![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объективности, систематичности, предварительной программы, учета внешних и внутренних условий активности исследуемого, фиксации полученных результатов.
В рамках каждого метода структурируются методики — системы материально представленных средств. Они должны включать следующие составляющие: • некоторое исходное теоретическое представление об изучаемой реальности, выраженное на понятном для специалистов языке; • программу исследования в виде общего его плана и перечня единиц рассмотрения с указанием их признаков; • описание требований к процедуре проведения исследования как деятельности, к организации работы исследователя, включая описание возможных ошибок, изложение правил, советов, предостережений; • описание и фактическое наличие необходимых вещественных средств (начиная от бланка протокола и карандаша при простейшем наблюдении и кончая сложными приборными комплексами, сооружениями). Например, для изучения и тренировки пожарных применялись газодымокамеры [334]. Для изучения (и обучения, или, как модно ныне выражаться, тренинга) определенных групп людей создается такое " социальное сооружение", как специально организованная имитационная, деловая игра (см., например: [306], [3: 595—613]). • описание порядка первичной обработки и представления эмпирических данных в определенных показателях. Вопросы интерпретации, истолкования этих данных уже выходят за рамки собственно методики их сбора в том смысле, что собирать может один человек, а интерпретировать — другой. И не потому, что один " глупее", а другой " умнее", но потому, что это может быть принципом исследования. Это может быть реализацией " принципа незнания", гарантирующего беспристрастность сбора и разбора (анализа) данных. Разумеется, деятельность психолога, применяющего тот или иной метод изучения труда, предполагает не только внешние средства, но и внутренние, функциональные. К числу последних могут относиться мысленные схемы, правила, принципы, усвоенные стереотипы действий, " заповеди", способности к установлению и поддержанию социальных контактов. Они представляют собой очень индивидуализированные психические образования, построенные, в частности, и с учетом личных качеств специалиста в ходе работы над собой при овладении профессиональным мастерством. Чем проще внешние средства, тем выше требования к средствам внутренним — искусству наблюдателя, исследователя. Вот, кстати, почему " простую" психологическую методику нецелесообразно давать в руки неспециалисту — так же как, скажем, никому не придет в голову поставить к операционному столу и дать в руки хирургический скальпель (нехитрое по внешности средство) неподготовленному человеку. Но мы затронули особый предмет рассмотрения, который оставляем здесь в стороне.
|