Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом.
Любая трудовая деятельность окажется мало эффективной или даже неэффективной, если у работника не будет заинтересованности в ее выполнении. Заинтересованность работника в деятельности выражается в мотивированности его на выполнение этой деятельности.Мотивация работника выполняет оценочную и компенсирующую роль. Формирование трудовой деятельности начинается с принятия ее личностью. Желание выполнить деятельность стимулирует активность личности в соответствующем направлении. Мотивация же стимулирует трудовую активность и влияет на формирование цели деятельности и путей ее достижения. Мотивация активизирует в деятельности все потребности личности и помогает оценить реальный вклад каждого работника в общем итоге деятельности. Отношение человека к труду вообще и к конкретной профессиональной деятельности в частности принципиально определяют успешность деятельности. Отношения человека к труду выражаются в мотивах его деятельности. Мотивы являются побудителями деятельности. Мотивационная сфера включает в себя все побудительные источники активности личности (в том числе: потребности личности, интересы, стремления, убеждения, влечения, установки и т.п.). Мотивирующей силой обладают также: социальные нормы и правила, жизненные принципы, цели, ценности, система мировоззрения в целом. Важнейшим источником мотивов являются потребности. В потребностях отражается зависимость человека от условий существования и развития. Через потребности осуществляется и регуляция поведения человека. Потребности могут отражать материальную, духовную и социальную зависимость личности от культурной среды. Каковы же глубинные механизмы формирования мотивов и мотивационных тенденций личности? Рассмотрим содержательные и процессуальные теории, раскрывающие механизмы мотивации. Содержательные теории связаны с выявлением и изучением внутренних побуждений (потребностей, мотивов), которые лежат в основе поведения людей, их профессиональной деятельности. Однако, на практике поведение человека редко мотивируется какой-то одной потребностью. Их несколько и между ними складываются сложные отношения взаимозависимости и взаимообусловленности.
Мотивационно-потребностная теория А. Маслоу. Иерархическая теория потребностей Маслоу включает в себя следующие потребности личности: физиологические — безопасности — самосохранения — социальные — эгоистические — самоутверждения (высшая потребность). Группы потребностей по Маслоу: экзистенциальные (базисные), потребности в контакте, потребности в самоактуализации (развитие). Потребности в самоактуализации связаны со стремлением человека к творчеству, созиданию, самоутверждению. Эти потребности ненасыщаемы. Чем больше человек осуществляет творческую деятельность, тем больше он к ней стремится. Степень активности групп потребностей постепенно меняются, двигаясь снизу от физиологических потребностей, вверх – до самоактуализации при условии, что нижележащие потребности удовлетворены. Принцип доминанты при удовлетворении потребностей заключается в том, что направленность деятельности соответствует той потребности, которая является первой в ряду неудовлетворенных. Закономерности удовлетворения потребностей: 1.чем слабее удовлетворены базисные потребности, тем 2. чем меньше удовлетворены потребности в контакте, тем 3. чем меньше удовлетворена потребность в самоактуализации, тем сильнее потребность в контакте (неспособность к творчеству компенсируется гипертрофированной активностью в системе социальных отношений).
|