Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика наблюдения за фиксациями взгляда ткачих-четырехстаночниц льноткацкого производства при разработке брака






1. Исходное представление об объекте изучения. Продуктивность труда ткачихи определяется в конечном счете временем, в тече­ние которого работают (без брака) станки. Наблюдаемые обслу­живают по четыре так называемых " тяжелых" станка.

Схема рабочего места ткачихи (вид сверху)

Обозначения: прямоугольники — станки; цифры — условные номера станков; Р — " работница" — место, где стоит ткачиха у станка при разработке брака (в данном случае у грудницы станка 1); жирные линии — передние планы станков (фудницы); ггунктирные линии — задние планы станков.

 

Если станок остановился или остановлен ткачихой (положим, из-за обрыва нити), задача работницы — как можно быстрее пустить его, выполнив необходимые работы (такие, как ликвида­ция обрыва, отрыва — одновременного обрыва многих нитей, разработка брака).

Разработка брака состоит в том, что работница точными и быстрыми движениями с помощью шила извлекает уточные (т.е. располагающиеся поперек основы) нити на участке куска ткани, где образовался брак — " дыра", " подплетина" и пр. Каждая нить (обрывок) в отдельности отделяется шилом от опушки (края) ткани, подцепляется и вытягивается, вытаскивается из переплетений с нитями основы. По мере извлечения обрывков нитей ткачиха удерживает их в левой руке. Окончательное вытас­кивание каждой нити осуществляется левой рукой, в которой и накапливается пучок извлеченных обрывков.

Пока ткачиха разрабатывает брак на одном станке, нужно посматривать и на другие (" идущие") станки, чтобы предотвра­тить возможные длительные их простои. Глядя на зону разработ­ки брака, ткачиха время от времени переводит взгляд на осталь­ные станки (примерно на 80, 130 и 180°). Идеальным было бы такое положение, если бы ткачиха была постоянно обращена к каждому из станков. Но это практически невозможно. Поэтому желательно " оглядываться", как выражаются ткачихи, на необ­служиваемые станки как можно чаще, ибо на любом из них в любой момент может произойти обрыв одной нити или несколь­ких. Делать это нелегко, поскольку разработка брака должна выполняться максимально быстро и тоже требует внимания.

Перемещение взгляда работницы от обслуживаемого станка к другим, от одного станка к другому можно интерпретировать как:

• акты произвольного внимания;

• акты переключения внимания (частный случай проявления произвольного и послепроизвольного внимания);

• акты контроля за состоянием на рабочем месте;

• как поведенческие симптомы реализации сознаваемого правила или системы правил осмотра станков (" смотреть как можно чаще", " чаще смотреть на плохо идущий станок" и т.п.);

• как ориентировочные реакции в ответ на особенности измене­ний внешней обстановки (например, рабочих шумов и других естественных индикаторов технологического процесса);

• акты ориентировочной деятельности в связи с изменениями мысленного образа технологического процесса. Ткачиха мыс­ленно ведет процесс, предвидя, что и где может произойти. Учитывает вероятность появления неполадок в зависимости от известных ей особенностей каждого станка — " этот рвет основу слева", " у этого не всегда срабатывает автомат зарядки челно­ков" и подобн.

2. Программа наблюдения. 1) Единицы наблюдения (т.е. опре­деляемые исследователем системные организации определенных внешних проявлений психики в конкретных условиях, наблюдае­мые события). Актом фиксации взгляда на одном из станков условно считается поворот головы работницы в сторону станка с задержкой взгляда на нем до перевода его (взгляда) на другой станок. Обследование взглядом разных планов станков (грудни­цы станка, товарного валика; среднего плана — ремизок, зева; заднего — основы, навоя) условно считается за одну фиксацию, поскольку наблюдатель в обсуждаемой ситуации не в состоянии констатировать достаточно точно все перемещения взгляда работ­ницы при осмотре всех станков. Это можно было бы сделать в случае, если бы он изучал перемещения взгляда работницы, за­нятой у одного станка;

2) фиксационные точки единиц наблюдения (т.е. моменты начала и конца единиц наблюдения). В данном случае эти точки не выделяются, поскольку время фиксации взгляда не измеряет­ся, а измеряется частота осмотров станков в единицу времени. Ориентировочно началом единицы наблюдения можно считать начало поворота головы работницы в сторону одного из необслу­живаемых станков. Концом единицы — поворот головы в сторо­ну любого другого станка (одновременно это будет и началом следующей единицы наблюдения).

3. Организация и процедура наблюдений. Факт присутствия на­блюдателя около рабочего места ткачихи поясняется в предвари­тельной беседе с ней, например, так. Она — одна из хороших работниц, и опыт ее работы ценен для совершенствования обуче­ния и повышения квалификации начинающих ткачих и тем более для учащихся соответствующей профессиональной школы. Изу­чение ее опыта имеет также значение для науки. Наблюдатель — работник (или студент) университета (а не инженер-нормиров­щик, например).

Для обеспечения необходимой адаптации к наблюдателю он " стоит" не только у данной ткачихи, но также и у других работ­ниц. Длительность адаптационного периода определяется наблю­дателем.

Понятно, что обоснование, " оправдание" факта присутствия наблюдателя должно строиться с учетом конкретных обстоя­тельств, производственных отношений, типичных мотивов наб­людаемых работников (ситуация внедрения в стране так называе­мых " рыночных отношений" порождает и соответствующий образ мыслей: " чихнул — плати", поэтому, вообще говоря, изучение, " изъятие" ценного личного опыта работника может в этих услови­ях вызывать ожидания о вознаграждении; мы же здесь опираемся на случаи, когда наши наблюдаемые считали само собой разуме­ющимся, что ценным опытом работы надо делиться с другими бескорыстно).

В ходе основного наблюдения исследователь выжидает ситуа­цию, когда на каком-либо станке появится брак такой величины, чтобы разработка его заняла не менее минуты. При этом недоста­точно, чтобы брак появился. Важно, чтобы другие станки, где сейчас нет брака, были " на ходу". Итак, ситуация — на одном станке достаточно большой брак, остальные станки на рабочем месте наблюдаемой " идут".

Исследователь выбирает позицию наблюдателя " по диагона­ли" относительно ткачихи на заднем плане соответствующего станка (например, если ткачиха разрабатывает брак на станке 2, то наблюдатель занимает позицию на заднем плане около станка 3).

Увидев, что ткачиха приступила к извлечению первой нити при разработке брака, наблюдатель пускает секундомер, держа его все время в поле зрения, чтобы не упустить момент истечения минутного интервала, и приступает к протокольной регистрации единиц наблюдения. Способ регистрации описан ниже (в следу­ющем разделе методики). Учитываются все минутные интерва­лы, целиком уложившиеся в период разработки ткачихой брака. Секундомер при этом не останавливается. Количество необходи­мых наблюдений определяется общепринятым (в математической статистике) способом.

В протоколе должны быть отмечены дата наблюдения, время, фамилия наблюдателя, фамилия или индекс наблюдаемого.

Очень важно, чтобы наблюдатель вел себя и выглядел очень осмотрительно: не сидел, если наблюдаемый работает стоя, и непрерывно был занят работой. Одежда наблюдателя должна быть неброской (рабочий халат). Наблюдатель не должен произ­водить на наблюдаемого впечатление бездельника или человека, занятого не ответственной работой, " глазеющего", " зевающе­го", а тем более демонстрирующего себя или нарушающего при­вычные в данном сообществе нормы поведения. Это и подобное может привести к возникновению стойкого смыслового барьера между ним и не только наблюдаемыми, но и другими рабочими цеха, может повлиять отрицательно на репутацию психолога во­обще. Промежутки времени, в течение которых наблюдатель вы­жидает нужные ему ситуации, можно заполнять ведением днев­никовых или иных записей.

