![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Угроза человекоцентрированного подхода
Я начинаю постепенно понимать, что человекоцентрированный подход к учению пугает именно своими политическими аспектами. Учитель или директор, рассматривающие возможность использования данного подхода, неизбежно столкнутся с проблемой разделения власти и контроля и будут терзаться всякого рода страхами. Кто знает, можно ли доверять учащимся или учителям, можно ли доверять самому процессу учения? Придется рисковать, а риск пугает. Человекоцентрированное учение пугает и учащегося. Гораздо легче подчиняться и жаловаться, нежели принимать на себя ответственность, совершать ошибки и жить с последствиями собственных решений. Кроме того, учащимися руководили на протяжении стольких лет, что они уже сами стремятся к продолжению безопасной ситуации, когда им говорят что надо делать. Буквально на этой неделе преподаватель, который ведет курс, посвященный вопросам брака и семьи, рассказал мне о попытке поделиться с учащимися ответственностью за процесс учения. Даже в отношении такого курса с таким огромным потенциалом для значимого личностного развития в самых первых реакциях учащихся звучала тревога: «Как нам будут выставляться оценки?», «Сколько будет контрольных работ?», «Какой объем текстов предполагается изучить?» Ясно, что выбор, связанный с ответственностью, пугает, и этот факт мы не всегда осознаем. Еще одна коллега, преподавательница геометрии в стар классах, решила постепенно отказаться от письменных контрольных работ в пользу проектов. Учащиеся стали жалобно ныть, что письменные проверки лучше подготовят их к тестам, используемым в колледже. На это учительница ответила, что выбранные ими проекты могут лучше подготовить их к жизни. Вряд ли нужно упоминать о страхе директора школы. Мне неоднократно приходилось наблюдать следующую картину: если один учитель, работающий в традиционной системе, инициирует без лишних разговоров и фанфар человекоцентрированный процесс учения всего лишь в одном классе, то он становится угрозой для всей системы. Фермент ответственной свободы и разделенной власти начинает восприниматься как то, чем он на самом деле и является, то есть как революционная сила, — и он может быть подавлен. Естественно, представители традиционной системы не говорят, что они выступают против демократического процесса или ответственной свободы. Наиболее частая реакция на возникающую угрозу такова: «Эта идеалистическая идея весьма похвальна как некая мечта, но она просто не будет и не сможет работать на практике». Это утверждение подразумевает, что человекоцентрированное образование не является ни практически пригодным, ни эффективным….
|