![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика наблюдения за фиксациями взгляда ткачих-четырехстаночниц льноткацкого производства при разработке брака
1. Исходное представление об объекте изучения. Продуктивность труда ткачихи определяется в конечном счете временем, в течение которого работают (без брака) станки. Наблюдаемые обслуживают по четыре так называемых " тяжелых" станка. Схема рабочего места ткачихи (вид сверху) Обозначения: прямоугольники — станки; цифры — условные номера станков; Р — " работница" — место, где стоит ткачиха у станка при разработке брака (в данном случае у грудницы станка 1); жирные линии — передние планы станков (фудницы); ггунктирные линии — задние планы станков.
Если станок остановился или остановлен ткачихой (положим, из-за обрыва нити), задача работницы — как можно быстрее пустить его, выполнив необходимые работы (такие, как ликвидация обрыва, отрыва — одновременного обрыва многих нитей, разработка брака). Разработка брака состоит в том, что работница точными и быстрыми движениями с помощью шила извлекает уточные (т.е. располагающиеся поперек основы) нити на участке куска ткани, где образовался брак — " дыра", " подплетина" и пр. Каждая нить (обрывок) в отдельности отделяется шилом от опушки (края) ткани, подцепляется и вытягивается, вытаскивается из переплетений с нитями основы. По мере извлечения обрывков нитей ткачиха удерживает их в левой руке. Окончательное вытаскивание каждой нити осуществляется левой рукой, в которой и накапливается пучок извлеченных обрывков. Пока ткачиха разрабатывает брак на одном станке, нужно посматривать и на другие (" идущие") станки, чтобы предотвратить возможные длительные их простои. Глядя на зону разработки брака, ткачиха время от времени переводит взгляд на остальные станки (примерно на 80, 130 и 180°). Идеальным было бы такое положение, если бы ткачиха была постоянно обращена к каждому из станков. Но это практически невозможно. Поэтому желательно " оглядываться", как выражаются ткачихи, на необслуживаемые станки как можно чаще, ибо на любом из них в любой момент может произойти обрыв одной нити или нескольких. Делать это нелегко, поскольку разработка брака должна выполняться максимально быстро и тоже требует внимания. Перемещение взгляда работницы от обслуживаемого станка к другим, от одного станка к другому можно интерпретировать как: • акты произвольного внимания; • акты переключения внимания (частный случай проявления произвольного и послепроизвольного внимания); • акты контроля за состоянием на рабочем месте; • как поведенческие симптомы реализации сознаваемого правила или системы правил осмотра станков (" смотреть как можно чаще", " чаще смотреть на плохо идущий станок" и т.п.); • как ориентировочные реакции в ответ на особенности изменений внешней обстановки (например, рабочих шумов и других естественных индикаторов технологического процесса); • акты ориентировочной деятельности в связи с изменениями мысленного образа технологического процесса. Ткачиха мысленно ведет процесс, предвидя, что и где может произойти. Учитывает вероятность появления неполадок в зависимости от известных ей особенностей каждого станка — " этот рвет основу слева", " у этого не всегда срабатывает автомат зарядки челноков" и подобн. 2. Программа наблюдения. 1) Единицы наблюдения (т.е. определяемые исследователем системные организации определенных внешних проявлений психики в конкретных условиях, наблюдаемые события). Актом фиксации взгляда на одном из станков условно считается поворот головы работницы в сторону станка с задержкой взгляда на нем до перевода его (взгляда) на другой станок. Обследование взглядом разных планов станков (грудницы станка, товарного валика; среднего плана — ремизок, зева; заднего — основы, навоя) условно считается за одну фиксацию, поскольку наблюдатель в обсуждаемой ситуации не в состоянии констатировать достаточно точно все перемещения взгляда работницы при осмотре всех станков. Это можно было бы сделать в случае, если бы он изучал перемещения взгляда работницы, занятой у одного станка; 2) фиксационные точки единиц наблюдения (т.е. моменты начала и конца единиц наблюдения). В данном случае эти точки не выделяются, поскольку время фиксации взгляда не измеряется, а измеряется частота осмотров станков в единицу времени. Ориентировочно началом единицы наблюдения можно считать начало поворота головы работницы в сторону одного из необслуживаемых станков. Концом единицы — поворот головы в сторону любого другого станка (одновременно это будет и началом следующей единицы наблюдения). 