![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ниже кратко охарактеризованы специфические особенности некоторых психологических методов сбора эмпирических данных.
Метод беседы. Он совершенно необходим при изучении индивидуальной психологической структуры труда, при изучении профессий, некоторых функциональных состояний людей в труде, личных профессиональных планов (в системе профконсультации при выборе профессии или вынужденной перемене труда), при оценке рабочих мест (в системе их эргономической проработки) и т.д. Беседа обычно применяется в сочетании с другими методами. Предмет рассмотрения здесь — высказывания, их содержание, выразительные средства речи, динамические ее характеристики (темп, ритм). Основные требования к беседе как методу: • наличие нежесткой, гибкой программы, но заранее продуманной (с мысленным " проигрыванием" возможных вариантов ее развития), позволяющей оперативно строить общение в зависимости от высказываний испытуемого, его реакций, состояний; • наличие специального доверительного социального контакта психолога с испытуемым (основные приемы установления контакта обсудим несколько ниже); • беседа не должна вырождаться в устную анкету (или опрос). Вопросы должны естественно вытекать из контекста общения и, возможно, перемежаться с высказываниями психолога и о себе. Тем более беседа не должна вырождаться в допрос (вследствие, например, тенденции инициатора беседы к доминированию в ходе общения); • вопросы не должны ставиться во внушающей, " подсказывающей", " подталкивающей" форме (как это, скажем, нередко делают телеинтервьюеры, чтобы всучить телезрителю желательное " мнение"); • вопросы должны ставиться не столько в прямой форме (" в лоб"), сколько в косвенной, провоцирующей свободное высказывание. Например: " А что если бы...? ", " Как Вы думаете...? ", " Что бы нужно сказать о Вашей профессии школьникам...? " и т.п.; • система вопросов должна допускать взаимопроверку ответов, (спрашивать о чем-то одном в разных контекстах, разными словами); • ход беседы должен как-то фиксироваться. Если возможно, по соображениям этики, условиям общения и при согласии респондента-испытуемого, — звуко- или видеозапись. При протоколировании речь испытуемого должна фиксироваться дословно без малейшего редактирования, пересказа " своими словами" — " фотографично". Иногда, чтобы не сковывать испытуемого, беседу протоколируют после ее завершения — по " горячим следам"; • беседа не обязательно происходит " за один присест", но может складываться из обмена репликами, разобщенными во времени и пространстве. Если беседа проводится в рабочее время, то она не может не быть фрагментарной, поскольку занятый работой испытуемый, как правило, не может надолго отвлекаться от дела. А проявлять назойливость со стороны исследователя в таких случаях бестактно — не на любой работе можно " поболтать". Если мы изучаем рабочих, то они часто бывают очень немногословны, так что рассчитывать на " салонный" стиль беседы отнюдь не приходится. Но краткие реплики подчас несут достаточную информацию. Приведем пример. На предприятии начато обучение рабочих новому приему выполнения ручной операции (далее, чтобы не осложнять изложение, постараемся избежать чисто технологических подробностей). Психологу важно знать, как к этому мероприятию относится инструктор, которому поручено обучение (работница с большим опытом, возраст пенсионный). Психолог спрашивает инструктора: " Выйдет ли что у нас? Ведь они (работницы цеха) привыкли работать по-старому... кто как! " Инструктор испытующе устремляет взгляд на вопрошающего, медлит некоторое время и говорит убежденно: " Медведей учат! " Вот и вся беседа, но нужная информация в ней получена и, как говорится, незачем далее языком " сотрясать воздух". Наоборот, например, в системе профконсультации старшеклассников диагностическая беседа может быть и, как правило, бывает продолжительной. Школьники, как показывает опыт, очень ценят, что с ними " разговаривают по-человечески", т.е. ничего не требуют, дослушивают до конца, интересуются их личным мнением и личными качествами, побуждениями, не ловят на ошибках и пр. Они готовы беседовать с консультантом хоть по полтора часа и не один раз. Обратим внимание на некоторые рекомендации по технике установления контакта, являющегося необходимым условием достоверности получаемых данных. Необходимо установить деловые, оправданные с точки зрения испытуемого отношения с ним и выступать в понятной для него роли. Пусть это будет роль человека, изучающего ценный опыт работника, чтобы сообщить о нем новичкам или учащимся профессионального учебного заведения, или роль человека, озабоченного вопросами улучшения, рационализации рабочих мест в целях сделать работу более удобной, менее утомительной и т.д. Важным условием контакта является создание ситуаций, в которых исследователь предстает как человек, от которого возможна какая-то помощь испытуемому в затруднительном для него положении или помощь трудовому коллективу. Помощь советом, делом, например улучшением какого-то элемента условий труда (освещенности, компоновки рабочего места), условий обучения и т.д. Фазы развития контакта возможны следующие (по: [377]): • " накопление согласий"; • " поиск общих интересов"; • уточнение правил, принципов, стиля общения (оно может происходить на основе " молчаливых" взаимооценок собеседников); • возможны несогласия вплоть до демонстрации опасных качеств; • фаза регулирования и, наконец, • фаза взаимосодействия. Задача инициатора контакта (психолога) в том, чтобы, создавая те или иные ситуации, содействовать развитию контакта в желательном направлении. Не обязательно процесс установления контакта развертывается по всем указанным выше фазам (он может сразу оказаться на фазе взаимосодействия), но знать о них полезно. Метод анамнеза сводится (в контексте нашей науки) к сбору данных об истории развития данного человека как субъекта труда. Это бывает необходимо для обоснования оценок устойчивости мотивов, для демаскировки некоторых способностей и других личных качеств, не обнаруживающихся, например, в наблюдаемой деятельности. Анамнез может пролить свет на объяснение поступков, может быть полезен для построения прогнозов развития личности, для обоснования наиболее эффективных средств воспитательного воздействия на определенного человека и т.д. В методологическом плане этот метод реализует принцип изучения психики в развитии. Предметом рассмотрения являются высказывания, документы, вещи, характеризующие испытуемого. Высказывания испытуемого о событиях своего прошлого объединяют иногда понятием " субъективный анамнез". Высказывания же о нем других лиц и характеризующие его документы обозначают как " объективный анамнез". " Субъективный" здесь надо понимать в значении " субъектный", а отнюдь не обязательно как " ненадежный", " неистинный". Точно так же и высказывания сторонних лиц, которые тоже ведь являются субъектами, не обязательно будут непременно " объективными" в смысле " беспристрастными", " истинными". В конце концов и документы, тексты, вещи — тоже либо продукция субъектов, либо нечто, несущее на себе тот или иной отпечаток все того же субъективного фактора. Все эти сложности надо воспринимать как нормальные, поскольку неизбежно связаны с тем, что предмет нашего интереса и исследования есть как раз субъект, его свойства, проявления. В качестве документальных и вещных источников анамнестического исследования могут быть личное дело, аттестационные документы (дипломы, аттестаты, удостоверения о принадлежности к той или иной общности, справки и пр.). Это, далее, могут быть знаки отличия, почетные грамоты, библиотечный абонемент (как свидетельство читательских интересов, их направленности). Еще: групповые, сюжетные фотографии, медицинская карта (" история болезни"), переписка, личная библиотека, поделки, предметы рукоделия и т.д. В качестве респондентов для сбора материалов объективного анамнеза могут выступать родители, родные, знакомые. Если речь идет о школьнике, выбирающем профессию, или недавнем школьнике (учащемся профессионального учебного заведения), то таковыми могут быть учителя-предметники, классный руководитель. Это, далее, могут быть преподаватели, мастера производственного обучения, спортивные тренеры, непосредственные руководители, друзья. Поскольку анамнестическое исследование включает систему бесед, то в число требований к нему входят все те, которые были выше изложены в связи с методом беседы. Специфические требования к методу анамнеза состоят в следующем: • помимо программы каждой беседы должна быть общая программа исследования в целом и специальная программа сбора сведений по документальным и вещественным источникам (собираются не источники, а почерпнутая из них информация); • существенным является требование систематичности, разносторонности и полноты собираемых сведений; • факты биографии испытуемого должны соотноситься с имевшими место условиями его жизни (они могут существенно отличаться от тех, что имеются на момент сбора материала). Метод анамнеза имеет уникальное отношение к некоторым мало разработанным в нашей науке вопросам, темам — ретроспективный анализ ситуаций выбора профессии, изучение путей формирования мастерства, типология профессиональных судеб (" карьер"). Он важен при прояснении и следующих вопросов: преодоление последствий психологических конфликтов, социально-трудовая реабилитация людей при стойкой частичной утрате ими трудоспособности. Это также и вопросы профессиональной реориентации. Речь идет о вынужденной перемене труда в связи с потерей работы, о смене выбранной профессии, о смене профессионального учебного заведения или начатого профессионально-трудового пути в связи с острой неудовлетворенностью выбором или иными обстоятельствами, например обнаружившимися врачебными противопоказаниями. Например (неопубликованные данные Г.Ф. Корольковой), к профконсультанту обратилась специально приехавшая из другого города девушка. Приехала " посоветоваться". Она успешно работает в должности бухгалтера, но, оказывается, переживает острое неудовлетворение от своей работы. Работает добросовестно, без ошибок, на работе ее ценят, но дается это ей такой ценой, которая становится для нее непосильной. Прием субъективного анамнеза позволил выявить в биографии этой девушки устойчивое " светлое пятно" — положительные переживания от " живой" работы с людьми. Это, наряду с другими обстоятельствами, дало основание посоветовать ей попробовать свои силы в работе по воспитанию подростков. Совет был принят. В результате примерно через год профконсультант получил письмо, в котором эта девушка пишет, что она " нашла себя" в работе с подростками, что хотя, конечно, трудно, но она " счастлива". Итак, метод анамнеза помог демаскировать глубокие склонности человека, которые сам он игнорировал при выборе профессии (в данном случае — руководствуясь советами доброжелательных родственников). Приведенный пример косвенно указывает на то, что вовсе не обязательно всякий раз вооружаться всем возможным арсеналом источников для сбора анамнестических сведений. Из приведенного несколько выше их " репертуара" (он может быть и расширен) важно выбирать то, что соответствует конкретной исследовательской или, как в приведенном примере, практической задаче.
♦ Вопросы и темы для размышления и разработки 1. Не проще ли поручить наблюдение видеокамере? 2. Не проще ли поручить диалог с испытуемым компьютеру? 3. Фетишизация техники или прогресс системы средств труда психолога? Тема 1. Распределение функций между внешними техническими и внутренними средствами труда психолога. Тема 2. Условия и пути повышения научной корректности психологического наблюдения. Тема 3. Варианты психологических бесед и требования к ним.
|