![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Техника ведения психологического дневника и примерная методика наблюдений за деловыми взаимоотношениями наладчика (поммастера) и ткачих льноткацкого производства.
Научный (научно-практический) психологический дневник — система средств, включающая: а) специально организованные тетради протоколов наблюдений и б) специальные информационно-поисковые средства (например, картотеки, память ЭВМ; в приводимом ниже варианте речь идет о картотеках, которые, если есть возможность, нетрудно ввести в подходящую компьютеризованную базу данных. Но в любом случае упорядоченная информация должна сначала быть произведена " вручную", и если это не умеет делать психолог, то нет смысла взывать и к компьютеру). Специфика дневниковых наблюдений состоит прежде всего в следующем. Они применяются при изучении сложных многопризнаковых психологических объектов и особенно важную роль играют на этапе предварительного изучения новых сложных объектов. В практике происходит перемещение внимания психолога на все новые объекты (на очередных работников, группы, на новые виды работ, профессий). Поэтому для психолога, обслуживающего производство, дневник — постоянный, " носимый" инструмент, а умение вести психологический дневник — органичный элемент профессиональной культуры. Дневник имеет статус записной книжки, и тот, кто его ведет, ни перед кем не отчитывается в том, что, как и когда он там записывает (в соответствии с правилами профессиональной этики психолога данные о наблюдаемых не подлежат разглашению; это положение не всегда легко соблюсти, поскольку некоторые администраторы полагают правомерным требовать от психолога информацию о людях и использовать ее по своему разумению. При этом не гарантировано и бестактное ее использование; известны случаи конфликтов, в результате которых психологам приходилось увольняться с работы. Психолог должен позаботиться о том, чтобы быть правильно понятым в таких ситуациях. Последующее изложение будет упорядочено в соответствии со структурой методики как средства деятельности. 1. Исходное представление об объекте изучения. Поскольку речь Рассмотрим определенный частный случай, когда психолог имеет цель собрать материал о деловых взаимоотношениях поммастеров и ткачих льноткацкого производства. Поммастера выполняет функции бригадира ткачих и наладчика соответствующих станков. Его зарплата зависит от выработки бригады, а эта выработка существенно зависит от состояния станков, от состояния и квалификации ткачих. В цехе уровень шума таков, что расслышать речь говорящего можно только тогда, когда тот кричит слушающему в ухо. Таким образом, вербальное общение наладчика и работницы ограничено. Наблюдатель может видеть поведение, мимику, пантомимику наблюдаемых и не может слышать их слов. Вместе с тем взаимоотношения наладчика и работницы — частный случай деловых отношений людей. 2. Программа наблюдения. Единицы наблюдения: подход наладчика к станку (по вызову ткачихи или по своей инициативе; подход для осмотра или также для практического вмешательства); обращение наладчика к работнице (вербальное, невербальное; длительность контакта, характер мимики, жестов); обращение ткачихи к наладчику (ищет его, ждет, когда появится; особенности мимики, жестов, доля вербального и невербального общения). Примечание. Программа уточняется по мере накопления данных, поскольку предусмотреть все варианты казусов невозможно. Границы единиц наблюдения (фиксационные точки их — начало, конец) определяет сам наблюдатель. 3. Организация и процедура наблюдений. При установлении Позицию для работы наблюдатель должен выбирать так, чтобы не мешать наблюдаемым перемещаться в рабочей зоне. Важно фиксировать дату и время наблюдения (указывая, какой час рабочей смены идет, дневная это смена или вечерняя и пр.). Если дневник не может попасть в руки случайных лиц, испытуемых, записи можно не шифровать. Если указанное условие невыполнимо, нужно придумать способы " закрыть" дневник. 