![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О структуре субъекта труда
Не кажется ли вам странным, что мы сначала толковали о субъекте в целом и только теперь переходим к вопросам о его " устройстве"? Не логичнее ли было сначала разобраться в теме, предлагаемой в данном параграфе? Есть веские основания считать, что путь от общего представления о системе к последующей ее " разборке" на детали является более естественным и продуктивным в деле, по крайней мере, учебного познания. Подробнее об этом см.: [333], [325]. " Срезовую" характеристику структуры субъекта труда в каждый данный момент его развития можно представить в виде уровней его возможного рассмотрения: уровень деяний, т.е. целостной деятельности в единстве с личностью, уровень действий, уровень макроэлементов и уровень микроэлементов действий. Уровень деяний. Деяние — целостный цикл трудовой деятельности, характеризующейся полной психологической структурой (признаками, описанными в разделе 2.1.) и включающей ряд промежуточных целей, подчиненных некоторой более или менее перспективной цели. Деяние — категория, прежде всего субъективная; она определяется иерархией целей, особенностями мысленных перспектив, которые задает себе сам человек. В состав этого уровня входят основные компоненты, перечисляемые ниже: общие способности (активность, саморегуляция); ориентировка в человеческой картине мира, мировоззрение, жизненные цели, идеалы, ценностные представления, профессиональные личные планы; характер как система отношений к разным сторонам действительности; ориентировка в конкретной жизненной ситуации — ее отображение в виде мысленных образов разного уровня; ориентировка в области своей непосредственной деятельности; сознание своего " Я", своих возможностей, состояний в реальной ситуации; волевые качества, обеспечивающие исполнение замыслов; специальные способности, конкретные мотивы деятельности; общая трудоспособность, особенности соматического и нервно-психического здоровья, общей гражданской воспитанности, подготовленности. Уровень действия. Действие — совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели. Действие — категория субъективная, она определяется динамикой непосредственных Целей. Так, например, для начинающего водителя автотранспортного средства действием может быть переключение рычага Управления коробкой передач. А для опытного, выполняющего это переключение привычным движением, здесь уже нет действия (так как нет особой цели — переключить передачу); действие опытного водителя может состоять в другом — " сменить ряд движения", " совершить обгон" и пр. Таким образом, делая одно и то же дело, разные люди могут выполнять при этом разные системы действий и разное их количество. Перечислим основные составляющие рассматриваемого уровня. Способность построить сообразное " логике вещей" представление цели; способность произвольной регуляции, саморегуляции мотивов, элементов действий, актов внимания, ориентировки, контроля. Способность усвоить и осуществить исполнительские операции на двигательном, или сенсорно-перцептивном, или интеллектуальном (отвлеченном), или социально-коммуникативном уровнях, а также на уровне самооценки своих состояний и саморегуляции их. Понятно, что и социальная коммуникация и саморегуляция предполагают сложные синтезы как чувственного, так и мысленного познания. Уровень макроэлементов действия. Способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне, уровне самооценки и саморегуляции параметров действия (" ускорить темп", " усилить нажим", " прекратить спешку и разобраться" и т.п.). Уровень микроэлементов действия. Это уровень важных, но малоподотчетных, бессознательных и ускользающих от произвольной регуляции особенностей познавательных и исполнительных действий, процессов мотивации действий. Это, например, изменения процессов на уровне микроинтервалов времени, микроамплитуд движений, тремора. Здесь мы сталкиваемся как с природными, так и с приобретенными регуляторными механизмами, обеспечивающими физиологический баланс организма с внешней средой, баланс функций внутри организма, автоматическую саморегуляцию. В общем виде под субъектом труда можно понимать системную разноуровневую организацию психики, включающую ряд свойств человека как индивида и как личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, цели, средствам и условиям деятельности (трудовой). ♦ Вопросы и темы для размышления и разработки 1. Для чего знать о микроэлементах действия? Не выдумка ли это досужих исследователей?
2. Есть ли психологическая информация в " Деяниях апостолов" (Новый Завет)? Если да, то выделите ее и соотнесите с современной научной психологией. 3. Каковы ваши деяния (прошлые и будущие)? Тема 1. Возможные варианты системного представления структуры субъекта труда. Тема 2. Возможные варианты анализа, группировки действий и деяний профессиональных психологов. Тема 3. Сходство и различие психолога и инженера как субъектов труда (целесообразно рассмотреть и другие варианты).
|