3. Организация и процедура наблюдений. Факт присутствия наблюдателя около рабочего места ткачихи поясняется в предварительной беседе с ней, например, так. Она — одна из хороших работниц, и опыт ее работы ценен для совершенствования обучения и повышения квалификации начинающих ткачих и тем более для учащихся соответствующей профессиональной школы. Изучение ее опыта имеет также значение для науки. Наблюдатель — работник (или студент) университета (а не инженер-нормировщик, например). Для обеспечения необходимой адаптации к наблюдателю он " стоит" не только у данной ткачихи, но также и у других работниц. Длительность адаптационного периода определяется наблюдателем. Понятно, что обоснование, " оправдание" факта присутствия наблюдателя должно строиться с учетом конкретных обстоятельств, производственных отношений, типичных мотивов наблюдаемых работников (ситуация внедрения в стране так называемых " рыночных отношений" порождает и соответствующий образ мыслей: " чихнул — плати", поэтому, вообще говоря, изучение, " изъятие" ценного личного опыта работника может в этих условиях вызывать ожидания о вознаграждении; мы же здесь опираемся на случаи, когда наши наблюдаемые считали само собой разумеющимся, что ценным опытом работы надо делиться с другими бескорыстно). В ходе основного наблюдения исследователь выжидает ситуацию, когда на каком-либо станке появится брак такой величины, чтобы разработка его заняла не менее минуты. При этом недостаточно, чтобы брак появился. Важно, чтобы другие станки, где сейчас нет брака, были " на ходу". Итак, ситуация — на одном станке достаточно большой брак, остальные станки на рабочем месте наблюдаемой " идут". Исследователь выбирает позицию наблюдателя " по диагонали" относительно ткачихи на заднем плане соответствующего станка (например, если ткачиха разрабатывает брак на станке 2, то наблюдатель занимает позицию на заднем плане около станка 3). Увидев, что ткачиха приступила к извлечению первой нити при разработке брака, наблюдатель пускает секундомер, держа его все время в поле зрения, чтобы не упустить момент истечения минутного интервала, и приступает к протокольной регистрации единиц наблюдения. Способ регистрации описан ниже (в следующем разделе методики). Учитываются все минутные интервалы, целиком уложившиеся в период разработки ткачихой брака. Секундомер при этом не останавливается. Количество необходимых наблюдений определяется общепринятым (в математической статистике) способом. В протоколе должны быть отмечены дата наблюдения, время, фамилия наблюдателя, фамилия или индекс наблюдаемого. Очень важно, чтобы наблюдатель вел себя и выглядел очень осмотрительно: не сидел, если наблюдаемый работает стоя, и непрерывно был занят работой. Одежда наблюдателя должна быть неброской (рабочий халат). Наблюдатель не должен производить на наблюдаемого впечатление бездельника или человека, занятого не ответственной работой, " глазеющего", " зевающего", а тем более демонстрирующего себя или нарушающего привычные в данном сообществе нормы поведения. Это и подобное может привести к возникновению стойкого смыслового барьера между ним и не только наблюдаемыми, но и другими рабочими цеха, может повлиять отрицательно на репутацию психолога вообще. Промежутки времени, в течение которых наблюдатель выжидает нужные ему ситуации, можно заполнять ведением дневниковых или иных записей. 4. Предметное оснащение методики и способы регистрации результатов наблюдения. Сразу же заметим, что желание " возложить" тяготы наблюдения, скажем, на кино- или телекамеру не избавляет исследователя от последующей пошаговой обработки технического материала. Кроме того, полученный при этом результат сильно зависит от того, кто и как оперирует съемочной камерой. Так, например, многие даже документальные фильмы о людях, занятых тем или иным трудом, отснятые профессиональными операторами с участием режиссеров, осветителей и пр., как правило, не многое дают психологам. Почему? В кино и на телевидении полагается как бы неприличным держать одну " картинку" более 6—8 секунд. И вот вам хотят показать работу, скажем, машиниста электровоза; что же вы видите на экране? То сосредоточенный взгляд машиниста, то начинающее вращаться колесо, то поплывшую в окне окрестность, то летящие навстречу рельсовые пути, то опять лицо машиниста и пр. Смотреть это " просто так", быть может, и интересно, а изучить по таким материалам ничего стоящее невозможно — вас " давит" доктрина съемочной группы, эта группа как бы водит вашим взором, оставляя вам роль относительно пассивного созерцателя преподносимого зрелища. Так что не следует обесценивать " живое" наблюдение и простейшие технические средства регистрации его результатов. Это дело трудоемкое, но зато в научном отношении достаточно плодотворное. Вернемся к нашему конкретному случаю. Наблюдатель располагает секундомером с обязательно привязанной к нему ленточкой-петлей, которая одевается либо на шею наблюдателя, либо на кисть руки. Эта " мелочь" имеет важное значение, поскольку случайно выскользнувший из руки секундомер влечет много неприятных последствий (пол-то в цехе твердый). Наблюдателю необходим планшет (как минимум твердый лист картона, фанерка или папка), подкладываемый под листы протокола, или хорошо раскрывающуюся тетрадь с твердыми корками, ибо запись ведется в положении стоя. Листы протокола должны быть заранее разграфлены. Запись ведется условными знаками в двух столбцах. В левом столбце протокола проставляется номер станка, на котором ткачиха разрабатывает брак (номер обслуживаемого станка), в правом — номера станков, фиксируемых взглядом. Номера станков, фиксируемых взглядом до тех пор, пока взгляд не возвратится к обслуживаемому станку, записываются в одной строке в соответствии с последовательностью фиксаций. После возврата взгляда в исходное положение (к обслуживаемому станку) запись перемещается в следующую строку. После истечения каждой минуты — горизонтальная черта. Например, фрагмент записи (см. ниже слева) означает следующее.
Разрабатывая брак на станке 4, работница сначала взглянула на станок 3 и, не возвращая взгляд в исходное положение, на станок 1. Затем взгляд вернулся к станку 4 (этому соответствует перевод записи в очередную строку). После этого ткачиха взглянула только на станок 3 и опять вернула взгляд к станку 4. Затем ее взгляд проследовал к станкам 3, 1 и 2 поочередно (как бы " серийно", то есть без возврата каждый раз к работе на станке 4). И после этого снова вернулся к станку 4. Далее — взгляд только на станок 2 с последующим возвратом к исходному положению и еще два таких же " одиночных" взгляда на станок 3. Следующий минутный интервал относится уже к случаю обслуживания станка 3 (расшифруйте запись самостоятельно).
♦ Вопросы и темы для размышления и разработки 1.Наблюдение — не вчерашний ли это день науки? 2.Может ли наблюдение быть объективным методом, если наблюдает (и наблюдается) субъект? 3.Есть ли истины естественных наук, установленные методом наблюдения? Тема 1. Технические средства психологического наблюдения и наблюдатель. Тема 2. Возможности и ограничения наблюдения в разных психологических науках (к психологии труда самих психологов). Тема 3. Внутренние средства психолога-наблюдателя.
О ПРЕОБРАЗУЮЩИХ МЕТОДАХ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА Применение преобразующих методов связано с некоторым вторжением в психику стороннего человека с целью ее изменения и уже поэтому является делом более ответственным, чем просто посягательство на знание о ней. Ответственное влияние на психику людей предполагает оперирование и истинностными, и ценностными категориями, нормами морали. Поэтому оно является и более сложным для психолога, чем реализация чисто познавательного подхода, поскольку предполагает у специалиста наличие очень многих разнородных профессиональных умений, внутренних средств деятельности, а также многих необходимых личностных качеств. Строго и честно говоря, преобразующие методы — это предмет не для " введения" в психологию, а для дисциплин, завершающих подготовку специалиста-психолога. Здесь ограничимся обзорной характеристикой этих методов — более " вводной", чем это было в случае методов познавательных. Прежде всего, некоторые общие соображения. Как наша наука может полезным для общества и личности образом повлиять на изучаемую реальность? Этот вопрос существен для любой науки и в общем виде решается так, что наука дает практике удобные средства ориентировки в фактах и зависимостях, свойственных предметной области (в нашем случае — психике занятого трудом человека или человека, включенного или намеревающегося включиться в ту или иную работу, в профессиональную общность людей). Мы уже не раз отмечали, что средствами психологической науки в определенной мере может и должен располагать не только человек, стоящий " около" субъекта труда, но и сам этот субъект. Речь в этом случае идет о средствах саморегуляции, касающихся работоспособности, общего и профессионального развития, межлюдских отношений, не говоря уже о саморегуляции собственно операциональной, функциональной стороны трудовой деятельности (действий, умений, навыков). Все это предполагает постоянную заботу психологов о повышении психологической грамотности и культуры населения страны, в частности психологической культуры подрастающих поколений [181]. Ведь любая грамотность и культура относятся к категории таких реальностей, которые должны преднамеренно и постоянно поддерживаться и воспроизводиться в обществе. По аналогии, например, с чистотой. Нет смысла ожидать, когда она наступит, или призывать " бороться за чистоту". Надо " брать метлу и подметать". Чем выше будут показатели психологической грамотности и культуры народа, тем стабильнее и точнее будет запрос общества на услуги практикующих психологов. И еще: чтобы иметь или " давать" полезные для практики средства, приходится их изыскивать, строить, производить, что в свою очередь оказывается подчас сложным, длительным и трудоемким процессом. В этом обстоятельстве полезно отдавать себе ясный отчет, чтобы не рассматривать науку (собрания книг, статей, сообщества " живых носителей" психологического знания) как некий наполненный премудростью бездонный карман, в котором уже заранее и всегда все каким-то образом имеется, стоит лишь его хорошенько " встряхнуть" и найти нужное. Уже описанные средства нуждаются в своеобразной " привязке" к конкретным условиям практики. Это оказывается не одномоментным актом, а более или менее уникальным творческим процессом, требующим времени и труда компетентных людей, осторожного накопления опыта с отслеживанием более или менее отдаленных последствий наших " формирующих", " коррекционных" и подобных вмешательств в " чужую душу". Производить сложные средства просто, а простые, удобные и гуманные — сложно. Это, кстати, не всегда хорошо осознают " заказчики" психологических услуг. И здесь тоже требуется специальная разъяснительная работа. В связи с обсуждаемой темой нельзя не сказать и о " тщетных" и " вредительных" занятиях " людей корыстолюбивых" (пользуясь удачными словами просветителя XVIII в. В.Н. Татищева), обращенных к психике человека. Культивирование рыночных отношений и разных " свобод" приводит в качестве одного из побочных следствий к тому, что практиковать на основе некоторой ориентировки в закономерностях психики начинают люди отнюдь не безупречные в отношении профессиональной подготовки и личностной направленности. При решении исследовательских задач психологии отдельный человек или коллектив, группа в роли изучаемых объектов являются, прежде всего, материалом для развития науки. Получаемые результаты, в частности, могут быть включены в выборочную совокупность данных или исключены из нее на основе, например, статистически законных критериев отбрасывания крайних вариантов. При решении же практических задач, наоборот, наука становится материалом и средством обеспечения развития данного (в принципе любого, неотобранного) человека или коллектива, более или менее организованного сообщества. Скажем, вновь созданной фирмы, организации, человека в состоянии кризиса развития, безработного, человека, утратившего часть трудоспособности, старшеклассника с несформированной готовностью к самостоятельному выбору профессии. И мы должны заняться соответствующим объектом независимо от того, нравится он нам или нет, является типовым, " понятным" или нет. Указанная инверсия в системе " психолог — объект труда психолога" меняет требования к специалисту. Случается, что, несмотря на начитанность, конкретный работник оказывается безоружным и немощным, когда перед ним ставится практическая задача, тем более задача, сформулированная не в терминах науки, а на производственном языке — языке " социального заказа". Например: " сломить неправильное отношение молодежи к материальному производству", " изыскать дополнительные ресурсы повышения производительности труда", " отобрать подходящих для данной работы людей" (как будто кто-то их заготовил и надо лишь подобрать " ключи к замкам"). Практическая работа психолога иной раз высокомерно третируется как " не наука". Да, но если это научно осмысленная практика, то она в известном смысле выше теории. Теория должна ее обслуживать, верно отображать. Теорию нужно и перестраивать в соответствии с общественной практикой как критерием истинности научных знаний. Чтобы быть выше практика, надо им сначала стать. Проблемы преобразующих, или конструктивных, методов психологии труда, как отмечено выше, выходят за рамки ее вводных разделов, требуют обстоятельного специального изложения, обсуждения, логического, морального и опытного обоснования. Один из острейших вопросов этой темы сводится к тому, что применение конструктивных (преобразующих) методов тесно связано с идеей " манипулирования" людьми (их сознанием). И не всегда легко сказать, где кончается морально и юридически приемлемый метод социально ценного, гуманного воздействия на психику человека и начинается правонарушение — посягательство на личность, свободу, конституционные права. Злодеяния, как свидетельствует история, нередко основаны на применении именно конструктивных методов психологии, методов управления сознанием людей, таких, в частности, как дезинформация, клевета (пусть назовут это " рефлексивным управлением"), постановка человека в затруднительное положение с последующим предложением ему преступных путей выхода из него и пр. Своеобразие методов управления сознанием, психической активностью людей в труде сводится, в конечном счете, к построению, реконструкции, коррекции психических регуляторов поведения и деятельности (параграф 1.3) или хотя бы к относительно более разумному, эффективному использованию имеющихся. Усилия специалистов, направленные на рационализацию, преобразование объектных обстоятельств труда — его вещественных средств, предметной и социальной среды, тоже оказываются направленными также и на психику, на сознание, поведение, деятельность людей, занятых трудом, " деланием" чего-то социально ценного. Ведь новые средства и условия труда предъявляют и новые качественно определенные требования к психике человека, подчас неожиданные. Скажем, заметили, что оператор-диспетчер время от времени должен вставать, чтобы подойти к удаленным от его стула кнопкам пульта, измерили, подсчитали его маршруты и " оптимизировали" рабочее место — приблизили кнопки, сделали мягкое кресло