Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Угроза человеко­центрированного подхода






Я начинаю постепенно понимать, что человекоцент­рированный подход к учению пугает именно своими поли­тическими аспектами. Учитель или директор, рассматрива­ющие возможность использования данного подхода, неиз­бежно столкнутся с проблемой разделения власти и конт­роля и будут терзаться всякого рода страхами. Кто знает, можно ли доверять учащимся или учителям, можно ли до­верять самому процессу учения? Придется рисковать, а риск пугает.

Человекоцентрированное учение пугает и учащегося. Го­раздо легче подчиняться и жаловаться, нежели принимать на себя ответственность, совершать ошибки и жить с послед­ствиями собственных решений. Кроме того, учащимися ру­ководили на протяжении стольких лет, что они уже сами стремятся к продолжению безопасной ситуации, когда им говорят что надо делать. Буквально на этой неделе препода­ватель, который ведет курс, посвященный вопросам брака и семьи, рассказал мне о попытке поделиться с учащимися ответственностью за процесс учения. Даже в отношении та­кого курса с таким огромным потенциалом для значимого личностного развития в самых первых реакциях учащихся звучала тревога: «Как нам будут выставляться оценки?», «Сколько будет контрольных работ?», «Какой объем текстов предполагается изучить?» Ясно, что выбор, связанный с от­ветственностью, пугает, и этот факт мы не всегда осознаем. Еще одна коллега, преподавательница геометрии в стар классах, решила постепенно отказаться от письменных кон­трольных работ в пользу проектов. Учащиеся стали жалоб­но ныть, что письменные проверки лучше подготовят их к тестам, используемым в колледже. На это учительница отве­тила, что выбранные ими проекты могут лучше подготовить их к жизни.

Вряд ли нужно упоминать о страхе директора школы. Мне неоднократно приходилось наблюдать следующую картину: если один учитель, работающий в традиционной системе, инициирует без лишних разговоров и фанфар че­ловекоцентрированный процесс учения всего лишь в одном классе, то он становится угрозой для всей системы. Фер­мент ответственной свободы и разделенной власти начина­ет восприниматься как то, чем он на самом деле и являет­ся, то есть как революционная сила, — и он может быть подавлен. Естественно, представители традиционной сис­темы не говорят, что они выступают против демократичес­кого процесса или ответственной свободы. Наиболее час­тая реакция на возникающую угрозу такова: «Эта идеали­стическая идея весьма похвальна как некая мечта, но она просто не будет и не сможет работать на практике». Это утверждение подразумевает, что человекоцентрированное образование не является ни практически пригодным, ни эффективным….


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал