Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интервью с первоисточником: беседа Евгения Малина с раввином Исраэлем Меиром Лау
На протяжении вот уже более ста лет Америку называют «Золотой Мединой» евреев – идеальным и безопасным убежищем для них. Равно как и страной безграничных возможностей для них же. Вероятно, трудно найти еврея, который не согласился бы с этим, но именно таким евреем оказался главный ашкеназийский раввин Израиля – 58-летний Исраэль Меир Лау, прилетевший в Некоторое время назад я познакомил читателей «Нового русского слова» с напряженной ситуацией, возникшей в Израиле из-за сосредоточения в руках Главного раввината – буквально с Я получил потом множество откликов. И во многих звучали И вот оказалось, что описанная ситуация волнует не только «русских» эмигрантов в Израиле, но и американскую общину: она озабочена непрекращающейся конфронтацией между светскими израильтянами и ортодоксальным истэблишментом, сделавшим из Израиля полутеократическое государство. Именно поэтому прибытие одного из двух главных израильских раввинов в Фила-дельфию вызвало живейший интерес, а первое же заявление рабби Лау репортерам несколько шокировало их. – Для нас, израильтян, американская модель жизни евреев – это катастрофа. Для нас не годится ни она, ни любая европейская модель. Все дальнейшее интервью – это своеобразный ответ моим критикам: теперь они смогут услышать неискаженные высказывания «первоисточника». Репортеры были, повторяю, ошарашены: чем же плоха жизнь американских евреев? Общеизвестно ведь, что множество израиль-тян как раз и желают большей демократизации и секуляризации своего общества по американскому образцу? – Два явления, свойственные американским евреям, для нас неприемлемы и просто убийственны, – твердо ответил рабби, – процесс ассимиляции и смешанные браки. Нынешний ашкеназийский рабби (и это признают все) намного доступнее для широкой публики и для представителей противо-положного лагеря, нежели его фанатичные предшественники, что имеет свои причины. Рабби Лау, в прошлом главный раввин Если говорить об Америке в демографическом смысле, заметил он, ее еврейское население должно было бы составлять сегодня Пятьдесят лет назад в Штатах было шесть миллионов евреев, не подвергавшихся никакому притеснению. Если допустить, что в каждой еврейской семье было всего двое детей, численность – В чем же рабби усматривает причину этого явления? – В чем? Я уже сказал – в ассимиляции и смешанных браках. Куда исчезло 90 процентов американских евреев? Они ассимилировались. Это духовный катаклизм – я не хочу употребить – Что же рабби может противопоставить этому катаклизму? – Поддержание без изменений нынешнего положения в Израиле. Именно поэтому оно так важно. Брак и развод там никогда не – Как же рабби Лау представляет себе будущее Израиля? – Я вижу в Израиле отнюдь не Еврейскую Ривьеру, этакую жемчужину на благодатном Средиземном море. Скорее это будет последнее прибежище традиционной еврейской веры. Мы сделаем из Израиля подобие Ноева ковчега: в библейские времена причи-ной потопа, истребившего человечество, была вода, причина же нынешнего потопа, истребляющего еврейство, – ассимиляция. Обратите внимание: «мабул» (потоп на иврите) и «хитбололут» (ассимиляция) происходят от одного и того же понятия – «билбул» (путаница, деморализация). Ноев ковчег спас человечество, Израиль спасет еврейство. – Именно поэтому рабби не допускает мысли об «американизации» Израиля? – Именно поэтому. Мы твердо убеждены в том, что американский путь – не наш путь. – Но ведь американские раввины пользуются гораздо большей популярностью и симпатией, нежели израильские, не так ли? – В том-то и дело. Здешние раввины – вроде родителей, потакаю-щих прихотям своих детей и тем самым приносящих им вред. Поэтому они и пользуются симпатией и популярностью. А если вы не желаете иметь с ними дело, вы прекрасно обходитесь без них. В Израиле такого быть не может и такого не будет. В Израиле религия не может быть отделена от государства, и раввин – это государственный чиновник, без которого не обойтись. Вот почему американизация не для нас. – Ну, а если традиционный еврейский закон попросту не нравится людям, и если они недовольны раввином, навязывающим его им, что тогда? – Я свыше двадцати лет возглавлял раввинский суд в Натанье и Тель-Авиве, и утверждаю со всей ответственностью: редко Как человек вы можете быть любимы и популярны, но с раввином дело обстоит совершенно иначе. Для раввина существует только традиционный закон. Поэтому он не может признать евреем того, у кого мать нееврейка, не может признать евреем ребенка, рожденного от брака еврея с нееврейкой, оформить брак между евреем и неевреем. И это еще не все. Какой-нибудь молодой человек приводит ко мне свою люби-мую девушку, обращенную в иудаизм по всем правилам, и просит разрешения на брак. Я говорю ему: «Тебя зовут Данни Кац. Ты – М-да, в Америке о чем-то подобном не может быть и речи. – В этом все дело. Если даже американский ортодоксальный раввин и не согласится признать подобный брак законным и не станет проводить церемонию брака Данни Кац и новообращенной девушки, эта пара всегда найдет себе раввина из какого-нибудь более либерального течения. У вас – да, но не в Израиле. У нас это не пройдет. Вот почему вы можете быть хорошим и веселым человеком, регулярно появ-ляться на экране телевизора, произносить речи и вызывать всеобщее восхищение. Но едва появится «Данни» со своей девушкой, восхищение исчезает, и начинаются жалобы на несправедливость, несоблюдение прав и тому подобное. –И рабби считает эти жалобы совершенно безосновательными? – Я считаю, что это единственный путь нашего выживания. Если вы сегодня пренебрежете одним стихом Торы, а завтра другим, то в итоге возникнет ситуация, характерная для ваших киноактеров. Знаменитый Кирк Дуглас был в оригинале Иссером Даниловичем, евреем. А его сын, Майкл Дуглас, – больше не еврей, поскольку его мать, жена Кирка, не еврейка. И Дэнни Кей родился евреем – Даниил Каминский. И он больше не еврей.
*** Об этом действительно стоит подумать. Здесь, в эмиграции, я прочел добрых пару сотен статей и книг, авторы которых на все лады восторгались почти мистическим феноменом: Селевкид Антиох IV, римские императоры, Христианская Церковь, кресто-носцы, инквизиция, русские цари, нацисты и советская власть, – И вдруг оказывается, что картина-то совсем не выглядит столь мистически радостной. Оказывается, что, очутившись в открытом обществе с защитой против антисемитизма и беспредельными возможностями, евреи ассимилируются прямо-таки с «космической» скоростью – 2, 5 миллиона за пять лет! Они, оказывается, в абсолютном своем большинстве просто хотят жить, любить, жениться на любимых девушках и иметь от них детей. А с Израилем-то, оказывается, еще сложнее. Те наивные чудаки, полагавшие, что все жертвы приносятся как раз ради того, чтобы превратить страну в жемчужину на благодатном Среди-земном море, – они, выходит, жестоко ошиблись. Не жемчужина это будет, по мысли тех, кто держит в своих руках реальную власть над людьми, а что-то вроде питомника для разведения чистых по крови евреев. А если несознательные израильтяне начи-нают добиваться гражданских прав, – пусть знают, что это не их ума дело: есть люди поумнее, думающие и решающие за них, – для их же блага, естественно. Что касается меня, то на этот раз я хочу высказаться вполне определенно. Если бы я полюбил и был любим, и ревнитель чистоты породы стал бы доказывать мне, что я не могу назвать любимую женщину своей женой, поскольку это противоречит интересам борьбы с ассимиляцией, я не стал бы с ним разговаривать. А если бы подобные вещи мне стало диктовать государство, я бы наверняка эмигрировал вторично[23].
10. Спецназ Всевышнего: Интервью раввина Адина Штейнзальца
– В чем суть иудаизма – для народа избранного и для народов неизбранных? – Я скажу, хотя и не уверен, что вы захотите это публиковать. Я воспользуюсь метафорой из военной терминологии. Есть такие метафорические понятия: земное воинство, небесное воинство и т.д. В принципе все наполняющее мир человечество является войском Всевышнего. И как в каждой армии, в этом Воинстве есть спецподразделение, что называется, коммандос. В таких подразделениях служат только добровольцы, потому что никого нельзя обязать прийти на такой участок. Вот, попросту говоря, мы, иудеи, и есть спецподразделение Всевышнего. Естественно, мы лучше других вооружены и в нашей службе больше опасностей, чем у других. Но зарплату мы получаем ненамного выше, чем другие. – Что другие, не будучи спецподразделением, могут взять у иудеев? – Я продолжу метафору из израильской армии. Опыт элитного спецподразделения, приобретенный в особом отряде и ставший нормой там, впоследствии был освоен всей армией. Иудаизм содержит очень четкие указания, обращенные только к евреям: что им делать и как. Но в иудаизме есть также колоссальный пласт указаний о том, каким должен стать человек, чтобы сделаться немножко больше себя. Это заповеди, которые были даны первому человеку. Это то, чем мы несомненно, можем поделиться со всем миром. Более того, наша религиозная обязан-ность – передать неевреям тот набор ценностей, который мы – Согласитесь ли Вы с тем, что и евреи, читая тексты других народов, найдут там что-нибудь для себя? – Человек, получая любую информацию, обогащает себя как личность, но вопрос заключается в том, чтобы брать то, что тебе надо, и не брать того, что тебе не надо[24].[…] Раздел 4. Буддизм
Первый текст раздела принадлежит выдающемуся русскому специалисту по буддизму С.Ф. Ольденбургу, религиоведу с миро-вым именем. Предлагаемая Вашему вниманию работа «Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни» (№ 11) – публичная лекция, произнесенная в 1919 г. Она не только описывает представления буддизма о жизненном пути основателя религии, но и доступно воспроизводит базовые положения его учения путем пересказа буддийских притч. Второй текст – излагающая четыре благород-ные истины Бенаресская проповедь (№ 12), произнесенная Буддой сразу после просветления (другие ее названия – Проповедь в оленьем парке, Наставление о повороте колеса дхармы). Мы при-водим эту знаменитую проповедь в том виде, в каком ее можно найти в священном писании буддистов Тититаке, точнее, в такой ее части, как Сутта-питака. Раздел завершает отрывок из монографии С. Чаттерджи и Д. Датты «Индийская философия», озаглавленный нами как «Восьмеричный путь спасения» (№ 13).
11. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни
С.Ф. Ольденбург
Мы имеем много рассказов о жизни Будды, но мы совершенно не можем сказать, что из этих рассказов передает действи-тельно бывшее, а что есть только предание, ибо все эти рассказы составлены последователями великих учителей, которые передавали в них свои представления, не думая совершенно о том, что мы называем теперь строгой исторической правдой. И вовсе не потому, чтобы они хотели что-нибудь скрыть или исказить, хотя и это могло произойти у отдельных верующих, Ученые делают попытки разобраться в преданиях о мировых учителях и выяснить, какая часть исторической правды в них И потому, тот Будда, о котором я вам расскажу, будет Будда буддистов, и лишь два указания, что он жил в Индии и в VI-V в. Бодисатва покинул небесный «Радостный» град, чтобы возродиться в последний раз на земле от Махамаи, супруги Шакия царя Шуддоданы, в срединной Индии, в городе Капилавасту. В городе Капилавасту жена царя Шуддоданы увидела чудесный сон: ей приснилось, что боги, стражи четырех стран света, перенесли ее на ложе на горы Гималаи и здесь оставили под тени-стым деревом. Явились затем богини, супруги тех богов, и омыли ее в священном озере Анаватапта и одели в небесные одежды, и она вновь возлегла, и вдруг явился белый слон и вошел в ее правый бок. Наутро царица рассказала свой сон царю; позвал он звездочетов объяснить чудесный сон, и сказали они, что у царицы И стала царица ждать рождения сына, и когда прошло время, она захотела отправиться в загородный сад; и здесь, стоя под деревом, она родила сына, который чудесным образом вышел из правого ее бока. И много тогда произошло чудес, но главное это было то, что младенец сделал семь шагов и кликнул победный клич, возглашая как победитель в борьбе. Отвезли затем мать и ребенка во дворец. В то время жил мудрый отшельник Асита, понял он из совершавшихся в мире чудес, что родился тот, кому суждено было стать Буддою, радостный поспешил он в город и во дворец и попросил позволения увидеть мальчика-царевича. Царь велел принести сына, и мальчик положил ноги свои на голову отшельника, который преклонился перед младенцем, ибо понял, что перед ним тот, кто будет спасать людей. И просиял Асита от счастия, но тотчас же затем силою провидения он узнал, что не дожить ему до того дня, когда царский сын станет Буддою, и горько заплакал Асита. Спросил его царь, какая причина его слезам, не грозит ли несчастие мальчику? Мудрец ответил, что мальчику ничто не грозит, что он станет Буддою, но Асита плачет потому, что не доживет до этого счастливого дня. Наступил пятый день, когда, по обычаю, предстояло наречение имени новорожденному. И было устроено великое празднество. Нарекли имя царевичу Сарвартасидда – «Цели вполне достигший», или «Сиддарта», «Цели достигший». И прорицатели сказали, что станет он отшельником и Буддою. Когда царь спро-сил их, что же побудит царевича стать отшельником, прорицатели ответили: «Четыре встречи: со стариком, больным, мертвецом и монахом». Решил царь, во что бы то ни стало уберечь царевича от этих встреч, дабы остался он в миру, и велел он, поэтому окружить Сиддарту стражею и не допускать его никогда к старикам, По обычаям той страны праздновался праздник начала полевых работ и сам царь начинал пахоту и вспахивал сам поле. И не одно это чудо свершилось, а много других: так, когда однажды понесли мальчика в храм на поклонение богам, изображения их поднялись и преклонились перед бодисатвою. Когда он стал старше и его повели в школу, то он проявил такие удиви-тельные способности и такие удивительные знания, что учителя Мать мальчика после его рождения умерла на седьмой день, и его воспитывала тетка, сестра его матери, и сам царь. Мальчик вырос и стал юношей и царь захотел его женить. Перед тем он построил ему три дивных дворца, по одному для каждого времени года, ибо в Индии в то время считали три времени года: лето, время дождей и зиму. Дворцы были полны прислужников и прислужниц и было в них много плясуний, которые услаждали царевича плясками. Дворцы стояли среди садов, Когда царь задумал женить сына, он, прежде всего, подумал о своих родичах Шакиях и стал среди них искать жену бодисатве. И нашел он царевну Гопа – красавицу, умную, добродетельную, Отпраздновали свадьбу победителя царевича, и зажил он счастливо в трех своих дворцах. Но близилось уже время, когда предстояло бодисатве покинуть отчий дом и семью и радости семейной жизни и идти искать одному в пустыне ответ на вопрос о том, как спасти людей от смерти, страданий и перерождений. И вот испытал он четыре встречи, о которых звездочеты предсказали его отцу царю Шуддодане при рождении сына. Захотелось однажды царевичу поехать по садам и рощам и велел он запрячь колесницу. И когда он ехал и наслаждался дере-вьями и цветами, он вдруг увидел перед собою старика, седого, беззубого, согбенного, который с трудом двигался, опираясь на посох. Спросил царевич возницу, что это за человек, который не похож на других людей? «Это старик», – ответил возница. «А я тоже буду стариком?» – спросил бодисатва. «И ты будешь стариком, и я буду, – ответил возница, – все подвержены старости». «Довольно на сегодня прогулки, – сказал царевич, – вернемся». И когда они вернулись, царевич сел в своем дивном дворце и стал думать. «Горе тому, что рождается, ибо в том, что рождается, проявляется старость». Узнал царь про встречу царевича, смутился, велел пев-цам и плясуньям увеселять бодисатву и строго приказал следить за тем, чтобы не было новой встречи, дабы не сбылись предска-зания звездочетов. А царевич сидел и не слушал пения, не глядел на пляски и думал о юности, о старости, и вся радость юности, И опять прошло время, и поехал царевич по своим садам и рощам и увидел он больного: страждущего, мучающегося, лежа-щего, другими поддерживаемого, и спросил царевич возницу: «Кто это?» И возница ответил: «Больной». «А я избегну болезни?» – спросил тогда бодисатва. «Нет, ни ты, ни я и никакое рожденное существо не избегнет болезни». «Вернемся», – сказал царевич. В третий раз выехал царевич, увидел он толпу народа и И опять, в четвертый раз выехал бодисатва и увидел он человека бритого, в коричнево-красном платье, и спросил возницу: «Кто этот человек, у которого голова не как у других людей, и одежда не как у других людей?» «Это отшельник». «А что такое Возвратился царевич в свой дворец и погрузился в думы. Тем временем бодисатва сказал себе: «Взгляну еще раз на сына», – а сын его только что перед тем родился. Бодисатва В ту минуту светильник в комнате погас, но царевич рассмотрел, что мать держит рукою головку сына и потому лица его не видно. Бодисатва тогда подумал: «Если я подниму ее руку, она проснется, и может возникнуть препятствие к моему уходу; когда я стану И он вышел из дворца и сел на коня и поехал с ним к городским воротам; весь город был погружен в глубокий сон. Ворота открыло божество города, и бодисатва выехал. И в то мгновение перед ним предстал Мара искуситель, бог любви и бог смерти, и воскликнул: «Вернись, через семь дней ты станешь царем Миро-держцем и будешь владычествовать над всею землею!» Ответил ему бодисатва: «Не нужна мне власть царя Миродержца, я иду, чтобы стать Буддою». И сказал тогда Мара: «Отныне ни на шаг Отъехал царевич далеко от родного города и сошел тогда с коня; и от горя предстоящей с бодисатвою разлуки конь тут же умер. Бодисатва мечом отрезал себе волосы, отдал меч и драгоценности Чанне и велел ему известить родных об уходе своем. По дороге у встречного человека он обменял свое платье на рубище. Таким образом, бодисатва стал отшельником и вступил на путь Пошел бодисатва к мудрым учителям и у ног их слушал И вот вновь предстал перед ним Мара искуситель, бог любви и бог смерти, и стал искушать его: «Ты худ, ты бледен, близка к тебе смерть. Одна только часть жизни в тебе, а тысячу частей смерти. Для живущего жизнь лучше. Живя, ты станешь добрые дела делать». Но отверг бодисатва искусителя, который уже семь лет преследовал его. И послал к нему тогда Мара своих трех Все далее и далее размышлял бодисатва и понял он, что не голоданием и самоистязанием достигнет он высшего познания, ибо голод только обессилил его, и сказал он себе: «Приму пищу». И вкусил он рису и похлебки. В то время, когда он подвизался, около него, было пять нищих монахов, которые ждали, что само-истязаниями бодисатва достигнет истины. Когда они увидели, что бодисатва вкусил обильной пищи – рису и похлебки, сказали они: «Излишествует монах Гаутама, оставил он искание главного». И ушли от него. Освободившись от ослабления телесных сил, которое мешало созерцанию и размышлению, бодисатва углубился мыслями в рассуждение о том, где искать спасения, освобождения от страдания. И вспомнил он одно за другим свои прежние существования, и всегда было одно и то же – рождение, счастие или страдание или и счастие и страдание, а потом неизменно – смерть. И понял боди-сатва тогда, что сущность преграды к спасению в существовании и в неведении и в дурных помыслах, дурных словах, дурных делах. И беспокойствие в нем стало сменяться спокойствием, ведение И у Будды явилась такая мысль: «Я достиг высшего разумения, трудно достигаемого. Люди утешаются страстями и трудно им, Бог Брахма на небе познал направление мысли Будды и испу-гался отказа его от проповеди, спустился с неба и предстал перед Вещим и стал умолять его: «Возврати, господи, учение, гибнут Услышал Будда слова Брахмы и внял им: исполнилось сердце его сострадания ко всем существам и оком прозревшего взглянул он на мир. И обозревая мир оком прозревшего, увидел он существа малострастные, многострастные, с острыми и с нежными чувствами, увидел благочестивых и нечестивых, легко и трудно научаемых, и увидел некоторых живущих и со страхом взирающих на путь в тот мир. Как в пруду лотосов или водяных роз или белых лотосов, некоторые лотосы, или водяные розы или белые лотосы, родившись и выросши в воде, не выходят из воды, но зреют, «Отверсты врата бессмертия для них, да уверуют внемлющие учению». И понял тогда Брахма, что Вещий принял подвиг пропо-веди учения, преклонился перед Вещим и вознесся на небо. И стал Будда думать о том, кому и как он впервые возвестит закон, и вспомнил он пять нищих, которые ждали его просвет-ления, и, увидев его вкусившим рису и похлебки, ушли, потеряв веру в его искание истины. И решил он первую свою проповедь сказать им и пошел к ним, ко граду Бенаресу, в Рощу Ланей. Уви-дели его издали пять нищих отшельников и решили не кланяться ему, как нарушителю обетов и не говорить с ним; но когда Будда подошел, они невольно встали и пошли ему в сретение[25], один взял от него монашескую чашу и верхнюю одежду, другой пред-ложил воду для омовения ног, третий подушку под ноги, четвертый седалище, пятый подсыпал песку под ноги. И начал им «О братие, в две крайности не должен впадать вступивший Возрадовались пять нищих словам Учителя, первой его Началась теперь для Будды новая пора его жизни: он сделался Учителем жизни и должен был проповедовать свое учение всем людям. И действительно, до самой смерти своей в течение долгой жизни он учил людей, учил и примером и словом, странствуя по Индии. Жизнь его была простая, постоянно занятая жизнь Учителя: то он жил с учениками-монахами в общежитии[26], то предпринимал странствования, чтобы проповедь его распространялась шире по стране. Когда он жил в общежитии, то день его обыкновенно располагался так. Учитель вставал очень рано, совершал омовения и затем перед отправлением в обход за подаянием пребывал один, в размышлении. Затем приготовлялся к выходу и брал монашескую чашу. Он шел то один, то окруженный толпою монахов. Часто Будда странствовал, ибо чувствовал, что проповедь его нужна многим, а годы человеческой жизни коротки. Всюду народ собирался и слушал Учителя, и он говорил, сообразуясь с пониманием каждого: с мудрыми и знающими он рассуждал и выслушивал их вопросы и сомнения, с малознающими и не привыкшими думать отвлеченно он говорил обыкновенно притчами общепонятными и занимательными, а часто рассказывал о своих прежних перерождениях и на примере своих ошибок или напротив того правильных поступков показывал, как надо жить честно и Из воспоминаний учеников и последователей составились записи проповедей Будды и передались потомству. Вспомнил однажды Будда про встречи, которые побудили его покинуть отчий дом и стать отшельником, и произнес он проповедь о «Вестниках смерти». «Смерть, о монахи, имеет трех вестников. Каких же трех? Здесь, о монахи, человек грешит делом, словом, помышлением и, согрешив, попадает после смерти в ад и стражи адовы ведут его к богу смерти Яма и говорят: «О царь, этот человек не чтил ни друзей, ни монахов, никого из людей, накажи его, владыка». И начнет царь Яма испытывать его и спросит его: «Разве ты не видел первого вестника смерти среди людей?» «Не видел, владыка». И скажет ему бог смерти, царь Яма: «Разве не видел ты стариков и старух, согбенных, искривленных, опирающихся на посох, тря-сущихся, беззубых, плешивых, покрытых морщинами?» «Видел, владыка». «И что же, ты, сознательный, взрослый человек, не И слушали монахи и миряне слова Учителя и думали о них, думали о жизни, о делах человеческих и о смерти, о которой надо думать непрестанно, но которой не надо бояться никогда. И Будда понимал, что мысль о смерти особенно мучит и страшит людей, и потому часто говорил он о ней. Однажды, когда он был в городе Шравасти, у одной молодой матери умер ребенок; она не видела никогда смерти и потому не позволила унести И стала ходить с трупом ребенка из дому в дом, спрашивая: «Не знаете ли вы лекарства для моего сына?» Но люди говорили ей: «Милая, ты верно обезумела, что ходишь и спрашиваешь лекарство для умершего сына?» Она же говорила: «Наверное, я найду Один мудрый человек увидел ее и подумал: «Она, наверное, родила первого сына и не видела смерти». Сказал он ей: «Сам я не знаю лекарства, но знаю знающего лекарство». «Отец, скажи мне, кто же знает?» «Учитель, милая, знает, пойди и спроси его». Пошла она к Учителю, преклонилась перед ним и спросила: «Знаешь ли ты действительно лекарство для моего сына?» Став у первой же двери, она спросила: «Есть ли в этом доме горчичные зерна? Они лекарство для моего сына». Ей ответили: «Есть». «Так дайте». Когда дали горчичные зерна, она спросила: «Что в этом доме, не умирал ли сын или дочь или кто–либо другой?» Ответили: «Милая, что ты говоришь, живущих мало, а мертвых много». «Так берите ваши горчичные зерна, они не лекарство для моего сына». И ни в одном доме не могла она взять их и к вечеру начала думать: «Увы, тяжкое это дело, я думала, только мой сын умер, а вот, во всем городе умерших больше, чем живых». И когда она размышляла так, сердце ее, мягкое от нежности к сыну, стало твердым. Пошла она в лес, оставила там труп и предстала затем перед Учителем. «Что же, – спросил ее Будда, – получила ты хоть одну щепотку горчичных зерен?» «Нет, господи, не получила: во всем городе И вняла молодая мать слову Учителя, поняла слова учения, вступила на Путь – стала монахиней, а впоследствии известною старицею, учившею других тому, чему ее научил Учитель; многих женщин она привела на Путь, указывая на причину их тяжкой женской доли, учила жить настоящею жизнью, которая не боится смерти. […] Будда чувствовал, что люди увлечены стяжанием и что любовь к деньгам и вещам развращает людей, и когда однажды пришел народ слушать проповедь учения, он рассказал притчу о «Пахаре и куске золота». «Однажды Ананда путешествовал со мною по царству Шра-васти и у одного поля мы нашли кучу чистого золота, и я сказал Наши слова услыхал пахарь и пошел посмотреть на то, что мы назвали ядовитым змеем, посмотрел, увидел золото и удивился: «Ведь то, что монах назвал ядовитым змеем, – чистое, прекрасное золото!» Собрал и отнес его домой. Этот человек, который сперва, был так беден, что не имел пищи и одежды, стал теперь богачом, облекся в великолепные одежды, вкушал отборные яства. Царские соглядатаи, видя, что он внезапно Сторожившие его люди донесли царю о странных словах «О царь, – сказал он, – когда я был еще пахарем, я услыхал, как Будда сказал Ананде: «Это сокровище – ядовитый змей». Теперь я понимаю, что сокровище – истинно ядовитый змей». Иногда Будда любил простым или забавным рассказом дать «На берегу пруда жили два гуся, которые свели дружбу с черепахою. С течением времени пруд начал высыхать, и гуси сказали: «Пруд высыхает, наш друг верно страдает», – отправились к черепахе и сказали: «Вода в пруде высохла и тебе тут нечем жить, возьми в рот эту палку посередине, а мы ее схватим по Взяли и понесли черепаху, полетели с нею над городами и селами. Увидели их мальчишки и стали кричать: «Гуси черепаху несут, гуси черепаху несут!..» Рассердилась черепаха, крикнула: «Вам какое дело?» Но чтобы крикнуть она выпустила изо рта палку, упала и разбилась о землю». В другой раз Будда говорил о том, что надо делать в меру, и рассказал притчу о «Земледельце и соли». «Жил земледелец и никогда не видал соли. Однажды он увидел, как какой-то человек ел мясо и овощи и клал в них соль. «Что это такое?» – спросил земледелец. «Это соль, которая дает прекрасный вкус всякой пище». Тогда земледелец сказал себе: «Если соль дает прекрасный вкус всякой пище, то наверное, она сама по себе особенно вкусна». Взял он горсть соли и проглотил ее, и соль остротою своею, обож-гла ему рот. Тогда он сказал тому человеку: «Как мог ты мне сказать, что у соли прекрасный вкус?» Тот человек ответил ему: «Надо всегда уметь соразмерять количество, которое берешь. В известном количестве соль имеет прекрасный вкус и сообщает его еде. «Зачем же ты съел целую пригоршню?»[…]. Но что бы ни проповедовал Будда, он всегда возвращался к тому, что не надо бояться смерти, надо относиться к ней спокойно и равнодушно, даже если это смерть близких людей, и однажды он рассказал о «Пахаре, сын которого умер». «Крестьянин и – его сын пахали вместе на поле; змея укусила юношу, и он умер; отец не обратил внимания на смерть сына и продолжал работать. Мимо проходил брахман и спросил: «Чей это юноша?» «Мой сын», – ответил крестьянин. «Как же ты не оплакиваешь его?» «Человек, рождаясь, делает уже первый шаг к смерти – скорбь и слезы не помогут умершим», – так ответил отец, и никто из семьи не оплакал умершего; мать сказала: «Жизнь – гостиница, сегодня пришел человек, завтра уйдет»; сестра сказала: «Люди подобны бревнам плота, плывущего по морю, пришла буря, разбила плот, разогнала по морю бревна, и им уже никогда не встретиться – на мгновение люди сходятся, расстаются навсегда»; жена сказала: «Две птички летали вместе целый день и на вечер И неустанно и непрестанно проповедовал Учитель, помня о великом учительском долге, ибо тот, кто знает, должен делать все, что может, дабы узнали и другие. И особенно, если человек знает, как надо жить, если он знает, что такое смерть и что такое жизнь. Так шли долгие годы, и община разрасталась, и проповедь Пришел к нему любимый ученик его Ананда и сказал ему Будда ответил ему: «Нет, Ананда, я не думаю делать распоряжений относительно общины, я не считаю, что она связана со мною. Тому, что я знал, я учил, учил всему, не утаивая ничего. Теперь, Ананда, я дряхл и стар, я прошел свой путь, я достиг конца жизни, мне восемьдесят лет. Подобно тому, как обветшалая повозка может везти, только когда ее хорошо скрепят, так и тело Будды только тогда будет поддержано, когда его укрепят, а для этого теперь надо, чтобы оно было в покое, чтобы Будда мог не обращать внимания на внешний мир и, погруженный в созерцание, не касался ничего вещественного. Поэтому, Ананда, будьте вы сами себе светильниками, на себя одних полагайтесь, на других не полагайтесь. Да будет светильником вам учение, к учению При мысли о близкой смерти Учителя его любимый ученик Ананда, горячо к нему привязанный, отошел в сторону и горько плакал. Не видя Ананды, Учитель спросил, где он. Позвали Ананду, и сказал ему Будда: «Не смущайся, не плачь. Не говорил я тебе разве раньше, что в природе вещей лежит, что мы должны расставаться Потом Учитель сказал Ананде: «Быть может, среди вас явится мысль: кончено слово Учителя, нет у нас больше Учителя. Не думайте так: истины, которые я преподал вам, и правила, которые я дал общине, пусть они будут для вас учителем, когда меня не станет». И еще раз он опросил братию, прося высказать ему, все И тут Учитель сказал последние слова свои: «Внемлите, братья, говорю вам: все, что составилось, то и разложится. Бдите, стремитесь к спасению». После того Будда погрузился в созерцание и, переходя Будда умер, но не умерло не только учение его, не умерла и память о нем самом и теперь, через две с половиной тысячи лет во всех странах мира говорят и пишут о великом индийском Учителе и о его жизни, которая для нас пример того, как надо жить, любя и заботясь обо всех людях, кто бы они ни были. Но особенно знаменательно в этой жизни Будды то, что в течение долгих столетий во многих странах Азии, в Западной Европе и у нас в России, где никто не знал о существовании индийского Учителя Будды, рассказ о его жизни уже был хорошо известен, ибо во всех почти странах, у христиан, манихейцев, последователей Зоро-астра, мусульман, читали и рассказывали житие индийского царевича Йосафа, или Будасфа, которое не что иное, как жизнь Будды. И когда взрослые и дети читали и читают очаровательные сказки 1001 ночи, то и среди этих сказок находится одна, про «Субботника», благочестивого сына великолепного халифа багдадского Харуна Все доброе и прекрасное никогда в жизни не забывается, а жизнь Будды действительно была полна добра и красоты. Учителем жизни Будда был для людей не только учением своим, а и всею своею жизнью[27].
|