Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала
5. Стадия профессиональной подготовки в разных случаях Если речь идет о многолетней подготовке профессионала, то приходится, в свою очередь, различать тех, кто находится на первом, на втором и т.д. годах обучения. Здесь от года к году происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности. И есть здесь свои специфические " кризисы развития", и потребность в психологической поддержке становления профессионала. Эти вопросы мы оставляем, отсылая читателя к литературе (например: [70], [71], [121], [272], [342]). В целом в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, " для жизни", для успешного " производственного старта". Развиваются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в профессиональной среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем. 6. Стадия, или фаза, адаптанта: адаптации, " привыкания молодого специалиста (адаптанта) к работе. Как бы ни был хорошо налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит, " как ключ к замку», к производственной работе. Если в технической системе выбывший из строя блок, требующую ремонта деталь можно, как правило, заменить и она сразу будет работать, новый человек на новом месте — даже квалифицированный — нуждается в определенном периоде привыкания к новым условиям. Дело здесь в том, во-первых, что социальные, деятельностные нормы учебного заведения или привычного уже производственного коллектива не тождественны нормам нового места работы. И, например, молодой специалист должен найти в себе разумение и возможности саморегуляции, чтобы распознать, понять, почувствовать новые, непривычные для него нормы. Ведь они регулируют и поведение, и образ жизни, и манеры, и внешний облик профессионала, не говоря уж о собственно " технологических" тонкостях дела. Новичок должен суметь " вписаться" в контекст этих норм. Пословица, обобщая опыт межлюдских отношений, верно говорит: " В чужой монастырь со своим уставом не ходят". В рассматриваемом случае дело осложняется тем, что среди социальных, профессиональных норм есть немало и " неписаных законов", характерных для " вот этого" трудового коллектива. Адаптации, привыкания требует также вхождение во многие тонкости работы, которые молодой специалист, возможно, и знал со слов своих преподавателей, но опять же права пословица: " Дружком дорожку не изведаешь". Заметим, что некоторые нормы, неписаные законы производственного коллектива могут оказаться и небезупречными по моральным или правовым признакам. Следствие — конфликты. Но это особый вопрос. 7. Стадия, или фаза, интернала. Перед нами уже опытный, что называется, " наторевший" в своем деле работник, который и устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. И это признают товарищи по работе, по профессии. Он здесь уже " свой", " наш" — как бы уже внутри профессиональной общности, вошел в нее вполне определенно (как в самосознании, так и в сознании других). 8. Стадия, или фаза, мастера, мастерства (она будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым (во всяком случае, невоспроизводимым) работником. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание). 9. Стадия, или фаза, авторитета (она, как и фаза мастерства суммируется с последующей). Это мастер своего дела, хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). Возможно, сил и энергии у него сейчас стало меньше, чем когда он был моложе (биологический возраст, потери здоровья дают себя знать), но профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками. 10. Стадия, или фаза, наставника, наставничества в широком значении слова. Перед нами человек, у которого и коллеги готовы поучиться, перенять опыт. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии " обрастает" единомышленниками, подражателями в самом хорошем смысле, перенимателями опыта, учениками, последователями (независимо от того, имеют ли они официальный статус учеников). И это одно из обстоятельств, которые делают его жизнь наполненной осмысленной перспективой. Несмотря на приближающийся " срок дожития", обусловленный биологическими обстоятельствами, жизнь, связанная с передачей опыта молодым, с отслеживанием их успехов, а также посильным включением в их дела, может быть полной смысла. Основные фазы, стадии жизненного пути, начиная от ситуации выбора профессии и далее, схематично представлены ниже:
Кстати говоря, человек после вынужденной перемены труда в связи с ситуацией безработицы или частичной утратой трудоспособности) или выхода на пенсию может оказаться или намеренно поставить себя в какой-то мере в позицию оптанта — заново выбирающего подходящую профессию, специальность, вид трудовой занятости, так что выделенные стадии, или фазы, развития профессионала связаны с календарным возрастом не жестко. Добавим, что научно-технический прогресс тоже задает людям ситуации профессиональной реориентации. Даже при сохранении прежних названий профессий (в связи с появлением новой техники) приходится в некоторых случаях несколько раз в течение трудовой жизни доучиваться, переучиваться, переходить на другие трудовые посты пусть даже в рамках одной профессии. Кратко о нежелательных вариантах профессионального развития человека. Выше мы, толкуя о развитии человека как субъекта труда, исходили из неформулируемой предпосылки о том, что развитие идет в желательном направлении, что оно, так сказать, прогрессивно. Но прогресс здесь, как и всюду, не гарантирован автоматически. Рассмотрим в общих чертах возможные нежелательные ходы развития представителя профессии (подробнее см.: [172], [233], [122]). Можно выделить следующие пять разновидностей нежелательного развития человека как субъекта трудовой деятельности. В каждом случае постараемся обратить внимание на примеры внешних и внутренних (психологических) причин, а также возможных последствий соответствующих явлений. Соответствующие обстоятельства бесконечно разнообразны в разных профессиях, и приводимые ниже сведения нужно рассматривать как примерные иллюстрации. В каждой жизненной ситуации важно разбираться конкретно. 1. " Стихийное " развитие. Существенными признаками его являются недостаточная или наивно предвзятая ориентировка как в незримых обстоятельствах среды (мира профессий, возможностей выбора вариантов трудовых путей), так и в своих личных качествах, возможностях и ограничениях. Речь идет о более или менее ситуативном поведении (не обязательно " вообще", а на каких-то этапах профессионального самоопределения). Внешними причинами в подобных случаях могут быть недостатки образовательной среды (плохая постановка профориентационной работы в школе, обществе), нехватка психологической Информации, побуждающей человека к самопознанию и помогающей ему в этом. Возможными внутренними причинами могут оказаться нереалистический склад ума, недостаточно развитая самостоятельность мышления, ограниченный кругозор, недостаточная образованность. В качестве последствий в подобных случаях возможны выходы на пути прогрессивного развития. Но возможны и иные варианты. 2. Ложнонаправленное (девиантное, непутевое) развитие. Имеется в виду развитие на основе преднамеренно обдумываемых самостоятельных решений, но основанных либо на неприемлемой морали, либо на односторонних убеждениях, взглядах. Например, солдаты перед демобилизацией обсуждают свое будущее. Один намерен учиться, другой работать. А третий без тени юмора говорит: " Нет, работать не хочу. Пойду в милицию". Морально ущербно само нежелание работать; кроме того, у человека здесь обнаруживается крайне поверхностное и ложное представление о работе в предпочитаемой области. Погоня за денежной добычей без ориентировки на качество, общественную ценность результатов труда может оказаться строгой стратегией поведения иного человека на трудовом посту, сделать его корыстным, нечувствительным к нуждам других. Ложнонаправленными можно признать, и, казалось бы, ценные стратегии. Так, человек самоотверженно относится к работе (" результат любой ценой и к сроку"). Но если ценой тут оказывается свое здоровье, то в результате развивается хроническое утомление и возможен невротический срыв. В перспективе это закономерно ведет к снижению работоспособности со всеми следствиями этого обстоятельства. Возможна и противоположная стратегия " самосохранения", основанная на житейской " философии" типа " от работы кони дохнут". Это ведет к задержкам развития, поскольку способности развиваются в относительно напряженной деятельности. Внешними причинами здесь могут быть культивируемые в общественном окружении ущербная идеология, невысокая мораль. Может влиять и низкий уровень достатка, в условиях которого человеку " надоело жить". Возможно внушающее влияние авторитетных людей из близкого окружения, героев телеэкрана — телевидение не стерильно в смысле пропаганды насилия, разврата, " погони за копейкой". 4. Отягощенное развитие (деструкция). Имеется в виду развитие, сопровождающееся вредными перестройками, утратами или/и новообразованиями в психическом складе человека, например утратами ценных качеств, появлением душевной черствости. При этом подобные изменения могут порождаться и поддерживаться обстоятельствами самой профессиональной деятельности. Например, у людей располагающих властью (руководителей, менеджеров) отмечают возможность утраты чуткости к нуждам подчиненных, возможность появления ранее ненаблюдавшегося стремления " шевелить рычагами власти". У них отмечают излишнюю наклонность приводить других к повиновению (даже по пустякам), нетерпимость к критике " снизу" и бездумное почтение к " вышестоящим". У педагогов иногда отмечают утрату положительного отношения к детям. Появляется склонность злоупотреблять " командными" формами общения вместо заданных методикой воспитания. Внешними причинами могут здесь быть сложность и обилие задач, с которыми сталкивается человек, реальные опасности (не обязательно для жизни, но для общественного положения), возможность аварий, тяжелые, вредные условия, режимы труда. Сюда отнесем и плохую обеспеченность труда научной информацией, дельными рекомендациями (не всегда ясно, чему и как научить работника). Внутренними причинами могут быть недостаток подготовленности, завышенный уровень притязаний на успех и признание, неспособность сменить профессию на более посильную, подходящую. Существенное последствие обсуждаемых ходов профессионального развития в том, что изменения в психике профессионала оказываются устойчивыми, поскольку за их счет он как-то приспосабливается к своей работе, " выживает" в профессиональной субкультуре. 4. Застой развития (стагнация). Проявляется в том, что человек перестает совершенствоваться в своем деле, застревает в рамках повседневной деятельности, с которой он сносно справляется. Внешними причинами здесь могут быть вынужденное однообразие (монотонность) выполняемых действий, безвыходное положение в смысле возможной смены вида или места работы, Ухудшение состояния здоровья, старение человека. Внутренними причинами могут быть нежелание, неспособность построить перспективы своего развития в изменившихся Условиях, неумение подходящим образом к ним приспособиться. В итоге может возникать пассивная жизненная позиция (" не хочу высовываться", " от добра добра не ищут" и т.п.), общая Усталость, безразличие к жизни. Возможны конфликты с окружающими. 5. " Обратное" развитие (деградация). Проявляется в тех или стойких утратах качеств профпригодности, обретенных ранее. Это может происходить из-за невостребованности всех возможностей работника, из-за вынужденной многолетней (удовлетворительной в целом) работы человека на одном и том же месте. Это может происходить и в связи с резким обновлением внешних средств труда (модернизацией техники). В этом случае навыки накопления опыта человека оказываются ненужными (а требуются иные), и он оказывается как бы непригодным в новых условиях. Упомянем здесь также возрастные изменения работоспособности, хронические заболевания, признаки инвалидности в медицинском значении этого слова. К числу психологических причин отнесем здесь нежелание или неумение, неспособность приспособиться к новым условиям. Следствиями описанного рода обстоятельств оказываются снижение результативности работы, состояние подавленности. В порядке своего рода психологической защиты возможен уход в воспоминания о прошлом: " И мы были рысаками! " В предшествующем подразделе текста мы не без умысла старались избегать употребляемых в публикациях выражений типа " профессиональные деформации", " деформации личности профессионала" и подобных. Деформация — изменение, искажение формы чего-либо. А в нашем случае важно подумать о содержательном психологическом наполнении тех изменений, о которых мы вели речь. Впрочем, когда в литературе пишут о деформациях психики, то фактически имеют обычно в виду ее содержательные изменения. Вопросы и темы для размышления и разработки 1. Не слишком ли скучна перспектива — стать и быть субъектом труда? 2. Что может соответствовать выражениям " группа как субъект" или " групповой субъект" труда? Не шутка ли это? 3. В чем причины наивысших достижений субъекта труда? 4. Доводилось ли Вам сталкиваться с фактами нежелательных путей профессионального развития людей? Тема 1. Субъект труда и идея его разностороннего развития. Тема 2. Идеи рыночных отношений и бескорыстного обмена профессиональным опытом в перспективе развития общества. Тема 3. Культ рынка, бескорыстная интеллектуальная инициатива и социальный прогресс: всему свое место. Тема 4. Распознание и предупреждение нежелательных путей профессионального развития личности.
|