![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обобщенный алгоритм экспертного заключения об эмоциональных предпосылках выбора подтипа профессии.
1.Проверить, имели ли место в прошлом опыте оптанта положительные эмоциональные переживания, вызванные процессом его действий с биологическими объектами. Проверить, имели ли место при этом отрицательные переживания. Проверить, какие преобладали. Если положительные эмоциональные переживания преобладали (" да"), перейти к пункту 6, если " нет" — к пункту 2. 2.Проверить, имели ли место в прошлом опыте оптанта положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом его действий по поводу технических (или неживых природных) объектов. Проверить, имели ли место при этом отрицательные переживания. Проверить, какие преобладали. Если положительные эмоциональные переживания преобладали (" да"), перейти к пункту 6, если " нет" — к пункту 3. 3.Проверить, имели ли место в прошлом опыте оптанта положительные эмоциональные переживания, вызванные процессом его действий по поводу социальных объектов (деловое общение, руководство, обучение, информирование людей, помощь им). Проверить, имели ли место при этом отрицательные переживания. Проверить, какие преобладали. Если положительные эмоциональные переживания преобладали (" да"), перейти к пункту 6, если " нет" — к пункту 4. 4.Проверить, имели ли место в прошлом опыте оптанта положительные переживания, связанные с его действиями по поводу знаковых объектов (вычисления, черчение, перевод с языка на язык, переобозначение, придумывание новых " тарабарских" языков, шифров и пр.). Проверить, имели ли место при этом отрицательные переживания. Проверить, какие преобладали. Если положительные эмоциональные переживания преобладали (" да"), перейти к пункту 6, если " нет" — к пункту 5. 5.Проверить, имели ли место в прошлом опыте оптанта положительные переживания, связанные с его действиями по поводу явлений художественного отображения, оформления, сопровождения действительности. Проверить, имели ли место при этом отрицательные переживания. Проверить, какие преобладали. Если " да", перейти к пункту 6, если " нет" — тоже к пункту 6. 6.Проверить, имеет ли оптант удовлетворительное обзорное представление о типах профессиональной деятельности по признаку предметной области труда. Имеются в виду профессии типа " человек — живая природа", " человек — техника и неживая природа", " человек — человек", " человек — знаковые системы", " человек — художественный образ". Если " да", следовать к пункту 7, если " нет", сообщить оптанту необходимую информацию и далее следовать к пункту 7. 7.Предложить оптанту самостоятельно расположить разновидности действий, соответствующие типам профессий (П, Т, Ч, 3, X), по степени убывания выраженности положительных эмоциональных переживаний, связанных с ними лично у него (по прошлому его опыту). Если у консультанта в ходе предшествующего общения с оптантом появились основания составить аналогичный убывающий ряд, составить его (пока для себя, не внушая ничего оптанту). Сравнить " ряд оптанта" и " ряд консультанта". Если эти ряды совпадают, следовать к пункту 8. Если " нет", обсудить вопросы, касающиеся расхождений этих рядов и прийти к построению согласованного рангового ряда (при этом возможны ситуации неопределенности, когда одно место ряда занимают две-три разнотипные категории действий). После построения " согласованного ряда" — к пункту 8. Если ситуация определенности (построение согласованного рангового ряда, о котором говорилось в пункте 7) не создается, вернуться к пунктам 1—5. При этом обсуждать их так, чтобы столкнуть посредством сравнения каждую из пяти разновидностей действий с каждой (по признаку преобладания положительных эмоциональных оценок). Если удастся построить " согласованный ряд", следовать к пункту 8, если " нет", посоветовать оптанту практически попробовать свои силы в разнотипных видах деятельности, прежде чем продолжать общение с профконсультантом. 8.Принять заключение о том, что оптанту наиболее подойдет тип профессий, на который указывает первый член " согласованного ряда". Если первое место в этом ряду делят разнотипные действия, то определить такую разновидность профессий, в которой достаточно представлены эти разнотипные действия (пример будет приведен после изложения алгоритма). Составить перечень из 5 — 10 профессий, чтобы иметь возможность в дальнейшем конкретно обсудить с оптантом варианты соответствующих " профессиональных стартов". В этом перечне должны быть представлены профессии трех вариантов: требующие начального профессионального (профтехнического) образования, требующие среднего специального образования и требую- щие высшего специального образования. Предполагается, что для составления такого перечня на рабочем месте профконсультанта есть соответствующее информационное обеспечение — картотека или компьютеризованная база данных. Следовать к пункту 9. 9. Обрисовать оптанту в беседе с ним два варианта трудовой Если нет явного предпочтения — к пункту 12. 10.Принять заключение: " Данному оптанту наиболее подойдут при прочих равных условиях профессии, требующие начального (или аналогичного) профессионального образования в пределах определенного ранее типа (или двух-трех типов) профессий". 11.Принять заключение: " Данному оптанту наиболее подойдут при прочих равных условиях профессии, требующие высшего специального образования (образования с преобладанием теоретического знания) в пределах определенного ранее типа (или двух-трех типов) профессий". 12.Принять заключение: " Данному оптанту наиболее подойдут при прочих равных условиях профессии, требующие среднего специального образования (образования, совмещающего практическое и теоретическое знания) в пределах определенного ранее типа (или двух-трех типов) профессий". Разумеется, описанный алгоритм совместных действий консультанта и оптанта приведен не ради того, чтобы эти люди механически действовали как роботы в пошаговом — стартстопном — режиме. Но важно осознать типичные детали движения мысли от меньшей неопределенности ситуации выбора профессии к большей, только и всего. В жизни все происходит иначе. Кратко поясним приведенный алгоритм частной иллюстрацией. В беседе с К., завершающей неполное среднее образование, выясняется, что она, будучи устойчивой — " круглой" — отличницей, с удовольствием работает по всем предметам, охотно занимается также с младшим братишкой и его сверстниками. Однако наиболее яркие положительные переживания у К. связаны с занятиями математическими предметами. К математике ее " тянет", при этом у К. есть не только школьные успехи в виде педагогических оценок, но и поощрения, связанные с участием в математических викторинах, олимпиадах. Можно было бы ориентироваться " при прочих равных обстоятельствах" на дальнейшее образование в вузе по специальностям математического профиля. Однако привходящим условием является то, что по семейным обстоятельствам К. как можно быстрее нужно обрести экономическую самостоятельность, " встать на ноги", " кормить себя и помогать бабушке" (родителей нет). Поэтому К. выбрала для себя с помощью профконсультанта обучение в среднем специальном учебном заведении (техникуме) по профилю " Программирование для быстродействующих электронных вычислительных машин". В техникуме есть все же стипендия. По прошествии года обучения в техникуме выясняется, что К. вполне довольна выбором профессии и имеет очень высокий статус в коллективе, учится на " отлично". 2) Психологический консилиум. В этом случае специалист-психолог, вырабатывающий заключение, опирается на согласованное мнение группы коллег, к которой обращается в связи с тем, что затрудняется решать поставленную задачу индивидуально (понятно, что применение этого варианта ограничено — не всегда психолог работает в окружении коллег). Простейший вариант консилиума — коллективное обсуждение задачи, ситуации, казуса, оснащения рабочего места, средств, стиля деятельности профессионала (или бригады) и пр. Задача руководителя обсуждения — добиться максимально согласованного мнения группы экспертов (" консенсуса", как ныне модно говорить). Существуют достаточно сложные процедуры организации работы экспертов [281], [292], [407], [408]. 3). Метод независимых характеристик объекта, или рейтинг. Суть его в том, что психолог рассматривает в качестве экспертов таких людей, которые, не будучи психологами, могут быть источником сведений, представляющих ценность для психолога. Например, нужно отобрать для изучения группу выдающихся работников того или иного профиля. Скажем, ткачих, учителей, пилотов, штурманов. Естественно, что соответствующая информация " оседает" в сознании руководителей соответствующих трудовых коллективов, товарищей по работе, которые в данном случае могут быть " поставщиками" эмпирически обоснованных оценок соответствующих лиц по уровню профессиональной квалификации. Если изучаются руководители, то в число таких " поставщиков" уместно отнести и их подчиненных. Более подробно с этим вариантом метода экспертных оценок можно познакомиться по следующим источникам: [204], [293]. 