Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перед тем как приступить к описанию фонем, необходимо указать на два обстоятельства.
Фонемы являются частью системы конкретного языка. Фонемы различных языков различны, а часто и несопоставимы. Именно поэтому чужая речь воспринимается иностранцем как беспорядочный набор звуков, который он не может повторить. Звуки чужого языка не совпадают с системой фонем его собственного языка, и поэтому даже простое высказывание кажется ему беспорядочным. Если описание фонем одного языка приложимо к описанию фонем другого языка, то это следует рассматривать как случайное совпадение. Фонемы - единицы звукового языка. Письменный язык имеет свою основную единицу - графему, (...). Если по необходимости в качестве примера приводится написание слов, нужно постоянно помнить, что написание не является и не может являться иллюстрацией фонемы. Напротив, ту или иную рассматриваемую фонему иллюстрирует именно звучание, которое передается написанием. Это неизбежно и составляет главную трудность при изложении. В качестве примеров выбирались такие сло- ва, которые произносились бы по возможности одинаково всеми американцами. (...). 12. Если большинство американцев и задумывается когда- Письменный язык, как правило, представляет собой ограниченное в своих возможностях отражение звукового языка. Он дает лишь неполное и несовершенное представление о реальной речи. Чтобы понять структуру письменного языка, надо постоянно обращаться к сравнению его со звуковым языком или строить догадки. К сожалению, чаще всего прибегают именно к последнему. Более того, эти догадки основываются не столько на подлинном знании особенностей языков вообще (результат развития дескриптивной лингвистики), сколько на априорных псевдологических построениях, на метафизике или просто на предрассудках. Хотя и логика и психология - важные науки, которые могут в значительной мере содействовать лучшему пониманию языка, их обычно используют лишь во вред самим наукам и изучению структуры языка. Языкознание должно начать с обстоятельного исследования звукового языка и лишь потом уже переходить к анализу письменной речи. Это относится как к языкам с многовековой письменной традицией, например к английскому, так, в неменьшей степени, и к языкам изолированных племен, которые никогда не знали письменности. 13. Вторая основная единица системы выражения - мор Более простые слова английского языка являются морфемами. Другие слова состоят из двух и более морфем. Как и фонемы, морфемы вступают в сочетания друг с другом по определенным сложным моделям. Структура выражения и представляет собой не что иное, как сумму моделей аранжировки (расположения) этих двух основных единиц. 14. Используя фонемы и морфемы в качестве основных единиц, лингвисты смогли построить исчерпывающую теорию о системе выражения языка и создать детальное и развернутое учение о системах выражения отдельных языков. Это обычно и называют дескриптивной лингвистикой. Дескриптивная лингвистика - основной раздел лингвистической науки. Наряду с ним выделяются историческое языкознание, которое занимается проблемами изменения языков во времени, и сравнительное языкознание, которое занимается вопросами родства языков, связанных общностью происхождения. Дескриптивная лингвистика обычно делится на две части: фонологию, имеющую дело с фонемами и их последовательностями, и грамматику, имеющую дело с морфемами и их сочетаниями. Языкознание создало в известном смысле более точные и строгие методы и добилось более определенных результатов, чем какая-либо другая гуманитарная наука, изучающая поведение человека. Эти достижения ни в коей мере не свидетельствуют о каком-либо научном превосходстве лингвистов над представителями других общественных наук: лингвисты работали над материалом, характеризующимся исключительно четкой структурой. Их успехи, кроме того, являются прямым результатом открытия фонемы - открытия, которое позволяет описать весь фактический материал с помощью небольшого числа отдельных единиц. В пределах того или иного языка данный звук либо является фонемой, либо нет; других подразделений вообще не существует. В языкознании это обстоятельство позволяет во многих случаях избегнуть неопределенности и неточности, которые типичны для большинства исследований, посвященных изучению поведения человека. (-..)• Главным доказательством высокого развития лингвистики как науки является воспроизводимость результатов исследований: если два лингвиста, независимо друг от друга, работают над фактами одного и того же языка, они придут к очень близким выводам. Последние могут, конечно, и различаться, причем некоторые из этих различий можно предсказать. Очень редко, однако, мы сталкиваемся с глубокими различиями. Обычно результаты обоих исследований оказывается вполне возможным согласовать и показать, что при помощи небольшого изменения формулировки одно заключение может быть сведено к другому. Иными словами, оба заключения разнятся главным образом своей внешней формой, а не по существу. 15. Изучение системы содержания осуществлялось в языкознании гораздо медленнее и с меньшей эффективностью, чем изучение системы выражения. По существу, его до сих пор нельзя с полным правом назвать научным. Без сомнения, это пагубно сказывалось на лингвистике в целом. Одним из самых больших недостатков в работе дескриптивистов в области выражения языка было непонимание связи между выражением и содержанием и неспособность использовать анализ содержания при рассмотрении соответствующих проблем в области выражения. Здесь и лежит тот предел в лингвистических познаниях, преодоление которого будет предпосылкой прогресса в 'ближайшие десятилетия. Недостаточная разработанность сферы содержания объясняется тремя причинами. Во-первых, лингвисты слишком поздно осознали подлинное значение двусторонней природы языка. Их внимание было отвлечено от этой важнейшей проблемы большими успехами в изучении системы выражения. Во-вторых, к структуре содержания можно было подойти только через структуру выражения. Это требует умозрительного метода, который не находил поддержки у лингвистов, занятых разработкой точного и строгого метода для обработки данных, более доступных непосредственному наблюдению. Исследование содержания было поэтому в глазах лингвистов делом второстепенной важности. В-третьих, содержание, вне его структуры, не поддается какому-либо обобщению. Субстанцию содержания составляет, несомненно, вся совокупность человеческого опыта. Тысячи ученых, каждый в своей области, работали, чтобы пролить свет на эту огромную массу материала. Однако единого подхода, который позволил бы охватить весь материал в целом и таким образом послужил бы отправным пунктом для сравнения различных языковых структур, еще нет. Только отдельные части системы содержания могут быть пока изучены как структуры, наложенные на определенные области человеческого опыта. Пример систематизации понятий цвета, рассмотренный выше, показывает, какие перспективы существуют в этом направлении, и делает еще более мучительным отсутствие дальнейших возможностей сравнения. 16. В отличие от содержания сфера выражения имеет дело с гораздо более простым материалом. Звуки, производимые органами речи человека, можно изучать с разных сторон. В двух случаях изучение звуков достигло высокой степени точности и принесло большую пользу лингвистике: в случае артикуляторной фонетики - раздела физиологии человека, и акустической фонетики - раздела физики. (...). Трудно представить себе, чтобы научное изучение системы выражения языка могло бы достичь современного уровня развития без помощи фонетики. Структура выражения может быть подвергнута систематизированному описанию только благодаря тому, что лежащие в ее основе звуки могут быть точно описаны и изучены. При исследовании структуры содержания мы вынуждены в настоящее время обходиться без аналогичного средства упорядочения всей суммы основных данных. По этой причине структура содержания относительно плохо изучена. (...). То немногое, что можно сказать о структуре содержания, часто носит, в лучшем случае, полунаучный характер. Мы даже не имеем ясного представления о ее основной единице или единицах. Отсюда - отсутствие той высокой степени точности, которая характеризует исследования системы выражения языка. Л. ЕЛЬМСЛЕВ
|