку" (не " профотбор"), а подобрать ему из возможного набора заданий наиболее сообразную его сегодняшним возможностям работу (" профподбор"). Это своеобразная модель идеи внутрипрофессиональной расстановки кадров, идея подбора (" приискания", как выражались в России еще лет сто назад [173; 122]) человеку подходящей работы. Обсуждаемая идея с разными оттенками широко представлена — в явном виде или в виде логически неизбежных допущений — не только в специальной литературе по вопросам человеческого фактора труда, но и в самых разных формах общественного сознания, даже в фольклоре, например в пословицах: " Не за свое дело не берись, а за своим не ленись", " Из одной мучки, да не одни ручки", " Каков строитель, такова и обитель" и др. Проблема установления взаимосообразности субъективного и объективного факторов трудовой деятельности является атрибутивным признаком любой работы в области информационно-психологического обслуживания области труда. Иначе говоря, соответствующую мысль можно рассматривать как своего рода критерий отнесения той или иной работы — научной или практической — к области психологических подходов к труду. Если указанная мысль не содержится в некоей работе (явно или в виде логически реконструируемых предпосылок), то такую работу, какими бы " прочими" достоинствами она ни характеризовалась, нельзя отнести к рассматриваемой здесь области. По сути дела, мы обсуждаем здесь, в частности, проблему так называемой " профессиональной пригодности" [40]. Но признак " пригодности" неправомерно приписывать только человеку, поскольку как раз непригодными могут оказаться плохо спроектированные и изготовленные средства и неудачно организованные условия труда. Простой и общепонятный пример: в свое время были придуманы и установлены цветные сигналы светофоров, в результате некоторая часть людей, не различающих красный и зеленый цвета (так называемые дальтоники), должны признаваться непригодными для водительских профессий. Но светофор — не явление природы. Можно бы вместо красного сделать горизонтальную белую черту значительного размера (символ шлагбаума), вместо зеленого — вертикальную (символ открытого пути), вместо желтого — круг или крест. Современная техника способна и на большее. И не было бы непригодных по рассматриваемому признаку. Правда, всякая реконструкция требует затрат. Подобного рода явления, когда придуманные и изготовленные средства труда оказываются неудобными для человека, встречаются нередко. Иной раз для нажатия часто употребляемой кнопки пульта управления оператору приходится привставать, " дотягиваться", даже совершать маршрут в обход каких-нибудь столов. Или приходится значительное время стоять, изогнувшись винтом, поскольку, оперируя кнопками пульта, он одновременно должен наблюдать за объектом, находящимся сзади, причем так, что в нормальном сидячем положении оператора за пультом этот объект просто не виден. Это еще " легкие случаи". Сложнее обстоит дело, когда работник либо чрезмерно перегружен информацией, либо должен управлять настолько быстротекущими процессами, что это превосходит его естественные возможности. Начинают иной раз толковать об ошибках " по вине" оператора. А вины-то в юридическом значении слова нет с его стороны: техника должна проектироваться для удобства работы человека. Итак, хотя нередко употребляют выражения " профпригодность человека", " диагностика профпригодности людей", " определение профпригодности школьников", нам следует хорошо помнить, что эти выражения если не совсем бессмысленны, то по крайней мере должны пониматься очень условно. Если принять наличные условия и средства труда за нечто неизменное, то можно рассматривать людей как более или менее пригодных для данной работы " здесь и сейчас". Другими словами, свойство профпригодности может приписываться человеку лишь как ситуативное — присущее, строго говоря, не ему, а конкретной системе " субъект — объект". Ситуацию взаимной пригодности субъекта труда и трудового поста можно создавать одним или несколькими из следующих способов. Можно подобрать человеку подходящую работу из числа существующих, сформировать у него дополнительно некоторые требуемые профессией качества (знания, опыт, умение использовать свои " сильные" стороны и компенсировать те, которые противодействуют успеху). Можно распределить трудовые функции, с которыми человек, как правило, не в силах справиться, между двумя или более людьми (положив тем самым начало формированию двух или более новых профессий вместо одной прежней). Можно снабдить работника новыми, более совершенными техническими средствами