4. Предметное оснащение методики и способы регистрации ре­зультатов наблюдения. Сразу же заметим, что желание " возло­жить" тяготы наблюдения, скажем, на кино- или телекамеру не избавляет исследователя от последующей пошаговой обработки технического материала. Кроме того, полученный при этом ре­зультат сильно зависит от того, кто и как оперирует съемочной камерой. Так, например, многие даже документальные фильмы о людях, занятых тем или иным трудом, отснятые профессио­нальными операторами с участием режиссеров, осветителей и пр., как правило, не многое дают психологам. Почему? В кино и на телевидении полагается как бы неприличным держать одну " картинку" более 6—8 секунд. И вот вам хотят показать работу, скажем, машиниста электровоза; что же вы видите на экране? То сосредоточенный взгляд машиниста, то начинающее вращаться колесо, то поплывшую в окне окрестность, то летя­щие навстречу рельсовые пути, то опять лицо машиниста и пр. Смотреть это " просто так", быть может, и интересно, а изучить по таким материалам ничего стоящее невозможно — вас " давит" доктрина съемочной группы, эта группа как бы водит вашим взором, оставляя вам роль относительно пассивного созерцателя преподносимого зрелища.

Так что не следует обесценивать " живое" наблюдение и про­стейшие технические средства регистрации его результатов. Это дело трудоемкое, но зато в научном отношении достаточно пло­дотворное. Вернемся к нашему конкретному случаю.

Наблюдатель располагает секундомером с обязательно привя­занной к нему ленточкой-петлей, которая одевается либо на шею наблюдателя, либо на кисть руки. Эта " мелочь" имеет важное значение, поскольку случайно выскользнувший из руки секундо­мер влечет много неприятных последствий (пол-то в цехе твер­дый). Наблюдателю необходим планшет (как минимум твердый лист картона, фанерка или папка), подкладываемый под листы протокола, или хорошо раскрывающуюся тетрадь с твердыми корками, ибо запись ведется в положении стоя. Листы протокола должны быть заранее разграфлены.

Запись ведется условными знаками в двух столбцах. В левом столбце протокола проставляется номер станка, на котором тка­чиха разрабатывает брак (номер обслуживаемого станка), в пра­вом — номера станков, фиксируемых взглядом. Номера станков, фиксируемых взглядом до тех пор, пока взгляд не возвратится к обслуживаемому станку, записываются в одной строке в соответ­ствии с последовательностью фиксаций. После возврата взгляда в исходное положение (к обслуживаемому станку) запись переме­щается в следующую строку. После истечения каждой минуты — горизонтальная черта. Например, фрагмент записи (см. ниже слева) означает следующее.

 

Разрабатывая брак на станке 4, ра­ботница сначала взглянула на станок 3 и, не возвращая взгляд в исходное поло­жение, на станок 1. Затем взгляд вер­нулся к станку 4 (этому соответствует перевод записи в очередную строку). После этого ткачиха взглянула только на станок 3 и опять вернула взгляд к станку 4. Затем ее взгляд проследовал к станкам 3, 1 и 2 поочередно (как бы " серийно", то есть без возврата каждый раз к работе на станке 4). И после этого снова вер­нулся к станку 4. Далее — взгляд только на станок 2 с последующим возвратом к исходному положению и еще два таких же " одиночных" взгляда на станок 3.

Следующий минутный интервал от­носится уже к случаю обслуживания станка 3 (расшифруйте запись самостоя­тельно).

 

♦ Вопросы и темы для размышления и разработки

1.Наблюдение — не вчерашний ли это день науки?

2.Может ли наблюдение быть объективным методом, если на­блюдает (и наблюдается) субъект?

3.Есть ли истины естественных наук, установленные методом на­блюдения?

Тема 1. Технические средства психологического наблюдения и на­блюдатель.

Тема 2. Возможности и ограничения наблюдения в разных психо­логических науках (к психологии труда самих психологов). Тема 3. Внутренние средства психолога-наблюдателя.

 

 

О ПРЕОБРАЗУЮЩИХ МЕТОДАХ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Применение преобразующих методов связано с некоторым вторжением в психику стороннего человека с целью ее изменения и уже поэтому является делом более ответственным, чем просто посягательство на знание о ней. Ответственное влияние на пси­хику людей предполагает оперирование и истинностными, и цен­ностными категориями, нормами морали. Поэтому оно является и более сложным для психолога, чем реализация чисто познава­тельного подхода, поскольку предполагает у специалиста наличие очень многих разнородных профессиональных умений, внутрен­них средств деятельности, а также многих необходимых личност­ных качеств. Строго и честно говоря, преобразующие методы — это предмет не для " введения" в психологию, а для дисциплин, завершающих подготовку специалиста-психолога. Здесь ограни­чимся обзорной характеристикой этих методов — более " ввод­ной", чем это было в случае методов познавательных.

Прежде всего, некоторые общие соображения. Как наша наука может полезным для общества и личности образом повлиять на изучаемую реальность? Этот вопрос существен для любой науки и в общем виде решается так, что наука дает практике удобные средства ориентировки в фактах и зависимостях, свойственных предметной области (в нашем случае — психике занятого трудом человека или человека, включенного или намеревающегося включиться в ту или иную работу, в профессиональную общность людей). Мы уже не раз отмечали, что средствами психологичес­кой науки в определенной мере может и должен располагать не только человек, стоящий " около" субъекта труда, но и сам этот субъект. Речь в этом случае идет о средствах саморегуляции, касающихся работоспособности, общего и профессионального развития, межлюдских отношений, не говоря уже о саморегуля­ции собственно операциональной, функциональной стороны трудовой деятельности (действий, умений, навыков). Все это предполагает постоянную заботу психологов о повышении психо­логической грамотности и культуры населения страны, в част­ности психологической культуры подрастающих поколений [181]. Ведь любая грамотность и культура относятся к категории таких реальностей, которые должны преднамеренно и постоянно поддерживаться и воспроизводиться в обществе. По аналогии, например, с чистотой. Нет смысла ожидать, когда она насту­пит, или призывать " бороться за чистоту". Надо " брать метлу и подметать". Чем выше будут показатели психологической гра­мотности и культуры народа, тем стабильнее и точнее будет за­прос общества на услуги практикующих психологов.

И еще: чтобы иметь или " давать" полезные для практики сред­ства, приходится их изыскивать, строить, производить, что в свою очередь оказывается подчас сложным, длительным и трудо­емким процессом. В этом обстоятельстве полезно отдавать себе ясный отчет, чтобы не рассматривать науку (собрания книг, ста­тей, сообщества " живых носителей" психологического знания) как некий наполненный премудростью бездонный карман, в ко­тором уже заранее и всегда все каким-то образом имеется, стоит лишь его хорошенько " встряхнуть" и найти нужное. Уже описан­ные средства нуждаются в своеобразной " привязке" к конкрет­ным условиям практики. Это оказывается не одномоментным актом, а более или менее уникальным творческим процессом, требующим времени и труда компетентных людей, осторожного накопления опыта с отслеживанием более или менее отдаленных последствий наших " формирующих", " коррекционных" и подоб­ных вмешательств в " чужую душу". Производить сложные сред­ства просто, а простые, удобные и гуманные — сложно. Это, кстати, не всегда хорошо осознают " заказчики" психологических услуг. И здесь тоже требуется специальная разъяснительная рабо­та.

В связи с обсуждаемой темой нельзя не сказать и о " тщетных" и " вредительных" занятиях " людей корыстолюбивых" (пользуясь удачными словами просветителя XVIII в. В.Н. Татищева), обра­щенных к психике человека. Культивирование рыночных отно­шений и разных " свобод" приводит в качестве одного из побоч­ных следствий к тому, что практиковать на основе некоторой ориентировки в закономерностях психики начинают люди отнюдь не безупречные в отношении профессиональной подготовки и личностной направленности.

При решении исследовательских задач психологии отдельный человек или коллектив, группа в роли изучаемых объектов явля­ются, прежде всего, материалом для развития науки. Получаемые результаты, в частности, могут быть включены в выборочную совокупность данных или исключены из нее на основе, напри­мер, статистически законных критериев отбрасывания крайних вариантов. При решении же практических задач, наоборот, наука становится материалом и средством обеспечения развития данного (в принципе любого, неотобранного) человека или кол­лектива, более или менее организованного сообщества. Скажем, вновь созданной фирмы, организации, человека в состоянии кризиса развития, безработного, человека, утратившего часть трудоспособности, старшеклассника с несформированной готов­ностью к самостоятельному выбору профессии. И мы должны заняться соответствующим объектом независимо от того, нра­вится он нам или нет, является типовым, " понятным" или нет.

Указанная инверсия в системе " психолог — объект труда пси­холога" меняет требования к специалисту. Случается, что, не­смотря на начитанность, конкретный работник оказывается без­оружным и немощным, когда перед ним ставится практическая задача, тем более задача, сформулированная не в терминах науки, а на производственном языке — языке " социального зака­за". Например: " сломить неправильное отношение молодежи к материальному производству", " изыскать дополнительные ресур­сы повышения производительности труда", " отобрать подходя­щих для данной работы людей" (как будто кто-то их заготовил и надо лишь подобрать " ключи к замкам").

Практическая работа психолога иной раз высокомерно трети­руется как " не наука". Да, но если это научно осмысленная практика, то она в известном смысле выше теории. Теория долж­на ее обслуживать, верно отображать. Теорию нужно и перестра­ивать в соответствии с общественной практикой как критерием истинности научных знаний. Чтобы быть выше практика, надо им сначала стать.

Проблемы преобразующих, или конструктивных, методов психологии труда, как отмечено выше, выходят за рамки ее ввод­ных разделов, требуют обстоятельного специального изложения, обсуждения, логического, морального и опытного обоснования. Один из острейших вопросов этой темы сводится к тому, что применение конструктивных (преобразующих) методов тесно связано с идеей " манипулирования" людьми (их сознанием). И не всегда легко сказать, где кончается морально и юридически приемлемый метод социально ценного, гуманного воздействия на психику человека и начинается правонарушение — посяга­тельство на личность, свободу, конституционные права. Злодея­ния, как свидетельствует история, нередко основаны на приме­нении именно конструктивных методов психологии, методов уп­равления сознанием людей, таких, в частности, как дезинфор­мация, клевета (пусть назовут это " рефлексивным управлени­ем"), постановка человека в затруднительное положение с после­дующим предложением ему преступных путей выхода из него и пр.

Своеобразие методов управления сознанием, психической ак­тивностью людей в труде сводится, в конечном счете, к постро­ению, реконструкции, коррекции психических регуляторов по­ведения и деятельности (параграф 1.3) или хотя бы к относитель­но более разумному, эффективному использованию имеющихся.

Усилия специалистов, направленные на рационализацию, преобразование объектных обстоятельств труда — его веществен­ных средств, предметной и социальной среды, тоже оказываются направленными также и на психику, на сознание, поведение, деятельность людей, занятых трудом, " деланием" чего-то соци­ально ценного. Ведь новые средства и условия труда предъявляют и новые качественно определенные требования к психике челове­ка, подчас неожиданные. Скажем, заметили, что оператор-дис­петчер время от времени должен вставать, чтобы подойти к уда­ленным от его стула кнопкам пульта, измерили, подсчитали его маршруты и " оптимизировали" рабочее место — приблизили кнопки, сделали мягкое кресло и пр. В результате получилось нечто в духе чеховского отставного урядника, помешанного на теме " а посиди-ка, братец". Вследствие ограничений двигатель­ной активности оператор стал быстрее, чем раньше, испытывать состояние сонливости, скуки. И чтобы его преодолеть, вынуж­ден " просто так" вставать, ходить, " разминаться" и пр.