4.) Метод анализа продуктов деятельности. Суть метода состоит в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным и конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. Поскольку очень часто психолога может интересовать область потенциальных возможностей человека, занятого тем или иным трудом, нецелесообразно всегда ограничиваться рассмотрением только лишь продуктов деятельности человека по обязательному заданию. Если же речь идет о ситуации выбора профессии, то тем более важно анализировать продукты не только собственно труда человека, но решительно все результаты его преднамеренной активности. Продукты деятельности могут быть отнюдь не только вещественными, как это часто имеют в виду, говоря о рассматриваемом методе; они могут быть информационными, процессуальными, могут представлять собой некоторые временные функциональные эффекты. Областью существования продуктов может быть и внутренний мир человека (скажем, продуктом труда воспитателя может быть некоторое новое отношение ребенка к тем или иным сторонам действительности, новые представления о мире, приращения к самосознанию и т.п.). Поэтому остановимся на вопросе об обзорной группировке результатов, продуктов деятельности. 1. Материальные, материализованные, документально фиксированные продукты работы. К этой категории можно отнести: • продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительства, промышленности, народных художественных промыслов и т.п. Предметом рассмотрения в этом случае может быть тот вклад в продукцию, который интересующий нас работник вносит в нее в соответствии со своими обязанностями (количество и качество продукции, брак и его особенности); • созданные работником инструменты, приспособления, варианты оформления рабочего места; • составленные документы, деловые записи (например, в предусмотренных на некоторых трудовых постах сменных журналах и пр.), докладные записки, распоряжения, приказы (если изучается руководитель). Далее, планы, отчеты, методические разработки, публикации, рукописи, компьютерные программы (если изучаются работники научно-практического профиля) и другие проявления письменной речи; заявки на изобретения и пр.; • результаты изобразительного, графического труда (чертежи, схемы, карты, рисунки, эскизы, шрифты, гравировки и пр.); • результаты труда по упорядочению вещественных и информационных материалов (набранные тексты, если речь идет об операторе фотонаборного аппарата, наборщике; подобранные информационные материалы, библиографические указатели и пр.). 2. Функциональные (процессуальные) продукты деятельности. Эта группа продуктов трудноуловима для объективного изучения, но ее принципиально важно принимать во внимание. К этой категории продуктов деятельности можно отнести: • общественное настроение в контактном коллективе, создаваемое тем или иным его членом или руководителем, " психологический климат" в группе (бригаде, экипаже, экспедиции, отряде и подобном сообществе). Это делается средствами личного примера, генерированием напряженности, конструктивными предложениями, " миротворческими" функциями, интригами и пр. • устные выступления на производственных совещаниях, доклады, лекции, циклы лекций и другие акции, формирующие образ мыслей людей (а также и приращения к этому образу мыслей, если его удается зафиксировать). Далее, акты делового общения (начиная от реплик и кончая поступками в критических ситуациях). Факты активного участия в совещаниях, совещательных органах, акты обмена опытом (или утаивания опыта), консультирования, наставничества в широком смысле и выполнения других педагогических, организаторских функций. Новаторские " почины" (" инновации", как ныне модно говорить) и т.д. Недооценивать подобного рода результаты деятельности нельзя, поскольку они могут, в частности, создавать полезные (или вредные) социальные эффекты типа своего рода цепных реакций, выходящих далеко за пределы контактного трудового коллектива. Могут вызывать массовое движение того или иного рода (как, например, в свое время стахановское движение или в последнее время мода на иностранные или звучно-непонятные названия организаций, " фирм" — " Simplex", " Абер", " Лаурел" и пр.). Хотя, с одной стороны, эти явления характеризуют процесс деятельности, но они могут рассматриваться и как ее результат, продукт, поскольку являются порождением психики человека; • приращения к знаниям, умениям, навыкам, отношениям людей, их оперативной или долговременной ориентировке в среде. Эти явления создаются в ходе педагогической, организаторской, политической, просветительской, художественно-воспитательной работы. Результатом работы художника-карикатуриста в стенной газете является, например, не только сам рисунок, но и тот социальный эффект, который он производит и на который он, несомненно, и рассчитан. И было бы ошибочным анализировать такого рода случай, не принимая во внимание этот эффект, а центрируясь только на самом промежуточном " изделии" — рисунке. Из сказанного выше становится ясным, что продукты деятельности каждого определенного человека (или группы людей, например бригады, т.е. коллективного субъекта труда) представляют собой непростую и разноуровневую систему. Поэтому первой задачей при построении анализа продуктов деятельности как методики и процедуры является хотя бы предварительное определение этой системы в виде перечня вещественных и функциональных результатов работы определенного человека (или производственного коллектива). При этом сам субъект может отнюдь не четко осознавать, в чем состоит и как следует определить продукт его труда. Даже весьма просвещенные, образованные люди часто затрудняются ответить на вопрос о том, что они производят на своем трудовом посту. Точно так же и студенты даже старших курсов затрудняются с ответом на вопрос, что они будут именно производить, приступив к работе после окончания вуза; " буду заниматься...(тем-то)" — вот типичная форма ответа. Результативная интерпретация труда довольно детально разработана относительно материального производства, и это отображено в разного рода публикациях, справочниках товароведческого характера. Что касается духовного производства, производства научной и художественной информации, услуг, упорядоченности социальных процессов, то здесь представления о результатах труда часто нечетки и не объективированы в научных текстах. И здесь психологу часто приходится полагаться на себя. Например, мы изучаем рассматриваемым методом особенности индивидуального стиля деятельности и особенности личности судоводителя речного или морского флота. Мы должны учесть не только показатели точности следования судна по курсу, маневров, количество аварийных ситуаций за период времени (скажем, год). Важно учесть и особенности отдаваемых распоряжений, команд, актов профессионального общения, деловых записей и другие феномены " самообнаружения" личности, которые заранее предусмотреть не всегда можно и которые становятся известными после предварительного этапа исследования. В результате такого этапа может быть составлена программа анализа продуктов деятельности, представляющая собой перечень возможных предметов рассмотрения (включая и процессуальные объекты, явления) и их качественных и количественных, если возможно, особенностей. Составление программы такого рода — задача очень творческая. Наиболее сложна она в тех случаях, когда речь идет о труде в сфере нематериального производства (труде педагога, воспитателя, организатора, политика, производителя тех или иных услуг). Приведем для иллюстрации общепонятный пример. Какие " пункты" могут, скажем, составить программу анализа продуктов труда учителя физкультуры в школе (далее использованы материалы из работы [60]). Эти пункты могут быть следующими: посещаемость уроков физической культуры школьниками; состояние здоровья учащихся; система подготовки учителем мест занятий; наличие необходимого инвентаря; наличие музыкального сопровождения занятий; акты использования технических (информационных и иных) средств обучения; наличие индивидуальных карточек учащихся и их содержание (полнота, индивидуализированность записей и т.д.); своевременность и организованность прихода учащихся на урок, переодевания, выхода в спортивный зал, на построение для выхода из здания школы; уровень организованности учащихся на занятии (распределение по отделениям и " работа", смена мест занятий, дисциплина в отделениях и т.п.); систематичность и объективность контроля за деятельностью учащихся со стороны учителя; уровень " моторной плотности" урока в связи с задачами и типом его; активность и заинтересованность учащихся на уроке; уровень самостоятельности учащихся в обеспечении урока (подготовка и уборка снарядов, страховка и взаимопомощь, самостоятельность в выполнении заданных упражнений); уровень вовлеченности всего педагогического коллектива в решение задач физического воспитания школьников; уровень внимания, привлеченности родителей к делу физического воспитания детей. Легко заметить, что " пункты" анализа продуктов деятельности могут истолковываться (интерпретироваться) и как критерии профессионального мастерства, ведь они как бы содержат ответы на вопросы о том, что должен уметь делать работник. В связи с этим они могут использоваться и как средства его совершенствования. Поскольку они могут и должны быть также средством самоанализа и самосовершенствования профессионала, то становится, на наш взгляд, совершенно ясным, что разработка хороших, детализированных программ анализа продуктов деятельности по отношению к разным профессиям — актуальнейшая как в научном, так и в практическом отношениях задача психологии труда. Отнюдь не исключено, что отсутствие четкой программы анализа (и самоанализа) такого рода является подчас самым существенным препятствием для профессионального развития человека и психологической коррекции стиля его деятельности. Следует признать, что с концептуальной стороны вопрос о продуктах трудовой деятельности (их структуре, типологии) почти не разработан. Так называемые " квалификационные характеристики" являются лишь слабым отображением того эталона, которым должен руководствоваться профессионал в своем развитии и которым должны руководствоваться люди, ответственные за подготовку профессионала. Во всяком случае, сведения о продукте труда (детализированные и систематизированные) должны были бы составлять существенное звено квалификационной характеристики. Это задача наук о труде, прежде всего психологии труда. В табл. 5 дана общеориентирующая группировка разнотипных результатов трудовой деятельности. Во всех обозначенных литерами клетках таблицы имеются в виду " рукотворные" объекты, но в левом столбце (клетки А, Г, Ж) — скорее, похожие на естественные и явно (для нас) подчиненные законам природы, а в среднем столбце (Б, Д, 3) — скорее, искусственные, явно (опять-таки для нас) подчиненные закономерностям и нормам социальной жизни. Разумеется, границы между этими столбцами надо понимать как подвижные, размытые. И отнесенность того или иного продукта к некоторому таксону классификации — вопрос экспертной оценки, мнения, а не физического измерения (т.е. область смысловой, семантической, а не метрической точности). Правый столбец (В, Е, И) отведен для продуктов, " изделий", область существования которых — психическая реальность, внутренний мир человека. Произведением практикующего психолога может быть комфортное функциональное состояние человека, перед этим утомленного, скажем, сложной, напряженной работой; продуктом труда культорганизатора в доме отдыха может быть состояние веселья его подопечных. Результатом усилий инженера-информатора службы технической информации — оперативная осведомленность инженеров-разработчиков о соответствующих достижениях в интересующей их области.
Вернемся к вопросу о требованиях к методу анализа продуктов деятельности. Помимо требования детализированной программы анализа, о чем шла речь выше, можно указать еще следующие: систематичность, всесторонность подбора фактов; изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых; наличие (обязательность) не только описания установленного факта, но и комментариев по поводу того, при каких условиях возник, появился данный продукт, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне самостоятельности (что было, возможно, жестко предписано, а что явилось следствием собственной активности его). Без этого нельзя надежно реконструировать особенности собственно субъекта труда по его продукции. Например, два молодых токаря сделали сложную продукцию без брака. Но если один делал ее от начала до конца сам, а около другого стоял наставник, предупреждая оплошности, то реконструкция субъекта труда по его продуктам должна быть в каждом их этих двух случаев разной. Следует отметить, что метод анализа (и притом именно психологического анализа) продуктов трудовой деятельности в своеобразной форме развит в палеоархеологии — существуют интересные реконструкции психики первобытного человека по археологическим находкам [ 10], [153], [298]. С экспериментальными методами (в частности, методом производственного эксперимента) можно ознакомиться по литературным данным: [76], [87-89], [118], [120], [130], [197], [211], [299].
♦ Вопросы и темы для размышления и разработки 1.Что может дать опрос, если есть фактор бессознательного? 2.Если есть явления самообмана, какова цена опросам? 3.Почему окружающие могут знать о человеке точнее и даже больше, чем он сам о себе? Тема 1. Возможности и ограничения вербальных методик психологического изучения человека. Тема 2. Возможности и ограничения невербальных показателей психики человека. Тема 3. Возможные методики изучения психики по продуктам деятельности человека (в зависимости от специфики продуктов).
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИКИ НАБЛЮДЕНИЯ В связи с каждой научной или практической задачей нужно специально рассматривать, в частности, вопрос о соответствующих методиках исследования. Для ряда случаев адекватными оказываются методики наблюдения, которые необходимо разрабатывать. И это, в свою очередь, творческая задача. Ниже мы приведем примерные варианты двух методик наблюдения, которые можно рассматривать как общеориентирующие, примерные образцы, на которые можно опираться при первых шагах по разработке соответствующих методических средств. Примечание. И организация, и техника производства могут быть в настоящее время и в будущем существенно измененными. Но избранная для наблюдения конкретная предметная и социальная действительность должна нами в рассматриваемых случаях пониматься как учебная модель для рассмотрения собственно методики наблюдений.
|