![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система и не-система в языке
Важной характеристикой языков, каждый из которых in to-to состоит из устоявшегося, является установление в них параллельно и не в ущерб друг другу свободы и закона, не-системы и системы. То, что установление осуществляется по двум направлениям - в сторону открытой цепи образования понятий и в сторону замкнутой цепи, - в некотором роде уже представляет систему. Устоявшееся, каковым является язык, в целом представляет собой систему, но его систематизация включает в себя установление свободного (системного и определяемого в открытой цепи) и несвободного (несистемного и определяемого в замкнутой цепи). Несистемное свободное подчиняется системному несвободному. Системное несвободное раскрывает перед нами достигнутую систематизацию, несистемное свободное - не достигнутую систематизацию. Морфология языка представляет установление в нем замкнутых цепей образования понятий. Если везде пользоваться открытой цепью, язык не будет иметь морфологии. Чтобы лучше понять, предположим, что французский язык содержит только частные понятия, свободно заменяющие друг друга; это был бы язык без какой бы то ни было морфологии. Но дело обстоит иначе, и структура языка определяет замкнутые цепи образования понятий, содержащие взаимозаменяемые понятия и удовлетворяющие одному общему условию переноса. Эти цепи образуют в языке системы. Обычные грамматики их представляют в виде парадигм. Может быть, лучше было бы сказать, что под несвободным, системным и обусловленным образованием понятий язык устанавливает свободное образование понятий, условия для которого остаются не определенными, не достигнутыми, системно не детерминированными. Несвободное системное образование понятий происходит в замкнутой цепи, т.е. в цепи форм одного языкового поля (оно заставляет нас выбирать среди некоторого конечного числа форм, например, три наклонения, два вида, пятнадцать глагольных форм). Свободное, несистемное образование понятий происходит в открытой цепи и представляет собой свободную деятельность мышления при отрицательной системности, закон которой принад- лежит не самой этой деятельности, а второй деятельности мышления, которая состоит в перехвате самого процесса деятельности. Таким образом, с одной стороны - бессистемная деятельность по производству свободных понятий, а с другой стороны - системная деятельность, направленная на понимание того, что она производит. Следовательно, в структуре языка мы должны различать две вещи, происходящие в мышлении: его деятельность в процессе работы и его деятельность, направленную на понимание своей деятельности. Систематизация находится не в активном мышлении (это его свободная деятельность), а там, где происходит перехват мысли самой собой. Нельзя терять из виду, что мышление существует само по себе только в том случае, если оно способно контролировать (перехватить) себя и тем самым различать в себе отдельные моменты деятельности. Эти перехваты отождествляются с представлением; это то, что является представлением. (Лекция 30 ноября 1951 г., серия В) г. глисон
|