В общем виде множество преобразующих, или конструктив­ных, методов психологии труда можно представить следующим образом:

1. Методы использования и формирования субъектных факто­ров труда [9], [11], [12], [17-19], [21-24], [29-33], [41-43], [47], [49], [50], [59], [61], [70], [71], [77], [80-86], [90], [91], [102-105], [112], [121], [126], [136-139], [143], [146-149], [154], [155], [158], [159], [169], [180], [184], [185], [190], [200], [201], [206], [215], [217], [219], [238], [242], [252], [255], [256], [262], [263], [273], [278], [288], [296], [306], [315], [317], [325], [328], [332], [333], [349], [367-369], [373], [375-377], [380], [381], [382], [388], [391], [398], [403], [411], [417], [419], [420]:

• методы профессионального самоопределения, самообучения, самовоспитания, поиска индивидуального стиля деятельное­ти, путей адаптации к рабочей обстановке и к профессиональ­ному сообществу;

• методы профконсультации, профпросвещения, психологичес­кого просвещения трудящихся (для улучшения саморегуляции субъектов труда), трудового и профессионального обучения и воспитания, профессионального отбора, профподбора, пси­хологического тренинга (начиная от повышения уровня сен­сорной чувствительности и кончая формированием, напри­мер, в " деловых играх" отношений личности; ума, характера, самосознания в специальных видах деятельности), а также ме­тоды профилактики и коррекции неблагоприятных функцио­нальных состояний (например, " психологическая разгрузка", " релаксация"), методы коррекции индивидуального стиля ра­боты.

2. Методы использования и формирования, проектирования объектных факторов труда [25], [29], [52], [73], [93], [114], [125], [134], [191], [193], [198], [211], [224], [226], [253], [257], [269], [276], [289-291], [299], [354], [355], [357], [370], [387], [388], [394], [395], [415], [416]:

• методы рационализаторской, изобретательской работы про­фессионалов, направленные на улучшение средств и условий труда. Могут спросить: причем тут психология труда? Продук­тивная работа в названных областях возможна только при более или менее осознанном — интуитивном или дискурсивном — моделировании психики человека как субъекта труда. И один из вариантов хода дел здесь — сотрудничество профессионала-рационализатора с психологом;

• методы разработки психологически обоснованных рекоменда­ций к техническим проектам средств и условий труда — инже­нерно-психологическое, эргономическое проектирование;

• методы разработки рекомендаций по оптимизации деловых и личных отношений в профессиональных и межпрофессиональ­ных (комплексных) сообществах, трудовых коллективах, группах.

По понятным причинам приведенная совокупность методов согласуется с " золотым правилом" психологии труда, охаракте­ризованным в разделе 1.9. При реализации любого из преобразу­ющих методов возникает, в частности, задача психологического, а не просто административного или тем более волюнтаристского управления активностью людей. Так, например, при профотбо­ре важно, чтобы человек внутренне принял отрицательные для него результаты отбора и правильно реориентировался на какую-либо иную деятельность. При профконсультации, а именно кон­сультировании по выбору профессии важно, чтобы оптант (выби­рающий) в необходимых случаях сам изменил свои первоначаль­ные личные профессиональные планы, намерения. При внедре­нии новых технических средств труда нужно прийти к тому, чтобы работник захотел бы их освоить и освоил или выбрал для дальнейшего своего существования новый трудовой пост, изме­нил предвзятое отношение к новой непривычной технике или к новому профессиональному статусу (положению среди людей).

Сходные и обычно более острые (в части переосмысления жизненных перспектив, глубоких переживаний) ситуации возни­кают при вынужденной перемене труда в связи с явлениями без­работицы, частичной утраты трудоспособности. Правда, при не­которых психологических условиях смена профессии может быть осмыслена как явление ценного профессионального развития че­ловека [176].

Далее хотя бы кратко, обобщенно и иллюстративно рассмот­рим здесь вопрос (неизменно встречающийся во многих ситуаци­ях работы психолога) о методах психологического воздействия на человека или группу людей, коллектив. Как отмечалось, задача, поставленная на языке " социального заказа", должна быть пере­ведена в систему профессиональных категорий психолога, языка психологии.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал