![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Человекоцентрированный тип обучения
Человекоцентрированный подход представляет собой противоположный конец шкалы. Он принципиально другой по своей философии, по своим методам и своей политике. В нашей современной образовательной культуре он не может существовать без одного предварительного условия. При наличии этого предварительного условия можно воспринимать и наблюдать весь перечень других качеств и свойств на любом образовательном уровне от детского сада до университета. Вот это предварительное условие: Руководитель, или человек, воспринимаемый в конкретной ситуации в качестве авторитетной фигуры, — достаточно свободен от недоверия к самому себе, а в отношениях с другими людьми испытывает полное доверие к способности других самостоятельно думать и самостоятельно учиться. Он расценивает человеческие существа как организмы, достойные доверия. При наличии этого предварительного условия становятся возможными и начинают осуществляться все последующие аспекты. * Фасилитация — процесс обоюдный. Руководители, поддерживающие других людей, сами получают поддержку. Распределенное принятие решений придает новое звучание и новый вес принятым решениям, давая возможность всем вовлеченным в этот процесс как оказывать, так и испытывать поддержку. Многие администраторы чувствуют себя изолированными и незащищенными в процессе принятия решений. Трудно представить себе позитивную учебную среду, в которой все взрослые в школе не поддерживают друг друга, если они преследуют цель создания наилучшего климата учения для каждого учащегося. • Учитель-фасилитатор разделяет с другими — учащимися и, возможно, родителями или членами социальной общности — ответственность за процесс учения. Составление расписания занятий, способ управления и функционирования, финансирование, выработка общей политики — каждая из этих функций входит в сферу ответственности особой группы лиц, вовлеченных в данный процесс. Таким образом, каждый класс может отвечать за свое собственное расписание занятий, а коллектив школы в целом может нести ответственность за общую политику. В любом случае ответственность является разделенной. • Фасилитатор предоставляет в качестве ресурсов учения как самого себя и свой собственный опыт, так и опыт, заимствуемый из книг, других учебных материалов или из жизни социальной общности. Он побуждает учащихся объединять их собственные ресурсы, основанные на их знании и опыте. Он открывает двери для ресурсов, лежащих за пределами опыта группы. * Учащийся вырабатывает свою собственную программу учения либо один, либо в сотрудничестве с другими. Ис-следуя свои собственные интересы, сталкиваясь с богатством своих личных ресурсов, учащиеся совершают выборы в отношении своих индивидуальных направлений учения и несут ответственность за последствия этих выборов. Они работают в атмосфере фасилитации учения. На собраниях класса или школы в целом очевидна атмосфера подлинности, заботы и понимающего слушания. Этот климат может быть первоначально создан человеком, воспринимаемым в качестве лидера. По мере продолжения учебного процесса этот климат все чаще и чаще создается учащимися друг для друга. Учение друг у друга становится столь же важным, как извлечение знаний из книг, фильмов или опыта работы. * Фасилитатор сосредоточен на том, чтобы благоприятствовать непрерывному процессу учения. Это благоприятствование изначально находится в центре его внимания. Содержание учения, хотя оно и важно само по себе, перемещается на второй план. Таким образом, учебный курс считается успешно завершенным не тогда, когда учащийся усвоил все то, что хотел узнать, но тогда, когда он значительно продвинулся вперед в усвоении того, как учить то, что он хочет узнать. • Учащийся добивается своих целей посредством самодисциплины. Ученик осознает и принимает то обстоятельство, что за дисциплину отвечает он сам. На смену внешней дисциплине приходит самодисциплина (см. главу 12). * Учащийся оценивает свое собственное учение. Главным оценщиком объема и значимости своего учения является сам ученик, хотя его самооценка может подвергаться влиянию и обогащаться за счет обратных связей от других членов группы и от фасилитатора. * В такой развивающей атмосфере учение получает шанс стать более глубоким, оно осуществляется в более высоком темпе и оказывает большее воздействие на жизнь и поведение учащегося, нежели учение, протекающее в традиционном классе. Направленность учения выбирается самостоятельно, само учение также инициируется самим учащимся; и человек во всей своей целостности (не только с интеллектом, но и с переживаниями и чувствами) включается в учебный процесс.
|