Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 17. Нулевой маркер







jeune

1. Неверно было бы думать, что все синтаксические явле­
ния имеют морфологические маркеры. Напротив, многим несом­
ненным синтаксическим явлениям не соответствует на уровне
морфологии какой-либо маркер. Мы будем говорить, что у них нет
никакого маркера или, что то же самое, что они выражаются ну­
левым
маркером. В стеммах этот показатель мы будем изображать
символом 9 (...).

2. Так, чаще всего никакого маркера не имеет синтаксиче­
ская связь. Когда мы говорим votre jeune frere 'ваш юный брат'
(...), мы подразумеваем, что между словами votre 'ваш' и frere
'брат' имеется синтаксическая связь. Однако на морфологическом
уровне этому обстоятельству никакой маркер не соответствует,
будь то хотя бы согласование или контактное положение в речевой
цепочке.

Votrt


 

3. Существование синтаксических явлений, не имеющих
маркеров, то есть существование выражаемого без выражающе­
го, - сильный аргумент против морфологического синтаксиса

4. В самом деле, видеть в синтаксисе лишь науку об упот­
реблении форм - значит ограничивать его лишь теми явлениями,
которые выражаются морфологическими маркерами, и отказы­
вать в праве на существование всем прочим синтаксическим
явлениям,
то есть таким, которым не соответствует никакой мар­
кер (...).

5. Отсюда следует, что чисто морфологический взгляд на
синтаксис неизбежно оказывается фрагментарным, неполным и
вынуждает довольствоваться лишь частичным отображением
предмета.

6. Очевидно также, что отсутствие исчерпывающих исход­
ных данных не позволяет воссоздать синтаксическую систему
языка и
даже предположить, что она существует.

7.«И действительно, функционирование синтаксической
системы можно уяснить себе лишь тогда, когда известна вся сово­
купность
составляющих ее элементов и тем самым имеется воз­
можность обнаружить внутренний закон, управляющий их соеди­
нением, х

8. Из сказанного выше вытекает, что изучение синтаксиса
возможно лишь при том условии, что лакуны, остающиеся после
описания морфологических явлений, будут заполнены сведениями
о собственно синтаксических явлениях. Там, где внешних источ­
ников информации не хватает, нужно суметь прибегнуть к внут­
ренним источникам.

9. Сами условия, в которых выступают синтаксические
факты, заставляют нас использовать, хотя бы частично, метод
интроспекции. Деятельность говорящего невозможно анализиро­
вать в структурном плане иначе, чем с помощью интроспектив­
ного обращения к самой этой деятельности.

10. Вот почему интроспекция должна стать одним из
главных методов исследования синтаксических фактов1.


 


Стемма 18



' Мы опускаем Главу 18. Интроспективный метод по причине ее ди-


Глава 19. Структура и функция

1. Интроспективный метод направлен на обнаружение той
глубинной роли, которую играет в языке то или иное слово
независимо от того, как оно проявляет себя внешне.

2. Он позволяет показать, для чего служат слова, то есть ка­
кую роль они играют в функционировании синтаксической систе­
мы данного языка.

3. Таким образом, слова можно рассматривать как своего
рода инструменты, каждый из которых предназначен для выпол­
нения лишь вполне определенной задачи, но зато эта задача может
выполняться наилучшим образом.

4. Роль, которую играют слова в механизме выражения
мысли, мы будем называть функцией.

5. Как мы видели выше (...), подчиняющий элемент выпол­
няет функцию образования единого пучка из тех синтаксических
связей, которые объединяют его со всеми его подчиненными. Эту
функцию мы будем называть узлообразовательной (fonction noda-
le).

6. Как мы видели выше (...), пучок связей может иметь
только один подчиняющий элемент. Следовательно, у вершины
пучка может быть только одна-единственная функция, узлообра-
зующая, которая при всех условиях остается неизменной.

7. И наоборот, как мы знаем (...), один подчиняющий эле­
мент может иметь пучок из нескольких подчиненных. Разные под­
чиненные могут выполнять по отношению к своему подчиняюще­
му разные функции. (...).

8. Функционирование данного структурного единства ос­
новано на разумном сочетании функций его элементов. Без функ­
ций
не может быть структуры. Иначе говоря, синтаксическая ие­
рархия (...) устроена так же, как и иерархия военная, в которой
каждый военнослужащий выполняет строго определенные функ­
ции.

дактического характера. - Прим. составителя.


9. Из сказанного выше вытекает, что структурный син­
таксис
- это то же самое, что синтаксис функциональный, и,

следовательно, функции, выполняемые различными элементами предложения и необходимые для его жизни, представляют для него первостепенный интерес.

10. Понимать язык - значит уметь определять, какие функ­
ции выполняются в нем всеми элементами предложения. Говорить
на данном языке - значит знать, как пользоваться инструментами,
выполняющими эти функции.

11. С этой точки зрения можно утверждать, что функцио­
нальный синтаксис способен оказать существенную помощь для
изучения современных языков, для активного овладения ими и для
их преподавания.

12. Следует отметить глубокую аналогию между функцио­
нальным синтаксисом и фонологией Пражской школы, которая
стремится увидеть за явлениями чисто физической природы те
собственно лингвистические функции, которые они способны
выполнять.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал