Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Устоявшееся и неустоявшееся в речевой деятельности
Принцип, на котором основывается механизм психосистематики речевой деятельности, заключается в том, что мышление не имеет другого способа самопознания, кроме срезов в процессе собственной деятельности. Принцип подходит для всего, что составляет формальную структуру языка, т.е. для всех форм, которые посредством чередования, не выходящего за рамки замкнутой системы, подходят к различным идеям. Таковы, например, формы спряжения: они составляют замкнутую систему, и говорящий, охватывая мысленно всю систему, выбирает среди конечного числа содержащихся в ней форм ту, которая лучше всего соответствует целям речи, т. е. тому, что он хочет выразить. Выбор осуществляется среди конечного и всегда не слишком большого числа форм, так что, если использовать эти формы одну за другой, вскоре придет момент, когда потребуется вернуться к уже использованной форме. Можно сказать, что чередование происходит в замкнутой цепи. Много раз в лингвистических дискуссиях обсуждался вопрос, является ли язык системой или нет. Этот вопрос решен и закрыт, если согласиться, что система существует там, где формы чередуются в замкнутой цепи, и система не существует там, где в устоявшемся (а устоявшееся - это и есть язык) формы чередуются в разомкнутой, открытой цепи. Так, в наших языках есть система числа, представленная в виде двух чисел: единственного и множе- ственного. Есть система рода, представленная во французском языке двумя родами: мужским и женским. Система существует потому, что чередование форм, которых только две, происходит в замкнутой цепи. Латинское склонение образует систему, поскольку чередование происходит в замкнутой цепи. Напротив, там, где понятия заменяют друг друга в открытой, разомкнутой цепи, системы нет. Это касается конкретных идей, составляющих содержание частей речи. Они могут заменять друг друга без окончательного замыкания цепи подстановок. Я могу записать в форме существительных очень большое количество понятий и при необходимости свободно увеличить это количество, не встречая ограничений in intellectu. Другое дело - части речи. Их небольшое количество ограничено, а чередование их происходит в замкнутой цепи. Существует система. Споры на эту тему, вспыхивающие вновь и вновь, исчерпываются, на наш взгляд, этим объяснением, которое показывает в устоявшемся, каковым является язык, систему и несистему, свободное и несвободное. Применение методики поперечных срезов привело нас к разделению отношения мышление —> речевая деятельность, составляющего объект науки о речевой деятельности, на две части: устоявшееся (I'institue), каковым является язык, и неустоявшееся (le non-institue), каковым является речь. Сразу же заметим, что система существует только в устоявшемся; и пусть не возражают, что фраза, которая принадлежит речи, составляет тем не менее систему. Система фразы представляет собой составную часть языка. Фразу делает не система, а использование системы и свободный и мгновенный выбор идей, которые будут выражены во фразе. Этот свободный выбор не является обусловленным системно, и если системные условия, составляющие систему фразы, имеют конечный характер (количественно ограниченный), то использование системы предоставляет многочисленные возможности комбинаций, намного превышающие по количеству системные условия. Речи принадлежит использование системы настолько, насколько она свободна. Щекотливое определение. Система руководит своим использованием, а использование ее устанавливает. (Лекция 6 декабря 1951 г., серия А)
|