![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упражнение. Прокомментируйте приведенные ниже тексты с точки зрения понятий, представленных в параграфах 3.3 и 3.4.
Прокомментируйте приведенные ниже тексты с точки зрения понятий, представленных в параграфах 3.3 и 3.4. 1. " Хорошо известно, что для того чтобы добиться постоянного внимания у недостаточно внимательных школьников, их надо поставить у станка. Работа станка не позволяет отвлекаться от него, и учащийся волей-неволей становится внимательным" [225: 161]. 2. «Очевидно, что сценическое искусство, за редким исключением, воспроизводит континуум интенсивностей человеческих переживаний в его реальном жизненном диапазоне. Иначе обстоит дело со временем. Сценическое время всегда условно по отношению к реальному. Суть преобразований реального времени в условное сценическое состоит, в частности, в " сжатии", увеличении информативности " сценического сообщения". Это обстоятельство предъявялет особые требования к скоростным характеристикам эмоциональных реакций, к формально-динамической стороне эмоциональной реактивности актера. Возникает предположение, что индивидуальные особенности саморегуляции динамики эмоциональной реактивности, обеспечивающие соответствие сценического переживания меняющейся сценической ситуации, с одной стороны, и возможность управления эмоциональными реакциями в соответствии с задачей, стоящей перед актером как субъектом деятельности, — с другой, и являются в первую очередь теми признаками, которые характеризуют предрасположенность к сценической деятельности» [196: 4, 5]. Сообщается о методах соответствующего эмпирического исследования, приводятся сведения о статистической значимости обнаруженных в исследовании связей и резюмирующие утверждения, одно из которых приводится далее: " Повышение возбудимости, увеличение энергетического уровня процессов в организме, в нервной системе кажется вполне оправданным в начале новой, трудной и значимой деятельности (психологические тесты, премьер-ный спектакль). После окончания деятельности такое повышение представляется неоправданным, нецелесообразным. С точки зрения динамики рассматриваемые различия могут быть обозначены как различия по параметру лабильности — инертности (в группах актеров и абитуриентов уровень активации возрастает быстро, своевременно и также быстро снижается; в контрольной группе повышается медленно и держится сравнительно долго)" [196: 11]. 3. " Из литературы по психологии индивидуальных различий известно, что успешность деятельности людей в экстремальных условиях [существенно] зависит от природных свойств их нервной системы и темперамента. Факты подобного рода получены при исследовании трудовой и учебной деятельности в лабораториях Б.М. Теплова, В.Д. Небьиицына, Б.Г. Ананьева, К.М. Гуревича, B.C. Мерлина. Поскольку деятельность пожарного в большинстве случаев осуществляется в условиях сильно действующих стресс-факторов: жары, дыма, взрывов, кислородной недостаточности, новизны обстановки, высоких физических нагрузок, угрозы для жизни и т.д., — мы вправе предположить, что сила нервной системы относительно возбуждения и тревожность (эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации) будут существенно влиять на результативность действий личного состава пожарных подразделений в экстремальных условиях тушения пожаров" (334: 3, 4]. Далее сказано о методах соответствующего эмпирического исследования и его результатах, в частности: " Эффективность действий лиц с сильной нервной системой в экстремальных условиях улучшается значимым образом (р< 0, 001) по сравнению с обычными занятиями..." [334: 13]. «Исследование эффективности выполняемой работы лицами с сильной и слабой нервной системой, тревожными и нетревожными, склонными и не склонными к риску в период проведения ими пожарно-профилактических [инспекторских, а не боевых. — Е.К.) мероприятий на промышленных объектах, в торговых предприятиях и в учреждениях с массовым пребыванием людей (детские ясли, садики, школы, театры, больницы) показало, что лица со слабой нервной системой, тревожные и не склонные к риску качественнее и эффективнее проводили эту работу, чем лица с сильной нервной системой, нетревожные и склонные к риску. Например, лица с сильной нервной системой в период обследования объекта охватывали проверкой 50% имеющихся зданий и сооружений, а лица со слабой нервной системой — 85%. Соответственно нетревожные 52%, тревожные — 90%, лица, склонные к риску, — 45%, не склонные к риску — 75%. " Сильные" при осмотре помещений обнаруживали в среднем 9, 5 противопожарных недочетов, " слабые" — 16, нетревожные — 9, тревожные — 16, 5, лица, склонные к риску, —8, 4, несклонные к риску - 14» [334: 17, 18].
♦ Вопросы и темы для размышления и разработки 1.Теория должна быть непременно пространной, большой? 2.Не лукавим ли мы: возможны ли теории в психологии? 3. Возможны ли надежные закономерности в психологии? 4. Тема 1. Своеобразие доказательства в гуманитарной области. 5. Тема 2. Своеобразие объяснения в гуманитарной области. 6.Тема 3. Своеобразие научных закономерностей в психологии.
|