Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 3. Ранние и национальные религии
Предложенные в разделе тексты неоднородны как по содержанию, так и по форме. Статья Д. Голубева (№5) посвящена анализу научных изысканий В. Шмидта, который считал монотеизм исторически первой формой религии. В литературе о ранних формах религии, изданной по-русски, преобладают другие подходы, поэтому знакомство с концепцией этого авторитетного западного религиоведа любопытно вдвойне. В научно-популярной статье М. Салганик (№ 6) дан весьма удачный очерк индуистского мировосприятия, раскрыто понятие кармы. Последующие материалы посвящены иудаизму – единственной национальной религии, которая в нашей стране с полным правом может быть названа традиционной. В размышлениях русского философа, князя Н.С. Трубецкого (№ 7), написанных в эмиграции в 1935 г., подвергается анализу сложное переплетение этнического и религиозного начал еврейства. Мыслитель дал весьма достоверный, на наш взгляд, эскиз национального характера, отразил роль сложной религиозной истории в его становлении. Два материала (№ 9, 10) воспроизводят интервью с авторитетными раввинами, которые в непринужденной форме излагают взгляды ортодоксального иудаизма на место еврейского народа в мире, брачные отношения, процесс ассимиляции. Не менее живо написаны и воспоминания В. Белоцерковского (№8). В отрывке из них, включенном в хрестоматию, отразились особенности иудейского взгляда на мир, даны художественные характеристики ряда важных понятий.
5. Концепция первобытного монотеизма
Д. Голубев
Религиоведческие теории, предполагавшие поступенчатое развитие феномена религии, долгое время были популярны в научном мире. Но В. Шмидт, М. Элиаде и другие выдающиеся религиоведы предлагают в качестве альтернативы первобытный монотеизм, который находится в согласии с христианскими представлениями об истории религий человечества. В современной религиоведческой науке существует положение об эволюционном пути происхождения религии: от простейших форм – таких как анимизм, магизм, политеизм к более сложным – таким как монотеизм. В процессе развития религиоведческой науки развивались определенные религиоведческие школы и направления. В противовес эволюционному пути образовалось направление, в основание которого была положена концепция изначального первобытного монотеизма. Данная религиоведческая школа поставила себе целью показать правоту своих суждений на основе конкретных этнографических материалов и фактов. Одним из идеологов данного направления был немецкий этнолог и религиовед, католический священник Вильгельм Основываясь на материалах религиоведческих экспедиций в странах Америки, Африки, Австралии и Океании, в своем монументальном труде «Der Ursprung der Gottesidee» он изложил свою концепцию по проблеме происхождения религии и ее первоначальных форм. Шмидт считал, что у истоков первобытной религии в сознании так называемых примитивных народов существовало представление о Высшем Существе, трансцендентное от всего земного. Это Высшее Существо носило личностные характеристики и представлялось в виде некой Потенции, которая должна постепенно раскрыться в истории человечества. Говоря о культуре примитивных народов, Шмидт не придер-живался мнения о том, что современная культура «древних» Зададимся вопросом: каким образом эти простые в цивилизационно-культурном отношении люди пришли к понятию о могущественном Высшем Существе? Шмидт дает ответ исходя из двух позиций: 1) древний человек имел развитое представление об общих понятиях и искал причину всего существующего; 2) [древний человек имел] стремление к персонификации данной причины. Наличие понятия «причинности» у древнего человека видно из обнаруженных первых доисторических захоронений, благодаря которым получены ясные доказательства его мыслительного процесса (погребальные урны, орудия труда и быта, древние Шмидт связывает происхождение «причинного» мышления с движением тела, определенными действиями, поступками как свидетельством внешнего отражения внутренних процессов, связанных с волей и духовными знаниями. Шмидт свидетельствует, что древний человек был полноценно развитым существом и мог формировать общие понятия и находить причину вещей. Поиск причины вытекал из самонаблюдения. Волевой инстинкт толкал древнего человека познать окружающий мир, установить причину его возникновения. В познавательном процессе мировосприятия одновременно происходил процесс персонификации образов и явлений. Это привело древнего человека к признанию Наивысшего Существа в качестве надмирной Личности, Первопричины и вместе с тем Господина и Управляющего всем миром и его движением. Такое признание вытекало из логических и В связи с этим возникает вопрос: как представляли себе древние люди это Высшее Существо? Шмидт отвечает, что принципиального вопроса, является ли Высшее Существо духом или телом, или тем и другим вместе, не было. В представлении первобытных людей Оно было высоким по содержанию, но простым по форме Существом, хотя и могло иметь антропоморфные элементы. При этом Шмидт отвергает анимистическое доводы, приводя этнографический материал, из которого видно, что анимизм и тотемизм отсутствует в представлении всех пигмеоидных групп. И наоборот, видно явное наличие сравнительно чистого «этичного» монотеизма. «Древний» человек как личность обращался к Высшему Существу с просьбами. Прошения выражались не только словами, но посредством всего тела, чтобы показать, что все части тела принадлежат Ему. Практически все «первобытные» племена называют Его «Отцом». Это имя встречается во всех больших племенных группах, например, в северной Калифорнии (Юкки-Като, Помо, Патвин, Шошон), и особенно сильно распространено у В поддержку концепции В. Шмидта о первобытном монотеизме свидетельствует и другой видный историк религии М. Элиаде (1907–1986), который пишет: «Нет сомнения в том, что представление о небесном Высшем Существе является частью самых древних и подлинных верований аборигенов юго-восточной Раскрывая религиозную природу прамонотеизма, М. Элиаде делает акцент на естественном богопознании первобытного человека: «Очевидно, – поясняет он, – что Небо есть воплощение трансцендентности, мощи и святости. Простое созерцание небесного свода уже дает первобытному разуму религиозный опыт. Это вовсе не подразумевает поклонение небу как части природы. Небесный свод – нечто, далее всего отстоящее от ничтожного человека и его крошечного срока жизни. Символизм его трансцендентности проистекает уже из одного осознания его бесконечной высоты». Элиаде считает, что «для первобытного человека природа не просто «естественна», она в то же время и сверхъестественна, то есть является и проявлением священных сил, и шифром трансцендентной реальности». Во время молитв и жертвоприношений Высшему Существу древний человек входил в непосредственный контакт с Ним, В этом сакральном диалоге и должна была постепенно раскрываться Потенция, доставлявшая «древнему» человеку новые знания о Высшем Существе, которое выстраивало с ним отношения и сообщало более глубокий религиозный опыт. Такая форма бытия находит отражение и в современной концепции религиозного экзистенциалиста Мартина Бубера (1878-1965), в которой Бог открывается человеку в ситуации диалога, а религиозное чувство существует в самом его бытии. Таким образом, существует определенная связь между созна-нием первобытного человека и человека современного, что Однако критики Шмидта (например, К. Клемен, Р. Петтацони) говорили, что вера в Высшее Существо у «дикарей» в большинстве случаев переплетена с представлениями о других богах и духах, и поэтому говорить о «чистом» монотеизме не приходится. Но как свидетельствует другой видный богослов и историк религии, протоиерей А. Мень (1935–1990), «этого и следовало ожидать, ибо нынешние «примитивные» религии не есть застывший реликт, а несут на себе печать сложного религиозно-исторического развития». Уже при тщательном анализе этнографического материала видно, что влияние лунной и солярной мифологии на сознание «древнего» человека происходило намного позже первичного представления об Едином Высшем Существе и было связано, в основном, либо с процессами земледелия, либо с интеграциями культур. Этнография показывает, что вера в Единого все же не есть продукт поздней истории, а присутствует на самых ранних стадиях духовного сознания. В этой связи концепция Вильгельма Шмидта не перестает быть актуальной, и хотя имеются различные подходы в вопросе происхождения религии и ее первоначальных форм, можно с твердостью указать на теорию прамонотеизма Шмидта как на одну из самых достоверных, логически обоснованных и подтвержденных большим этнографическим материалом концепций в богословской науке[18].
|