![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Три типа дисциплины и учения
Дисциплина и обучение не существуют отдельно и изолированно друг от друга. Они тесно взаимосвязаны. Шкале методов обучения, описанной в главе 10 (от учения, сфокусированного на учителе, до учения, сфокусированного на учащемся), соответствуют три типа дисциплины — учительский, совместный (cooperative) и собственный (self-dimension). Учительский тип дисциплины всем хорошо известен. И знание, и дисциплина исходят от учителя; учащийся слушает и слушается учителя. Всякая конфликтность (особенно в средних классах) проистекает из сопротивления учащегося требованиям учителя, что негативно характеризует учащегося. Совместный тип дисциплины — это средняя, промежуточная точка между внешней дисциплиной и самодисциплиной, между внешним образованием и самообразованием. Учителя и учащиеся работают совместно, так что во внимание принимается уровень комфортности для всех в классе, а учитель перестает быть источником всего знания и всей дисциплины. Совместная групповая работа необходима во многих классах для того, чтобы вести учителей и учащихся в направлении самодисциплины и самостоятельного учения. Анализ опыта Барбары Шил (см. главу 4) показывает, как она следовала за учениками, поддерживая тот комфортный для них уровень работы, в котором они нуждались в данный момент. Она выступала в директивной, совместной и недирективной ролях, варьируя свой подход согласно индивидуальным потребностям учеников. На конкретных примерах из школьной жизни, представленных выше, мы также видели, что учителя и учащиеся могут работать вместе, создавая конституцию класса и принимая на себя ответственность за конкретные виды работ в ходе организации учебной работы в классе. При собственном типе дисциплины учитель и учащиеся взаимодействуют в совершенно иной плоскости. Учащиеся осуществляют свои собственные исследовательские проекты, выполняют личные учебные контракты (см. главу 10), организуют свое собственное время и сообщают о том, чему они научились, используя при этом многообразные средства (от напечатанных текстов и рисунков до видеоматериалов). Школы, любимые учениками, предоставляют возможности для самостоятельного учения и самодисциплины. Например, в школе Clement McDonough City Magnet в Лоуэлле (Массачусетс) самодисциплина обнаруживает себя в форме судебной системы, созданной самими учащимися, где законодательный надзор и судебное разбирательство отдельных случаев — прерогатива самих учащихся без какого-либо вмешательства внешней дисциплинарной системы (Fadiman, 1991). Свободная школа Нового Орлеана, ШИВИ, О'Фарелл, Эми-6 и многие другие школы ежедневно предоставляют учащимся многочисленные возможности для развития самодисциплины благодаря различным формам участия в жизни сообщества и решении сложных проблем. В таблице 2 представлена взаимосвязь между обучением и дисциплиной. Учителям, которые большую часть своей жизни были центрированы на себе как преподавателе, будет трудно за короткое время перейти от одного полюса шкалы дисциплины и учения к другому. Устойчивое изменение требует и времени, и всесторонней поддержки. Если есть поддержка и возможность на опыте опробовать новые подходы к дисциплине и обучению, то постепенное продвижение от одного полюса шкалы к другому реалистично и вполне достижимо. Роль учителя изменяется вместе с типом обучения. Таким же образом и в то же самое время изменяется и роль учащегося. Учитель и учащийся становятся со-учениками. В конечном счете, учащиеся имеют возможность учиться в пределах всей шкалы. Учителя и учащиеся, имеющие больший опыт человекоцентрированного учения, становятся частью сообщества творческих учеников, обладающих самодисциплиной. А такие ученики способны на гораздо большее, нежели усвоение информации; они могут создавать будущее и совершенствовать прошлое. Таблица 2 Три типа дисциплины и учения
|