4. Предметное оснащение методики и способы регистрации результатов наблюдений. Тетради и страницы тетрадей нумеруются. На каждой странице выделяются текстовая зона и кодовая (широкие поля). Текстовая зона — для текущих записей, а на полях (после текущих записей) указываются: категория, тема или вопрос, к которым относится записанный в данном месте дневника факт; индекс, номер, код, инициалы и фамилии наблюдаемых. Кроме тетрадей можно завести две картотеки: картотеку категорий, тем, вопросов; картотеку наблюдаемых. Элементы картотеки соответственно могут выглядеть так: Генерирование конфликта Тетрадь 1. С. 8, 19, 54 Тетрадь 2. С. 2, 15, 33, 40 И. И. Ермаков Тетрадь 1. С. 19. Тетрадь 2. С. 15, 40
В целом описанная система средств представляет собой индивидуальную Информационно-поисковую систему. Ее можно реализовать и на базе ЭВМ (при условии, что к этой базе нет доступа случайным или " не в меру любопытным" людям, каковыми могут оказаться и люди, обслуживающие компьютерную технику). 5. Первичная обработка данных, перечень показателей, форма представления результатов наблюдения. К первичной обработке данных относится уже заполнение кодовой зоны и картотек. Кроме того, могут осуществляться разного рода выборки данных (по категориям-вопросам, по наблюдаемым). 6. Справка о применении данной методики. Методика применялась для решения внутренних задач предприятия, и результаты наблюдения не публиковались. Приводим примерные фрагменты дневниковых записей.
Текстовая зона тетради " Кодовая" зона ........ (утренняя смена) Набл. п/м В-ко. 2-й час смены. Быстро идет по проходу с двумя челноками в руках. Уходит из цеха (в спец. помещение ремонтировать челноки). Вернулся с исправными челноками. Один челнок отдает ткачихе Ш., другой — Л. Ш., взяв челнок из рук наладчика, коротко кивает головой (знак благодарности).
Спокойное, деловое общение
Ткачиха Л., взяв челнок, начинает что-то говорить в ухо наладчику, одновременно указывая рукой в сторону одного из идущих станков. Наладчик этого жеста не видит, просто слушает молча. Затем обращается к станку, о котором, по-видимому, шла речь, смотрит на механизмы натяжения основы и прилегающую зону с полминуты. Молча кивает утвердительно ткачихе Л., сопровождая кивок жестом, который можно понять как успокаивающий (" ничего страшного"). .................. (утренняя смена) Набл. п/м Ер-ов. 3-й час смены. Идет по проходу. Ткачиха В., мимо которой он проходит, становится перед ним и, не приближаясь к нему, что-то говорит, размахивая обеими руками и указывая (тоже двумя руками) на один из станков. Сопровождает свое сообщение даже движением ноги, изображающим, как ей приходится " подгонять" шестерню товарного валика. Наладчик тоже что-то кричит, жестикулируя обеими руками. Мимика у собеседников напряженная. Не подходя к станку, наладчик жестом как бы отмахивается от ткачихи и ее станков и быстро уходит дальше. Ткачиха возвращается к станкам, лицо нахмурено. Встретившись взглядом с соседкой, что-то говорит (разумеется, в грохоте оборудования это не слышно), сопровождая слова резкими жестами, направленными в сторону ушедшего наладчика. Соседка улыбается, слегка кивает утвердительно.
Забота наладчика о состоянии работницы
Деловое общение, осложненное негативными переживаниями
Недостаточная забота наладчика о состоянии работницы
Примечание. В дальнейшем (в беседах) выясняется, что наладчик В-ко применяет даже такой прием: если ткачиха старательная, но неопытная и боится станков, боится, что вот-вот что-то разладится, он специально " стоит" некоторое время около ее рабочего места, даже для виду что-то сделает, чтобы работница напрасно не волновалась. О наладчике Ер-ве выясняется, что он обычно общается с работницами в повышенных тонах.
Приведем еще вариант методики наблюдения. Объектом являются частные проявления активности человека. Наблюдаемые ситуации стереотипно повторяются. И исследование, оставаясь неэкспериментальным, приближается по этому признаку к экспериментальному.
|