и пр. В результате получилось нечто в духе чеховского отставного урядника, помешанного на теме " а посиди-ка, братец". Вследствие ограничений двигательной активности оператор стал быстрее, чем раньше, испытывать состояние сонливости, скуки. И чтобы его преодолеть, вынужден " просто так" вставать, ходить, " разминаться" и пр. В общем виде множество преобразующих, или конструктивных, методов психологии труда можно представить следующим образом: 1. Методы использования и формирования субъектных факторов труда [9], [11], [12], [17-19], [21-24], [29-33], [41-43], [47], [49], [50], [59], [61], [70], [71], [77], [80-86], [90], [91], [102-105], [112], [121], [126], [136-139], [143], [146-149], [154], [155], [158], [159], [169], [180], [184], [185], [190], [200], [201], [206], [215], [217], [219], [238], [242], [252], [255], [256], [262], [263], [273], [278], [288], [296], [306], [315], [317], [325], [328], [332], [333], [349], [367-369], [373], [375-377], [380], [381], [382], [388], [391], [398], [403], [411], [417], [419], [420]: • методы профессионального самоопределения, самообучения, самовоспитания, поиска индивидуального стиля деятельноети, путей адаптации к рабочей обстановке и к профессиональному сообществу; • методы профконсультации, профпросвещения, психологического просвещения трудящихся (для улучшения саморегуляции субъектов труда), трудового и профессионального обучения и воспитания, профессионального отбора, профподбора, психологического тренинга (начиная от повышения уровня сенсорной чувствительности и кончая формированием, например, в " деловых играх" отношений личности; ума, характера, самосознания в специальных видах деятельности), а также методы профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний (например, " психологическая разгрузка", " релаксация"), методы коррекции индивидуального стиля работы. 2. Методы использования и формирования, проектирования объектных факторов труда [25], [29], [52], [73], [93], [114], [125], [134], [191], [193], [198], [211], [224], [226], [253], [257], [269], [276], [289-291], [299], [354], [355], [357], [370], [387], [388], [394], [395], [415], [416]: • методы рационализаторской, изобретательской работы профессионалов, направленные на улучшение средств и условий труда. Могут спросить: причем тут психология труда? Продуктивная работа в названных областях возможна только при более или менее осознанном — интуитивном или дискурсивном — моделировании психики человека как субъекта труда. И один из вариантов хода дел здесь — сотрудничество профессионала-рационализатора с психологом; • методы разработки психологически обоснованных рекомендаций к техническим проектам средств и условий труда — инженерно-психологическое, эргономическое проектирование; • методы разработки рекомендаций по оптимизации деловых и личных отношений в профессиональных и межпрофессиональных (комплексных) сообществах, трудовых коллективах, группах. По понятным причинам приведенная совокупность методов согласуется с " золотым правилом" психологии труда, охарактеризованным в разделе 1.9. При реализации любого из преобразующих методов возникает, в частности, задача психологического, а не просто административного или тем более волюнтаристского управления активностью людей. Так, например, при профотборе важно, чтобы человек внутренне принял отрицательные для него результаты отбора и правильно реориентировался на какую-либо иную деятельность. При профконсультации, а именно консультировании по выбору профессии важно, чтобы оптант (выбирающий) в необходимых случаях сам изменил свои первоначальные личные профессиональные планы, намерения. При внедрении новых технических средств труда нужно прийти к тому, чтобы работник захотел бы их освоить и освоил или выбрал для дальнейшего своего существования новый трудовой пост, изменил предвзятое отношение к новой непривычной технике или к новому профессиональному статусу (положению среди людей). Сходные и обычно более острые (в части переосмысления жизненных перспектив, глубоких переживаний) ситуации возникают при вынужденной перемене труда в связи с явлениями безработицы, частичной утраты трудоспособности. Правда, при некоторых психологических условиях смена профессии может быть осмыслена как явление ценного профессионального развития человека [176]. Далее хотя бы кратко, обобщенно и иллюстративно рассмотрим здесь вопрос (неизменно встречающийся во многих ситуациях работы психолога) о методах психологического воздействия на человека или группу людей, коллектив. Как отмечалось, задача, поставленная на языке " социального заказа", должна быть переведена в систему профессиональных категорий психолога, языка психологии.
|