труда. Этот путь, в свою очередь, может фактически вести к возникновению новых профессий. Так, внедрение технических средств дистанционного управления судовым двигателем привело в свое время к тому, что вместо двух отдельных профессий возникла одна, объединив их названия, — " рулевой-моторист речного флота". Если встать на позицию только " работодателя", то возникает еще один путь установления некоторого взаимосоответствия человека и работы — селекция, или профотбор (выделение наиболее годных из некоторого множества претендентов). Идея этого пути часто приходит людям в голову, будучи навеяна привычками технического мышления. Правда, в технике широко практикуется и создание материалов с заранее заданными свойствами, но тем не менее часто имеет место и такой ход мысли, что надо выбрать " со склада" для той или иной цели " наиболее подходящий" материал. Этот шаблон мышления переносится на практику обращения с людьми — " выбрать лучших". В качестве ограничения здесь выступают следующие обстоятельства. Не всегда есть достаточно большое множество претендентов, чтобы среди них случайно вдруг оказались такие, которые " вполне пригодны"; кроме систем профессионального образования, учреждений по подготовке и переподготовке кадров нет никакого таинственного фактора, который бы почему-то обеспечил появление профессиональной пригодности людей. " Природа", образно говоря, " не знает", какие профессии, с какими требованиями к человеку появятся завтра в условиях бурного научно-технического прогресса современности, и соответствующего " склада" у нее нет. Наконец, государственный и гуманный подход к человеку как высшей ценности требует подумать об оптимальном трудоустройстве и тех, которые оказались " отсеянными" в ходе профотбора на определенный вид труда или профессионального обучения. В связи со сказанным профотбор не может быть не только единственным, но даже основным средством приведения в соответствие множества людей, с одной стороны, и множества трудовых постов в обществе — с другой. Трудности поиска претендентов на те или иные трудовые посты могут быть стимулом для организаторов производства в деле улучшения условий труда, создания новых более привлекательных профессий (" мастер по эстетике" вместо " уборщица" и т.п.). Профотбор иногда неизбежен и необходим, но при этом полезно помнить, что он является выходом из положения, обусловленного нашим неумением гарантировать человеку нормальное состояние физического и психического здоровья, обучить, воспитать его, дать ему необходимые внутренние и внешние средства труда. Существует еще факт так называемого " естественного профессионального отбора" [53], состоящий в том, что человек, будучи " не на своем месте" и испытывая в связи с этим неприятные переживания (они могут быть результирующим эффектом несоответствия его трудовому посту по самым разным признакам, начиная от несносного характера непосредственного руководителя и кончая вынужденной неудобной рабочей позой), уходит, увольняется с одного места работы в поисках более подходящего. Такого рода факты ведут, с одной стороны, к тому, что часть людей " находит себя" в той или иной работе. Но, с другой стороны, общество сталкивается с явлениями повышенной " текучести" кадров, их " нестабильностью, неоправданными миграциями" и подобн. " Золотое правило" психологии труда в том и состоит, что мы, желая повысить производительность, эффективность, качество работы человека, не можем произвольно делать все, что хотим, с системой " человек — предмет труда — средство труда — среда", не считаясь с фактом взаимосоответствия человека и трудового поста. А именно, если мы теми или иными мероприятиями создаем здесь нарушение традиционно сложившегося соответствия (вводя, например, новые требования к человеку, поручая ему новые функции, усложняя, изменяя, заменяя предмет, средства, предметные или социальные условия труда), необходимо компенсировать неизбежно создающееся рассогласование в каждом случае " контрмероприятиями", комплекс которых нужно специально изыскивать, быть может, в прикладном исследовании. Частным выражением указанного правила является следующее положение — если распределение, перераспределение функций в эргатической системе и между такими системами мы осуществляем произвольно, без учета обсуждаемого здесь феномена " соответствия — несоответствия", то это закономерно приводит к определенным, часто неожиданным последствиями. Таковыми могут быть ошибки, аварии; " отсев", " текучесть" кадров; неблагоприятные функциональные состояния работников с последующими отклонениями их здоровья от нормы. Вместе с указанными явлениями возникают и непредвиденные, стихийные изменения " облика" профессий, их слияние, разделение, отмирание одних и появление других. Правда, опыт уже породил многие формы указанных выше " контрмероприятий" — при введении новой техники проводятся инструктажи, переобучение, повышение квалификации кадров. Если низок уровень руководства трудовым коллективом и неблагоприятны личные качества руководителя, его могут сменить и тем самым создать более хорошие социальные условия труда. Если молодежь перестает стремиться в сферу материального производства, зная, что там " несладко", стараются поднять уровень культуры материального производства, делая его более привлекательным, активнее ведут пропаганду рабочих профессий. Тем не менее, здесь предстоит много работы по упорядочению фактов и выделению существенных закономерностей, опираясь на которые, можно было бы оптимизировать эргатические системы (причем и на уровне их проектирования, а не только доводки или перестройки). Основные встречающиеся в практике тенденции установления взаимосоответствия человека и работы отображены в табл. 2. Двенадцать вариантов таких тенденций распределены в этой таблице в зависимости от того, какими возможностями проявления самостоятельной активности располагает человек как субъект трудовой деятельности. Указанные варианты представляют собой своего рода " выходы из положения" — исходы из ситуаций большего или меньшего взаимного несоответствия человека объективным требованиям настоящей или будущей работы, профессии. Оптимальными исходами следует считать обозначенные цифрами 5, 6, 7, 8; допустимыми при достаточно хорошем уровне развития человека как субъекта — 1, 2, 3, 4; малоэффективными и нежелательными — 9, 10, 11, 12 (они порождают в пределе явления стихийного " естественного" профессионального отбора). Исходы, распределенные по горизонтальным графам таблицы, могут объединяться в комплексы, взаимодополняя один другого. Во всех случаях одним из исходов может быть (в близкой или далекой перспективе) изменение множества трудовых постов, профессий, изменение в фактическом содержании труда соответствующих работников (при сохранении даже старого названия профессии). Так, скажем, от какого-то вида работ систематически происходит " отток" кадров (при малейшей возможности люди в порядке " естественного отбора" стремятся уволиться с этой работы или часто заболевают и пр.). Это рано или поздно вынуждает организаторов производства что-то предпринимать в смысле изменения характера и условий труда. Появляются новые профессии, лучше согласующиеся с указанным " золотым правилом". Человек с творческим складом ума, выбравший, казалось бы, случайно и неудачно работу очень однообразную, рутинную, стереотипную, может придумать существенные нововведения, приспособления. В результате он радикально меняет содержание труда и фактически создает новую профессию (вместо того, чтобы вручную раскалывать орехи, придумывает эффективное техническое устройство для той же цели [417] и т.п.). Факт " соответствия — несоответствия" человека требованиям трудового поста имеет сложную структуру. Наиболее очевидными являются признаки физической тяжести работы, временных и пространственных ее ограничений, а также производные от них (требования к скорости действий, к перенесению скоростных перегрузок, недостаток движений, невесомость). Положим, человеку приходится поднимать, опускать, передвигать очень тяжелые предметы, с трудом дотягиваться до рычагов управления или прилагать к ним большие усилия, принимать решения и действовать очень быстро, укладываясь в доли секунды. В таких случаях явления " соответствия — несоответствия" человека и работы замечаются легко как самим работником, так и окружающими. Менее очевидны, но не менее " коварны" по последствиям факты, относящиеся к процессам познавательной деятельности. Например, человеку практического склада ума приходится решать теоретические задачи, да еще находиться среди теоретиков, а человеку с недостаточно развитым " социальным интеллектом" (способностью разбираться в людях, их состояниях и взаимоотношениях) приходится решать задачи по оптимизации отношений в коллективе. Далее, положим, шкалы приборов, показания которых надо быстро и ответственно считывать, мелки, плохо различимы, слишком удалены от глаз работника, вынужденного находиться на определенном месте. В таких случаях возникающие трудности могут рассматриваться и самим работником, и окружающими как нечто вполне естественное (" труд труден") и не стимулировать к улучшению (оптимизации) эргатической системы. Но объективная цена этих, казалось бы, неизбежных трудностей может быть очень высокой (низкая эффективность производственной системы, аварии, травмы, " развал" коллектива, сообщества и пр.). Еще менее очевидны факты " соответствия — несоответствия" человека работе и работника в связи с характеристиками личностных качеств человека — его идеалами, убеждениями, потребностями, характером, хотя именно эти психические регуляторы наиболее существенным образом определяют " крутые повороты" человека на профессиональном жизненном пути. От плохой досягаемости кнопки на пульте или " тугой" рукоятки никто менять профессию не станет, а вот от разочарования в трудовом коллективе, от рассогласования тех или иных твердых взглядов (убеждений), моральных понятий, представлений — да. Наиболее общими признаками соответствия человека работе являются: а) ее успешность, б) удовлетворенность человека избранным трудовым путем, в) преобладание благоприятных функциональных состояний человека в ходе трудовой деятельности, таких состояний, как внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, положительные эмоциональные переживания от контактов с предметной и социальной средой (см.: [326]). О некоторых предрассудках в связи с понятием профессиональной пригодности. Иногда на обсуждаемую область явлений неправомерно (и, быть может, невольно) переносят ходы мысли, усвоенные по поводу вещественных неживых объектов. Например, могут считать, что та или иная пригодность к профессии у человека есть (как, скажем, прочность на разрыв у разных металлов или теплопроводность у стекла или дерева). Остается-де только ее своевременно определить, распознать (диагностировать) и решать вопрос о приеме человека на работу или соответствующую учебу. Это неверный ход мысли. Пригодность человека к какому-либо делу — качество развивающееся, складывающееся, формирующееся в деятельности, а не исконно присущее ему. До деятельности могут существовать только некоторые более или менее разрозненные предпосылки (личные особенности, элементы опыта), но не профпригодность как некая целостность, которую можно выявить раз и навсегда, на мыслимое будущее. Другой предрассудок, касающийся представлений о профпригодности, состоит в том, что нередко ее проявления, признаки ищут преимущественно на уровне индивидных, психофизиологических свойств человека. А свойства личности считают чем-то неопределенным, недостаточно стойким и не заслуживающим внимания. Иногда задачи оценки профпригодности в отраслевых службах поручаются не психологам, а только врачам. Действительно, если речь идет о противопоказаниях к труду и обучению по признакам состояния здоровья, то это — компетенция врачей. И традиционно именно врачи оценивают, например, людей, частично или полностью утративших трудоспособность, в связи с отнесением их (на какой-то срок или постоянно) к тем или иным группам инвалидности (непригодности) по состоянию здоровья. Но в случае практически здоровых людей (в пределах широкой медицинской нормы) обходить вниманием (игнорировать) личностные особенности было бы ошибочно. Во-первых, они могут быть ничуть не менее устойчивы, чем любые психофизиологические константы. Известны события, когда человеку легче расстаться с жизнью, чем, например, с убеждениями, идеалами. Во-вторых, в целом ряде случаев недостаточная выраженность именно личностных качеств (или выраженность " не тех" качеств) делают человека абсолютно непригодным к определенной профессиональной работе. Немыслимы, скажем, аморальный человек в роли педагога, инженер, равнодушный к технике, и по-добн. Фактически случаи подобного рода уместно рассматривать тоже как инвалидность. Но традиционно и прочно данный термин закреплен за явлениями нетрудоспособности по состоянию здоровья. Еще один предрассудок состоит в недооценке важности осознания (рефлексии) человеком признаков и особенностей своей пригодности к данной деятельности. Часто предполагается, что оценкой профпригодности человека занимаются только особые специалисты, а сам он является объектом их работы. Примерно подобным образом поступают при так называемой бонитировке крупного рогатого скота (сортируют животных по породным качествам, " статям" и т.п.). Но думается, что человек заслуживал бы положения не только объекта оценивания, но разумного участника его. Дело усугубляется тем, что службы, занятые оцениванием профпригодности, часто стоят как бы по одну сторону должностного барьера (порога предприятия или учебного заведения), а оцениваемые люди — по другую. И оценка ведется часто лишь в интересах организации, а не оцениваемого субъекта деятельности. Этого рода ситуация для нас часто практически неодолима. Но с позиций морали и научных принципов системного подхода к оценке, поддержанию и прогнозированию профессиональной пригодности [40: 28—37] соответствующие действия хорошо бы строить с учетом и перспектив развития данного человека как члена общества. И он должен быть участником разбора результатов оценивания. Это ему важно с точки зрения принятия решений о дальнейших шагах на жизненном трудовом пути. Уже отмечалось, что пригодность к профессии могут видеть только в человеке. Эта идея тоже может выступать в роли предрассудка. В действительности же непригодными могут быть, напоминаем, плохо сконструированные и организованные (не сообразные особенностям человека) условия и средства труда. Наконец, профпригодность нередко понимается упрощенно, как стандартный и единственно возможный набор некоторых " профессионально важных качеств" (ПВК). На самом деле, во-первых, как уже отмечалось, благодаря выработке индивидуального стиля деятельности могут к одной и той же работе приспособиться люди с очень различающимися свойствами индивидуальности. Во-вторых, важно учитывать многие и разные особенности человека, чтобы он и сам мог принимать хорошие решения, и чтобы специалисты могли дать хорошие рекомендации и ему, и организации, к которой он имеет отношение. Разумеется, в конкретной ситуации можно и приходится думать о пригодности человека. Основные компоненты пригодности человека к работе: 1.Гражданские качества — идейный, моральный облик человека. В профессиях, связанных с руководством людьми, обучением, воспитанием их, здравоохранением, торговым обслуживанием, правоохраной и т.д., человек оказывается непригодным, если эта группа качеств не развита у него нужным образом. 2.Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности. Если, например, профессия требует ответственной работы в одиночку, без частого внешнего контроля за исполнителем (объездчики, осмотрщики, контролеры), то такая черта характера, как добросовестность (отношение к труду), выступает в роли особенно важного звена профпригодности. Еще: отсутствие интереса к биологии, физиологии животных — препятствие для успеха работы в качестве оператора индустриализированного животноводческого комплекса (пусть человек и хорошо разбирается в собственно технических системах и т.п.). 3.Дееспособность (общая). Она образуется качествами, важными во многих и разных видах деятельности: состоянием физического и психического здоровья, так называемыми общими способностями, в основе которых лежат активность и саморегуляция человека как субъекта деятельности. Частным выражением общих способностей являются, например, склонность к постоянной занятости, положительные качества ума, развитый самоконтроль, инициативность, " творческость" — непредвзятый подход к решению возникающих на трудовом посту задач. 4.Единичные, частные, специальные способности. Это стойкие личные качества человека, которые важны для данной профессии или узкого их круга. Например, " цепкая" память на эталоны вкусовых качеств для кулинара, товароведа, контролера пищевых продуктов; устойчивость к действию монотонных раздражителей для машиниста локомотива; тонкий звуковысотный и тембровый слух для настройщика пианино и роялей, приемщика продукции на фабрике музыкальных инструментов и подобн. 5.Навыки, выучка, знания, опыт. Эта составляющая профессиональной пригодности обычно с той или и ной полнотой бывает представлена в специальных ведомственных документах — профессионально-квалификационных характеристиках. Они ориентировочно задают, что должен знать и уметь специалист. Упражнение Обратитесь к упражнению в конце раздела 1.5 и рассмотрите приведенные там факты с точки зрения " золотого правила" психологии труда: 1) в чем состоит несоответствие человека и трудового поста?; 2) к чему это несоответствие приводит?
Вопросы и темы для размышления и разработки 1.Человека подбирать к " месту" или " место" к человеку? 2.Самоопределение субъекта или " указующий перст" извне? 3.Если профотбор, то откуда возьмутся нужные люди? 4.Должен ли трудовой пост быть " человекосообразным"? Тема 1. Теория и практика формирования субъекта труда. Тема 2. Теория и практика формирования внешних условий и средств труда сообразно особенностям трудящегося [172]. Тема 3. Пути противостояния отношению организаторов производства к трудящемуся как к " инженерному сооружению".
Таблица 2 Разновидности эмпирических феноменов установления взаимосоответствия особенностей человека и объективных требований труда, работы, профессии
|